РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ И РАЗВИТИЕ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ШКОЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.
А.В.Жилина, учитель английского языка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», г Губкинский
Интерес не только растит интеллект,
он раскрывает личность.
Интерес не только раскрывает глаза и уши,
он возвышает умы и души...
А.А. Гин
Поддержка талантливой молодёжи является в настоящее время одним из приоритетных направлений политики Российского государства. Это связано с потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Именно таким потенциалом обладают одарённые дети. Они - национальное достояние, которое надо беречь и которое надо умело растить. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Поэтому необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Сейчас, говоря об одарённых детях, мы в большей степени подразумеваем потенциально одаренных детей, детей с высоким уровнем мотивации и с высокими познавательными способностями.
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
По моему мнению, одарённость в отношении иностранного языка – это дар умения говорить, свободно понимать иностранную речь на слух, грамотно писать, особое врождённое лингвистическое чутьё.
Современное общество требует воспитания людей с активной жизненной позицией, ярко выраженными лидерскими качествами, навыками публичных выступлений. Сегодняшние подростки должны уметь быстро ориентироваться в условиях нестандартных ситуаций, пользоваться компенсаторными средствами. Огромная роль в решении этих сложных задач отводится развитию внеклассной театральной деятельности школьников. Она даёт мощный импульс к формированию эстетического восприятия мира, умению чувствовать и сопереживать, побуждает к творческому преобразованию действительности, и в целом способствует формированию творческой, одухотворенной личности.
Особую значимость приобретает театральная деятельность школьников на английском языке. Она помогает оптимизировать изучение иностранного языка, сплотить учащихся, научить работе в коллективе, обнаружить и проявить скрытые творческие способности ребенка, помочь учащимся в овладении языковыми навыками, познакомить детей с лучшими образцами мировой литературы и театрального жанра. В языковом аспекте театральная деятельность способствует развитию навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь. Возможностью овладеть всеми вышеперечисленными компетенциями и обусловлена актуальность театральной студии на английском языке. Программа ориентирована на развитие творческой инициативы школьников. Компетенции, развивающиеся в рамках программы, востребованы в обществе и имеют практическую значимость для обучающихся.
В нашей школе я работаю с такими одарёнными детьми в театральной студии «Magic World” (Волшебный мир) на протяжении пяти лет. Работу провожу по своей лицензированной авторской программе в рамках дополнительного образования в количестве 4 учебных часов в неделю. Занятия студии проводятся во внеурочное время, что полностью соответствует требованиям ФГОС. Надо отметить, что внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, то есть демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Это создаёт благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Занятия в Театральной студии проводятся в двух творческих группах учащихся 6х и 7х классов. Каждой группе предоставляется возможность осуществить реальный творческий проект – постановку четырёх сказок на английском языке в течение учебного года. Постановочные произведения выбираются воспитанниками из ряда предложенных учителем народных сказок или создаются совместно творческими группами. В список предлагаемых преподавателем пьес и сказок входят подходящие по языковой сложности произведения. Предпочтение отдаётся английским народным сказкам. Английские сказки очень самобытны и поучительны. В них отражается душа народа, его мудрость, мысли и чаяния. Английские волшебные сказки отличаются большим разнообразием. Моя задача как преподавателя – уловить интерес учащихся к той или иной сказке, помочь детям снять трудности при освоении лексического и грамматического материала для данной постановки. Необходимо также отработать все фонетические трудности, помочь с распределением ролей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и его пожелания. В процессе работы над постановкой в рамках творческих групп происходит специализация каждого участника.
Приступая к подготовке спектакля, учитель должен точно продумать тему, идею и жанр спектакля; продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит, возможные костюмы персонажей и т.д.
Надо заметить, что для большинства учащихся 6-7-х классов театр – это продолжение их ролевых детских игр, только на английском языке, и, если уровень языковой подготовленности не препятствует участию в этих играх, они сохраняют привлекательность для школьников на среднем этапе обучения. Такое понимание драматизации как игры требует от педагога не вторгаться в нее с исправлением ошибок учащихся, а подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, т.к. будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникативной деятельности. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни произносят реплики на английском языке, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.
Работа над спектаклем предусматривает следующие этапы:
1) знакомство с текстом сказки;
2) анализ лексического и грамматического материала пьесы;
3) выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;
4) выполнение интонационных упражнений;
5) отработка выразительного чтения ролей.
1) выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль сказки другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.);
2) передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
3) разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам;
4) импровизация.
Распределение и разучивание ролей.
Репетиционный этап.
Премьера. Демонстрация спектакля для учащихся школы, их родителей, педагогов и т.д.
Формы проведения занятий:
-беседа
- игра
- репетиция
- изготовление декораций
-изготовление костюмов персонажей сказки.
Результатом работы Театральной студии стали сценические постановки таких сказок на английском языке, как «Пиноккио», «Дюймовочка», «Свинопас», «Снежная королева», «Спящая красавица», «Золушка» и многие другие.
Общие результаты творческой работы театральной студии на английском языке:
- стабильность функционирования детского коллектива;
- повышение общего уровня культуры учащихся;
- развитие художественного воображения детей;
- обретение веры в свои силы и возможности;
- совершенствование знаний и умений по английскому языку;
- использование приобретенных знаний и коммуникативных умений в практической деятельности и повседневной жизни.