ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Колледж связи №54 имени П.М.Вострухина
|
115172, Москва, ул. Б.Каменщики, д. 7; тел., факс: (495) 911-20-77; e-mail: [link]
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ: «Использование видео на уроках английского
языка»
Автор-составитель: Рогозина О.Н. - преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории.
г. Москва 2016 год
Введение.
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы её достижения является одной из наиболее актуальных.
Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходя к определению американского учёного д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах».
Овладев коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приёмы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.)
Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.
Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты, явления, вся информация о разных областях действительности англо-говорящих стран отбирались с учётом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения.
Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англо-говорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики «...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности ...»
Более того использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивации речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть
направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному.
Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.
Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только использование еще одного источника информации.
Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительной, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции учащихся.
Глава 1. ЭТАПЫ РАБОТЫ С ВИДЕОТЕКСТАМИ И ИХ ЗАДАЧИ.
При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам принято выделять три основных этапа: дотекстовый этап (pre-viewing), текстовый этап (while viewing), послетекстовый этап ((post) after-viewing).
Дотекстовый этап
Цели этапа:
мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения;
снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.
Типы заданий:
I Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на:
сообщении ранее полученных знаний по этой теме;
особенностях заголовка;
беглом просмотре части фильма без звука;
списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемом до текста;
«содержании вопросов или правильных/ложных утверждений.
Краткое изложение учителем основного содержания текста
Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, объяснив таким образом, что предстоит увидеть. Если сюжет представляет интерес для учащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит, первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель может передать основную идею текста простыми и понятными словами, а может и сохранить ряд трудных для понимания выражений. Главным в данном случае является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и социокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов, включая объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом и т.д. Очевидно, что для использования такого типа задания учителю необходимо иметь определенный уровень профессионально- методической и профессионально - коммуникативной компетенции.
При использовании данного типа задания следует помнить о том, что сам текст вступления не является установкой на первичный просмотр, поэтому надо ясно и понятно
сформулировать задание на время просмотра текста, выбрав одно из заданий второго этапа, о которых пойдет речь ниже.
Предварительное исследование или проектная работа
Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике (на родном и на иностранном языках) также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны непредсказуемости.
Текстовый этап
Цель этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.
Типы заданий:
1 .Задания на поиск языковой информации
Данный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Формулировки заданий могут звучать примерно так:
Просмотрите видеофрагмент и ...
подберите английские/ немецкие/ французские/испанские и т.д. эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;
подберите русский эквивалент к следующим английским словам и выражениям;
заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;
запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с существительным «дорога» (все глаголы, которые употреблялись с существительным «продукты» и т.д.);
запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены в тексте;
с какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте; из приведенного ниже списка синонимических выражений отметьте те, которые (не) употреблялись.
Задания, на развитие рецептивных умений (на уровне выделения содержательной и смысловой информации)
На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения направленные на:
1) поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра); определение верных/ неверных утверждений;
соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текст и заголовки каждой части предлагаются);
выстраивание частей текста в логической последовательности;
установление причинно-следственных связей и т.д.
Задания, направленные на развитие навыков говорения
Следующие приемы работы с видео направлены на развитие умений монологической речи:
Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном случае используются установки на описание:
предполагаемой внешности героев и их одежды;
предметов, которые могли находиться рядом;
места событий;
характера взаимоотношений между персонажами и т.д.
Все эти задания представляют собой конкретный тип монолога - описания при сохранении ярко выраженных особенностей описания людей, предметов и т.д.
Задания, направленные на использование кнопки « ПАУЗА»
В данном задании учащимся предлагают высказать предположения о дальнейшем ходе развития событий, что неразрывно связано с развитием таких дискурсивных умений как определение и установление логико-смысловых связей текста и их развитие.
Задания, направленные на воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения и т.д.
Ряд заданий может быть эффективно использован для развития навыков диалогической речи, например: выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста. Данное упражнение вряд ли можно использовать для воспроизведения текстов монолога, поскольку содержание монолога в этом случае предвосхитить практически невозможно, если только человек не умеет читать по губам. Что же касается диалога, то при наличии таких элементов речевой ситуации как места и времени событий, партнеров по общению, их невербальному поведению можно сделать определенные предположения о содержании диалога, особенно, если ситуация является достаточно стандартной (в магазине, в театре, у врача и т.д.)
