XLIV городская научно-практическая конференция
школьников г.о. Самара
Секция: Немецкий язык
Сравнительный анализ немецких и русских загадок
Выполнила:
ученица 10 «А» класса
МБОУ школы № 85 г.о. Самара
Гаврилова Надежда
Руководитель:
Преподаватель немецкого языка
Канаева Ирина Валентиновна
Самара, 2016 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………… 2
История возникновения загадки………………………………………. 4
Классификация загадок………………………………………………… 8
Сравнительный анализ………………………………………………... 19
Заключение…………………………………………………………….. 22
Библиография………………………………………………………….. 24
Приложение
Введение
Читая книги, газеты и журналы, слушая радио, смотря телевизор, я обратила внимание на то, что население разных стран очень часто по-разному относится к одним и тем же событиям, не понимая друг друга. Такое взаимонепонимание сохраняется, несмотря на всемирную глобализацию, интеграцию, всё более тесные связи между государствами, при которых происходит стирание различий между культурами различных народов.
Вероятно, проблемы международных взаимоотношений, являющиеся в настоящее время актуальными и во многом приоритетными, связаны с теми различиями в культуре и языке народов разных стран, которые имеют корни, уходящие в глубь веков и влияющие на формирование и отражение национального менталитета, национального сознания, всего того, чем люди разных стран отличаются друг от друга и чем ни похожи.
В фольклорной культуре разных народов имеются жанры, сформированные в иных жизненных условиях, поэтому и не всегда понятные «чужим». Но есть и одинаковые жанры, вызванные к жизни сходными условиями формирования и существования, которые правильнее всего сравнивать. К ним относятся, в частности, загадки.
Загадка представляет собой особый чрезвычайно архаичный тип текста. На ранних этапах своего развития она была частью культа, была неотделима от обрядовости, а следовательно, и обладала строгой формой, которая свойственна всем «ритуальным» текстам. Например, молитвам, календарным песням, пословицам, частушкам. [11]
Слово «загадка» - древнего происхождения. Оно происходит от глагола загадать, из за- + гадать, далее от православного, от которого в числе прочего произошли: древнерусское гадати, русское гадать; словенское gádati, gȃdam «допытываться». Rätsel(n) – загадка, Puzzle - головоломка, задачка. [14]
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Несмотря на то, что мы живём в мире новых технологий, мы должны знать своё культурное наследие. Чтобы узнать об отношении в современном обществе к загадкам я составила анкету «Знаете ли вы загадки?» (приложение №1) и провела свое социологическое исследование на сайте: http://onlinetestpad.com.
Анализ литературы по теме показал, что изучению загадок уделяется мало внимания. Работая над этой темой, я собрала большой фактический материал из различных источников: 232 загадки на немецком языке и подобрала по возможности русские эквиваленты этим загадкам. В своей работе я использовала метод сравнительного анализа.
Актуальность моей работы состоит в том, чтобы показать значимость этой малой устной формы для сохранения идентичности народа на примере сравнительного анализа немецких и русских загадок.
Целью моей работы является:
- выявить сходства и различия немецких и русских загадок;
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
изучить литературу по теме исследования;
изучить историю возникновения загадки;
составить классификацию загадок;
провести сравнительный анализ немецких и русских загадок;
провести опрос
История возникновения загадки
В древности, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу и скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, русалки, в избе - Домовой. Везде человек постоянно сталкивался с враждебной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить. Тогда люди думали, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.
И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые были связаны с успехом предстоящего дела. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, охотники, рыболовы и пастухи придумали особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый".
Загадка из этой тайной речи и родилась. Сначала она служила, чтобы помочь молодым выучить "тайный" язык. Без знания этой речи юноша не мог стать равноправным членом своего семейства. Наряду с прочими, для юношей устраивались испытания в его мудрости. Если он отгадал и запомнил загадку:
Er ist sehr schwer. Sehr groβ ist er.
Fisch und Honig mag er sehr.
Und im Winter schläft er.
(der Bär) (Медведь)
Корова комола,
Лобик широк,
Глазеньки узеньки,
В стаде пасется
И в руки не дается.
(Медведица)
то наверняка не забудет, как нужно называть медведицу на охоте. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Загадки запрещалось загадывать не вовремя-летом и днем. Это могло вызывать напасти. Зимними вечерами, когда все дела по хозяйству переделаны, собирались и стар, и мал в избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. Они не просто загадывали, как вздумается, а строго держались порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце. [6]
Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью. Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание мира и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
Постепенно, с веками, человек становился сильнее и умнее, меньше боялся "темных сил". Не нужны стали и "обманные" названия, они постепенно забылись. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главным стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живет.
