Приёмы активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках домашнего чтения вVIII классе общеобразовательной школы (немецкий язык)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приёмы активизации речемыслительной деятельности учащихся

на уроках домашнего чтения вVIII классе общеобразовательной школы

(немецкий язык)


Иностранный язык – специфический учебный предмет. В качестве объекта обучения

выступает здесь речевая деятельность, основная задача – развитие речевого умения,

которое является основой говорения Средством формирования и развития говорения

является постоянная речевая практика на основе речемышления, ибо процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Мышление выполняет свою

коммуникативную функцию,заключающуюся в том, чтобы осуществлять управление речевой деятельностью для достижения какой-либо цели, ради которой человек вступает

в общение. Таким образом, мыслительная деятельность, применительно к иностранному

языку, направлена на совершение речевого поступка. Именно поэтому поставленная зада-

ча на развитие речевого умения не может быть решена без реализации одного из главных

принципов коммуникативного обучения-принципа речемыслительной активности, пред-ставляющую собой, по определению Е.И. Пассова , «…внутреннюю постоянную готов-

ность субъекта общения к речевому поступку» /Е.И. Пассов. Коммуникативный метод

обучения иноязычному говорению. М., 1994.С.47/.

Каждая деятельность, в том числе и речемыслительная, побуждается целой совокупнос- тью мотивов-внешних и внутренних.. «Мотор леятельности-мотив. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом»,- пишет А.Н. Леонтьев в книге «Деятельность и личность» /М.,1976. С.26/. Не отрицая значимости внешних мотивов, следует подчеркнуть важность создания мотивов внутренних. В качестве таких в речевой деятельности высту-пает познавательно-коммуникативная потребность. Формированию познавательно-коммуникативных мотивов способствует содержательная, структурная, а также процесс-суальная сторона урока.

Одним из эффективных средств, позволяющим процесс обучения сделать интересным и способствующим активизации речемыслительной деятельности, являются задания, направленные на фантазийное изменение прочитанного. Мысль, использовать такие зада-ния, пришла при работе с текстами для домашнего чтения к учебнику немецкого языка

«Шаги» под редакцией И.Л. Бим (М., «Просвещение», 2001.Составитель «Книги для чтения» Е.В.Игнатьева). Текстовой материал, представленный в «Книге для чтения»,- это

шванки, немецкие сказания и легенды, а также отрывки из произведений немецких писа-

телей, где затрагиваются проблемы, волнующие подростков. Выполняя свою образова-

тельную и воспитательную функцию, тексты являются в то же время базисом, на основе

которого происходит усвоение нового языкового материала и развитие речевых навыков

и умений. К сожалению, многие задания к текстам ориентированы лишь на репродуктив-

ный и конструктивный уровень речевой деятельности. Задания, стимулирующие продук- тивную речемыслительную деятельность, практически отсутствуют. А ведь именно в

старшем подростковом возрасте мышление школьников становится всё более самостоя- тельным, творческим, активным, формируется критичность мышления, способность и потребность рассуждать, раскрывать причинно-следственные связи, строить доказатель- ства. Идёт, по выражению И.А. Зимней, «стремительное развитие речемыслительной деятельности подростка». /Психология обучения иностранным языкам в школе. М.,1991, С.137/. Представляется, что использование заданий, направленных на фантазийное изме-нение прочитанного, во многом будут способствовать активизации речемыслительной деятельности учащихся, стимулировать продуктивную речь учащихся.

Задания, направленные на фантазийное изменение прочитанного,предполагают развитие

речевой деятельности /диалогической и монологической/, предметно-смысловое содержа-


ние которой определяется не только информацией, заложенной в тексте, но и содержа-нием коммуникативных ситуаций. Текст используется как повод к самостоятельному высказыванию. Это задания, требующие работы мышления и воображения.

В качестве примера можно привести задания к шванку “Der kluge Esel” /Книга для чтения.

С.198/.

1.Stell dir vor! Till Eulenspiegel schreibt eine Anzeige, wo er vorschlägt, seinen Dienst als

Lehrer zu erweisen. Hilf ihm bitte!

2.Stell dir vor! Die Professoren der Universität besprechen, wen sie in die Lehre zu Till Eulen-

spiegel geben sollen.

