Тема неонацизма в современной немецкой литературе.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В РОМАНЕ ТИМУРА ВЕРМЕША «ОН СНОВА ЗДЕСЬ».


В статье исследуются характерные черты творчества современного немецкого писателя Тимура Вермеша. В формировании творческого метода Т. Вермеша большую роль сыграли общественно - политические и культурные традиции Германии, прежде всего, творчество Г.Манна. Однако эти литературные влияния нисколько не умаляют того факта, что Т. Вермеш выступает как художник, наделённый ярким и самобытным дарованием. Сатирической линией своего творчества писатель во многом продолжает и развивает традиции острой общественной сатиры. Роман «Он снова здесь» является важнейшим этапом в формировании сатирического таланта писателя.

Ключевые слова: немецкая литература, сатира, гротеск, художественное сознание, нацизм, временная дистанция, осмысление прошлого, сатирическая гипербола.


Впервые роман Тимура Вермеша «Он снова здесь» появился в 2012г. на книжной ярмарке во Франкфурте. Роман занял первое место в списке бестселлеров журнала «Шпигель». К настоящему времени произведение издано в 40 странах мира, в том числе и в нашей стране. Тимур Вермеш выступает как художник, наделённый ярким и самобытным дарованием. Сатирической линией своего творчества писатель во многом продолжает и развивает традиции острейшей общественной сатиры Г. Манна. В тоже время Т. Вермеш относится к тем современным немецким писателям, которые сформировали новый тип художественного сознания, отмеченный определёнными чертами маргинальности. Действие романа происходит в Берлине, в 2011г. На городской окраине, совершив загадочное и фантастическое путешествие во времени, приходит в себя Адольф Гитлер. Гитлер давно служит комическим персонажем в западноевропейском искусстве. Начало этой традиции положил Чарли Чаплин в фильме «Великий диктатор». Рассудок Гитлера оказался в состоянии довольно легко приспособиться к новым условиям. Оказалось, что новейшие условия предлагают широкий выбор возможностей, притом лучших. Автор романа ставит своего героя в комически-гротескные ситуации. С одной стороны Гитлер пребывает в постоянном поиске следов нацистского прошлого Германии, с другой, он активно интегрируется в новое для него общество. Роман стал своеобразным откликом на быстро меняющуюся действительность, попыткой серьёзного переосмысления общественно-политических реалий Германии. «Прошлое» выступает в сознание современного поколения немцев как система заученных знаков, однако временная дистанция по отношения к событиям нацистской эпохи ведёт к трансформации представлений о прошлом. Анализ действительности в романе показывает что, проблема осмысления исторического опыта, опасность забвения уроков второй мировой войны остаётся одной из самых актуальных для Германии. Претензии Гитлера на безграничную власть только крепнут по мере того как он глубже всматривается в действительность. Он вновь мысленно возвращается в 1919 год, в эпоху Веймарской республики, когда он только начинал свою борьбу и восхождение из «ниоткуда». «Никак неистребимая социал-демократия вновь бесчинствовала на шее многострадального немецкого народа, прочие союзы каждый на свой лад вновь паразитировали на народном богатстве»[1,с.5]. А.Гитлер выступает как прозорливый социальный психолог. Очень скоро он обнаруживает, что простой немец по своей сути не сильно изменился; работает так же неустанно, с той же железной целеустремлённостью, которую, кажется, не может поколебать ни слабость, ни усталость. Он всё также скован нормами и испытывает потребность выплеснуть подавленные инстинкты. Под внешней деловитостью подспудно набухает недовольство, которое в любой момент при удобном внешнем поводе может разразиться дикой ненавистью, в которую превращается зачастую молчаливая антипатия. Гитлер выделяет в человеке те свойства его натуры, прежде всего инстинктивную агрессию подсознательного, которые ему удастся использовать в своих целях. Гитлер пристально наблюдает за окружающими его людьми и видит, что в обществе присутствует некая «готовность к ненависти».

Современная Германия – это государство, на территории которого проживают представители более чем ста шестидесяти национальностей. За последние десятилетия праворадикальные настроения среди значительной части немецкого населения существенно усилились. Запугивание, разбой или телесная грубость со стороны иностранцев для всё большего количества немцев принадлежит к ежедневному опыту «мультикультурной реальности». «Унылое копошение», так определяет главный герой современный образ жизни немцев. Гитлер уверен, что простой народ по–прежнему в нём нуждается. «Разумеется, на голову читателя целые годы, даже десятилетия моего отсутствия беспрестанно лили из поварешки демократии превратное марксистское понимание истории, и, бултыхаясь теперь в этом вареве, он не способен видеть дальше края своей тарелки – иначе и быть не может. Я не собираюсь сейчас обращаться с упреком к честному рабочему, к славному крестьянину. Да и как мог простой человек возроптать или протестовать против того, что на протяжении шести десятилетий всякие псевдоспециалисты да по набежавшие ученые провозглашали с высоких кафедр их мнимых храмов науки, что фюрер-де мертв? Кто станет обижаться на простака за то, что в пылу насущной битвы за выживание он не нашел сил спросить: “Где же он, этот мертвый фюрер? Где лежит он? Покажите его мне!” [1,c.11]. Композиционным и идейным стержнем романа является образ Гитлера, который ярко высвечивает политические и общественные реалии Германии. Оказавшись в новейшем времени, Гитлер уже через несколько дней сумел получить доступ к эфиру. Все принимают его за очень талантливого комика. Он ведёт свою передачу, как считают работники телевидения комическую, на самом деле Гитлер с новым пафосом проповедует основы национал- социализма. На страницах романа Гитлер бичует общество потребления со страстностью пророка изгоняющего из храма еретиков и вероотступников. Неудивительно, что Гитлер вновь обретает сторонников, среди которых оказываются и девушка турчанка, и еврейка. В книге описывается пример, когда Гитлер приходит к бабушке еврейке, семью которой убили в годы нацизма и уговаривает, чтобы внучка осталась с ним работать. Фарс достигает своей кульминации в сцене вручения Гитлеру награды телевидения. Съёмочная группа вскидывает руки в нацистском приветствии во всеобщем экстазе. Следование нравственным ценностям приравнивается Гитлером к болезни. Нравственному идеалу он противопоставляет культ силы, идеал жизненной мощи. Парадоксальным образом Гитлер находит немало приверженцев именно из числа слабых людей, которые не в силах противостоять непреодолимому влиянию Гитлера. Он становится звездой интернета и через соцсети пропагандирует свои идеи. Как центральный образ, так и весь роман в целом построен на приёмах сатирической гиперболы. Писатель показывает своего героя в самых различных общественных связях. Циничная политическая демагогия и умение использовать политическую конъюнктуру характерны для многих политиков. Беспощадно сатиричен писатель в изображении людей «истинно немецкого образа мыслей». Художественный метод автора можно определить как реалистический гротеск. В портретах персонажей, в описании их манер и привычек Т. Вермеш сгущает и гиперболизирует социальные черты немецкого обывателя, политиков, журналистов. Гиперболизации тесно сопутствует приём контраста. В своём романе Т. Вермеш является продолжателем лучших традиций общественной сатиры в немецкой литературе. Композиционная завершённость отражает чёткий идейный замысел – глубокое, проникновение писателя в сущность того социального феномена, который воплощён в образе Гитлера и его последователей.


Список литературы

1.Вермеш Т. Он снова здесь. – М., 2015.