Греки связывали загадки, в основном, с изречениями оракулов. Древнегреческие загадки излагались гекзаметрами, в них искали смысл жизни и божественную мудрость. Ученые прибегали к загадкам в дидактических целях, поэты охотно вплетали изречения в форме загадок в свои произведения.
Римляне были несколько менее склонны к подобным упражнениям ума, однако и Цицерон, и Вергилий забавлялись в часы досуга сочинением загадок.
В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится Вартбургская война и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве — стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. [5]
В самом начале книгопечатания появились дешевые маленькие брошюры с загадками, которые должны были служить развлечением для широких слоев населения. Они подтверждают существование загадки вне гуманистически-образованных кругов. Лишь некоторые из них сохранились до наших дней в библиотеках.
Придворные миннезингеры 13-14 веков использовали материал народных загадок, а также античное наследие. Загадки могли быть посвящены как религиозным, так и светским проблемам. Среди поэтов этого времени, писавших загадки, было множество пилигримов, пытавшихся завоевать расположение властителей своим искусством. На первом месте среди них стоит Марнер из Швабии (около 1250), считающийся одним из двенадцати основателей мейстерзанга. Некоторые из путешествующих поэтов второй половины 13 века писали загадки политического содержания, наполненные темными намеками, понятными лишь современникам: Рейнмар дер Фидлер, Мейстер Боппе и Вильде Александр. [3]
Во времена гуманизма происходит симбиоз народной и литературной загадки. Эти загадки собраны в книге Николауса Ройснера «Änigmatographia» (1599), который был ректором университета Йены, знатоком загадок и поэтом.
В 17 веке вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Загадки Гебеля, Шлейермахера, Гауффа, Шмидлина и Брентано отличаются не только поэтичностью формы, но и юмором и остроумием. Отпечатанные книги загадок 16-17 веков не являются чисто немецкой прерогативой. Доказательством этому может послужить французская книга «Demaundes joyeuses en maniere de quodlibetz» (1500), а также английское собрание «Book of merry Riddles» (1560).
В России писатель и переводчик В. Левшин издал книгу «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (1773). Йозеф Гёррес дал описания к множеству загадок и издал книгу «Die deutschen Volksbücher» (1807). В 1899 году Роберт Петч издал подобное собрание. Содержание обеих книг, тем не менее, различалось. Уланд написал в своих трудах о книге, носившей название «Новая книжка загадок, отпечатанная в Страсбурге у М. Якоба Каммерландена фон Ментц» (предположительный год выпуска 1541). Райнхольд Кёлер опубликовал «Сорок две старых загадки и вопроса» (1856). Книга была основана на материале так называемой Веймарской рукописи, появившейся за сто лет до «Страсбургской книги загадок». Вильгельм Ваккернагель в своей работе «Deutsches Lesebuch» посвятил третий том «Zeitschrift fur deutsches Altertum» (1843) проблемам немецкой загадки. [12]
В наше время загадка перешла в мир детства, она учит ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. А разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка - радует и удивляет.
Классификация загадок
Изучая литературу по данной теме, я познакомилась с различными подходами к классификации загадок. Существуют классификации по хронологии происхождения, тематике, уровню сложности, оформлению, способу загадывания. Проводя сравнительный анализ собранного фактического материала, я попыталась классифицировать его по выше указанным критериям. Кроме того, я постаралась провести свою классификацию по изобразительно-выразительным средствам языка.
Одной из первых логически непротиворечивых классификаций по хронологии возникновения была предложена писателем Иваном Франко.
Первой по происхождению исследователь считает группу загадок, которые называет анимистическими. К ним относятся [link] Таким образом, загадка объединяет в себе черты художественной прозы с чертами эпической поэзии. В загадке важно само событие: процессы, описанные там, как правило, происходят вне зависимости от времени. [4]
Сравнительный анализ
Загадки как продукт народного творчества являются средством идентификации человека с национальной культурой. Черты присущие немецкому народу, такие как холодная рассудительность, практичность, аккуратность, методичность и педантичность находят отражение в загадках. Черты русского характера, такие как открытость, юмор, отзывчивость, простота в поведении, так же выражаются в загадках.
Ограниченное количество фактического материала на немецком языке не дает возможности провести сравнительный анализ по тематике. Для исследования были использованы 232 немецкие загадки и подобранные к ним 210 русских загадок. Поэтому мы рассмотрим классификацию лишь немецких загадок.
