Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №39
Невского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
Современный Лондон
Выполнили:
Алексеенко Ксения
Алиева Лейла
Циглер Ирина
ученицы 8 класса
Руководитель:
Фидря Ю.А.,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №39
Санкт-Петербург
2016
Содержание:
1) Введение………………………………………………………………………………………………....4-5
2) Теоретическая часть. Архитектурные стили, представленные в современном облике Лондона:
2.1 Романский стиль…………………………………………………………………….…..6-7
2.2 Готический стиль………………………………………………………………………..7-9
2.3 Английское барокко……………………………………………………………..…...10-11
2.4 Георгианский стиль…………………………………………………….………........11-12
2.5 Классицизм …………………………………….....................................................12-14
2.6 Неоготический стиль………………………………..............................................14-15
2.7 Неовизантийский стиль…………………………………......................................16-17
2.8 Индустриальный стиль.........................................................................................17
2.9 Великобритания в стиле Hi-tech……………………………………………..……..……..…18-26
3) История Лондона с момента основания и до наших дней, отразившиеся в архитектуре.
3.1 Кельты……………………………………………………………………..….………….26
3.2 Римское завоевание и основание города Лондиниума…………….………..26-27
3.3 Англы, саксоны, готы…………………………………………….…………………27-28
3.4 Викинги……………………………………………………………………….…..……....28
3.5 Нормандское завоевание. Англия в XI –XIII веках……………………….…….28-31
3.6 Эпоха Тюдоров…………………………………………………………………....…31-33
3.7 Великий пожар в Лондоне (2-5 сентября 1666 года)………………..……..….33-35
3.8 Эра классицизма. 18 век. Георгианская архитектура………….......................35-37
3.9 Лондон в 19 веке. Викторианская эпоха………………………………………….37-39
4.1 Лондон в XX веке…………………………………………………………................40-42
4) Три части современного Лондона………………………………………………………..42-43
4.1 Вестминстер………………………………………………………………….….…....43-47
4.2Сити (Лондон)…………………………………………………………………………....47-51
4.3 Ист-Энд………………………………………………………………………………….......52-53
5) Современный Лондон для туристов…………………………………………….……..53-57
5.1 Современные развлечения (аттракционы, клубы, спортивные объекты, театры, детские развлечения)………………………………………………………………...57-74
5.2 Шопинг (торговые центры, моллы, аутлеты, ярмарки, базары, рынки, магазины)………………………………………………………………………………………….......74-79
5.3 Транспорт…………………………………………………………………………………………..79-85
5.4 Вокзалы, станции……………………………………………………………………….……...85-93
5.5 Гавани, порты, причалы…………………………………………………………….……...93-96
6)Практическая часть………………………………………………………………………………....…97
7)Заключение…………………………………………………………………………………………98-100
8)Список используемой литературы………………………………………………………..….101
Введение
Тема нашей исследовательской работы была выбрана в период изучения темы о достопримечательностях столицы Великобритании, язык который мы изучаем. Остановились именно на этой теме не случайно. Лондон покорил нас своими достопримечательностями, своей богатой историей, традициями. Мы обратили внимание на то, что этот город имеет несколько лиц. Нам захотелось узнать побольше не только о природных особенностях Лондона, но и о том, как развивался этот город, познакомиться с его достопримечательностями.
В последние годы в газетах очень часто появляются статьи об этой стране и этом городе, а по телевизору редкие новости обходятся без сообщений в связи с событиями в политической и культурной жизни Лондона. Еженедельно выходят программы, рассказывающие о чём-нибудь интересном. Да и как же иначе? Ведь Лондон называют столицей не только Англии, Великобритании, Соединённого Королевства, но и всего мира.
Лондон – красивейшая европейская столица, сочетающая в себе как современнейшую архитектуру, так и древнейшие постройки. Богатая история нашла отражение в настоящем облике Лондона, что привело к тому, что современный город представляет собой ансамбль самых разнообразных стилей. В этом его необычайная красота, самобытность и уникальность. Это одна из причин особого интереса к этому городу во всем мире, как ученых, так и простых туристов. Этим фактом и определяется актуальность исследования.
Стремясь глубоко изучить культуру и историю Англии в целом и будучи заинтересованной архитектурным обликом Лондона, считаем важным и актуальным данное исследование для нас.
Данное исследование является актуальным, так как позволит:
- более широко познакомиться с архитектурными постройками Лондона;
- изучить архитектурные стили данного города;
- рассмотреть важные этапы развития Лондона;
- расширить кругозор и получить новые знания по данной теме.
Цель исследования: рассмотреть, как история Лондона отразилась в архитектурном облике города, а так же раскрыть особую неповторимость великого города с его самобытностью, традициями и людьми.
Задачи исследования:
рассмотреть архитектурные стили Лондона.
найти и описать постройки, выполненные в данных стилях.
проследить историю появления стилей и изменения, происходящие в сфере архитектуры.
важные даты и события, повлиявшие на облик города.
выяснить, что привлекает туристов в Лондоне
собрать материала по теме исследовательской работе и обработать его
систематизировать и обобщить материал
сделать выводы о проделанной работе
оформить обобщенный материал и сделать презентацию
Методы исследования:
1) Изучение и анализ информации из художественной литературы, журналов и газет, документальных фильмов о Лондоне, телевидения, интернета.
2) Сопоставление архитектурных стилей и исторических периодов Лондона.
3) Систематизация и обобщение полученной информации.
Поэтому объектом данной работы являются достопримечательности Лондона.
Практическое значение. Эта работа может использоваться как приложение к учебным занятиям по темам. Так же проект может быть использован как источник дополнительной информации при подготовки к урокам английского языка. Мы надеемся, что наш проект привлечет внимание, как педагогов, так и учащихся, поскольку эта тема весьма актуальна в последнее время.
2.Теоретическая часть
Архитектурные стили, представленные в современном Лондоне.
Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека
наиболее медленно, зато наиболее прочно.
( Луис Генри Салливан ).
2.1 Романский стиль.
1.Понятие романского стиля:
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший некоторые страны Восточной Европы в X—XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.
2.Характеристика романского стиля:
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
3.Особенности архитектуры романского собора:
1)В основе плана — продольная организация пространства.
2)Увеличение хора или восточной алтарной части храма.
3)Увеличение высоты храма.
4)Замена кассетного потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробковые и крестовые.
5)Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны.
6)Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.
7)Тяжесть романского собора «угнетает» пространство.
8)Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек.
4.Известные постройки в романском стиле:
Аббатство Мария Лаах, Германия
Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии
Либмургский собор в Германии
Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии
Церковь св. Якоба в Регенсбурге
Романские церкви в Валь-де-Бой
Приорат Серрабоны во Франции.
2.2 Готический стиль.
1)Понятие готического стиля:
Готика (XII - XV век)— период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Эти идеи отразились в архитектуре многочисленных готических храмов суровых и мрачных, но возвышенных и божественно прекрасных.
2)Характеристика готического стиля:
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В XIII веке она распространилась на территории Англии.
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. С инженерной точки зрения готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах. Свод более не опирается на стены (как в романских постройках), давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Это главное требование готики английские зодчие постарались выявить по-своему. Воздвигая соборы всё более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же
изобилием настенных вертикальных переплётов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием.
Главным средоточием соборного строительства в Англии сделались крупные аббатства, как например Вестминстерское, в городах и сельской местности были распространены приходские церкви. Характерные черты английской готики обозначились достаточно рано. Уже Кентерберийский собор имел ряд существенных отличий: у него было два трансепта, один короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов Линкольна, Уэльса, Солсбери, в которых самобытность
готической архитектуры Англии выступила наиболее отчётливо.