4.3адания, направленные на развитие социокультурных умений
Довольно часто приходиться сталкиваться с пониманием социокультурной компетенции в очень узком смысле, практически тождественной по значению страноведческим знаниям. Безусловно, для того, чтобы достичь необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметь определенный набор знаний о странах изучаемого языка. Однако еще более важно научиться сравнивать различные культуры мира, подмечать в них культурно-специфические особенности и находить общекультурные закономерности. Самой трудной задачей для учителя в плане формирования социокультурной компетенции представляется умение научить учащихся интерпретировать различные ситуации речевого и неречевого характера с точки зрения культурных особенностей конкретной страны, избегая при этом формирования ложных стереотипов и не подпадая под влияние навязываемых суждений и представлений.
Использование видео предоставляет для этого прекрасную основу, однако, было v бы наивно полагать, что без направляющей роли учителя и грамотной системы специально разработанных упражнений эти умения сформируются сами собой. Так, при работе с видеоматериалами, предлагается использовать такой тип заданий как установление межкультурных сопоставлений и расхождений. Здесь учителю важно помнить о том, что до тех пора пока умения сравнивать и сопоставлять культуроведчески - маркированную информацию не будут сформированы, необходимо продумывать систему опор, направляющих внимание учащихся на вычленение, фиксирование и интерпретацию нужной информации.
III. Послетекстовый этап
Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Оба предыдущих этапа являются обязательными как в условиях использования видеотекста в качестве средства развития комплексных коммуникативных навыков, так и в качестве средств контроля рецептивных навыков (аудирования). Данный же этап может отсутствовать, если видеотекст используется только для развития и контроля рецептивных умений.
Те упражнения, которые могут быть направлены на развитие продуктивных умений в устной речи, уже были частично названы в предыдущем разделе. На данном этапе помимо выше перечисленных упражнений можно использовать:
проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных
видеосюжетов самостоятельно (проведение видеоэкскурсии по городу/ школе и т.д., посещение школьного концерта, рассказ о своей семье и т.д.)
ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуации видеофильма. При этом их можно частично видоизменять
развивать речевую активность школьников, а также повысить речевую активность обучения. Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.
Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:
аутентичность;
информативная насыщенность;
концентрация языковых средств;
эмоциональное воздействие на обучаемых и др.
Эффективность использования видеофильмов зависит от рациональной организации занятий.
Учебные задачи
Одной из учебных задач, которую можно решать с помощью видео, является повторение лексики и расширение словарного запаса.
Для этого годится любой отрывок от 30 секунд до 1 минуты, в котором представлены предметы, действия или характеристики по соответствующей, лексической теме. Желательно, чтобы отрывок сопровождался музыкой или англоязычным текстом. Если нет возможности получить такую видеозапись, запишите отрывок с текстом на родном языке, убрав звук.
В зависимости от размера учебной группы вы делите ее на подгруппы или пары, каждая из которых получает свое задание. Задания не обязательно должны быть разными, они могут дублироваться для некоторых групп или пар.
Учащиеся смотрят отрывок, где представлены разные животные (профессии, цвета, люди, совершающие различные действия). Затем обсуждают в группах (парах) увиденное. При необходимости они могут пользоваться словарем или обращаться за помощью к преподавателю.
Например: назовите по-английски первое животное, которое вы увидели; скажите, что делает жираф; кто по профессии человек, которого вы увидели на улице; какие зеленые предметы вы увидели на экране и пр.
Потом учащиеся отвечают на вопросы. При этом учитель предупреждает, что они посмотрят отрывок еще раз и должны будут проверить, насколько правильно группа выполнила свое задание.
Затем вы смотрите отрывок второй раз и проверяете правильность ответов.
Видео можно использовать и для введения новых лексических единиц или новой лексической темы. Вместо того чтобы использовать для введения названий животных перевод или картинку, вы можете просто показать их в зоопарке или на воле, что произведет гораздо более яркое впечатление и будет способствовать лучшему запоминанию.
Как в этом случае, так и для задания "опишите картинку" можно использовать функцию "пауза" (freeze-frame), чтобы у студентов, была возможность разглядеть все детали на экране.
Другой задачей, которую можно решить с помощью видео на этом этапе, является задача обучения пониманию речи на слух, которую многие преподаватели в силу различных причин вообще не ставят перед собой.
Следует отметить, что использование видео для обучения аудированию имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С одной стороны, видеозапись, по сравнению с аудиозаписью, носит более жизненный характер - вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимику и жесты, а также получаете информацию о широком контексте происходящего - месте действия, возрасте участников и пр.
С другой - все эти факторы отвлекают слушающего от собственной речи, и он может увлечься разглядыванием картинки, вместо того чтобы сосредоточиться на аудировании.
Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед просмотром должны получить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться.
Видеодиалоги (5 -1 5 минут)
Данные упражнения помимо аудирования включают в себя выработку навыков чтения.
А. Учитель выбирает отрывок из фильма длиной 1-2 минуты, который состоит из четко проговариваемых реплик, простых по форме и содержанию.
Выписывает каждую реплику на отдельную карточку, пометив, какому персонажу она принадлежит.
Разбивает класс на несколько групп и каждой группе дает полный комплект , карточек, содержащих диалог.
Группа должна посмотреть отрывок, не заглядывая в карточки, а затем поставить реплики в том порядке, как они встречались в записи.
После этого следует посмотреть отрывок повторно, проверяя правильность порядка реплик. При необходимости следует делать паузы.
Учащиеся в группе тренируются в чтении диалога.
Преподаватель включает запись без звука, и учащиеся озвучивают диалог на экране (по желанию). В качестве вариантов можно предложить следующее:
Учащиеся раскладывают карточки в том порядке, который они считают правильным, проверяют верность своей догадки .
Диалог дается не на карточках, а на одном листе, и им надо пронумеровать реплики в порядке появления.
Б. Учитель выбирает отрывок из художественного фильма на 1-3 минуты, в котором беседу ведут от трех до пяти участников. Желательно, чтобы ученики были знакомы с персонажами.
Учитель подготавливает два списка имен персонажей и их реплик в произвольном порядке. У каждого учащегося должна быть своя копия.
При невозможности сделать копии, списки записываются на доске.
Учитель объясняет ученикам, что отрывок будет показан без звука и их задачей будет расположить реплики по порядку, а также разобраться, кто что говорит.
Учитель показывает отрывок без звука. Учащиеся работают в парах, восстанавливая последовательность реплик и их авторство.
Учитель показывает отрывок со звуком. Учащиеся проверяют правильность своей работы.
Диалог читается и обсуждается с классом
Предсказания (30 минут).
Учитель подготавливает отрывок из телепрограммы, спектакля или фильма из которого довольно быстро можно понять, как дальше будут развиваться события.
topic
SIGHTS
WORDS
SOUNDS
SMELLS
Раздает учащимся таблички или рисует таблицу на доске, при этом учитель говорит, что покажет начало отрывка и надо придумать, как будут развиваться события, а затем необходимо заполнить табличку.
Учитель показывает достаточно большой кусок отрывка, чтобы можно было понять сюжет и его дальнейшее развитие.
Преподаватель обсуждают с детьми их догадки.
Затем показывает оставшийся отрывок видеофильма.
Учащиеся обсуждают в парах, что они увидели, услышали и сравнивают с тем, что они ожидали увидеть.
TOPIC тема отрывка
SISHTS
что они ожидают увидеть
WORDS
Какие слова они ожидают услышать
SOUNDS
Какие звуки они ожидают услышать
ISMELL
какие запахи они могли бы почувствовать
Учитель с классом обсуждает, оправдались ли их ожидания. При необходимости, отрывок смотрят еще раз.
Варианты:
Во время просмотра учитель делает паузы, чтобы учащиеся угадывали, что случится дальше.
Говорит классу, что они увидят. Затем до просмотра учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Who will you see?
Where will the scene or action take place?
What things will you see?
What are some lines of the dialogue you will hear?
Если это необходимо, перед тем как ответить на вопросы, учитель показывает начало отрывка.
С тем чтобы учащиеся могли предсказать следующую реплику, учителю следует останавливаться перед каждой репликой.
Можно использовать следующее упражнение: учитель рассказывает, о чем будет отрывок, и на доске записывает названия шести предметов или имена людей, из которых четыре появятся в отрывке, а два нет. Дети должны будут предсказать, какие четыре появятся. Это прекрасный способ введения активной лексики.
Five W’s and Н (10- 15 минут) Я
Из телевизионной программы новостей учитель выбирает отрывок, который читает диктор и который содержит достаточно материала, чтобы задать все виды специальных вопросов!
Учитель объясняет классу, что они сейчас увидят настоящие новости, в которых содержится информация для ответа на вопросы:
Who is about?
What is about?
When did it happen?
Where did it happen?
Why did it happen?
How did it happen?
На доске учитель записывает эти шесть вопросов, предупреждает учеников о том, сколько именно новостей будет в данном отрывке. Задание перед первым просмотром - слушать и постараться понять темы. Задание перед вторым просмотром - слушать и делать пометки напротив каждого вопроса.
После второго просмотра учащиеся отвечают на эти шесть вопросов.
