Конспект урока по изобразительному искусству

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок: изобразительное искусство

Учитель: Иванова Анна Петровна

Класс: 6

Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека». 

Тип материала: Урок

Конспект занятия по предмету: Изобразительное искусство

Количество учебных часов:1

Тип занятия: Комбинированный

Цель: Изобразить графический портретный рисунок.

Задачи: 

  1. Образовательная: а) познакомить с новым терминами— графика, пастель.

б) познакомить с картинами известных художников;

в) закрепление теоретических знаний в ходе выполнения практической работы.

  1. Развивающая: а) развитие умения работать с графическим портретным рисунком;

б) развитие наблюдательности, образного мышления и творческого воображения

  1. Воспитательная: а) формирование представлений о выразительности образа человека; 

б) формирование эстетического вкуса при развитии представлений об эмоциональном воздействии пастели в графическом исполнении письма, его гармоничного соотношения.

Основные понятия: портрет, графика, пастель
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Оборудование:  видеоконвектор.
Зрительный ряд: 
- Презентация.

Материалы: пастель, формат А4 для пастели, простой карандаш ТМ, пастель, салфетка. 
 Практическая работа: изображение графического портретного рисунка пастелью



Структура занятия: 
1. Организационный момент (1 мин) 
2. Активизация опорных знаний. (2 мин) 
3. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.(10 мин) 
4. Закрепление изученного материала. Практическая работа. (24 мин) 
5. Анализ работ учащихся. Подведение итогов. (3 мин) 
Итого: 40 мин. 


Ход занятия. 

  1. Организационный момент. 

Цель – активизация учащихся
Приветствие учащихся, проверка посещаемости. Подготовка рабочих мест к работе. 

  1. Активизация опорных знаний. 

Цель – закрепить полученные данные на прошлых уроках.
- Какие основные виды изо вы можете назвать?

- Какие основные жанры изо вы можете назвать?

- Над каким жанром мы с вами работаем?

ПОРТРЕТ  (фр. portrait, от устар. portraire — изображать), — 
изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности.


  1. Изучение нового материала.


Отрывок стихотворения Михаил Лермонтов
«Портрет»

Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;

Юношеское стихотворение Лермонтова написано в 1831 году в жанре «надписи к портрету», которое было довольно распространенным в поэзии XVIII века, но сохранившем свое значение и в 1-ой трети XIX века.

- Посмотрите на рисунки выполненные ребятами и на слайд попробуйте ответить каким видом изо выполнены картины?

- Как может звучать тема нашего урока?

- «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека». 

Графика (от [link] , здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

- Попробуйте ответить, какими графическими материалами выполнены следующие картины?

- Портрет карандашом.

- Портрет графика уголь, угольный карандаш

- Цветная графика. Сухая кисть.

- Портрет графика, сангина.

- О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица. Рисунок итальянским карандашом. 1813. Третьяковская галерея. Москва.

- Портреты выполненные пастелью

О рисунке портрета пастелью

Пастель получила своё название от слова «пастелло», которым именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками XVI века.

Пастель [-тэ́-] (от лат. pasta - тесто) группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей, является  графическим художественным материалом.   В состав пастели  входят различные пигменты и их связующие.


Портреты выполненные пастелью, выглядят очень мягко и живописно, также эта техника дает возможность достичь изображений высокого реалистического свойства, которые не уступают даже масляной живописи.

Пастель бывает трех видов:
1. Сухая  - содержит в составе  гуммиарабик или трагакант. Красочный слой работ выполненных сухой пастелью при неосторожном обращении может размазаться.
2. Масляная - содержит в составе  масла.
------3. Восковая - связующим является воск.
Сухая пастель наиболее популярна в работе над портретом, благодаря великолепной графической подвижности пастели при работе, так как она совмещает в себе, возможности всех мягких графических материалов, поэтому техника исполнения работ пастелью, близка к рисунку. 
Рисуют пастелью на специальной бумаге, на которою она хорошо ложится и держится.  Раньше использовали замшу и пергамент.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Желательно не применять фиксатив для закрепления красочного слоя при работе сухой пастелью, так как цвет может потерять свою свежесть и бархатистость свойственную работам в этой технике. Работы выполненные масляной и восковой пастелью не требуют закрепления фиксативом.

Работы пастелью обязательно нужно помещать под стекло, так как при неосторожном обращении и хранении их можно повредить (но достаточно легко восстанавливаются). Под стеклом работы пастелью могут сохраняться столетиями.

Некоторые ведущие художники охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

Русский: Валентин Александрович Серов1865 -1911, живописец и график, мастер портрета. "Портрет Е. И. Рерих". 1909

Леони́д О́сипович Пастерна́к 1862- 1945— российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог.

    1. Закрепление изученного материала. Практическая работа. 

Цель – научиться работать пастелью

Работают на формате А-4, пастелью

5. Анализ работ учащихся. Подведение итогов. 
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Отмечаются успехи и недочёты в работе. Проводится оценивание. 

- Занятие подходит к концу, завершаем работу. 

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?

- Какие отличительные признаки графики вы увидели?

Отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. Советский мастер графики В.А. Фаворский назвал графические работы «воздухом белого листа». Фаворский Владимир Андреевич
(1886-1964)
«Портрет Ф.М.Достоевского»

Спасибо за работу. Занятие окончено. Убираем рабочие места. 
Домашняя работа. Альбом, краски, кисти.