3)Постройки в готическом стиле:
-Собор в Кентербери XII—XIV вв.( главный храм английского королевства)
-Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне
-Собор в Солсбери 1220—1266 гг.
- Эксетерский собор 1050 г.
-Собор в Линкольне к. XI в.
Толкование слов
Трансепт - в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов, пересекающих продольный объем в крестообразных зданиях.
Нервюра - арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. Система нервюр (главным образом в готике) образует каркас, облегчающий кладку свода.
2.3 Английское барокко.
1)Понятие:
Английское барокко - искусство периода правления Якова I Стюарта, стили «Реставрации Стюартов» и «Марии», которые распространяются почти на все семнадцатое столетие.
2)Характеристика английского барокко:
Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность. А также барокко свойственны контрастность, напряжённость, пространственный размах, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория).
Одной из главных особенностей архитектуры английского барокко является: слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волют, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны.
Английский стиль включал в себя элементы Классицизма и традиционной английской готики. В этом отношении показательно творчество архитектора К. Рена, и его ученика Н. Хоуксмура. Начатый в 1699 году Замок Хауэрд (Великобритания) считается одним из самых утонченных частных особняков в стиле барокко. Он был выстроен двумя архитекторами - сэром Джоном Ванбру и Николасом Хоксмуром.
3)Известные постройки в стиле английского барокко:
- собор Св. Павла в Лондоне (архитектор К. Рейн) 1675-1710 гг.
-госпиталь в Гринвиче (архитектор Н. Хоуксмур) начало 1696 г.
-Касл Хауэрд (архитекторы Д. Ванбру и Н. Хоксмур)
Толкование слов
Пилястра - прямоугольный выступ в стене, в виде вделанной в нее колонны.
Колоннада - ряд колонн, составляющих архитектурное целое.
2.4 Георгианский стиль.
1)Понятие георгианской архитектуры:
Георгианская эпоха — широко распространённое в англоязычных странах обозначение архитектуры, характерной для Георгианской эпохи, которая охватывает практически весь XVIII век. Этот термин бытует как самое общее обозначение английской архитектуры XVIII века.
2)Характеристика георгианского стиля:
Доминирующим направлением георгианской эпохи было Палладианство. Этот термин соответствует классицизму в европейской материковой архитектуре и несёт на себе следы влияния греческой и римской архитектурно-культурной традиции. Рядовая застройка состояла из кирпичных домов с минимальным декором; предпочтение отдавалось чётким геометрическим линиям. Европейскому рококо в Англии соответствовало увлечение аристократов экзотическими формами архитектуры дальневосточной либо средневековой (неоготика).
3) Особенности георгианского стиля:
К особенностям георгианства относятся симметричная планировка здания при его проектировании. Фасады домов в георгианском стиле сложены из плоских красных (в Великобритании) или разноцветных кирпичей и отштукатуренного белого орнамента. Орнамент, как правило, сделан в виде искусно выполненных арок и пилястров. Входные двери окрашены в различные цвета и в своей верхней части оснащены пропускающими свет, открывающимися окошками. Здания окружены со всех сторон цоколем.
4) Известные постройки в георгианском стиле:
-Георгианское здание в Солсбери
- Провинциальная георгианская архитектура, Норфолк, около 1760г.
Толкование слов.
Пилястра - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
Палладианство - направление в европейской архитектуре 17-18 вв., ветвь классицизма.
Палладианство в Англии, Германии, России следовало созданным А. Палладио типам городского дворца, виллы, церкви, строгой закономерности и гибкости его композиционных приемов.
Цоколь - лежащая на фундаменте нижняя утолщенная часть стены, сооружения, колонны.
2.5 Классицизм в архитектуре Англии.
1)Понятие:
Классицизм— художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
2)Характеристика стиля:
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства.
Близость к классицизму проявилась уже в кафедральном соборе Св. Павла в Лондоне (1675—1710), проект которого вместе с планом перестройки части Лондона является работой выдающегося английского архитектора К. Рена. Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии первой половины XVIII века был Уильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Среди англичан неоклассицизм также проповедовали Джеймс Стюарт и Джорж Данc Младший, который спроектировал Ньюгейтскую тюрьму.
В начале XIX века в архитектуре проступают черты ампира, особенно в творчестве Джона Соуна, ученика Данса. Ведущие архитекторы этого времени — Дж. Вуд, Дж. Нэш. Наибольший вклад в архитектуру и градостроительство сделал Д. Нэш — автор реконструкции Риджент Стрит, Букингемского Дворца... Архитектурные комплексы, созданные по проектам Нэша, примыкают к паркам и отличаются архитектурной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды. Классицизм в чистом виде в английской архитектуре представляет здание Королевского художественного общества Роберта Адама и Национальный банк в Лондоне (1788) Д. Соуна. Однако при решении некоторых сооружений использовались античные приемы в таких значительных зданиях, как Национальная галерея (закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса) или Британский музей в Лондоне (1825—1847) и театр Ковент Гарден (1823), относящийся к позднему классицизму (оба здания по проекту Р. Смерка).
Возрастающий отрыв классицизма от потребностей жизни открыл путь романтизму в архитектуре Англии.
3)Постройки в данном стиле:
-Банкетинг-хаус в Лондоне (Банкетный зал, 1619— 1622 годы).Архитектор Иниго Джонс
-Куинс-хаус (Queen's House - Дом королевы, 1616—1636 годы) в Гринвиче. Архитектор Иниго Джонс
-Уилтон-хаус (Wilton House,), Архитектор Иниго Джонс, восстановлен после пожара Джоном Уэббом
- лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).
-Национальный банк в Лондоне (1788)(архитектор Д. Соун)
- Британский музей в Лондоне(1825—1847) по проекту Р. Смерка
- театр Ковент-Гарден (1823) по проекту Р. Смерка
- Национальная галерея (закончена в 1838 г.) по проекту У. Уилкинса
Толкование слов
Ампир - стиль в архитектуре трёх первых десятилетий 19 в., завершавший эволюцию классицизма.
Ордер - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке балочной конструкции и имеющий определённый состав, форму и взаиморасположение элементов.
2.6 Неоготический стиль.
1)Понятие неоготического стиля:
Неоготика (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики XVIII и XIX вв., возникшее в Англии, возрождавшее формы и конструктивные особенности средневековой готики.
2) Характеристика неоготического стиля: Неоготика является архитектурным движением, которое началось в 1740-е годы в Англии. Неоготика возрождала формы и в ряде случаев конструктивные особенности средневековой готики.
Основные черты Неоготики это: нештукатуреный красный кирпич, вытянутые окна, высокие, конические крыши.
Неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы. Популярность быстро росла в начале девятнадцатого века (действительно число неоготических сооружений, построенных в девятнадцатом и двадцатом веках может, превышает количество готических построек, которые были построены ранее). Англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империя, как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле.
3)Постройки в неоготическом стиле:
- здание Британского парламента в Лондоне (Самый выдающийся образец неоготики)
- Башня Тома в Оксфорде
-Тауэрский мост
- Лондонский вокзал Сент-Панкрас (арх. Дж. Г. Скотт, 1865-68 гг.) — пример наложения неоготического декора на современные металлоконструкции,
а также высотные здания:
-Вулворт Билдинг
-Врайглей Билдинг
-Трибьюн Тауэр
2.7 Неовизантийский стиль.
1 )Понятие:
Неовизантийский стиль — одно из направлений в архитектуре периода эклектики, получившее популярность в конце XIX — начале XX века (1880-е — 1910-е).
