Тема урока:
Атрибуты искусства в твоём натюрморте (4 урок)
Цель: расширить представления учащихся о натюрморте как самостоятельном жанре искусства.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с течением кубизм в искусстве, натюрмортами таких художников как П.Пикассо, В.В.Лебедев, К.С.Петров-Водкин, А.В.Пантелеев. Выделить своеобразие творчества каждого из них.
2. Подчеркнуть общие черты искусства натюрморта.
3. Научить выполнять композицию натюрморта с предметами, отображающими мир увлечений человека или его профессию.
Материалы: бумага, карандаш.
Использование компьютера при подготовке к уроку: Педагог в программе Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными материалами; в программе Word готовит разработки урока.
ТСО: Компьютер, проектор с экраном.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
3) Сообщение нового материала.
4) Практическая работа.
5) Итог урока.
Организационный момент
Приветствие, позитивная установка на урок.
Повторение пройденного материала
На предыдущем уроке мы с вами говорили об одном из жанре живописи – натюрморте.
- Как происходило развитие жанра натюрморта в западноевропейском и русском изобразительном искусстве в XVII-XIXвв.?
Как менялись темы, сюжеты, объекты, приёмы и средства художественной выразительности в натюрмортах художников разного времени и как это связано с изменениями в их мировоззрении и творчестве и развитием техники живописи?
- Какие выдающиеся живописцы стран Западной Европы и России этого времени внесли вклад в развитие жанра?
Сегодня мы продолжаем говорить о натюрморте.
С начала XXв. натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Художники стремились в своём творчестве, в том числе и натюрморте, философски осмыслить современность, выразить своё отношение к происходящему в стране. Среди множества тем и сюжетов выделяются натюрморты, в которых объектом изображения становятся мир увлечений человека, произведения искусства, принадлежности для творчества, предметы коллекционирования.
Сообщение нового материала.
На рубеже XIX-XXвв. зарождается множество авангардных течений в искусстве. Во Франции художники заняты поиском эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры.
Одно из таких течений – кубизм.
В 1908г. в Париже образовалась группа кубистов, куда вошли художники П.Пикассо, Ж.Брак, Х.Грис и др. Слово «кубисты» впервые употребил в 1908г. французский критик Л.Воссель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса). Представители кубизма стремились строить свои произведения из сочетания элементарных, «первичных» форм, они обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.
П.Пикассо (1881-1973) «Скрипка». Изображению музыкальных инструментов посвящено несколько его произведений. Кубистическая манера предполагает изображение едва уловимых черт и признаков музыкальных инструментов. Художник отходит от реалистической передачи формы, пространства. Можно только догадываться по отдельным узнаваемым деталям, что здесь изображены атрибуты музыкального искусства.
В.В.Лебедев (1891-1967) – ярко проявил себя в искусстве натюрморта (иллюстратор к стихам С.Я.Маршака).
«Натюрморт с палитрой» - подчёркнутое внимание к целостности, материальности, вещественности предметов, чётко расставленных в неглубоком пространстве на фоне нейтральной стены.
Каждый из привычных для мастерской художника атрибутов – керамический горшочек, фанерная палитра, морская губка, прозрачная линейка, щетинная кисть, кофейная мельница из чугуна и дерева и т.д. – интересен особенностями своей формы, различными свойствами материалов, из которых сделаны предметы. Именно в этом постижении природных свойств предметов, в способности воссоздать их на полотне со всей художественной убедительностью заключается талант Лебедева.
К.С.Петров-Водкин (1878-1939) – создал несколько натюрмортов с названием «Скрипка». Чёткие и в то же время мягкие линии артистической конструкции инструмента, кажется, хранят в себе творческое начало создавшей его человеческой мысли. Они противопоставлены сплетению холодных геометрических угловатых линий оконных переплётов и безликому городскому пейзажу за окном. Его работы отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Он создал свою колористическую систему трёхцветия и «сферическую» (или наклонную) перспективу. Предметы написаны на плоскости не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный приём построения пространства расширял изобразительные возможности художника, помогая передавать формы и объём предметов и способствуя более точному показу их взаимосвязи на плоскости.