Затем можно предложить посмотреть новости в третий раз, после чего надо написать маленькую статью, содержащую новости, услышанные по телевизору. Можно дать это в качестве домашнего задания. Можно превратить это в конкурс: попросить детей изложить услышанное на отдельных листочках (или напечатать на компьютере), а затем без подписи вывесить для оценки и "проголосовать'’ цветными кружочками. Получивший наибольшее количество красных кружков становится классным "журналистом" на ближайшую неделю.
9. Краткие новости 115-45 минут)
Учитель выбирает отрывок программы с несколькими различными новостями.
Для каждого учащегося заготавливает копию такой таблички (см. табл. 1). Учащимся раздаёт таблички. Нужно убедиться, что все поняли, что написано в левой колонке. Затем ученикам предлагает, посмотрев программу новостей, придумать для
каждой новости наиболее подходящий заголовок и заполнить табличку.
Учитель показывает новости.
Учащиеся заполняют табличку (индивидуальная работа).
Учитель показывает новости еще раз, делает пауза после каждой с тем, чтобы желающие могли дать свой заголовок. Класс обсуждает уместность данного выбора.
Таблица 1
News summary
Foreign news
National news
Accidents
Disastem
Famous people
Art/entertainment
Sport
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА СРЕДНЕМ И СРЕДНЕПРОДВИНУТОМ УРОВНЕ.
Кроме упражнений, где главную роль играет звуковая дорожка, на этом этапе можно использовать видео для изучения различных культурных и социокультурных явлений видовые фильмы различной тематики для "опознания" культурно, значимых видов и j памятников, портретов выдающихся деятелей прошлого и настоящего, а также отрывки из художественных и документальных фильмов для интерпретации различных видов невербального общения - мимики, жеста, позы, видов физического контакта, стиля одежды. Однако в большинстве случаев вербальная часть видеоклипа будет играть решающую роль.
Предсказания (~20 минуг).
Учитель выбирает подходящий отрывок из фильма и выписывает до десяти слов или фраз, которые дают ключ к происходящему, поведению персонажей и пр. Записывает эти слова и фразы на доске в том порядке, в котором они встречаются в про грамме.
Обсуждает с учениками, в какой ситуации могут встречаться эти слова. Учащиеся в парах пишут сценарий, в котором будут использоваться эти слова и фразы. Пока они пишут, учитель обходит их, знакомясь с написанным и помогая, если это требуется.
Учитель выбирает несколько историй и зачитывает.
Учащиеся просматривают отрывок и сравнивают свои истории с тем, что они увидели. Просматривают отрывок снова для того, чтобы уточнить детали.
Вариант во время просмотра учитель останавливает запись и ученики дописывают конец.
Внутренний монолог (30-45 минут).
Учитель выбирает отрывок, в котором ярко выражаются чувства или отношения людей, но очень мало или совсем нет диалога. Объясняет учащимся, что в отрывке, который они увидят, выражаются яркие чувства, но персонажи говорят мало.
Учитель попросит их сочинить внутренний монолог, где чувства выражались бы словами.
Учащиеся просматривают отрывок, если необходимо, - дважды.
Учащиеся работают в группах, обсуждая характер персонажа, его чувства и мысли. Затем они пишут монолог.
Каждая группа читает свой монолог всему классу.
Учитель показывает отрывок еще раз, при необходимости останавливаясь и обсуждая детали.
Времена года (10-15 минут)
Учитель выбирает отрывок, в котором смена времен года играла бы важную роль в развитии событий. Объясняет, что покажется отрывок, действие которого будет происходить в определенное время года. Просит класс вообразить, что изменилось бы, если бы это случилось в другое время года.
Учитель записывает на доске:
If the action took place in [season], what difference would there be in what the characters say
what the characters are wearing
what the characters do
Is the story or situation as a whole?
Посмотрите отрывок
Вопросы обсуждаются в группах.
Затем вопросы обсуждаются всем классом. При необходимости отрывок просматривается еще раз и продолжается обсуждение.
Соотнесите прилагательные (15-20 минут)
Учитель выбирает отрывок, в котором участвуют 3-5 персонажей разного типа. Подготавливает список прилагательных, которые используются, чтобы описать характер людей (или попросите детей сделать это).
Раздает список и предварительно обсуждает эти черты с классом. Если в списке есть незнакомые слова, объясняет их значение.
Предупреждает, что каждый персонаж может быть описан хотя бы одним из этих прилагательных.
Учащиеся просматривают отрывок
Ученики работают в группах, обсуждая поступки персонажей и что они говорят, и подбирают каждому хотя бы одну характеристику.