3.Stellt euch vor! Till Eulenspiegel und der Esel lachen die Professoren aus, mit denen sie

einen Streich gespielt haben. Inszeniert diese Episode!

В основу заданий такого типа положен принцип ситуативности. Это обусловлено тем,

что ситуативность способна воссоздать коммуникативную реальность и тем самым

пробудить интерес подлинного говорения, что очень важно для активизации речемыс-

лительной деятельности. Ситуация, таким образом, становится задачей смысловой и

речевой, которую должен решить ученик. Предпосылкой для самого широкого использо-вания домысла, фантазии и вовлечения учащихся в речевую деятельность, соответствую-

щую их социальному опыту и языковым возможностям, является неразвёрнутая ситуация.

Описание такой ситуации даётся кратко, ибо чем меньше очерчена ситуация, тем больше

вовлекается в процесс решения речевой задачи мышление учащихся.

Например:

Stellt euch vor! Ihr seid die Bürger der Stadt. Ihr zerbrecht euch die Köpfe, warum die Sonnenuhr keine Zeit mehr zeigen will”./”Die Sonnenuhr”,c.202/

При создании ситуации можно использовать простые или комплексные коммуникативные

задачи. Примером простой коммуникативной задачи может быть следующая:

Stell dir vor! Du bist ein Fischer. Einmal hast du Lorelei vom weiten gesehen. Was kannst du

dem Freund über sie erzählen?”/”Lorelei,”c.204/

Коммуникативная задача здесь направлена на реализацию лишь одной речевой функции-

передача собственных впечатлений. А вот другая ситуация:

Stellt euch vor! Ihr seid Schildbürger. Ihr haltet Rat, wo man die Glocke verstecken kann.

Eure Vorschläge bitte! Begründet sie!” /Die versunkene Glocke”. c.201/.

Как видим, здесь используется комплексная коммуникативная задача, направленная на

реализацию двух речевых функций: учащимся необходимо не только внести предложения,

но и обосновать их. Использование учителем коммуникативных задач различной сложнос-ти позволяет осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения.

Учитывая особенности подросткового возраста, когда идёт интенсивное формирование

и развитие нравственного сознания, возникает потребность в самооценке и оценке других

людей, следует, где это возможно, создавать ситуации, ставящие подростка перед проблемой нравственного выбора. Так, после чтения отрывка из романа П. Гертлинга

Die zweite Zeile”/с.221/, посвящённого проблеме первой влюблённости, можно предло-

жить учащимся следующую ситуацию:

Stell dir vor! Du bist Anna, die Ben liebt. Du siehst, dass deine Mitschüler Ben auslachen.

Wie würdest du dich in dieser Situation benehmen?”

Проблемы, интересные для учащихся, способствуют возникновению мотивации, которая,

в свою очередь, приводит в движение мысль.

Как уже было сказано, принцип ситуативности является главным в подходе к составле-нию заданий, направленных на фантазийное изменение прочитанного. Однако он не един-

ственный. Существует ещё несколько видов творческих заданий, которые будят фантазию и воображение школьников. Это могут бы проблемные вопросы,требующие от подростка

определить свою поведенческую линию, оказавшись в сходной с литературным героем

ситуации. В отличии от проблемной ситуации с элементами ролевой игры, где ученик го-

ворит от имени какого-либо персонажа, здесь он говорит от своего собственного имени,

выражая свою позицию по предложенной проблеме:

“Sage bitte! Was würdest du in Bens Situation machen? Beginne so: “Wenn ich Ben wäre, so…”

\”Die zweite Zeile”, c.221\

Такие вопросы вызывают естественный интерес у детей, стимулируют их речемыслительную деятельность, так как обращены к личности ребёнка.

Эффективными являются задания, предлагающие продумать возможную концовку текста:

Stellt euch vor! In der Stadt gibt es die einzige Uhr, die Sonnenuhr, die keine Zeit mehr zeigt.

Wie stellt ihr euch das Leben der Stadt ohne Uhr vor? Setzt den Schwank fort!”

\”Die Sonnenuhr”, c.202\.