2)Характеристика стиля:
Для неовизантийского стиля (особенно 1920- х. – 1930-х годах ) была характерна ориентация на византийское искусство VI — VIII веков н. э. Творческий опыт предыдущего периода оказал определяющее влияние на эволюцию стиля, для которого характерны свобода и новаторство композиционных решений, уверенность в применении архитектурных форм, конструкций и декора. Этот стиль особенно ярко проявился в церковном зодчестве.
В Европе создаются зрелые произведения стиля с использованием купола, конх, сводов, других пространственных конструкций и связанной с ними системы декора (церкви и соборы в Лондоне).
У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.
3) Одной из характерных построек, выполненных в неовизантийском стиле, является Вестминстерский собор в Лондоне.
Толкование слов
Конха - полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш)
Аркада-ряд арок, составляющих архитектурное целое.
Апсида - полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания, имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре).
2.8 Индустриальный стиль.
1)Понятие стиля:
Индустриальный стиль - стиль второй половины 20 века с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма.
2) Характеристика стиля:
Возник в Британии в 70-е годы XX века. Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций, в интерьере видны строительные формы. Многим стиль кажется "нечеловечным", диковатым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль - это своеобразная игра в промышленность. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты - все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях.
3)Постройки в данном стиле:
-Хрустальный дворец
- Пальмовый павильон в ботаническом саду Кью-Гарденз
-вокзал Сент-Пэнкрес в Лондоне.
2.9 Великобритания в стиле Hi-tech
Хай-тек (high-tech — высокие технологии), художественное течение, возникшее в Великобритании в 70-е годы прошлого века. В основе стиля лежит максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм — ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники».
Ecological Center Project (The Garden of Eden)
Проект «Райский Сад» или «Эдем». Так называется впечатляющий по своему размаху и наполнению объект. Он наглядно показывает взаимосвязь всего живого и зависимость человека от растений. В этом проекте удачно сочетаются наука, технология, образование и современное искусство. Для посетителей «Райский сад» был открыт 17 марта 2001 года.
Уникальное сооружение расположено восточнее городка Сент-Остелл в графстве Корнуолл на месте бывших карьеров. С тех пор сюда ежегодно приезжают около двух миллионов человек, чтобы увидеть своими глазами этот поистине райский уголок. «Эдем» находится вдали от крупных городов (в 250 милях юго-западнее Лондона), поэтому большая часть его посетителей — британцы. Однако сам проект известен далеко за пределами страны: именно здесь снимались некоторые сцены фильма «Die Another Day» — очередной ленты из цикла о Джеймсе Бонде.
На сегодняшний день «Эдем», пожалуй, одна из главных достопримечательностей графства. Найти его достаточно легко, поскольку этот объект отмечен на всех туристических картах. Путь в «Райский сад» проходит по извилистым дорогам, петляющим среди невысоких холмов. Указатели то и дело отмечают места разработки белой глины или находящиеся поблизости фарфоровые заводики. От вершины холма, въезда в «Эдем», до начала экспозиции нужно преодолеть изрядное расстояние вниз по склону, мимо обширных парковочных площадок для экскурсионных автобусов и легковых машин. У подножья холма, в «кратере» старого карьера посетители попадают непосредственно в биомы «Райского сада».
Для посетителей проложены маршруты разной протяженности и степени сложности. Так, заранее определены пути следования по всем уголкам биома — мимо озера, горной реки с водопадом; одна из троп уводит вверх по склону искусственной горы. Здесь также воссозданы жилища коренных жителей разных стран, расположенных в данном климатическом поясе. Обойти все достопримечательности не так-то просто — высокая температура и влажность дают о себе знать. В то время как снаружи 10—15 С, температура внутри биома — около 30 выше ноля, а влажность днем — до 60%, ночью — 90%. Покрытие «теплиц» пропускает ультрафиолетовые лучи, и в солнечный день здесь можно загорать.
Проект стоимостью около 132 миллионов долларов действительно впечатляет — на создание «Эдема» ушло пять лет планирования и два года строительства. Владельцем «Райского сада» является благотворительное общество The Eden Trust. По замыслу своих создателей, проект — это нечто большее, нежели огромная коллекция растений. Исторически понятие «Эдем» олицетворяет не только Рай, но и отказ человека от него. Одноименный проект обращает ваше внимание на то, какую роль сыграли растения в прогрессе человечества и насколько люди зависят от них сегодня. Кроме того, «Эдем» наглядно демонстрирует, что забота об окружающей среде — своего рода забота о качестве нашей собственной жизни.
Как известно, уцелевшие природные массивы — это то немногое, куда еще не ступала нога человека. Однако на Земле существуют места, где наши братья и сестры живут в гармонии с окружающей природой. Иногда присутствие Homo sapiens даже оказывает на нее благотворный эффект. Современный «Эдем» — это своеобразный символ возрождения. Сад, выросший на измученной земле, свидетельствует о том, что изменение окружающей среды возможно не только в худшую сторону.
London City Hall
В 2002 году в Лондоне, на берегу Темзы, было закончено строительство необычного здания – нового здания мэрии Лондона. Его создатель, знаменитый английский архитектор сэр Норман Фостер (Sir Norman Foster), определил концепцию здания как «model of democracy, accessibility and sustainability» – это общественное здание должно было стать образцом демократизма, доступности для посетителей и быть «жизнеудерживающим зданием».
Здание «London City Hall», иначе называемое «GLA Building» имеет необычную форму, несколько напоминающую яйцо, причем в своей нижней части диаметр этого гигантского «яйца» меньше, чем в самой широкой средней части. Верхняя часть здания имеет заметный наклон на южную сторону (17 градусов). Эта форма была выбрана, во-первых, по соображениям минимизации теплопотерь через оболочку здания, а во-вторых, для оптимизации энергетического воздействия наружного климата на здание.
Необычный силуэт здания мэрии значительно изменил панораму этой части Лондона, создав запоминающийся ориентир, перекликающийся с Лондонским Тауэром и военным кораблем-музеем – крейсером «Белфаст», стоящим на Темзе напротив Тауэра.
В здании мэрии располагаются помещения для 25 избранных членов лондонской ассамблеи, офис мэра Лондона, офисы 500 служащих мэрии Большого Лондона, а также зал заседаний, смотровые галереи, публичная библиотека, залы собраний, помещения для проведения выставок и приемов, рестораны. Общая площадь помещений составляет 18 000 квадратных метров.
В здании предусмотрена свободная планировка. При помощи прозрачных или непрозрачных перегородок можно разделить внутреннее пространство на требуемое число офисных помещений любой формы и конфигурации либо сохранить открытое пространство. В настоящее время здание разделено на 54 офисных помещения.
Для поддержания и контроля требуемых параметров микроклимата в помещениях здания мэрии была разработана система автоматизации и управления зданием (Building Management System, BMS). Эта система запрограммирована на эффективное использование установленного инженерного оборудования и сбережение энергии при требуемом качестве микроклимата. Например, охлаждение воздуха в зале заседаний и в залах собраний осуществляется только в том случае, когда обслуживаемые помещения используются. Контролируется уровень воздухообмена и температура приточного воздуха, что позволяет обеспечить требуемый микроклимат в обслуживаемых помещениях.
Lloyds Building
Здание фирмы Lloyds продолжает оставаться непревзойденным шедевром известного британского архитектора Ричарда Роджерса и чуть ли не главной достопримечательностью Лондона по части современной архитектуры. Архитектор решился на уникальный прием – вынес все технические коммуникаций на фасад здания.