Затем желающие выбирают одну характеристику и объясняют классу, что это слово означает, иллюстрируя свое объяснение каким-то примером.
Анализ рекламы (30 минут)
Учитель выбирает один или несколько рекламных роликов, подходящих для ваших целей. Заготавливает достаточное количество копий таблички для всех учащихся для обсуждения. (см.табл.2).
People in the news
Referred to as ...
Name of person Учитель раздает таблички учащимся и проверяет, все ли ясно, какого рода информация требуется, чтобы заполнить табличку.
Предупреждает класс, что сейчас будет показан рекламный ролик. Задача заполнить табличку данными, которые они получат из ролика.
Ученики просматривают ролик при необходимости несколько раз. Учащиеся заполняют табличку.
После того, как они закончат, учитель предлагает каждому сравнить свои ответы с ответами соседа.
Ролик демонстрируется еще раз, чтобы прояснить непонятные моменты. Вариант - если мало времени, класс делится на группы, и каждая группа отвечает за информацию на какую-то одну тему.
Настоящие вопросы (15-20 минут)
Учитель выбирает отрывок из документального фильма или новостей, который представляет интерес для учащихся. Новости должен сообщать диктор на экране (не за кадром). .
Задает вопросы учащимся, что они знают о предмете, который освещается в новостях. Ответы записывает на доске.
Предлагает задать несколько (2-3) вопросов на эту тему.
Разбившись на группы, учащиеся составляют еще минимум три вопроса на ту же тему.
Перед просмотром учитель предупреждает, что на некоторые вопросы в предлагаемом отрывке, возможно, будут ответы. Они могут быть высказаны прямо, косвенно, или их не будет вовсе. Задача учащихся - определить, на какие вопросы в отрывке будут даны ответы.
Учащиеся просматривают отрывок.
Представители групп читают вопросы, на которые они получили ответы. На оставшиеся вопросы учитель предлагает найти ответы в виде домашнего задания или группового "проекта”.
Вариант | учитель показывает начало отрывка и проверяется, что все учащиеся поняли тему для обсуждения.
Биографии (20-30 минут)
Учитель выбирает отрывок на 5-1 0 минут, в котором персонажи общаются между собой. Отрывок должен дать ответы или стимулировать догадки по поводу того, кто эти персонажи, откуда они и пр. В том случае, если ученики уже хорошо понимают устную речь, можно показать им более длинный отрывок или целый фильм.
На доске записывает вопросы:
What is the character's full name?
Where was he/she born?
When was he/she born?
What were his/her family like?
Объясняет, о чем будет отрывок, и ученики выбирают одного из персонажей. После просмотра ученикам надо написать его краткую биографию, начав с ответов на вопросы, написанные на доске.
Ученики смотрят отрывок.
Дается время для написания биографии.
После этого учащиеся в группах обсуждают по очереди "свои" биографии. Ученики смотрят отрывок еще раз, чтобы обнаружить, что подтверждает или опровергает предположения, сделанные учащимися.
Обзор мнений потребителей (30 минут)
Учитель выбирает рекламу товара или услуги, которая может заинтересовать учеников. Раздает анкету, отвечая на вопросы которой можно выяснить, сколько времени (в день, в неделю, в месяц) в среднем они смотрят телевизор.
Учитель делает предупреждение, что покажет рекламный ролик. На доске записывает вопросы, на которые надо ответить:
What is the message?
What target audience is the message aimed at?
Are you part of the target audience?
Do you find the message convincing?
Ученики просматривают рекламу
Учащиеся в группах обсуждают свои ответы на вопросы
Ученики просматривают ролик еще pat, чтобы можно было убедиться в правильности ответов.
Заполни видеопропуск (10-15 минут)
Учитель подбирает отрывок, в котором хорошо просматривается сюжетная линия. Записывает его начало и конец (длиной примерно по минуте).
Объясняет классу, что будет показано два отрывка. Задача учащихся написать историю, которая связывала бы эти отрывки.
Ученики смотрят первый отрывок.
Учащиеся (в группах) обсуждают ситуацию и персонажей (и представитель группы высказывает мнение группы).
Ученики смотрят второй отрывок. Порядок обсуждения такой же. Сравнивают два - место, события, отношения персонажей и пр. Каждая группа сочиняет историю, соединяющую эти два события. Представитель каждой группы зачитывает (или рассказывает) свой вариант. Учащиеся сравнивают убедительность и другие достоинства рассказа.
