Родные языки в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обучения и воспитания
ФИО авторов: Круглова Л.В.
Должность: учитель немецкого языка
Наименование ОУ: МБОУ МСШ г Саяногорск
Родные языки в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обучения и воспитания.
В настоящее время в стране проходит процесс взаимопроникновения и взаимовлияния российской системы образования и международной системы образования. В российском образовании создаются разные модели образовательных систем в регионах, которые учитывают глобальные, региональные и этнокультурные особенности проживающих народов. Поликультурное образование в нашей республике является актуальной проблемой. Личности ребёнка уделяется серьезное внимание, она должна обладать межкультурной компетентностью, она формируется на трех культурах: родной этнической культуре, отечественной и иностранной, то есть современный молодой человек получает воспитание и развитие в поликультурном среде. Сейчас эта задача стала особенно значимой и актуальной.
Ее актуальность ярко выражена и обнаруживается в потере нравственных принципов поведения и всевозрастающем бескультурье населения. Конечно, люди, воспитанные на примерах великого подвига народа во время Великой Отечественной войны озабочены происходящим, и вспоминают многие общечеловеческие ценности.
Воспитание – формируется в социуме и имеет свои определенные направления. Ребенок получает воспитание в семье, детском саду , школе, в общении с друзьями, а так же через публикуемые СМИ, интернет ресурсы –все это составляющие социальной среды.
Социализация – это непрерывный процесс, в котором реализуется включенность ребенка в разные виды общественных отношений:
в учебе
в деятельности
в общении
Известно, что многообразие социальных отношений основано на достижениях культуры. Оно заложено в традициях, ценностных приоритетах. Результатом разнообразия социальных отношений, которые характеризуются образом жизни, миропониманием, значит культурой, явилось создание поликультурного социума.
В настоящее время наблюдаются различные подходы в поликультурном воспитания.
1Поликультурное воспитание - это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей [В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов].
С точки зрения авторов, поликультурное воспитание –это формирование уважительного отношения к другим культурам и развитие собственного интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности человека, которое подразумевает познание характерных особенностей различных культур. При этом осуществляется познание культурных ценностей и уникальности культурного разнообразия, принятие особенностей каждого человека. Итак, происходит признание ценности «другого». Это взаимодействие обеспечивает понимание и духовное обогащение участников диалога культур.
Значит, воспитание поликультурной личности является сложным процессом формирования качеств личности, находящихся во взаимосвязи.
Изучая идею поликультурности и обобщая существующий опыт, привлекают внимание труды выдающихся исследователей П. Ф. Каптерева, Н. А. Бердяева, К. К. Рериха,2 которые направлены на развитие ценностей в нескольких плоскостях: общечеловеческие ценности – национальные ценности – профессиональные ценности, внимание к национальным особенностям и традициям, их сохранению и развитию, взаимодействие культур с позиции сотрудничества, что отражается и на развитии всего человечества. [Смотри приложение (таблица №1)]
Учителя республики Хакасии, разрабатывая рабочие программы, планируют свою деятельность по поликультурному воспитанию обучающихся с учетом регионального компонента.
1 [link] ]
Приложение
1.Таблица
Историко-прогностический анализ идей поликультурности.
Исследователь, труд Основная идея
Возможность современной трактовки
Я. А. Коменский «Пампедия»
Посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обоснование необходимости развития пампедии - программы универсального воспитания всего человеческого рода
Формирование умений жить в мире с другими, готовности выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей
А. Дистервег
«Руководство к образованию немецких учителей»
Принципкультуросообразности
Принцип культуросообразности
П. Ф. Каптерев
Взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, где особенности, обусловленные национальными ценностями, - язык, религия, быт. Усвоение родного языка - это приобщение не только к национальным духовным ценностям, но и общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир
Стратегия развития ценностей в нескольких плоскостях: общечеловеческие ценности – национальные ценности – профессиональные ценности
Н. А. Бердяев
Путь к общечеловеческому лежит через национальное, и чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание
Внимание к национальным особенностям и традициям, их сохранению и развитию
К. К. Рерих
Идея о «благодетельном синтезе», под которым понимается «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей
Взаимодействие культур с позиции сотрудничества, что отразится и на развитии всего человечества
М. М. Бахтин
Новые вопросы, встающие перед чужой культурой, каких она сама себе не ставила, поиск ответов на эти вопросы и новых смысловых глубин. Диалогическая встреча культур не приводит к сливанию, смешиванию, поскольку каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, взаимообогащаясь при этом
Возможности культурообогащения и развития ценностей собственно национальной культуры
В. С. Библер «Школа диалога культур»
Механизмом взаимовлияния личностей-культур выступает диалог, интерпретируемый как форма общения отдельных людей, способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе
Развитие культуры мышления и нравственной культуры приводят к необходимости перехода от идеи «человека» к идее «человека культуры»
Л. С. Выготский
Источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре
Развитие ценностей личности в соответствии с развитием ценностей культуры