Большой интерес и высокую речемыслительную активность вызывают задания, предлага-

ющие домыслить предисторию героев, события, которые оказали решающее влияние

на характер и поступки героев:

Der Sohn des Müllers wurde zum Taugenichts. Wo liegt der Grund? Wie meint ihr, wie war seine Kindheit? Erzählt bitte darüber!” /”Taugenichts zieht in die Welt hinaus”, c.228/.

Значительно активизируют речемыслительную деятельность задания, предлагающие

учащимся создать свою версию развития сюжета текста, если бы некоторые обстоятель-ства в жизни героев сложились несколько иначе:

“Wie meint ihr, wie würde die Reise der Jugendlichen durch Holland verlaufen, wenn das Reise-

geld ausgereicht hätte?”, /”Wandervogel”, c.217\.

Разнообразие коммуникативных задач позволяет учителю использовать на уроке различ-

ные формы работы: фронтальную, парную,групповую, индивидуальную, стимулируют

развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся. В процессе выполне-ния творческих заданий учащиеся испытывают трудности, связанные с недостатком лек-

сического запаса. Задача учителя-помочь ученику найти нужное слово в нужный момент.

Е.И. Пассов пишет по этому поводу следующее: «Необходимо организовать процесс обу- чения так, чтобы сначала вызвать у учащихся желание высказать свои мысли и чувства, а

потом дать им слова для выражения их мыслей и чувств». /Е.И. Пассов. Урок иностранно- го языка в средней школе. М.,1993, с.84/.Конечно, учитель, планируя задания, может стро-

ить какие-то прогнозы относительно полёта фантазии учащихся и дать им заранее пред- полагаемые необходимые слова. Но этого не следует делать, так как они будут являться

смысловой подсказкой для учащихся, что в данном случае противоречит самому приёму обучения. Однако учитель должен, учитывая разнообразие коммуникативных задач

/расспросить, сообщить, описать, рассказать, попросить, посоветовать, выразить согласие/

несогласие, покритиковать,убедить и т. д./, постоянно тренировать учащихся в употребле-ни соответсвующих речевых штампов-клише,которые будут способствовать развитию

навыков спонтанной речи учащихся.

Опыт показал, что задания, направленные на фантазийное изменение прочитанного, не только способствуют активизации речемыслительной деятельности учащихся, но и повы- шают эффективность запоминания лексики за счёт возрастающей роли непроизвольного запоминания в условиях разнообразно протекающей творческой речевой деятельности учащихся.














ПРИЛОЖЕНИЯ


I. Der kluge Esel

(Nach dem Volksbuch von Till Eulenspiegel) Книга для чтения, с.198


1. Stell dir vor! Till Eulenspiegel schreibt eine Anzeige, wo er vorschlägt, seinen Dienst

als Lehrer zu erweisen. Hilf ihm bitte!

2. Stellt euch vor! Die Professoren der Universität besprechen, wen sie in die Lehre zu Till

Eulenspiegel geben sollen.

3. Wie meint ihr, was sagte der Esel über Professoren, wenn er sprechen könnte?

4.Stellt euch vor! T. Eulenspiegel und der Esel lachen die Professoren aus, mit denen sie

einen Streich gespielt haben. Inszeniert diese Episode!


II. Die versunkene Glocke

(Nach dem Volksbuch “Die Schildbürger”),c.201


1.Stellt euch vor! Ihr seid Schildbürger. Ihr haltet Rat, wohin man die Glocke verstecken

kann. Macht eure Vorschläge bitte! Begründet sie. Und wer ist der Bürgermeister?

2.Stell dir vor! Die Schildbürger bestiegen das Schiff und fuhren mit der Glocke auf den See.

Du fährst mit und hörst den Vorschlag des Bürgermeisters, eine Kerbe in das Schiff zu ma-

chen, um die Glocke wieder zu finden. Erkläre bitte dem Bürgermeister, das er nicht recht

hat.


III. Die Sonnenuhr

(Nach J. P. Hebel), c.202

1.Die Sonnenuhr auf dem Rathaus gefällt allen Stadtbewohnern. Jeden Tag stehen sie auf

dem Rathausplatz und bewundern die schöne Uhr. Stellt euch vor! Ihr steht auch auf

diesem Platz und bewundern die Uhr.

