ХI городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юниор»
Секция: иностранный язык
Название работы:
«Дед Мороз и Санта Клаус. Сходство и различия»
Автор работы:
Согоян Диана Ервандовна
г.о. Тольятти, МБУ школа № 91, 5Б класс
Научный руководитель:
Гудилова Ольга Александровна,
учитель иностранных языков
первой категории, МБУ школы № 91
Тольятти
2016
Содержание
Введение
Дед Мороз
Санта Клаус
Заключение
Литература
Введение
Интерес к такому сказочному персонажу как Дедушка Мороз и Санта Клаус возникает у каждого из нас с раннего детства и не оставляет на протяжении всей жизни. Думаю, что даже взрослому интересно, есть ли на самом деле Дед Мороз или Санта, чем они занимаются, существует ли между ними отличия или это один и тот же герой. В последнее время популярность Санта Клауса в России резко выросла, дети часто принимают его за Деда Мороза и это очень печально! В своей работе я постараюсь рассказать, чем отличаются Дедушка Мороз и Санта Клаус. Все дети должны знать своего новогоднего волшебника и уметь его отличить от Санты.
Цель исследования: выяснить, кто такие Дед Мороз и Санта Клаус и насколько они похожи.
Актуальность темы: каждый ребенок должен верить в сказку и чудо, но из-за многочисленных зарубежных художественных фильмов и мультфильмов дети запутались в сказочных новогодних персонажах и не различают Деда Мороза и Санта Клауса.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования;
Проанализировать историю возникновения образов Деда Мороза и Санта Клауса;
Выяснить место жительства Дедушки Мороза и Санта Клауса;
Установить сходство и различия этих персонажей;
Поделиться полученными знаниями с одноклассниками и знакомыми.
Гипотеза: Дед Мороз и Санта Клаус являются совершенно разными персонажами, которые похожи лишь своей основной задачей – приносить детям радость и подарки. Методы исследования: изучение и анализ литературы и художественных фильмов, сравнение и анализ, беседа с взрослыми и детьми.
Дед Мороз
«Дедушка Мороз — это выдуманный герой, главный сказочный персонаж русских легенд на празднике Нового года, восточнославянский образ рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии — олицетворение Мороза, кузнец, сковывающий воду.» (1) Восточные славяне издавна восхищались Морозом как природной стихией. Это был образ невысокого старика с длинной седой бородой, он ходит по полям и вызывает трескучие морозы, спасая, таким образом, природу от стужи (Художественный фильм «Морозко»).
Формирование образа
Исследователь С. Б. Адоньева считает, что окончательный образ Деда Мороза как обязательного героя Нового года сформировался к концу 1930-х годов. Тогда после многолетнего запрета снова были разрешены Новогодние праздники и елки.
Е. В. Душечкина, соглашаясь с таким мнением, в своих работах называет более древние источники формирования этого сказочного образа. «Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября…»(2) Так например в 1840 году появились в печати «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского (3). В сказке «Мороз Иванович» впервые появилась литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Этот образ уже близок к современному: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега… Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Дети приходят к нему в гости и получают щедрые вознаграждения за хорошо выполненную работу.
Из Википедии (1) я узнала, что долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло только во второй половине XIX века, когда в городах России впервые попытались создать русского «рождественского деда», который дарил бы подарки детям России, как Николай Угодник у их западных сверстников. Во времена Александра II появляется «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870). Но эти попытки не прижились в России.
Двадцатый век стал для Российского Деда Мороза веком великих испытаний и веком триумфа. В 1918 году этот образ был запрещён советским правительством как "религиозный пережиток". Запрещено было и празднование Нового года. Но народный фольклор - сказки, песни, легенды - оказался сильнее указов и распоряжений. И уже в 1934 году, сначала на Украине, а потом и по России, стали возрождать Новогодние утренники - "Ёлки" - на которых детей встречали добрый Дедушка Мороз и Снегурочка. В середине XX века стали появляться художественные произведения с участием Деда Мороза. Известные всем художественные фильмы Александра Роу "Снегурочка" и "Морозко" привнесли в образ сказочного героя новые черты. Здесь Дед Мороз показан как персонаж дружелюбный, добрый, а судить, наказывать и проказничать на Новогодних праздниках стали представители тёмных сказочных сил - Баба Яга, Леший, Кикимора и другие.
По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой (4), - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает: "Борода и волосы — густые, седые, серебристые. Эти детали облика, кроме своего "физиологического", возрастного смысла (старец - значит седой) несут ещё и большой символический характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). К сожалению, эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Шуба — длинная, по щиколотку или по голень, обязательно красная, расшитая серебром. Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом или белым мехом, с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшитые серебром, символизируют чистоту и святость всего, что Дедушка Мороз даёт из своих рук. Пояс — белый с красным орнаментом, символ связи предков и потомков. Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. В морозный день Дедушка Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Посох — хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Снегурочка — уникальная спутница только Дедушки Мороза.
Где живет Дед Мороз
Первая родина Деда Мороза появилась в Архангельске в самом конце 80-х. В начале 1991 года были созданы ЗАО "Дом Деда Мороза" и ТОО "Почта Деда Мороза", зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза».
По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза — 18 ноября. Эту дату ему придумали дети: близко к этому дню в Великом Устюге, по статистике, ударяют первые сильные морозы, и наступает настоящая зима. 25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды; разработаны специализированные автобусные маршруты. Больше миллиона писем от детей различных стран были отправлены на родину Деда Мороза.
А в конце декабря 2011 года в Мурманске на Северном полюсе появилась своя сказочная резиденция. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».
Большое количество общероссийских Дед Морозов объясняется тем, что Дедушка Мороз волшебник и может быть одновременно и в Великом Устюге, и Лапландии. Если вдруг на вашем письме вдруг не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.
Кроме того, при изучение Интернет ресурсов мною были найдены сайты, на которых можно ознакомиться с жизнью и новостями нашего Дедушки Мороза, написать ему письмо, загадать желание:
[link] — статья «История Санта Клауса».