Рабочая программа для СПО по дисциплине Искусство

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Министерство образования Оренбургской области

ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»

г. Бугуруслана Оренбургской области



УТВЕРЖДАЮ


Директор ГАПОУ «СХТ»

г. Бугуруслана Оренбургской области

___________ Н. Ю. Гайструк

«31» августа 2016 г.








Рабочая программа

по дисциплине

ОДБ. 12 Искусство

по специальности

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
















г. Бугуруслан 2016г.

Рассмотрено и согласовано на ПЦК

гуманитарных социально-экономических дисциплин

_______________И.А. Александрова

«30» августа 2016г.


Составитель:

- О.А. Кучеренко, преподаватель основ философии, искусства и обществознания ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»

г. Бугуруслана Оренбургской области.


Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза:


- О. А. Кучеренко, преподаватель основ философии, искусства и обществознания ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»

г. Бугуруслана Оренбургской области.



- Т. В. Бербасова, методист ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»

г. Бугуруслана Оренбургской области.


Содержательная экспертиза:


- Г. М. Сворочаева, заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.


- И.А. Александрова, председатель ПЦК гуманитарных социально-экономических дисциплин ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.


Внешняя экспертиза:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержательная экспертиза: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Минобр РФ от 05.03.2004г №1089 ««Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) мировая художественная культура изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»


Разработчик: О.А. Кучеренко – преподаватель ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.































СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ-

ПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14































1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Мировая художественная культура»


1.1.  Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» для укреплённых групп специальностей 40.00.00.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательная учебная дисциплина базового цикла.


При изучении данной дисциплины формируются: ОК 1 - 9

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;


воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;


освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;


овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;


использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


В результате изучения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» обучающийся должен:


знать/понимать

    • основные виды и жанры искусства;

    • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

    • шедевры мировой художественной культуры;

    • особенности языка различных видов искусства;

уметь

    • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

    • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

    • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

    • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.






































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация: дифференцированный зачет

































2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Искусство» (МХК).



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Искусство (Мировая художественная культура)_____________


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки

Введение

Понятие «художественная культура». Основные виды духовной деятельности людей.

2


Тема 1

Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций


Содержание учебного материала

12

1

Миф – основа ранних представлений о мире. Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и Стоунхенж)


2

2

Обряды и ритуалы. Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме. Традиционные культуры.

2

3

Художественные комплексы Альтамира и Стоухенджа. Символика геометрического орнамента.


4

Художественная культура Месопотамии. Архитектура зиккуратов – порождение мифа и природы (Ур и Вавилон).

2

5

Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум).

2

6

Крито-микенская культура. Кносский дворец – легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). «Циклопическая» архитектура Микен.

2

Самостоятельная работа.

1.Первобытная магия

2.Архаические основы фольклора.

3.Художественный образ – основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве.

4.Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц.

5.Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре.

6.Мифология – главный источник образов искусства Древнего мира.



6


Тема 2

Художественная культура Востока

Содержание учебного материала

10


1

Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока.


2

2

Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджухаро, ступа в Санчи). Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики.

2

3

Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»).

2

4

Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе)

2

5

Культура Мезамерики. Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Тиночтитлан).

2

Самостоятельная работа.

1.Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».

2.Запретный город Гугун, храм Неба как идеальное воплощение небесной гармонии.

3.Мифологическое мышление в современной культуре Мезамерики.

4. Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве.

5. Ключевая идея японской художественной культуры «все в одном» (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).

6. Образы Древнего мира в современной культуре.

6


Раздел 2. Художественная культура Западной Европы и Северной Америки

Тема 3

Античная художественная культура

Содержание учебного материала

6


1

Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), рельефе, скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас).


2

2

Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь мира, конная статуя Марка Аврелия).

2

3

Раннехристианское искусство (Равенна). Типы храмов. Христианская символика

2

Самостоятельная работа.

1.Римский дом (мозаики и фрески Помпеи).

2.Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре.

3. Человек и рок в древнем театре (Эсхил, Софокл)

4. Человек и рок в древнем театре (Еврипид)

4


Тема 4

Художественная культура Средних веков.

Содержание учебного материала

6


1

Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма.


2

2

Западно-христианская базилика – символ романского стиля.

2

3

Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания).

2

Самостоятельная работа.

1.Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал).

2.Эпос и пример-проповедь – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

3.Образы Средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

4. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур.

4


Тема 5

Художественная культура эпохи Возрождения.



Содержание учебного материала

4


1

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса.


2

2

Северное Возрождение (Я. Ванн Эйк, А. Дюрер, П. Брейгель Старший, Школа Фонтенбло)

2

Самостоятельная работа.

1.Трагедии В. Шекспира – вершина обобщения характеров и ситуаций.

2.Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.

3. Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, Ботичелли, Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Тинторетто).


3


Тема 6

Художественная культура

Нового времени

Содержание учебного материала

12


1

Эстетика Барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л. Бернини). Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт).


