Рабочая программа метопредметного курса Художественная роспись по дереву

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Метопредметный курс

«Художественная роспись по дереву»



Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни; Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данного курса учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Основная цель курса: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством, а также знакомство с историей народных художественных промыслов России.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

-  художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

-  технической – освоения практических приемов и навыков художественной росписи по дереву.

-  воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

В целом занятия курса способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному  искусству.

Курсом предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами художественной росписи по дереву, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения росписи по дереву строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил дпи у школьников развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

       Для качественного развития творческой деятельности учащихся курсом предусмотрено:

- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в росписи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в курсе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

           Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. Педагог Д. Кабалевский в своих трудах писал: «Все дети талантливые, не талантливых детей просто нет».

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом.

В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины,  конкурсы, просмотры, участие в выставках различного уровня. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Цель курса:

познакомить учащихся с историей развития народных художественных промыслов;

Задачи предмета:

 дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;

• познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;

• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Учащиеся последовательно осваивают приемы и способы работ. При этом учащиеся выполняют ряд комплексных работ возрастающей сложности с тем, чтобы освоить наиболее характерные сочетания приемов операций, овладеть современными способами выполнения работ.

В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера. В конце обучения проводится выпускная работа.

В процессе творческой работы дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие проекты на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.

В течение изучения курса учащиеся изучат: породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева.

Теоретическая часть предполагает знакомство с историей развития промыслов; что и как производится; с художественным творчеством и его связью с окружающей жизнью; включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний.  Практические занятия состоят из работы непосредственно над сюжетной, декоративной композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

В течение обучения учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему  средствами различных жанров живописи и графики, декоративного искусства.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Учебные задания даны в строгой методической последовательности «от простого к сложному», что способствует прочному усвоению курса. В программу включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти у учащихся.

Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Программа по «Художественной росписи по дереву» тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению.

На изучение программы  в процессе обучения отводится  час в неделю. всего 0,25 часа в год.

В ходе изучения курса учащиеся знакомятся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся знакомятся с технологией и техникой полхов-майданской, семеновской, городецкой и мезенской росписями, с различными приемами работы с живописными материалами, способами изображения. Приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией, поэтапного проведения всей работы – от начала до завершения.

Знакомятся с историей, технологией и техникой хохломской, северо-двинской, загорской росписи.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Художественная роспись по дереву»:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание  своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

   Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах, воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Содержание курса

«Художественная роспись по дереву».



1. Введение. Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи.

2. Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.

3. Изучение традиционной росписи по дереву (Полхов - Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Мезенская роспись, Городецкая роспись, Урало-сибирская  роспись, Северо-двинская, Загорская роспись).

4. Основные сведения композиции. Построение композиции с различными видами орнамента. Орнамент и его виды.

5. Роспись художественных изделий по дереву.






























Тематическое  планирование

Метопредметный курс «Художественная роспись по дереву»



Дата

Тема

Общее кол-во часов

Теор.

занятия

Практ.

занятия








1

Введение. Породы деревьев и их декоративные качества. Виды росписи.

1

1

-


2

Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву.

1

1

-


3

Изучение традиционной росписи по дереву (Полхов - Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Мезенская роспись, Городецкая роспись, Урало-сибирская  роспись, Северо-двинская, Загорская росписи).

2

1

1


4

Основные сведения композиции. Построение композиции с различными видами орнамента. Орнамент и его виды.

1

0.5

0.5


5

Роспись художественных изделий по дереву.

3


3



Итого:

8

3.5

4.5


Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов художественной росписи по дереву.

Ожидаемые результаты: сообщения и презентации выполненные учащимися, выставка творческих работ учащихся.


Инструменты, принадлежности и материалы необходимые для метопредметного курса:

    • Бумага (альбом)

    • Фанера (дерево)

    • Лак по дереву

    • Краски

    • Кисти

    • Иллюстративный материал

    • Предметы быта Зауральских мастеров

    • Презентации




Литература для учащихся:

  1. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5

  2. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7

  3. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5

  4. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.

Список литературы:

  1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

  3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.

  4. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

  6. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

  7. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

  8. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

  9. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  10. Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.

  11. И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

  12. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, 1988 год

  13. Живописная система В. Э. Борисова - Мусатова. М.,1980.

  14. Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.

  15. О композиции. М., 1959.

  16. Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.

 Примерная программа для детских художественных школ и художественных школ искусств (углубленный курс). М., 2003