Соль этого решения состояла в абсолютной технической оправданности и рациональности. В здании все, что могло бы стеснить пространство внутреннего операционного зала, было вынесено наружу, а сам операционный многоэтажный зал остался монументально чистым и светлым. Опять же, замену поломанных коммуникаций можно осуществлять очень просто и быстро, при этом, не нарушая ритма работы здания.
Здание не просто покрыто ажурной системой винтовых лестниц, стеклянных лифтов и вентиляционных труб, оно стало чем-то иррациональным, декоративным, изобилующим прихотливостью и чуть ли не безумством. Несмотря на это, Lloyds, выглядит не как брутальная декларация стиля hi-tech, а как доведенный до совершенства декоративный прием.
Millennium Dome
Огромный белый купол Millennium Dome, расположенный в районе лондонских доков на востоке британской столицы – одно из немногих видных из космоса рукотворных сооружений.
Построенное по проекту знаменитого архитектора Ричарда Рождерса, здание Millennium Dome, общей площадью 800 тыс. кв. метров, было торжественно открыто 31 декабря 1999 года королевой Елизаветой и тогдашним премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Поначалу считалось, что проект провалился: за год аттракционы и выставку, посвященную прошедшему тысячелетию, посетили 6,5 млн человек. Это гораздо больше, чем сумел привлечь любой другой британский проект подобного рода, но значительно меньше, чем обещанные правительством 12 млн.
Кроме того, большинство британцев сочло, что проект стоимостью 1,22 млрд долларов – пустая трата денег, которые поступили из госбюджета, а также были собраны путем проведения лотереи. Содержание Millennium Dome обходилось в 60 млн долларов в год, что тоже не добавило проекту популярности. Наконец, через три года здание удалось сбыть с рук. Его нынешний владелец – AEG, американская развлекательно-спортивная корпорация, которой принадлежат Staples Center в Лос-Анджелесе и несколько спортивных команд, включая знаменитую хоккейную команду L.A. Kings.
88 Wood Street
Построенное в 1998 году здание 88 Wood Street стало вторым hi-tech творением Ричарда Роджерса после небоскреба Lloyds.
Сам Роджерс по поводу необычного дизайна 88 Wood Street сказал: «Здания – не единоличная собственность заказчика: они часть жизни и тех, кто ими пользуется, и даже простых прохожих. Таким образом, моя ответственность архитектора выходит за пределы запросов клиента в более широкую общественную плоскость. Хотя заказ клиента предлагает архитектору пункт отправления, он должен быть пересмотрен, так как удачное архитектурное решение лежит в комплексе часто противоречащих друг другу потребностей людей, учреждения, места и истории ».
Здание имеет трехступенчатую структуру. Его блоки имеют 8, 12 и 16 этажей в высоту, и каждая секция имеет выход на крышу, откуда открывается прекрасный вид на Лондон.
На корпусах 88 Wood Street установлены десятки солнечных детекторов, которые автоматически изменяют угол расположения отражающих поверхностей и не дают зданию перегреваться.
Все служебные помещения и лифтовые шахты блоков вынесены в специальные пристройки по бокам секций. Это облегчает уход за зданием и позволяет по максимуму использовать внутренние помещения.
Ramsgate Street house
Британскому бюро архитектурных проектов «Waugh Thistleton» удалось органично соединить архитектуру и аэродинамику. Это значительно осложняло разработку проекта, так как помимо обычных строительных расчетов пришлось задумываться и о физике. Для воплощения проекта потребовались самые квалифицированные специалисты. Именно так и появилось одно их самых экологически совершенных зданий Лондона.
«Аэродом» включает в себя как жилые апартаменты, так и блок офисов в нижней части сооружения. Однако основной интерес привлекает главный корпус, который представляет собой четырнадцатиэтажную башню с 66 квартирами внутри. По форме она напоминает крыло от самолета, вертикально вставленное в землю. Что же послужило причиной такого необычного архитекторского хода?
Задумка построить необычное жилое здание на Рамсгейт-стрит в Лондоне зародилась уже давно. Фирма-строитель выбирала пропорций здания согласно некоторым условиям: расположения улиц, на которые должны выходить фасады здания, местонахождения и вида соседних зданий, а так же ограниченность площади предложенного участка.
Именно тогда и появилась мысль о постройке обтекаемого «крыла», стоящего под углом к нижнему блоку. Это позволяло решить сразу несколько задач: во-первых, решились вопросы окупаемости здания за счет 66 квартир и больше тысячи квадратных метров офисных помещений, а во-вторых, архитекторы создали заметный и очень оригинальный возвышающийся над всеми близлежащими зданиями ориентир, который освежил район, но при этом общий сложившийся облик квартала испорчен не был.
Если смотреть на это здание сбоку, то оно кажется необычайно узким, хотя на самом деле его этажи представляют собой вытянутые треугольники. Это и вызывает эффект «обмана зрения».
Ориентируясь именно на форму «крыла», строители пытались решить не только архитектурные задачи. «Waugh Thistleton» предусмотрела размещение на одном из её фасадов ветровых турбин.
Постройка здания планировалась так, чтобы господствующее направление ветра проходило как раз вдоль стен. Это способствует концентрации воздушных потоков и разгону воздуха вблизи стен, то есть создает неплохой энергетический потенциал для ветровых турбин, что частично решает вопрос обеспечения башни электричеством. Такие турбины способны генерировать 13-15% необходимого количества электроэнергии для функционирования здания.
Архитекторы призвали себе на помощь науку и создали «ускоритель» потоков. По сравнению со свободным потоком, ветер здесь может удваивать свою скорость. Именно в «нужную точку» авторы проекта и поместили четыре ветровые турбины с вертикальной осью. Но для удобства жителей, во внутренней части этой «точки» разместились лифты и лестницы, чтобы максимально отдалить квартиры от этого пространства. Хотя и так турбины, сами по себе, производят очень мало шума.
Специалисты «Waugh Thistleton» превзошли всех. Они продумали все до мелочей. Даже внешний облицовочный материал башни-крыла был выбран с учетом наименьшего трения потока воздуха, чтобы не замедлять движение воздушных масс, тем самым увеличивая производительность турбин. Этим материалом оказалась глазурованная керамическая плитка.
Наличие таких турбин в доме сократит ежегодный выброс углекислого газа электростанциями на 7 тонн. Именно экологический аспект авторы проекта считают одним из главных своих достижений. Этот дом радует не только глаз, но и душу людей, переживающих за экологию.
30 St Mary Axe
Здание 30 St Mary Axe находится в главном финансовом районе Лондона. Оно так же известно под названием «Корнишон». 180 метровое здание занимает по высоте второе место в Лондоне, и шестое место во всей Англии. Название самого здания, это есть его адрес в Лондоне.
Башня построена лордом Норманном Фостером, его партнером Кэном Шатлворсом и инженерами из Швеции в 2001-2004 годах.
Название «Корнишон» возникло в 1999 году, чему послужил внешний вид здания. Из-за столь покатого фасада здания, ему были присвоены различные прозвища, в том числе и «Эротический Корнишон». Первой компанией, что расположилась в новом здании была «Swiss Re». На правах временного владения зданием компания решила дать ему новое название «Swiss Re Tower», но оно так и не было признано официально.
Система сохранения энергии, специально разработанная для этого здания, позволяет потреблять в половину меньше электроэнергии, чем могло было быть использовано любым зданием такого размера. Специальные проемы на каждом этаже здания создают шесть шахт, которые служат вентиляцией для всего здания, через каждые 6 этажей на улицу выходит специальная труба. Шахты создают большое пространство. Воздух, находящийся между двумя слоями стекла, изолирует офисные помещения. Летом шахты наполнены теплым воздухом из офисов, а зимой он нагревается искусственным путем. Через двойной слой стекла в здание попадает довольно-таки большое количество света, что также позволяет экономить электроэнергию.
