|
Рабочая программа по ИЗО 5 классАвтор публикации: Буянов А.М. Дата публикации: 2016-04-26 Краткое описание: ... МБОУ «Первомайская школа» Симферопольскогорайона РК с. Первомайскоеул. Дьяченко Симферопольский район, РК, индекс 297520 тел/факс 0(652) 325-244 e-mail: [email protected] Код ОГРН 1159102003631/ИНН 9109008477 на заседании МО ____________ цикла Протокол № от ______ 2015 г. Руководитель МО: _____________ Буянов А.М. СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР: Шабала Г.А. ___________ «___»__________ 2015г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор Приказ от _______2015 г. № ____________Янковская Т.С. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного курса «Изобразительное искусство» Класс: 5 Уровень рабочей программы - базовый Срокреализациипрограммы2015 /2016 гг. Количествочасов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю Планированиесоставлено на основе: авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2010.). Учебники:Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: для общеобразовательных учреждений Л.А.Неменская, Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Г.Е.Гуров, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2014. Рабочую программу составил: А. М. Буянов с. Первомайское 2015 г. 5 класс. Изобразительное искусство Пояснительная записка Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Цели и задачи. Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания; развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
Место учебного предмета в учебном плане Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» Класс – 5 Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов в год – 34ч. Для реализации регионального компонента отводится 3 -5 уроков в год из расчёта от 10 до 15 процентов от 35 часов на изучение декоративно-прикладного искусства народов Республики Крымза счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества. Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала. Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс Изобразительное искусство в жизни человека - 35час. Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала Раздел 1 «Древние корни народного искусства» (8 ч) Учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом и народно-праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. 1 тема. Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Задания:
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Материалы: пластилин, глина, соленое тесто. Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах. Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки. Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лирические. Домашнее задание: Подобрать в книгах, журналах, Интернете вместе с родителями изображения древних образов в росписи, резьбе по дереву, вышивке, народной игрушке. 2 тема. Убранство русской избы Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Задания:
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Материалы: бумага, ножницы. Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России. Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, №> 2). Домашнее задание: Найти в книгах, журналах, Интернете традиционные жилища народов Крыма. Увидеть и объяснить, что между ними общего и в чем различие. Коллективный проект « Крымская традиционная архитектура, эволюция от пещерного жилища к аристократическим виллам и дворцам». 3 тема. Внутренний мир русской избы Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Задания:
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Материалы: упаковочные коробки, пенопласт, цветная бумага и т.д. Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища. Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке... Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке». Домашнее задание: Найти в книгах, журналах, Интернете интерьеры жилищ народов Крыма. Увидеть и объяснить, чем они отличаются друг от друга. 4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Задания:
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага, гуашь.
Материалы: деревянная разделочная доска, акрил, гуашь. Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции). Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении. 5 тема. Русская народная вышивка Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задания:
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы. Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды). Литературный ряд: напевные песенные тексты. 6 тема. Народный праздничный костюм Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Задания:
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении. Домашнее задание: Найти вместе с родителями в книгах, журналах, Интернете образы народного костюма народов Крыма. Расскажите, как в форме костюма и отдельных деталей, в цветовом решении, орнаментах проявляются черты национального своеобразия, связь с природой. 7-8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Зрительный ряд: работы, выполненные в течение изучения раздела, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам раздела, примеры современного народного искусства. Раздел 2 «Связь времен в народном искусстве» (9 ч) Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях народных художественных промыслов. Обратить внимание на разнообразие скульптурных форм мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 9-10 тема. Древние образы в современных народных игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Задания:
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи. Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшебный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов. Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки. Домашнее задание: найти в альбомах, книгах, Интернете игрушки разных народов. Выполнить исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов. 11 тема. Искусство Гжели Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Задания:
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Материал: баночка или бутылочка интересной формы, пластилин, водоэмульсионная краска, акварель, гуашь, большие и маленькие кисти. Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели. Литературный ряд: стихи о гжельской керамике. Музыкальный ряд: оркестр народных инструментов («Я на горку шла» и народные мелодии). 12 тема. Городецкая роспись. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. Задания:
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Материалы: доска для резки хлеба, деревянная коробочка, сундучок, игрушка-каталка, акрил, кисти. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца. 13 тема. Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое. Классический пример «верхового» письма - «травка» Для «фоновой» росписи применение чёрного или красного фона, сам рисунок - золотой. Задания:
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. Домашнее задание: рассмотри внимательно хохломские изделия мастера С. Веселова на страницах учебника и попытайся объяснить выражение «образ в росписи». 14 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задания:
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.