2. Um die schöne Uhr gegen das Gewitter zu beschützen, brachten die Bürger über die Son-

nenuhr einen groβen Regenschirm an. Seit dieser Zeit zerbrechen sich die Stadtbürger die

Köpfe, warum die Uhr keine Zeit mehr zeigen will. Hilf ihnen bitte! Gib einen Rat!

3. Stell dir vor! Du bist Stadtbürger. Es tut dir leid,daβ die Sonnenuhr keine Zeit mehr zeigt.

Schreibe darüber deinem Freund!

4. Stellt euch vor! In der Stadt gab es die einzige Uhr, die kaputt gegangen ist. Wie stellt ihr

euch das Leben der Stadt ohne Uhr vor?


IV. Lorelei

(Eine Sage), c.204


1.Wie stellt ihr euch das Äuβere von Lorelei vor? Setzt bitte die Beschreibung fort!

In der Nacht kam ein schönes Mädchen auf den Felsen.”. ……..

2.Stell dir vor! Du bist ein junger Fischer. Einmal hast du Lorelei vom weiten gesehen und

bist von ihr begeistert. Erzähle darüber deinem Freund!


V. Ein Besuch beim Friseur

(Nach H. Fallada), c.215


1.Stell dir vor! Du bist der Held dieser Geschichte. Erzähle deinem Freund über deine

Enttäuschung wegen deines neuen Haarschnitts! Beginne so: “ Als ich mich im Spiegel

sah, ….”.

2.Stellt euch vor! Der Junge ist aus dem Frisiersalon nach Hause gekommen. Der Zorn

der Eltern ist so groβ. Inszeniert bitte das Gespräch zwischen dem Jungen und den Eltern!

3.Stell dir vor! Du bist der Freund des Jungen., der wegen der neuen Frisur miβgestimmt

ist. Beruhige ihn bitte!


VI. Wandervogel

(Nach H. Fallada), c.217


1.Stellt euch vor! Ihr seid die handelnden Personen dieser Geschichte (der Sohn und

die Eltern). Der Sohn bittet die Eltern um Erlaubnis, ins Ausland zu fahren. Inszeniert

bitte dieses Gespräch!

2.Stell dir vor! Du bist voller Erwartung auf die Reise nach dem schönen Holland.

Erkläre deinem Freund den Grund deiner Ungeduld!

3. Wie meint ihr,wie würde die Reise durch Holland verlaufen, wenn das Reisegeld

ausgereicht hätte?.


VII. Die zweite Zeile

(Nach P. Härtling),c.221

1 .Stell dir vor! Du bist Anna. Du siehst, dass deine Mitschüler Ben auslachen. Wie würdest

du dich in dieser Situation benehmen?

2 .Sage bitte, was würdest du in Bens Situation machen? Beginne so: “Wenn ich Ben wäre, .

so….”.

3. Wie meint ihr, wie werden sich die Beziehungen zwischen Anna und Ben entwickeln?


VIII. Sicher ist sicher

(Nach E. Kästner), c.224

1. Wie meint ihr, wie kann sich die Geschichte mit den Heften entwickeln? Setzt die Erzäh-

lung fort: “Professor Kreuzkamm nahm die Hefte selber mit nach Hause. “Sicher ist

sicher ,”- sagte er und verlieβ das Zimmer so ernst, wie er gekommen war.”


IX. Taugenichts zieht in die Welt hinaus

(Nach J.von Eichendorff), c.228


1.Der Sohn des Müllers wurde zum Taugenichts.Wo liegt der Grund? Wie meint ihr, wie war

seine Kindheit? Ihre Vermutungen bitte!

2.Stell dir vor! Du bist der Taugenichts Freund.. Seine Lebensweise gefällt dir nicht. Was

kannst du ihm raten?

3. Stell dir vor! Du bist Taugenichts. Du ziehst in die Welt hinaus, um dein Glück zu machen.

Erkläre dem Vater, wie du dir das Glück vorstellst.

4. Taugenichts zieht in die freie Welt voller Hoffnung auf das Glück hinaus. Wie meint ihr,

was wird mit ihm geschehen? Ihre Gedanken bitte!