Для стойкости 30 St Mary Axe использован новый метод, в котором укрепительные сооружения расположены по спирали, и не требуют дополнительной поддержки. Несмотря на столь округлую стеклянную поверхность здания, конструкция остается стойкой.
На последнем сороковом этаже здания расположен бар для арендаторов здания и их гостей, с которого раскрывается обширный вид на весь Лондон. На 39 этаже так же находится ресторан, а на 38 — частные столовые. В то время как во всех высоких зданиях находится большое количество лифтов, позволяющие подняться на самую вершину здания, в 30 St Mary Axe лифт достигает только 34 этажа. Чтобы добраться до 39 этажа нужно пересесть на другой, маленький лифт, или пройтись по мраморной лестничной клетке.
Архитектурный проект «Корнишона» не сочетается ни с одним традиционным в Англии зданием. В декабре 2005 года здание было признано наиболее восхитительным проектом в журнале «Мировая архитектура 200». В сентябре 2006 года здание было продано с аукциона немецкой фирме «IVG Asticus» за £600 миллионов. Сорокаэтажный небоскреб приносит компании доход в £27 миллионов в год.
3. История Лондона с момента основания и до наших дней, отразившиеся в архитектуре.
Великие здания, как и высокие горы, — создания веков.
(Виктор Гюго ).
3.1 Кельты.
В 60-30 г. до н. э. острова Британии были захвачены кельтскими племенами, которые пришли из центральной Европы и осели в южной Англии. Культура кельтов начала формироваться в 1200 году до н. э. Примерно в 500-250г. до н. э. кельты являлись сильным племенем северных Альп. Первоначально кельты относились к язычникам. Позднее обратились к христианской вере. Это были миссионеры, которые распространили религию и на территорию Англии. Кельты являлись хорошими художниками, для их архитектурных построек характерны утонченные формы.
3.2 Римское завоевание и основание города Лондиниума.
В 43 году н. э. римляне начали вторгаться на южные территории Британии, впоследствии чего эти земли стали одними из 9 римских колоний на острове. С этого момента ведется история Лондиниума, не самой богатой, но очень важной в стратегическом отношении колонии. Римские инженеры соорудили деревянный мост через Темзу, где вскоре был основан сам город. Лондиниум построили по образу и подобию римских городов, возведя вокруг него стену. Город представлял собой точку опоры в военных операциях римлян. Лондиниум быстро стал крупнейшим центром Британии. Там находились важнейшие административные здания. Позднее Лондиниум становится столицей Британии (к 100 году), сменив Колчестер. Римляне основали и свою столицу в Лондиниуме и построили главные города в Честере, Йорке, Басе. Города содержали красивые здания, площади, общественные купальни. Было построено пять вилл для кельтских аристократов, которые главным образом признавали правила римлян.
Нашествие римлян не имело мирное продолжение. К 20 годам II века Бритты принимали многочисленные попытки борьбы с римлянами, которые каждый раз оборачивались неудачами. Царица племени иценов возбудила свой народ к мятежу против римлян. Римляне безжалостно подавили восстание, истребив 70-80 тыс. бриттов. После этого восстания совсем прекратились.
Племена Шотландии никогда небыли подчинены римлянам. В результате в 122 году н. э. император Адриан велел выстроить длинную стену в целях защиты Англии от шотландцев. Адрианова стена, пересекавшая северную Англию, несколько раз подвергалась набегам шотландских племен и вследствие чего была оставлена Англией в 383 году.
Постепенно римский император терял свое могущество, поэтому римские легионы решили оставить Англию, которая была вынуждена самостоятельно отражать набеги племен на континент.
К началу v века Британия снова распалась на ряд независимых кельтских областей.
3.3 Англы, саксоны, готы.
С 350 года начинаются набеги немецких племен на территорию северо-восточной Англии. Это были племена из северной Германии, Голландии, Дании. Первыми, кто совершал набеги, были саксоны, позднее объединённые с англами и готами. Именно племена англов дали Англии такое название. Британия находилась под защитой только нескольких римских легионов. Коренные жители никак не могли отражать набеги неприятелей. Кельты бежали на северные и западные территории страны, за ними следовала древняя культура племен, которая сохранялась в Англии долгое время. Языки этих племен исчезли во всей Европе, за исключением Уэльса, Ирландии, Шотландии.
Ирландские миссионеры вскоре возвратили христианство на территорию Англии. После возвращения религии началось возведение монастырей и церквей по всей Англии.
3.4 Викинги.
В 790г. н. э. Викинги начали покорять Англию. Древние скандинавы, жившие на Скандинавском п-ове, заняли Шотландию и Ирландию. Север и восток Англии был захвачен Данией. Викинги были прекрасными торговцами и мореплавателями. Вели торговлю шелком и мехом с далекой Россией. В 1016г. Англия стала частью Скандинавской империи короля Кнута. Однако постоянные набеги викингов в VII -XI веках отрицательно повлияли на развитие Англии. Битвы и борьба за владение землями скандинавских герцогов привели к разорению страны.
3.5 Нормандское завоевание. Англия в XI –XIII веках.
Герцог Нормандии, известный как Вильгельм Завоеватель вторгся на территорию Англии в 1066году. Переплыв на парусных кораблях Ла-Манш, войско Вильгельма высадилось на юге Англии. Решающая битва состоялась между войсками Вильгельма и нового короля англосаксов. Нормандская конница уничтожила большую часть сражавшихся в пешем строю англосаксов. Вильгельм был коронован короной англосаксов. В результате завоевания в Англию была перенесена французская военная система. Англия постепенно стала сильной централизованной страной.
Завоеванные территории Англии покрылись сетью королевских и баронских замков, становившимися военными базами, которые отвечали за оборону границ, или же резиденциями королевских чиновников. Замки представляли собой в плане многоугольник. Каждый имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковый сад. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом заполненным водой, через который перебрасывался подъёмный мост. После нормандского завоевания Англии, Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов. Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков.
Яркий пример средневекового сооружения - Виндзорский замок (город Виндзор, Англия), заложенный Вильгельмом Завоевателем на территории королевских охотничьих угодий. Замок является резиденцией британских монархов и на протяжении более 900 лет замок остается незыблемым символом монархии, возвышаясь на холме в долине реки Темзы. Постепенно он расширялся, перестраивался и реконструировался в соответствии со временем, вкусами, требованиями и финансовыми возможностями существующих монархов. Однако положение основных строений осталось без особых изменений. (Изображение 3)
В это же время в Лондоне начинается строительство известного во всем мире замка Тауэр - величественной постройки в романском стиле.В 1066 году норманнский король Вильгельм Завоеватель заложил здесь замок, как будущую королевскую резиденцию. Деревянный форт заменили громадной каменной постройкой — Великим Тауэром, представляющим собой четырехугольное трехэтажное сооружение высотой около 30 метров. Когда позднее новый король Англии приказал побелить здание, оно получило название — Белый Тауэр (Белая Башня) - с нее началось строительство замка. Архитектурная постройка занимает центральное положение по отношению к остальным частям замка.
Позднее вокруг крепости был вырыт глубокий ров, делающий её одной из самых неприступных крепостей в Европе. К счастью, Лондонскому Тауэру не довелось испытать тяготы неприятельских осад.