2

2

Искусство Рококо (А. Ватто, Ф. Буше)

2

3

Эстетика Классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа) и живописи (Н. Пуссен, Ж.Л. Давид).

2

4

Эстетика Просвещения. Оперная реформа К.В. Глюка.

2

5

Эстетика Романтизма. Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс).

2

6

Эстетика Романтизма. Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс).

2

Самостоятельная работа.

1.Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди), инструментальная музыка (А. Корелли, А. Вивальди).

2.Вершина свободной полифонии в творчестве И.С. Баха.

3.Симфонизм Венской классической школы (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен).

4.Взаимодействие тенденций Барокко (П.П. Рубенс) и реализма (М. Караваджо, Рембрандт ван Рейн, Д. Веласкес) в живописи.

5.Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин, Мольер)

6.Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У. Тернер, К.Д. Фридлих, Э. Делакруа, Ф. Гойя).



6


Тема 7

Художественная культура конца XIX-XX веков

Содержание учебного материала

6

1

Эстетика художественной культуры второй половины XIXв.


2

2

Новые средства художественной выразительности (К. Моне, П.О. Ренуар, Э. Дега), музыке (К. Дебюсси), скульптуре (О. Роден) импрессионизма; живописи постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген) и символизма (Г. Моро, П. Пюи де Шаванн, Э.А. Бурделль).

2

3

Эстетика Модерна. Синтез искусств в архитектуре (В. Орта, Г. Нимар, А. Гауди) и живописи (Г. Климт).


Самостоятельная работа

1.Конструктивизм в архитектуре (Ш.Э. ле Корбюзье);

2«Большой стиль» тоталитарных государств.

2


Тема 8

Художественная культура

XX в.



Содержание учебного материала

4


1

Художественное и мировоззренческое своеобразие американской культуры: литературы (В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер, Э. Уорхел), архитектура небоскребов, музыка (Ч. Айвз).


2

2

Постмодернизм, его основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода, компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины ХХ в. (Биттлз, Пинк Флойд, «Новая волна»). Электронная музыка.

2


Самостоятельная работа.

1.Афро-американский фольклор (сказки-притчи, Спиричуэлс, блюз, джаз).

2.Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. 3.Диалог культур и глобализация.

3


Раздел 3. Русская художественная культура

Тема 9

Художественная культура Древней Руси

Содержание учебного материала

4


1

Славянские языческие традиции и эстетика Православия. Специфика киевской, владимиро-суздальской, псковско-новгородской, московской школ архитектуры и иконописи. Шатровый храм. Деревянное зодчество.


2

2

Формирование национального самосознания и комплекс московского Кремля. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Знаменитый распев партесный концерт. Древнерусская литература. Контакты с Западной Европой. Светские мотивы в культовом искусстве XVII в. Образы Древней Руси в русском искусстве.


2

Самостоятельная работа.

1.Культурное влияние Византии и формирование национального стиля.

1


Тема 10

Культурные связи России с Европой в Новое время

Содержание учебного материала

10


1

Русская музыкальная школа второй половины ХХ в. (композиторы «могучей кучки», П.И. Чайковский). Русский классический балет (М. Петипа).


2

2

Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О. Шехтель), живописи (В.А. Серов, художники «Мира искусств»), музыке (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский), театре (русские сезоны в Париже).

2

3

Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С. Моор).

2

4

Искусство соцреализма в живописи (А.А. Дейнека, П.П. Корин), скульптуре (В.И. Мухина) и гравюре (В.А. Фаворский).

2

5

Массовое искусство. Культурные традиции родного края.


2


Самостоятельная работа

1.Русская классическая музыка (М.И. Глинка)

2.Развитие российского искусства в конце ХХ в.: музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение.

3. Символизм в живописи (М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, «Голубая роза»)

4. . Символизм в скульптуре (А.С. Голубка).


4


Дифференцированный зачет


2


Всего:

117


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Искусство (МХК)


Оборудование кабинета и рабочих мест:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная литература;

- учебно-методические материалы;

- электронные презентации по разделам дисциплины.


Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор;

- персональные компьютеры.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:


1. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2010. – 240 с.

2. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс (базовый уровень) [Текст]: книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2009. – 336с.


Дополнительные источники:


  • Грушевская, Т.П. и др. Словарь по мировой художественной культуре [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. А.П. Садохина. – М.: Академия, 2001. – 408 с.

  • Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 в. 10 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – И.: Дрофа, 2007. – 333 с.

  • Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17в. до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2007. – 399 с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, письменного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине Мировая художественная культура, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые ОК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Искусство (Мировая художественная культура)» обучающийся должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;


уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).







ОК 6

ОК 5

ОК 4

ОК 11

ОК 6

ОК 4,5,6




ОК 6

ОК 11


ОК 5

ОК 4,6


ОК 5,6

ОК 11,6


ОК 4,5, 6








Тестирование, выполнение самостоятельных работ, письменный опрос









Практические работы, тестирование, выполнение самостоятельных работ, индивидуальные задания.





8