Ученики смотрят весь отрывок целиком, затем сравнивают свои истории с оригиналами.
Создайте видеоклип (40-50 минут)
Учитель подбирает музыкальный видеоклип, желательно такой, который класс не видел. Учитель записывает слова песни, делает анкету из двух частей: в первой - вопросы по тексту песни и ее исполнению, а во второй - по сопровождающему ее видеоряду.
Раздает слова ученикам. Обсуждаются настроение и содержание песни. Раздает анкету. Учитель предупреждает класс, что сначала они будут только слушать песню, поэтому отвечать надо на первую часть анкеты.
Проигрывается песня на магнитофоне или на видео, при этом изображение закрываема.
Учащиеся в группах обсуждают, каким изображением они сопроводили бы те или иные части песни (вторая часть анкеты).
Группы рассказывают, какой видеоклип они сделали бы для этой песни. Учитель показывает видео.
Класс отвечает на вопросы: Is the video what they expected? Did anything in the pictures surprise them? Do the pictures add to their understanding of the song? Which do they prefer listening only or watching the music video?
Видео демонстрируется еще раз, чтобы прояснить спорные моменты.
11, Люди в новостях (15-20 минут),
Учитель выбирает отрывок новостей о каких-то известных людях. Делает копии таблички для всех учеников (см. табл.З). Раздает таблички, и объясняет классу, что будет показан отрывок из передачи новостей о нескольких известных людях. Задача учащихся - определить, как их называли в отрывке.
На доске учитель записывает пример:
George W.Bush Не President Bush
Mr.Bush The President The Commander-in-Chief
Ученики смотрят отрывок один или таблицу.
Все сравнивают результаты (можно вызвать желающих написать на доске). Ученики смотрят отрывок ещё раз для окончательного утверждения результатов.
Для более продвинутых учащихся или групп - предлагается написать краткую биографию данного деятеля (в качестве домашней работы или проекта).
TV commercial information sheet
Product information:
Brand/company name__________________________________________________
Product/ service_________________________________________________
About the product________________________________________________
About the seller__________________________________________________
Consumer information:
About the buyer_________________________________________________
About the user (may be the same as the buyer)_________________________________________________
Other information (concerning changes the product will make in the life of Be buyer/user)
Реконструкция (15-20 минут)
IS
Учитель выбирает отрывок с ясной сюжетной линией. Очень хорошо подходят для этой цели немые фильмы. Объясняет классу, что будет показан отрывок, в котором произойдет определенное событие (например, ограбление). Задача учеников состоит в том, чтобы запомнить как можно больше деталей и затем изложить их в хронологическом порядке.
Учащиеся просматривают отрывок.
Учащиеся работают в группах, обсуждая увиденное и записывая в правильном порядке. Представитель каждой группы читает свой список. Класс решает, какой список самый правильный и полный.
Учащиеся просматривают отрывок снова, учитель делает паузу, чтобы уточнить детали. Можно также останавливать изображение и просить, чтобы учащиеся сказали, что произойдет после этого.
Рецензия
Данное упражнение имеет смысл предлагать только в том случае, если класс хорошо понимает устную речь.
Учитель выбирает фильм, который должен понравиться ученикам.
Составляет вопросы, которые привлекают внимание класса к тому, что необходимо для написания рецензии. Учитель решает, какой длины должна быть рецензия.
Раздает вопросы. Объясняет ученикам, какого рода информация обычно содержится в рецензии. Обсуждает вопросы с учениками, чтобы все точно поняли, что от них требуется.
Ученики просматривают фильм целиком или частями, если это необходимо.
Затем учащиеся в группах обсуждают вопросы и ответы на них.
В качестве домашнего задания ученики пишут рецензию на фильм.
Дебаты
Данное упражнение также предназначено для групп, хорошо владеющих языком.
Учитель выбирает отрывок, содержащий какую-то идею, которая может вызвать разногласия, например - "Каждый старый или смертельно больной человек имеет право на быстрый и безболезненный уход из жизни (эвтаназия)".
Это утверждение учитель записывает на доске.
Предупреждает учеников, что покажет отрывок, в котором содержится эта идея.
Ученики смотрят отрывок.
Преподаватель объясняет, что в обсуждении все должны высказаться, используя доводы "за" и "против".
Выбираются две команды (по 2-4 человека), которые будут представлять ту или другую точку зрения. В каждой команде должен быть капитан. Капитан в начале высказывает точку зрения команды и в конце подводит итог.
Если есть время и необходимость, ученики просматривают отрывок еще раз.