Пример постройки в готическом стиле – собор Вестминстерского аббатства. Он был заложен в 1245году. Готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами. Вместо массивных стен и маленьких окон, готика применяла стрельчатую форму в сводах. Он более не опирается на стены (как в романских постройках), давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию. Стены выглядят более просто и легко, их толщина не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон. Аббатство богато сложным архитектурным декором. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Стрельчатые арки выражают главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.(Изображение 6) Вестминстерское аббатство - традиционное место коронации монархов Великобритании и некоторых их захоронений. Так же аббатство причислено к Всемирному наследию. Это древнее английское аббатство в готическом стиле является ярким примером средневековой церковной архитектуры. Но для англичан оно представляет нечто большее: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится, то место, где была коронована большая часть правителей страны.
Таким образом, со времен завоевания Нормандией Англии началось активное строительство замков, в архитектуре развиваются романский и готический стили. Начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания послужила началом создания таких крупных архитектурных творений, как Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский, Винчестерский соборы, а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После смерти Вильгельма Завоевателя возникли соборы в Норвиче, и Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери, Блит и Сент-Мери в Йорке. Позднее эти церкви были частично перестроены. По сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и Илийском соборе можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.
В Средние века Лондон разделился на две основных части — административный и политический Вестминстер, в котором находится большая часть достопримечательностей и торговый Сити «квадратная миля» - деловой центр Лондона. Это разделение сохраняется и поныне. Для Средних веков Лондон мог считаться большим городом — к 1300 году в нём проживало примерно 80 000 человек.
Вместе с тем период правления Вильгельма Завоевателя оказывал и отрицательное влияние на развитие Англии, что отражается в жестоком обращении герцога к завоеванной стране. Вильгельм уничтожал большое количество англосаксонских селений, с полной уверенностью в том, что англичане не станут протестовать. И правда, сила нормандцев была абсолютной. Англо-нормандский диалект господствовал в стране и оказал большое влияние на формирование современного английского языка.
3.6 Эпоха Тюдоров.
По причине своей исторической изоляции и сложной ситуации во внутренней политике Англия следует готической моде в течение гораздо большего времени, чем вся Европа. Использование конструктивных форм готики характерно для Англии 14- 15 веков. К этому периоду времени заканчивается строительство Вестминстерского аббатства. К XV веку меняет свой облик, и Кентерберийский собор. Неф собора приобрёл близкий к современному вид («перпендикулярная готика»); значительно надстроена была центральная башня. Северо-западная башня в романском стиле в XVIII веке угрожала обрушением и была разобрана.
После восшествия на трон Тюдоров, особенно королевы Елизаветы I, на смену готике пришёл стиль Возрождения. Во время её царствования искусство и оформление претерпевает серьёзные и значительные изменения. Переходным от готики к позднему английскому возрождению стал стиль Тюдор, названный по имени королевской династии. Возникнув поздно, Ренессанс (или же эпоха Возрождения) в Англии задержался до середины XVII века — периода английской промышленной революции.
Монументальное строительство этого времени в Англии близко к французскому. В основном это замки аристократии, королевские дворцовые сооружения, отчасти — городские жилые дома и общественные здания. К примеру Уоллатон-холл— один из полдюжины ренессансных дворцов, сохранившихся в Англии. Строился под Ноттингемом в 1580-е годы архитектором Робертом Смитсоном.
Сначала Ренессанс проявляется только в декоре, при этом общая схема сооружения остается готической. Так строились и поместья аристократов, и общежития английских университетов (Тринити Колледж в Кембридже).
В замковом строительстве, сравнительно быстро отбрасываются те традиционные приемы, которые утратили свой функциональный смысл. В Англии, даже в относительно ранних по времени сооружениях, устанавливается схема построек без внутреннего двора и без рвов-каналов, окружавших здание. Вместо замковых рвов появляются водоемы газоны всяческие элементы паркового устройства. В данном случае традиции уступили свое место требованиям рационализма.
Стиль Тюдор характерен, прежде всего, отказом от многодельной сложной каменной конструкции стрельчатых каркасных сводов – одного из главных стилеобразующих элементов готики. Ее заменили более простые обычные формы.
Лишившись главной конструктивной и эстетической основы готики, Тюдор сохранил ее хорошо узнаваемый рисунок и детали - толстые каменные стены с зубчатым завершением, башни по углам здания, высокие трубы, пилястры, стрельчатые проемы окон и дверей. Вместе с тем окна стали широкими, соединяющие дизайн с ландшафтом.
В эпоху Тюдоров в 1514 г. был заложен дворец Хэмптон Корт кардиналом Уолси, одним из представителей этой династии . Дворец располагается на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе. Постройка сохранялась загородной резиденцией английских королей до начала 19 века. После чего дворец был отреставрирован и открыт для посещения широкой публике.
Еще одной характерной постройкой эпохи Тюдоров становится театр Глобус. Здание было построено в 1599году, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы — У. Шекспир. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение — в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Зрительный зал «Глобуса» вмещал от 1200 до 3000 зрителей. «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии.
Однако в 1613, во время одной из пьес в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу театра. Здание сгорело дотла. Первоначальное здание Глобуса прекратило свое существование. Современное (воссозданное по описаниям и найденным при раскопках остаткам фундамента) здание театра «Глобус» открыто в 1997 году.
Выдающимся английским архитектором XVI –XVII веков становится Иниго Джонс, который стоял у истоков британской архитектурной традиции. Джонс был главным придворным архитектором Якова I и Карла I. Являлся крупнейшим представителем палладианства в Англии. Он применил свои знания при постройке домика королевы (Куинс-хаус) в Гринвиче. В ходе восстановительных работ Уайтхолльского дворца Джонс построил сдержанный и элегантный Дом банкетов. Примерно в то же время Джонс работал над капеллой Сент-Джеймсского дворца. В свободное время он занимался перепланировкой Ковент-Гардена и Сомерсет-хауса.
Считается, что это он принёс в Лондон регулярное градостроительство по итальянскому образцу, создав в Ковент-Гардене первую лондонскую площадь современного образца. В 1634-42 гг. он занимался расширением городского собора св. Павла, однако эта работа погибла во время Великого лондонского пожара.
3.7 Великий пожар в Лондоне (2-5 сентября 1666 года).
В те годы Лондон представлял собой скученный город с узкими улочками, в котором пожары были довольно частым явлением: стоило загореться одному ветхому дому, как моментально вспыхивал и рядом стоящий. Особенно часто загорались дома в районах, называвшихся лондонскими трущобами, в которых проживала беднота. А на такие пожары особого внимания никто и не обращал.
Пожар начался в пекарне Томаса Фарринера. Огонь стал быстро распространяться по городу в западном направлении. Пожарные того времени, применяли метод разрушения зданий вокруг возгорания для того, чтобы огонь не распространялся. Это не сделали только потому, что г-н Томас Бладворт, не был уверен в целесообразности этих мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было слишком поздно. Огонь распространялся так быстро, что не было никакой возможности его удержать. Пламя в одну минуту охватывало целые улицы, перелетало, большие расстояния и истребляло все. Распространению способствовал ровный и сухой ветер, который дул с востока. Конечно, с пожарами боролись, но радикального средства борьбы против возгораний предложить не мог никто. Дело в том, что все предыдущие пожары как-то сами собой утихали. Ожидалось, что и этот поведет себя также.
В понедельник пожар продолжил распространяться на север, вспыхнул в центре города, недалеко от Тауэра и моста через Темзу. Тем не менее, пожарным не просто было добраться до полыхавших домов. Пламя бушевало, поднявшийся ветер перебрасывал искры на соседние здания, и вскоре загорелось сразу несколько зданий к центру Лондона. К середине дня огонь достиг Темзы. Искры с Лондонского моста долетели до противоположной стороны реки, и от них загорались другие районы города. В пепел обратились Ратуша и Королевская биржа — финансовый центр Лондона.