В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, они показывают конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности. Анализ загадок по сложности нельзя считать достаточно точным, так как для 22 немецких загадок не существует русских эквивалентов. Но тем не менее загадки в русском и немецком языках имеют приблизительные показатели. Больше всего загадок второго уровня сложности. Загадка как форма устного народного творчества наиболее полно выражает особенности структуры языка. Немецкий язык отличается строгой упорядоченностью и законченностью всех систем на всех уровнях, дисциплинированной и логичной структурой, «жесткой» орфографией. Русский язык допускает относительно свободный, гибкий порядок слов в предложении. Анализируя загадки по форме, мы можем сделать вывод, что в русском языке преобладают загадки стихотворные, они составляют примерно 80% от всех загадок. В немецком же языке они занимают примерно 60%. Это говорит о мелодичности и плавности русского языка.
Мышление немцев отличается способностью к отвлеченным построениям, глубиной абстрагирования, философской широтой. В немецком языке больше загадок, в которых сам объект рассказывает о себе. Немцы весьма неодобрительно относятся к любым проявлениям легкомыслия, всяким случайностям и неожиданностям. Именно потому, что они воспринимают жизнь со всей серьезностью, немцы так привержены правилам. Немцы предпочитают не нарушать даже те правила, которые сильно осложняют им жизнь, руководствуясь принципом, что все, что не разрешено - запрещено. Немногословность и уравновешенность так же являются характерными чертами немцев. Русским же присущи открытость, отзывчивость, беспечность. Все это имеет отражение в загадках. Прямой вопрос в немецком языке встречается в два раза больше, чем в русском. У немцев прямой вопрос предполагается прямой ответ. Рассматривая изобразительно-выразительные средства языка, мы можем заметить, что русский язык более богат. Уменьшительно-ласкательных слов в русских загадках значительно больше, чем в немецких.
Русские загадки – это часто иносказательные поэтические описания, в которых есть и поэтические сравнения, и образные выражения. Немецкие загадки отличаются лаконичностью, сухостью, конкретным перечислением тех свойств, которые присущи предмету загадки.
Заключение
Давно минули те времена, когда умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Сейчас мир представляется нам сложнейшей системой с необозримым множеством связей, и загадки в обучении уступили место теоремам и формулам. И все же не стоит забывать, что умение находить взаимосвязи, систематизация и проникновение в суть вещей - как раз и есть признак аналитического научного ума.
Загадки, по словарю Даля – это «жанр народного творчества; иносказательное поэтическое описание какого-нибудь предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». Они отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Загадки выступают средством эстетичного освоения окружающей действительности: развивают эстетический вкус, способствуют образному виденью разных предметов и явлений в жизни, помогают почувствовать изображающую силу слова.
В моем социологическом опросе приняло участие 264 человека (результаты анкетирования приложение №2). В результате исследования я выяснила, что наибольший интерес к загадкам проявляют дети в возрасте 8-13 лет. 78% анкетированных положительно ответило на вопрос «знаете ли вы загадки?». Любителей загадывать загадки оказалось 63%. И практически столько же были готовы загадать 3-4 загадки. Но к сожалению количество респондентов, которые разгадывали загадки больше года назад оказалось большим – 44%. 57% анкетированных уверены, что загадки — это продукт народного творчества.
Изучив историю возникновения загадок и проведя сравнительный анализ немецких и русских загадок, я сделала к следующие выводы. Загадки как продукт народного творчества являются средством идентификации человека с национальной культурой. В загадках отражаются характерные черты народа. Немецкие загадки лаконичны, конкретны, сухи, по своей структуре похожи на инструкцию. Русские загадки напротив, более певучи, образны и эмоциональны.
Фольклор, как известно, отличается особой устойчивостью у разных народов. Ученые считают, что в детском возрасте происходит приобщение ребенка к своей культуре. И именно имеющиеся и проявляющиеся в загадках национальные особенности делают малыша в будущем членом определенного общества. Вполне возможно, что таким образом происходит некое кодирование, программирование не только конкретной будущей личности, но и общества в целом, формируются доминанты поведения того или иного общества.
Загадки - это еще одно сокровище нашего языка, которое досталось нам в наследство от наших предков. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.
Библиография
Аникин В. П. Метафора в загадках. Художественные средства языка русского народного поэтического творчества М., 1981.
Блэк М. Метафора. Теория метафоры. М., 1990.
Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 2001.
Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.
Мальцева Д. Г. Германия: страна и язык. М., 2000.
Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Ленинград, 1978.
Москальская О. И. Грамматика текста. М., 1981.
Петч Р. Spruchdichtung. Halle, 1938.
Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979.
Франко И. Останки первобытного мировоззрения в русских и польских загадках народных. М., 1884.
Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. М., 1994.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона М., 1907.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля М., 1978.
https://ru.wiktionary.org/wiki/загадка
http://constructor.zavalam.net/view.php?no=16041