Татарский орнамент в декорировании тарелок

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия








Творческий проект

Национальный татарский орнамент

в декорировании тарелок







Сальникова Валерия 10 класс

Свешникова Анжелика 10 класс

Руководитель: Козлова Т.В.

учитель технологии




ЛЯМБИРЬ

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава 1. Геометрия национальных орнаментов.

    1. Татарский национальный орнамент.

    2. Состав узора и его композиция.

  1. Практическая часть.

Экономическое обоснование проекта.

Экологическая оценка проекта.

Заключение.

Использованная литература.

Приложения.





















ВВЕДЕНИЕ

Наша малая Родина – с.Лямбирь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Здесь мы родились, живем и учимся в 10 классе МОУ «Лямбирская СОШ №2». Здесь живут мои родные и друзья. Среди моих друзей много ребят как мордовской, так и русской, и татарской национальностей. Моя родина – многонациональный район. По данным последней переписи населения 2011 года в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия проживает 52,5% русских, 32,1% татар и 14,3% мордвы. В июле 2013 года Лямбирскому району исполняется 80 лет. (20 июля 1933 года Президиум ВЦИК постановил «1. Образовать в составе Мордовской автономной области национальный татарский район с административным центром в селении Лямбирь. 2. Вновь образованному району присвоить наименование «Лямбирский».

История показывает, что на протяжении столетий в Поволжье сложилась многоликая, разноязычная, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции всех народов Поволжья. Длительное проживание русских, татар, чувашей, мордвы в близком соседстве в одинаковых природных условиях и сходные пути исторического развития привели к общности занятий, семейного быта, материальной и духовной культуры. Межнациональные отношения - это очень тонкий и деликатный вопрос, правильное понимание которого во многом зависит от знания культуры разных этносов, их взаимопонимания, сбалансированности общих понятий, целей и идей. Именно с культуры начинаются отношения, духовное общение людей и народов, взаимное узнавание, сближение, понимание и сотрудничество между людьми. Лишь после этого  развиваются и торговые, экономические, и другие отношения. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь. Не является исключением и школа. Поэтому нужно воспитывать уважительное отношение к ценностям и культуре людей других национальностей, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур всего мира, т.е. толерантность. Национальные орнаменты являются выражением самобытных традиций и многовекового эстетического опыта народа, в них вложена мудрость, чувства, душа народа и его представления о мироздании.

Именно поэтому мы выбрали темой своей проектной работы тему «Национальный татарский орнамент в декорировании тарелок».

Гипотеза. В ходе проектной работе была выдвинута гипотеза о том, что использование различных элементов татарского национального орнамента дает возможность гармонично сочетать их в одном рисунке.

Цель проекта

Создать татарский орнамент, используя технику точечной росписи по стеклу и керамике.

Объект проекта

Элементы национальных татарских узоров.

Актуальность

Знание истории и культуры своего народа, республики и страны, культурных и художественных ценностей, создаваемых народом веками, создаёт благоприятную почву для развития прочных дружественных межнациональных отношений. Изучение творческого наследия предков способствует воспитанию толерантности. Поэтому современная мода вновь обращается к декорированию интерьера, одежды при помощи национальных орнаментов.

Задачи

  1. Изучить литературу по теме проектной работы.

  2. Рассмотреть элементы татарских узоров.

  3. Рассмотреть приложение проектного материала к созданию авторского проекта татарского орнамента.

  4. Использовать современные информационные технологии, в том числе глобальную сеть Интернет.

  5. Подготовить презентацию по теме проекта в Power Point.

Методология

Анализ, синтез, сопоставление, наблюдение, моделирование, эксперимент.



  1. ГЕОМЕТРИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОРНАМЕНТОВ

Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как растительный, степной, скифский, египетский – какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен.
О. Мандельштам

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нем запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большего разнообразия форм и стал доминировать. С орнаментом ассоциировались положительные символы, связанные с такими понятиями, как «оберег», «жизнь», «добро», «радость».

В народном творчестве, с древнейших времен, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные и художественные традиции. При всех национальных особенностях любой народный орнамент имеет много общих черт с орнаментами других национальностей, длительное время соседствующих друг с другом.

По использованным в орнаменте мотивам его делят на геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.