Во вторник пожар распространился по большей части города и перешёл на противоположный берег реки Флит. Самые страшные бедствия нанес пожар собору святого Павла. От жары взрывались камни, кровля собора плавилась... Это было страшное зрелище. Пожар угрожал аристократическому району Вестминстер, дворцу Уайт-холл и большинству из пригородных трущоб, однако он не смог достичь этих округов.
На 4 день стих ветер, и с помощью пороха удалось создать противопожарные разрывы между зданиями, поэтому попытка потушить пожар увенчалась успехом. Несмотря на многочисленные радикальные предложения, Лондон был реконструирован по тому же плану, что и до пожара.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Великий пожар нанес большой урон столице. Ведь множество простых домов, а также многие памятники архитектуры сгорели. В результате сгорело 13500 домов на четырехстах больших улицах, 87 приходских церквей (также Собор святого Павла), большая часть правительственных зданий.
Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII века, когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Так же продолжает свою деятельность Иниго Джонс. Среди самых известных работ Иниго Джонса в слиле английского Барокко нужно выделить: капеллу Сент-Джеймсского дворца и Сомерсет-хаус. В 1665 г. Рен предпринял путешествие в Париж, чтобы изучать по стройки современных французских архитекторов. Особенно его заинтересовали купольные храмы в Париже (в Англии тогда не было ни одной церкви с куполом). В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, который уничтожил огромное количество архитектурных построек.
Спустя три года после Великого пожара Рена назначили королевским архитектором. Он возглавил работы по перестройке города и посвятил им всю жизнь. Венцом этих работ стало новое здание собора Святого Павла — главный шедевр Рена. Кроме того, по его проектам были построены новые кирпичные дома и пятьдесят две церкви. Каждая вновь построенная церковь имела свой особый план. Однако все церкви объединял один главный мотив — колокольни, высоко поднимавшиеся над городом. Последнее крупное сооружение архитектора — королевский госпиталь в Гринвиче. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь.
Таким образом, как Иниго Джонс, так и Кристофер Рен внесли большой вклад в строительство и планирование построек эпохи Тюдоров.
3.8 Эра классицизма. 18 век. Георгианская архитектура.
В XVIII столетии Англия являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своём развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в других странах. В истории английского зодчества XVIII вв. невозможно выделить чётко ограниченные периоды. Различные архитектурные направления существовали подчас одновременно. Однако они были объединены общим названием георгианские стили, господствовавшим в Англии во времена правления четырех королей Ганноверской династии
В английском классическом зодчестве начала XVIII века первоначально преобладает Палладианство - строительство архитектурных построек в соответствии с классическими принципами итальянского архитектора Андреа Палладио, с середины XVIII века вошел в моду неоклассицизм. К концу столетия другие стили: готическое Возрождение и стиль регентства.
Выдающимся архитектором и проектировщиком 18 века стал Джон Вэнброу. Он спроектировал Касл-Ховард, Йоркшир. Многие из работ архитектора создавались в совместной деятельности с Николасом Хоксмуром. Он помогал Вэнброу в строительстве крепости Ховард в Йоркшире и дворца Бленхайм в Оксфордшире. Хоксмур стал главным архитектором Вестминстерского дворца, западные башни которого были построены по его проекту. До этого в его ведении находились различные университетские здания в Оксфорде. Также Хоксмур был известен как архитектор по строительству новых церквей в Лондоне, Вестминстере и их окрестностях. Здесь он спроектировал те четыре церкви, которые принесли ему славу гения барокко: Св. Анны, Лаймхаус, Св. Георгия-на-Востоке, Церковь Христа, Спайтэлфилдс и святой Мэри Вулнос. Многие из работ архитектора создавались в совместной деятельности с Джоном Вэнброу. Стиль, в котором работали Вэнброу и Хоксмур, был совместным изобретением архитекторов. Именно эти два человека вознесли к вершинам английский барокко.
Наиболее строгим по своим теоретическим воззрениям зодчим-классицистом Англии был Уильям Кент, требовавший от архитектурного произведения простоты внешнего и внутреннего облика и отвергавший всякую усложненность формы. Как пример Замок Холькхэм - самое крупное произведение палладианского классицизма. Во всем — хороший вкус, умеренность.
Среди англичан неоклассицизм проповедовали Джеймс Стюарт, начавший использовать греческий дорический ордер уже к 1758 г., и Джордж Данc Младший, который спроектировал Ньюгейтскую тюрьму в духе греческих традиций.
Главной опорой этого движения становится лорд Берлингтон английский архитектор, который был одним из родоначальников новопалладианского стиля XVIII столетия. В 1721 году Берлингтон проявил себя как видный архитектор. Его вилла в Чизвик стала одной из наиболее влиятельных неопалладианских строений в Англии.
Последние годы XVIII века стали временем многочисленных экспериментов с различными стилями, завершившихся возникновением направления, которое называлось регентство. С 1811 по 1830 год страной правил Георг IV, который долгое время был регентом при больном отце. Отсюда произошло название периода. Стиль регентства стал воплощением классического античного стиля, который придерживался более строгой моды, чем неоклассицизм. Стиль характеризовался чистотой деталей и структурой здания.
Одними из ведущих архитекторов этого времени стали Генри Холланд (Клуб Брукса на Сент-Джеймс-стрит), Джон Нэш ( Риджент-парк, Камберленд-Террас, участие в строительстве Букингемского дворца), Джон Соун (Пицхэнер-Манор).
Георгианский стиль и его направления скоро пересекают Ла-Манш и получают значительное распространение в других странах Европы.
3.9 Лондон в 19 веке. Викторианская эпоха.
Викторианская эпоха (1838—1901) — период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии. Отличительной чертой этого времени является отсутствие значительных войн, что позволило стране интенсивно развиваться. В XIX веке в облике Лондона произошли кардинальные изменения. В экономики страны в этот период продолжались промышленная революция, которая превратила Британию в страну дымящих заводов, огромных складов и магазинов. Население быстро увеличивалось, разрастались города, а в 1850-х. в столице появились целые промышленные районы, самый известный из них— Ист-Энд. В 1836 году была открыта первая железная дорога, соединившая Лондонский мост и Гринвич, а к 50-м годам вся страна покрылась сетью железных дорог. Меньше чем за 20 лет открылось 6 вокзалов. В 1863 году в Лондоне появилось первое в мире метро.
Для обозначения всего многообразия стилей, распространённых в викторианскую эпоху (неоготический, неовизантийский, индустриальный стили, классицизм) используется общий термин - викторианская архитектура. Доминирующим направлением этого периода в Британской империи была неоготика; целые кварталы в этом стиле сохранились практически во всех британских владениях. Характерной постройкой в этом стиле является Вестминстерский дворец. На этом примере можно увидеть, как неоготика повторяет черты готики. Множество окон, перегруженных сложными композиционными линиями, вытянутые заостренные формы сохраняются в стиле неоготики.Строители часто заимствовали характеристики из нескольких разных стилей, создавая уникальные, а иногда и причудливые смеси. Здания, построенные в викторианскую эпоху, как правило, имеют характеристики одного или нескольких этих стилей.
19 век–время строительства многих великих построек. В 1858 году строится башня Биг-Бен по дизайну английского архитектора Огастеса Пьюджина, а за сооружение часов Биг-Бена взялся механик Бенджамен Вальями. Официальное наименование — «Часовая башня Вестминстерского дворца». Название башни возникло от названия колокола, весом 13,7тонн, установленного внутри нее. Высота башни 96,3 метра, а диаметр циферблата часов Биг-Бена 7 метров. Часы башни долгое время считались самыми большими в мире. Эти часы получили невероятную популярность, как в Англии, так и за ее пределами. В Лондоне же появилось множество «Маленьких Бенов», уменьшенных копий башни Св. Стефана с часами на вершине. Такие башни стали возводить почти у всех перекрестков.
Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта или просто Альберт-холл — престижный концертный зал Лондона, выстроенный по проекту английского архитектора Фоука.
После смерти принца Альберта 1861 году королева Виктория задумала увековечить память своего супруга возведением Альберт-холла. Здание расположено в Южном Кенсингтоне — районе Лондона, изобилующем культурными учреждениями викторианской эпохи. Церемония открытия состоялась 29 марта 1871 года. Зал является одним из самых больших в Лондоне. Он рассчитан более чем на восемь тысяч слушателей и предназначен для различных конференций и концертов. Альберт-холл представляет собой круглое кирпичное здание под куполом из стекла и металла.
Одним из центральных мест Лондона становится Трафальгарская площадь, построенная по проекту Джона Нэша. Она была названа именно так в ознаменование исторической морской победы 21 октября 1805 английского флота под командованием адмирала Нельсона над франко-испанским флотом. Битва происходила у мыса Трафальгар. В сражении Нельсон был смертельно ранен, но его флот одержал победу. Поэтому в центре площади в 1840—1843 гг. была воздвигнута колонна Нельсона высотой 44 м, увенчанная статуей адмирала Нельсона. Все стороны украшены фресками. Колонна окружена скульптурами львов и фонтанами. Вокруг площади располагаются Лондонская Национальная галерея исскуств - одна из наиболее важных художественных галерей в мире(1839г.), церковь Св. Мартина (1721г.), Арка Адмиралтейства(1910г.) и несколько посольств.
1894 году является датой постройки Тауэрского моста в центре Лондона над рекой Темзой, недалеко от Лондонского Тауэра. Постройка считается одним из символов Лондона и Британии. Мост спроектировал Гораце Джонс. Сооружение представляет собой разводной мост длиной 244 м. с двумя поставленными на устои башнями высотой 65 м.
Для пешеходов конструкцией моста предусматривалась возможность пересекать мост даже во время развода пролёта. Кроме обычных тротуаров, в средней части были сконструированы пешеходные галереи, соединяющие башни на высоте 44 метров. Попасть в галерею можно было по лестницам, расположенным внутри башен. С 1982 года галерея используется как музей и смотровая площадка. Только для строительства башен и галерей понадобилось более 11 тыс. тонн стали. Чтобы лучше защитить металлическую конструкцию, башни были облицованы камнем, архитектурный стиль строения определяется как готический.
4.1 Лондон в XX веке.
Первая и Вторая мировые войны на время приостановили развитие Лондона. В то время столице Великобритании приходилось неоднократно терпеть немецкие авиабомбёжки. В результате чего десятки тысяч домов были разрушены. Пострадало большое количество архитектурных сооружений, требовавших последующей реставрации.
В XX веке сильно меняется архитектурный облик центральных районов. Возникают новые офисы и перестраиваются старые. Здания банков, промышленных и торговых компаний, отелей и роскошных магазинов вытесняют строгие классические постройки Вест-энда и старинные здания Сити. После второй мировой войны здания современных форм начали опять менять лицо, но уже не только в старых кварталах Лондона, но и во многих районах возникшего в начале века Большого Лондона.
Вторая половина 20 века - время активного строительства небоскребов в Лондоне. Строятся целые уличные кварталы этих высотных сооружений. И по сей день постройка все наиболее необычных небоскребов продолжается.
В Лондоне небоскрёбам отведён специальный район - Canary Wharf. (Изображение 19) Это деловой квартал в восточной части Лондона. Он расположен на Собачьем острове. Canary Wharf является главным конкурентом исторического финансового и делового центра британской столицы — Лондонского Сити. Здесь находятся три высочайших здания Великобритании: One Canada Square, 8 Canada Square и Citigroup Centre. (все здания строились по проекту известного архитектора Нормана Фостера.) Эти небоскребы были отстроены к 1991 году по проекту строительной компании Olympia and York. Canary Wharf считается самым быстрорастущим деловым районом Лондона. Сейчас на работу в Canary Wharf ежедневно приезжают более 100 000 человек.
One Canada Square- один из небоскребов в лондонском районе Canary Wharf. В 1991 году это здание получило титул самого высокого небоскреба в Соединенном Королевстве. Его высота составляет 235 метров. 50-этажный небоскреб с оригинальной пирамидальной вершиной является одним из лондонских ориентиров.
8 Canada Square - 45-этажный небоскреб высотой в 200 метров в Canary Wharf. К 2002 здание было построено. 8 Canada Square служит помещением для офисов, как и большинство других небоскребов.
Citigroup Centre - строительный комплекс в том же районе. Центр предусматривает два слитых здания - 33 Кэнэда-Сквер высотой 150 метров и 25 Кэнэда-Сквер, который достигает 200 метров. Вместе, оба здания формируют единый комплекс Центра Citigroup. Небоскребы строились с 1999 по 2001 г.
Пожалуй, самым необычным и наиболее запоминающимся небоскребом современного Лондона является Башня Мэри-Экс 30— 40-этажный небоскрёб в 180 метров высотой, построенный по проекту Нормана Фостера в 2001—2004 годах. Небоскреб расположен в финансовом центре - Лондонском Сити. Конструкция выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Примечателен необычный для центрального Лондона вид, открывающийся с башни Мэри-Экс на город. Жители за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют его «огурец». Нижние этажи здания открыты для всех посетителей. На верхних этажах находится много ресторанов. Башня Мэри-Экс претендует на звание самого экологического небоскрёба. Здание получилось экономичным: потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.
В настоящее время строительство небоскребов Лондона по-прежнему продолжается. Новые высотные здания стремятся превзойти в высоте пока самый высокий небоскреб Соединенного Королевства - One Canada Square. Это более высокие башни Riverside South, Heron Tower и Bishopsgate Tower. Еще один небоскреб - The Shard – первое в Соединенном Королевстве сверхвысокое здание. Он будет иметь высоту 310 метров и станет самым высоким из них всех.
Новое тысячелетие Лондон встретил открытием нескольких зданий, таких как Купол тысячелетия(Millennium Dome) и Лондонский глаз (London Eye) - колесо обозрения, ставшее новым символом города.
Millennium Dome- огромный круглый выставочный центр, открытый в 2000 году. Он находится в самом центре п-ова Гринвич. Здание было построено сэром Норманом Фостером и, по замыслу создателей, должен был знакомить тысячи посетителей с последними достижениями науки и техники. Но сейчас «Купол» существует как спортивный и развлекательный комплекс.
London Eye - одно из крупнейших колёс обозрения в мире высотой 135 метров, расположенное на южном берегу Темзы. Колесо было спроектировано архитекторами Дэвидом Марксом и Юлией Барфилд. Воплощение проекта в жизнь заняло шесть лет. Лондонский глаз имеет 32 закрытые кабинки для пассажиров. Капсулы символизируют собой 32 пригорода Лондона.
Колесо поддерживается спицами и выглядит как большое колесо велосипеда. Сверху открываются потрясающие виды на основные значимые места Лондона. Ежегодно более 3 миллионов человек посещают эту достопримечательность Лондона. «Лондонский глаз» по праву считается одной из самых известных достопримечательностей Лондона.
4.Три части современного Лондона
Лондон располагается на нулевом меридиане, который часто называют гринвичским из-за названия района Гринвич, который он пересекает. Историческим районом Лондона является [link]