Дома учащиеся готовят свои доводы. Учитель предупреждает учеников, что дни могут воспользоваться записями, но нельзя читать по бумажке. Каждое выступление ограничено 3 минутами. Класс должен подготовить 3-5 вопросов к выступающим. Желательно, чтобы вопросы базировались на увиденном и услышанном видео-отрывке.
На следующем занятии: после выступлений и подведения итогов класс задает вопросы. В конце класс голосует, чья позиция была высказана более убедительно.
В том случае, если стоит задача показать художественный фильм целиком, обязательно необходимо дать классу задания, которые заставили бы прислушиваться к диалогу, а также сопоставлять действия и поступки персонажей и делать из этого выводы.
В том случае, если фильм - комедия, ученикам дается задание записать шутки, которые были понятны.
Если это детектив, фильм показывается до того места, где преступник изобличается, и попросите аргументировано ответить, кто виноват и почему они так считают. Это может оказаться достаточно сложным, поэтому детективные истории целесообразно смотреть по частям, обсуждая каждую часть и делая предварительные выводы о личности и мотивах преступления. Это не относится к тем историям преступника, которые начинаются с показа преступления (как в сериале "Коломбо").
В том случае, если фильм рассказывает о жизни людей, нужно задать вопросы об их взаимоотношениях. Здесь также желательно останавливаться время от времени делать прогнозы о дальнейшем развитии событий и отношений персонажей.
С точки зрения аудирования видовые и другие документальные фильмы представляются более легкими для понимания, поскольку большая часть текста читается диктором с хорошо поставленным произношением и четкой артикуляцией. Помимо проверки понимания здесь можно дать задание написать небольшую статью на ту же или аналогичную тему, например «самая ужасная катастрофа XX века» или « Особенности жизни южноамериканских индейцев».
Глава 4. Практическая часть.
Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит и интерес школьников к иностранному языку. Но работа над фильмом - это более эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает полному и точному пониманию его смысла.
На первый взгляд предоставляется излишним доказывать преимущества использования видео на уроках в учебных целях сегодня, поскольку они однозначно очевидны. Тем не менее, просто вопрос о том, как часто наши учителя используют видео на уроках иностранного языка показывает огромный разрыв между утверждениями понимаю «всё» и «использую всё»
Безусловно, использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одно из составляющих коммуникативной компетенции в целом.
В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видео текст имеет то преимущество . что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия.
Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем мире и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет понять и закрепить как фактическую, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.
Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что отобранные видеокассеты дают необходимую основу для такого сравнения).
Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоциональное воздействие для обучающихся, служить стимулом и усилением для создания дополнительной дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.
Я полагаю, что простая перспектива просмотра видео на уроке (и не только в группе младших школьников, но и во взрослой аудитории) может стать хорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся и используются учителем в качестве «поощрительной премии» за хорошую работу.
Некоторые учителя, имея собственные видео-двойки в кабинетах иностранного языка, не часто используют их на уроке, мотивируя это тем, что временные затраты не оправдываются, поскольку практический эффект таких занятий, бывает очень незначительным. В данном случае необходимо заметить, что использование видео определяется многими факторами, в том числе и действиями самого учителя, действительно эффективного использования видео на уроке необходимо убедиться в том, что:
содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровню общего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержанием серии уроков по теме;
длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока/ этапа урока;
ситуации видеофрагмента предоставляют интересные
возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;
контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;
текст видео сопровождается нужной инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой урока.
видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании учителя;
видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра.
Часто учителя, особенно молодые и недостаточно опытные, сетуют на то, что в процессе просмотра видео учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут, воспринимают начало просмотра как сигнал к развлечению. Безусловно, далеко не все на уроке зависит от учителя, ситуации могут быть самыми разными, но чаше всего подобные ситуации возникают, когда преподаватель:
не учел реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента;!
не достаточно четко объяснил цель задания и то, как его выполнение бvдет оцениваться или повлияет на ход дальнейшей работы;
забыл или не сумел продумать дополнительные опоры для успешного выполнением предложенных заданий для групп слабых средних и сильных учеников; первый раз использует видео;
сам не уверен в необходимости и эффективности такой работы. Несомненно, самым удобным для учителя является использование учебных видеоматериалов к УМК, если таковые имеются. Данное утверждение основывается на том. что учебные видеоматериалы разработаны авторами профессионально и поэтому:
удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный);
видеокассеты идут в комплекте с книгой дтя учителя, в которой представлены текстовые расшифровки всех видеосюжетов, а также с разработанной системой речевых упражнении с учетом
конкретного уровня учащихся, что экономит время учителя на подготовку уроков и снимает целый ряд сложностей;
при условии, что тематика и уровень учебного общения данного УМК совпадает с другим УМК, выбранным в качестве базового, видеокурсы могут использоваться автономно.