    1. 1.1. ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

Несомненно, что сложные исторические условия формирования культуры и искусства татарского народа предопределили наличие в татарском орнаменте элементов орнамента других племен и народностей, сыгравших определенную роль в культуре казанских татар. К сожалению, в искусствоведческой и этнографической литературе очень мало сравнительного материала в области народного изобразительного искусства и особенно орнамента тюркоязычных народов Востока и финно-угорских народов Поволжья. Мы сделали свои выводы, основываясь на материалах многолетних научных и экспедиционных исследований Фуада Хасановича Валеева (1921-1984), первого в Поволжье доктора искусствоведения, одного из основоположников татарского искусствознания. Из геометрического орнамента большое распространение получили повторяющиеся линии, полосы, зигзаги, волны, спирали, изображения шестиконечной и восьмиконечной звезды, солярные знаки - розетки простые и сложные, вихревые и цветочные и т.д. Характерным признаком татарского орнамента является его контурное решение. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивах. В вышивках, в мозаике по коже, орнамент, за редким исключением состоит из цветочно-растительных мотивах. В узорных тканях, в некоторых видах ювелирной техники наоборот преобладающее место занимают геометрические узоры.

Что же касается образцов геометрического орнамента, то они встречаются у татар в основном на таких деталях одежды, как шарфы, пояса и женские нагрудники, и представляют собой в основном солярные и обереговые знаки, стилизованные изображения животных, растений, предметов быта, родовые знаки и т.д. Завитки, роговидные фигуры, различные вариации шестиконечной центрической розетки, а также вихревой розетки - такой орнамент характерен для женских нагрудников. Этот имитирующий солнце или солнечный свет узор (солярный знак), очевидно, в прошлом играл роль оберега, т. е. считался средством защиты женщины от «злых духов». Такие же знаки есть и на предметах прикладного искусства у многих народов, часто, казалось бы, не имеющих ничего общего с татарской культурой. Исследователи считают, что эти типы узоров, так же, как и техника их выполнения, заимствованы тюркскими народами у угро-финнов, и уже тюрки внесли в эти узоры большую многоцветность, определенные излюбленные сочетания цветов, явную стилизацию растительного орнамента и свои вариации в материале и технике исполнения. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бордовому и красному. Цветной фон является обязательным в, он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую.

Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и в других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы - намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).

Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотыми нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы...


1.2. СОСТАВ УЗОРА И ЕГО КОМПОЗИЦИЯ

В своей работе мы рассматриваем орнамент как своеобразный язык культуры, передающий информацию об окружающем мире и отношении человека к нему. Поэтому содержание составленной мной композиции раскрывается через расшифровку символов орнамента и их цветового смысла.

Изучение народного искусства приобретает большую актуальность в настоящее время, так как в современном обществе ощущается интерес к духовным ценностям, созданным народом, к народному искусству. Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать. Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр; растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.; животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; птичий составлен из стилизованных фигур птиц; человекообразный, или антропоморфный, с изображением человеческих фигур и полуфигур; шрифтовый (вязь), напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточный - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр); сетчатый, при котором вся поверхность заполнена узором; центрический, или розеточный, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т.е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Исходя из математических принципов организации узора основной чертой орнамента является его ограничение плоскими или линейными конструкциями и образами; использование групп симметрии для создания эффектов движения; использование цветовой симметрии. В орнаментах проявляются такие симметрические преобразования как отражение, вращение и параллельный перенос. При отражении (зеркальной симметрии) воображаемая прямая делит фигуру на две зеркально равные половины и называется осью симметрии. Совмещение в результате вращения связано с осью симметрии - линией, при полном повороте вокруг которой фигура несколько раз совмещается сама с собой. При параллельном переносе предполагается ось, вдоль которой происходит смещение фигуры - ось переносов. Бордюрный орнамент определяет параллельный перенос с одной осью переносов. В розетках совмещение мотивов вызывается вращением. Основу симметрических преобразований в сетке составляет параллельный перенос, но в отличие от бордюров он осуществляется в нескольких направлениях, то есть предполагает наличие как минимум двух осей переносов.



2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

В рамках данного проекта мы попытались продемонстрировать технику точечной росписи по стеклу и керамике.

Техника точечной росписи известна давно. Изначально точку как средство и основу рисунка использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда. Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Точка использовалась с древних времён и в менди, нательная роспись хной,  пришедшая к нам из Индии и Северной Африки и до сих пор популярна в этих странах.  Также точечную роспись использовали в Китае. Сейчас это уже сформировавшаяся точечная роспись, которая увлекает все больше и больше людей легкостью, изяществом и красотой рисунка. Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера. Для работы в этой технике используются краски, которые подбираются в соответствии с тем, на каком материале будет выполняться работа (по стеклу, керамике, дереву...).

Точечная роспись тарелок (пике или point to point)– это техника рисования и создания контуров точками, благодаря которым можно добиться эффекта чеканки, инкрустации камнями, цветными стразами или вышивки бисером.