15-16 тема Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Изделия из бересты, дерева и луба. Краткие сведения из истории возникновения мезенской росписи. Символика бытовых деревянных предметов. Задания:
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Материалы: бумага, картон, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисти. 17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту, Народные промыслы Крыма. Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках при изучении данного раздела, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы раздела. Раздел 3. Декор – человек, общество, время. (10 ч) Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). 18-19 тема. Зачем людям украшения. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Задания:
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, фольга, бисер, бусины, ткань, ножницы и т.д. Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль. 20 -21тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Задания:
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Материалы: цветные мелки, гуашь, кисти. Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики. Литературный ряд: мифы Древнего Египта. 22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVIIвека (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Задания: 1. Выполнить эскиз костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». 4. Индивидуально-коллективная работа — создать декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах). Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки, ткань разной фактуры и разного цвета, бисер, бусины и т.д. Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе. Домашнее задание: собрать вырезки с изображениями костюмов разных времен и народов. Объяснить к какому времени они относятся, и кто мог бы носить такую одежду. 24-25 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Возникновение герба, как знака достоинств его владельца, символ чести рода. Герб как отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. Осиновые части классического герба, изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. История создания герба России и Крыма. Задания:
Материалы: бумага, гуашь, фломастеры, гелевые ручки, акварель, тушь.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти. Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изображение гербов крымских городов, изобразительный материал с примерами современных эмблем. 26-27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно - прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Задания:
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Создание декоративной композиции. Крымские мастера ДПИ. 28-29 тема. Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.д.). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Задания:
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, акварель, гуашь.
Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства. Домашнее задание: вместе с родителями сходить в музей декоративно-прикладного искусства или выставочный зал. Обсудить вместе с родителями, что вам больше всего понравилось и почему. 30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов (проект). Витраж. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение творческого проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Изготовление картона (вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину). Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в крупные блоки. Монтаж общего декоративного панно. Задания:
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, акварель, фломастеры, стекло, витражные краски. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками». 32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов (проект). Соленое тесто. Полимерная глина. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение творческого проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Изготовление картона (вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину). Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в крупные блоки. Монтаж общего декоративного панно. Задания:
Материалы: картон, фанера, ткань разного цвета и разной фактуры, соленое тесто, полимерная глина. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками». 34-35 тема. Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (Ваза). Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции. Реализация разнообразных творческих замыслов, с учетом свойств материалов. Декоративная ваза. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение проекта. Рождение замысла и воплощение его в эскизе. Выбор материалов и техники исполнения (роспись акрилом, декорирование вазы рельефом из соленого теста, полимерной глины, натуральной кожи и т.д.) Оформление выставки по итогам года. Задания:
Материалы: стеклянная банка, бутылка, соленое тесто, полимерная глина, натуральная кожа, клей, краски, цветные нитки, бантики, бусины и т.д. Формы и средства контроля по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводят в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств: - устный (беседа, викторины, контрольные вопросы); - письменный (вопросники, кроссворды, тесты); -практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания). Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущий, рубежный, итоговый) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Список литературы Основная рекомендуемая литература 1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. -129с. 2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014. 3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. (Стандарты второго поколения). Дополнительная рекомендуемая литература - а) дополнительная литература для учителя: 1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М1993 г. 2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. 3.И. П. Волков. Художественная студия в школе 4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с. 5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе 6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006 7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод: Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995 8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства. 9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990. 10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981. 11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998. 12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995. 13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. М., 1997. 14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил.. 15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени). 16. ПаррамонЭдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992. 17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997 -б) дополнительная литература для учащихся: Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с. Технические средства обучения
Методический фонд
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций: - [link]
|
|