К недостаткам данных материалов можно отнести:
• 'Трудный в языковом отношении текст видео мог бы стать легким заданием, например: определить основную идею текста. Выбор из ряда предложенных вариантов наиболее приемлемый, или соотнести видеотекст с предложениями, показать основную идею отдельных его частей, и выстроить их в нужной последовательности» и т.д. Это дает реальную возможность использования сложных отрывков в группах с достаточно низким уровнем языковой подготовки.
• Легкий в языковом отношении текст может стать основой для гораздо более сложного в языковом отношении задания, если исходный материал служит лишь исходной точкой для последующего рассуждения, установления ассоциативных связей с учетом реальных возможностей как общекультурного, так и чисто лингвистического развития обучаемых. В данном случае не очень важен выбор языка видеофрагмента.
Гораздо важнее так сформулировать инструкцию, чтобы,
абстрагируясь от конкретно используемого языка, обучаемые мог ли осознанно обобщить имеющийся опыт и знания и продемонстрировать реальный для них уровень коммуникативных умений в ходе выполнения задания. Так, например, рекламный ролик /видеоклип /экскурсия могут быть использованы для выявления сложных закономерностей межкультурного характера. Незамысловатый сюжет мультфильма (к примеру «Чебурашка», «Ну, Погоди», «Тоm and Jerry», может стать основой для такого сложного в социальном, академическом, речевом и языковом отношении задания, как составление психологической характеристики героя, написания рецензии и т. д.
Подводя итог изложенного, я делаю вывод, что учебные видеокурсы и мультипликация раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.)
Особенно удачные уроки на мой взгляд были те, где нужно было применять свою фантазию.
Например: учебный фильм на тему «Покупки», «В магазине», где идет диалог между покупателем и продавцом: отсутствие звука при сохранении изображения. Просмотрев отрывок, учащиеся составляют свой диалог. А потом включается звук с изображением. Результат ошеломляет. Ребята с интересом участвуют в процессе разговорной речи.
А также можно привести пример того, что задание на воспроизведение увиденного в форме сообщения, рассказа по теме «Достопримечательности Лондона»,ролевая игра в гида по Лондону воодушевила учащихся узнать новое об интересных памятниках культуры страны. При этом использовались « паузы», (freeze-frame).
Чтобы у студентов была возможность разглядеть все детали на экране.
Интересной работой можно назвать еще и работу с художественным фильмом.
Был показан отрывок из художественного фильма «Такси». Тем более, что учащиеся знакомы с персонажем фильма. Был выбран отрывок (3-5 минут) в которых вели беседу 3 участника. Были подготовлены списки-имена персонажей, их реплики в произвольном порядке. Отрывок показывался без звука, а их задачей была расположить реплики по порядку, а также разобраться кто что говорит. Учащиеся работали в парах, восстанавливая сюжет отрывка. Затем учащиеся проверяли правильность своей работы и были очень довольны своими результатами.
Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видео фильма с задачами обучения. В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1 Подготовительный этап предварительного снятия языковых и лингвистических трудностей;
восприятие видеофильма- развитие умений восприятия информации;
контроль понимания основных содержаний;
развитие языковых навыков и умений.
Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.
Для решения каждой из поставленных задач учащиеся должны знать не только общее содержание видеофильма, давать характеристику действующим лицам, используя при этом слова и выражения из речевого сопровождения видеофильма.
Используемая литература:
О.И. Барменкова Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе N2 3 2009 г. стр. 20
Ю. И. Верисокин Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе N2 5 2003 г. стр.31
M.J1. Вайсбурд, JI. Н. Пустосмехова Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школеN2 6 2002 г. стр. 6
Е. Ильченко Использование видеозаписи на уроках английского языка //Первое сентября, Английский язык N29 2003 г. стр. 7
Настольная книга преподавателя иностранного языка под. ред. Е.А. М|аслыко , П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, с.и. Петрова, Минск, 2010 г. стр.298
Е.Н. Соловова Использование видео на уроках иностранного языка // EL Т NEWS & VIEWS N2 1 март 2003 г. стр. 2
Эффективные приемы обучения английскому языку: Пособие для учителя /О.И. Барменкова - г. Пенза, 2007.
Julie Tice The Mixed Ability Class . стр. 61
D. Vale Teaching Children English стр. ll, стр. 213