Столько простора для полета фантазии не всякий вид творчества предоставит. А работы, выполненные в точечной росписи, впечатлят глубоко и надолго - даже первые пробы в такой техники дают поразительные результаты. Готовая работа приобретает не только красивый рисунок, но и рельефную поверхность похожую на бисер.

Основа такого вида росписи - обводить нарисованный узор. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания.

Если узор нарисован не так как вы хотели, дождитесь, чтобы краска немного начала подсыхать и аккуратно удалите ненужные точки ватной палочкой. 

Узоры, которые применяют для точечной росписи могут быть любые, геометрические (круг, квадрат, треугольник, волна), контуры животных, этнические контуры, воображаемые, да все не перечислить. Узоры можно рисовать от «руки» или с использованием трафарета.

Если вы используйте трафарет, надежно закрепите его на поверхности (скотчем, временным клеем), для того чтобы он не съезжал в процессе работы. Сделайте «наметки» по трафарету с помощью контура.

Для работы нам понадобилось:

1. три неглубокие тарелки: одна черная стеклянная и две белые керамические

2. бумага белая

3. бумага миллиметровая

3. твердый целлофан

3. карандаш

4. линейка

5. ножницы

6. акриловые контуры для стекла и керамики. Цвета: золото, бронза, зеленый, красный, синий.

6. акриловая краска для фона. Цвета: медь, голубой, зеленый.

  1. кисточка

  2. обезжириватель для стекла (ацетон).

Мы расскажем о росписи черной тарелки.

Сначала делаем наброски элементов орнамента, выбираем более понравившиеся. Затем на бумаге пробуем раскрашивать элементы и выбираем наиболее понравившиеся по цвету. Составляем полную композицию так же на бумаге. После этого рисуем и вырезаем из бумаги трафареты (мы взяли миллиметровую бумагу, на ней удобнее подобрать размер). Когда трафареты готовы, мы их перевели на толстый целлофан и вырезали. У нас получились еще одни прозрачные трафареты, которые удобно крепить на тарелки. Перед тем как перевести рисунок на тарелку мы должны подготовить её для росписи, т.е. помыть, отклеить все ярлыки и обезжирить рабочую поверхность тарелки, протирая ее ацетоном. Когда поверхность тарелки высохла, мы приступили к созданию рисунка, разметили нужные нам линии, а затем обвели трафареты серебристым маркером (он более не заметный на тарелках).

Теперь приступаем к самой росписи. Рука должна иметь упор, то есть нужно, чтобы кисть руки лежала на столе, а не была «на вису», тогда рука не будет уставать, а точки будут получаться более аккуратными и одинаковыми. Наш орнамент цветочно-растительный. Начинаем расписывать центральную композицию. В центре композиции у нас круг, состоящий из четырех лепестков красного цвета. От круга отходят растительные элементы и с четырех сторон присутствуют тюльпаны (тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха). Круг вписан в ромб. Ромб внутри композиции обводим точками золотого и зеленого цветов. Чтобы точки не сливались между собой, необходимо соблюдать расстояние между ними и делать небольшие перерывы в работе, дав точкам немного подсохнуть. На этом оформление центральной части композиции мы завершаем.

Приступаем к окантовке тарелки. По краю тарелки у нас четыре крупных золотых элемента и четыре крупных зеленых элемента (здесь татарский орнамент создан по мотивам орнаментов кожаной мозаики, часто используемый в изготовлении национальных сапожек). По краям золотые элементы обводим точками зеленого цвета, а зеленые точками бронзового цвета. Так же присутствуют тюльпаны.

Оставляем готовую работу до полного высыхания, а затем наслаждаемся результатом.

Советы:

  • Если вы хотите использовать тарелки по их прямому назначению, то выбирайте запекаемые акриловые краски с подписью dishwasher ability или dishwasher resistant. Прочные контурные краски можно найти в марках Hobby Line Kreul, Decola, Marabu и Pebeo Vitrail.

  • Краски не должны быть слишком густыми или слишком жидкими. Проверить это можно следующим способом: нажмите на тюбик – если краска выходит легко, но лужицей, то консистенция слишком жидкая, если выдавливается трудно – то слишком густая. Перед началом работ нужно протестировать каждый тюбик, так как разные цвета краски одного и того же вида могут быть разной консистенции.

  • Вы можете рисовать точки маленькой тонкой кисточкой, иглой или зубочисткой, используя акриловые краски для керамики в обычных баночках, если рисование из тюбиков кажется вам сложным.