Мировоззрение художника исторически меняется, что не может отразится на характере его художественного творчества и образной выразительности натюрморта.
Сравнение натюрмортов с музыкальными инструментами старых мастеров XVIIВ (Б.Беттера) с работами живописцев XXв.
Изображённые в классических натюрмортах XVIIв.музыкальные инструменты осмысливались живописцами не только как атрибут земных радостей, как воплощение суеты сует, но и овеществлённое свидетельство наслаждения прекрасным и музыкальный символ гармонии.
Рассыпавшаяся на куски скрипка в кубистических натюрмортах XXв., по мнению искусствоведов, воспринимается как образное воплощение умолкнувшего звучания, рассыпавшейся гармонии современной им жизни. Но не только.
Скрипка – это искусно сделанный предмет, наивысшее проявление сложного, изощрённого ручного труда, торжество мастерства и законченности. Поэтому разъятая на части скрипка – это не только разъятая музыкальная гармония. Но и вопиющий протест против законченного совершенства вещей в себе, их самодостаточности.
Поразительно расширение границ натюрморта как изобразительного жанра в середине XXв. Человеческая личность той сложной эпохи раскрывается в этих натюрмортах через предметы очень многосторонне.
Мастер натюрморта А.В.Пантелеев (р.1932г.), бережно относясь к наследию прошлого, создал новые формы в решении натюрморта. По его словам, натюрморт – это «не тихая жизнь» или «мёртвая натура», а настоящая жизнь предметов, связанных с человеком. Большое влияние на художника оказала русская культура XIXв. (архитектура, особняки с колоннами и полуциркульными арками окон). Перечитывая классическую литературу, русскую поэзию, изучая быт, памятники пушкинской эпохи. Художник создал целый цикл произведений, например, «К поэту» (1977) . перед зрителем предстаёт декорация классического интерьера первой половины XIXв. с высокими проёмами окон, занавесями, с горящей свечёй, чернильницей с гусиным пером и раскрытой рукописью А.С.Пушкина. колорит сдержанно-торжественный, построен на сизо-серых полутонах. Такая цветовая гамма позволяет передать ощущение отсвета белых ночей, наступающего утра. Это призрачное освещение с отблесками горящей свечи создаёт в интерьере атмосферу романтического и тревожного настроения.
Итог
- Как изменяется тематика и изображение предметов в натюрморте начала XXв.?
- Какие авангардные течения возникают в искусстве начала XXв. и как художники, принадлежащие к ним, стремятся осмыслить современность и выразить своё отношение к происходящим переменам в окружающем мире?
- Какие натюрморты живописцев вам нравятся больше: выполненные реалистически, с правильным построением формы, передачей объёма, света, с чётко построенной композицией или с необычной и неожиданной композицией, в которой предметы написаны с большей долей условности, декоративности?
Практическая работа.
Сегодня вы выполните каждый свой натюрморт, в понравившейся манере. Натюрморт с предметами, отражающими мир увлечений человека или его профессию.
Обратить внимание:
Среда, в которую помещают предметы (интерьер избы или комнаты и т.д.), расположение (на подоконнике, у стены или в углу и т.д.);
Композиция (линия горизонта, точка зрения художника, композиционный центр и т.д.);
Взаимодействие предметов (по отдельности, в группах, загораживают друг друга);
Тема натюрморта («Рабочий стол мастера», «Музыкальные инструменты», «В мастерской художника», «Театральный натюрморт» и т.д.)
Последовательность:
Обобщённый рисунок(композиционный центр, размещение элементов композиции и достижение её уравновешенности и т.д.);
Прорисовка элементов композиции на основе зарисовок (подчеркнуть особенности формы каждого предмета);
Наметить в своей композиции тонкими линиями светлые и тёмные поверхности на предметах, блики и рефлексы, падающие тени, учитывая форму разных предметов (если реалистичный натюрморт).
Итог урока.
Анализ работ учащихся
- композиция;
- идея, замысел, передача увлечения человека через предметы;
- работа в графике.