Техника рисования

Первым делом нужно хорошо обезжирить поверхность спиртом или обезжиривателем с помощью ватного диска и только потом приступать к творчеству. Опытные мастера могут рисовать сразу на тарелке, не используя никаких эскизов и разметок, придумывая узоры прямо в процессе работы. Вы тоже можете довериться свободному полету мыслей и импровизировать. Но если вы хотите реализовать определённый художественный замысел, то лучше сначала нарисовать эскиз, шаблон, трафарет или разметку, продумав цветовую гамму и орнаменты.

Для росписи по стеклу удобно применить шаблоны, которые можно приклеить с обратной стороны тарелки.

Совет для начинающих: перед тем как расписать тарелку, потренируйтесь на бумаге ставить точки маленького, среднего и большого размера на одинаковом друг от друга расстоянии с одинаковым нажимом и давлением на тюбик.

  • Главные правила: в одной линии должны быть точки одинакового размера, а между точками должно быть выдержано одинаковое расстояние, и, очень важно, чтобы оно (расстояние) было минимальным, то есть таким, чтобы точки «читались», но не сливались в сплошной контур;

  • Помните, что чем больше точки, тем больше может быть расстояние между ними. И наоборот, чем меньше точки, тем меньше должен быть отступ друг от друга;

  • Рисовать нужно по принципу от общего к частному, то есть, начиная с крупных контуров и заканчивая прорисовкой мелких деталей.

После работы краска должна застыть. Высушить их можно тремя способами:

  • Естественным путем на 1 сутки – если вы хотите пользоваться тарелкой редко или вовсе использовать ее только как предмет декора.

  • Просушить феном, а затем на 10-12 ч. оставить застывать краски естественным путем.

  • Запечь при температуре 150-170 градусов полчаса, а затем, не вынимая из духовки дать посуде остыть – в случае, если вы хотите есть с расписанных тарелок. Желательно после обжига не мыть расписанную посуду 20 дней — так краска продержится дольше.

После того, как краска на декоративной тарелке высохнет, вы можете закрепить ее лаком.

Орнамент – готов.
























ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Стоимость расписанных тарелок можно вычислить следующим образом:

Наименование материала

Цена

Расход

Всего

Краски акриловые 3 цвета

120 руб

15мл

36 руб

Краски контурные акриловые 5 цветов

82 руб

15 мл

68,3 руб

Тарелки:

Черная стеклянная

Две белые керамические


300 руб

260 руб


560 руб

Итог



664,3 руб



















ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежит к числу наиболее сложных и аккуратных задач современности.

Всё большее значение приобретает гармоническое взаимодействие человеческого общества и природы, человека и окружающей среды. Современное производство должно быть таким, чтобы природоохранные и экономические задачи решались комплексно, как единое целое.

Чем экономичнее будет использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добычи природного сырья, соответственно меньше разрушится природная среда. Чем меньше получают безотходное и малоотходное производство, тем меньше выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в почву, в водоёмы.

Наши изделия не вредят окружающей среде, так как использовались нетоксичные материалы.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического и экспериментального проекта в соответствии с его целями и задачами получены следующие основные выводы и результаты:

1. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, становлению человека, небезразличного к судьбе своей «малой Родины». В то же время, современная мода вновь обращается к декорированию интерьера, одежды при помощи национальных орнаментов.

2. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь. В последние 10-15 лет этническая толерантность основательно подрывается, т.к. исказилось одно из важнейших позитивных понятий в национально-этнических отношениях – это дружба народов. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур всего мира. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям и культуре других людей. Поэтому важно изучать историю страны и своей малой Родины через историю развития художественных и культурных ценностей народов, населяющих территорию нашего края.

3. Поставленную в проектной работе цель мы постарались достигнуть различными методами, изучая научно-популярную литературу по данной теме, применяя на практике.

4. Мы считаем, что данная работа может быть использована на уроках технологии.

5. По результатам проектной работы мы создали татарский национальный орнамент, и подготовил презентацию по теме проекта в Power Point.

Все это дает основание считать, что поставленные задачи проекта решены. Гипотеза, выдвинутая в проектной работе, подтверждена.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Берсенева В.Я., Яглом Н.М. Симметрия и искусство орнамента.//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.-I.: Наука, 1974.

  2. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002.

  3.  Древнее искусство Татарстана [Текст] / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. - 2-е изд., доп. - Казань : Татарское книжное издательство, 2002. - 102 с. : [48] л. ил. ; 30 см. - Библиогр. в примеч. в конце гл. - 5000 экз.. - ISBN 5-298-01158-6 (в пер.)

  4. Молотова Л.Н. Народное искусство Российской Федерации (из собрания Государственного музея этнографии народов СССР). – Ленинград: «Художник РСФСР», 1981.

  5. [link] Википедия. Лямбирский район.