Зарисовка фигуры человека. Методическая разработка к программе учебного предмета Рисунок (6 - 9 класс 12-17 лет).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

"Учебно-методический центр по образованию

Комитета по культуре Санкт-Петербурга"








ИТОГОВАЯ РАБОТА

слушателя группы повышения квалификации

по дополнительной профессиональной программе

"Совершенствования профессиональных компетенций

преподавателя ДШИ/ДХШ"

(модуль для преподавателей рисунка)

Тема: "Зарисовка фигуры человека".






Выполнила: Гусева Людмила

Валентиновна,

преподаватель СПб ГБОУ ДОД

"Санкт-Петербургская

Городская художественная школа"


Проверила: Щербина Светлана Михайловна,

методист по художественному образованию

СПБ ГБОУ ДПО УМЦ











Санкт-Петербург

апрель 2016




Методическая разработка

к программе учебного предмета "Рисунок"

(6 - 9 класс 12-17 лет)


Урок, задание (12 часов + 3 часа наброски): Зарисовка фигуры человека.


1. Пояснительная записка (какое место занимает выбранное задание или урок в программе учебного года и в целом предмета, цели работы, задачи, составные части работы и т.д; 3 стр.)

2. Текст работы (4-7 стр.)

3. Список литературы в алфавитном порядке, интернет ресурсы (8 стр.)

4. Приложения (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т.п; 9-14 стр.)























Пояснительная записка


Данная работа посвящена рисованию фигуры человека с натуры. Поскольку человек есть самое интересное и сложное из сотворенного в природе, рисование и изучение фигуры человека занимает в изобразительном искусстве одно из ведущих мест. Я считаю, что изучать основы построения фигуры можно с одиннадцати - двенадцати лет и далее, так как в этом возрасте дети знакомятся в общеобразовательной школе с геометрией. Простейшие геометрические формы входят в конструкцию человеческого тела и помогают в построении фигуры (треугольник, прямоугольник, трапеция, овал и т.д.). До этого возраста тоже можно давать задания на зарисовку человека, но больше делая акцент на силуэт (пятно) и характер контурной линии.

В программе учебного года зарисовки с фигуры человека необходимо делать один-два раза в год на девять-двенадцать часов (длительное рисование) и в каждой четверти по одному заданию на три часа по пятнадцать-двадцать минут - наброски.

Изучение фигуры человека в различных положениях, в условиях помещения (длительный рисунок, наброски) и на улице (наброски), необходимо для построения станковой композиции. Важно давать домашнее задание по пять-десять набросков в неделю на характер, линию, пятно. Так же можно делать наброски в условиях мастерской в тех положениях, которые имеют место быть в композиции, создаваемой в течении учебной четверти.







Представим, что мы начали урок по зарисовке стоящей женской фигуры с опорой на одну ногу. Задание на девять-двенадцать часов с детьми одиннадцати-двенадцати лет и старше.

Первый этап. 4 часа.

Основная задача: скомпоновать фигуру в листе. Для этого в данном формате листа помечаем место положения фигуры двумя засечками сверху и снизу (рис. 1.)

Затем проводим прямую линию через центр листа или немного правее. Эта линия - перпендикулярна плоскости и является центром тяжести модели.

Развиваем вокруг нее контур фигуры, так чтобы верхняя ее часть проходила через яремную ямку в середине шеи, а нижняя часть касалась внутренней лодыжки стопы.

Находим среднюю линию фигуры с различными направлениями (головы, шеи, грудной клетки, живота, таза). Одновременно с этим, намечаем направление осей, проходящих через плечи, грудь, окончания грудной клетки, ости таза, колени, стопы, помечаем лобок.

Переходим к измерению больших пропорций. Ищем соотношения размеров от верхней части головы до лобка и от лобка до пятки, а так же от верхней части головы до ости таза со стороны опорной ноги и от ости таза до пятки опорной ноги ( рис.1).

Измеряем голову вместе с шеей и проверяем сколько раз этот размер укладывается в фигуре до пятки. Примерно пять с половиной раз. Измеряем отдельно от шеи голову. Она укладывается в фигуре шесть-семь раз от верха головы до пятки.

На рисунке 1 даны основные пропорции фигуры, направления основных осей, средняя линия.

Одновременно с пропорциями уточняется и характер фигуры, так как сходство напрямую зависит от пропорций (рис. 2).

Первый этап может занять от четырех до восьми часов.

Второй этап. 4 часа.

Уточняем характер и движение фигуры, отталкиваясь от ее средней линии. Определяем передний и боковой планы в фигуре в целом и в каждой ее части (голове, грудной клетке и т.д.) Делаем легкий светораздел, отделяем тоном боковой план от переднего. Уточняем характер стоп, рук, головы и так далее.

Рисуя, необходимо чувствовать конструкцию форм, представлять себе, как одна форма возникает из другой, как другая переходит в третью и так далее.

Чтобы разобраться в сложной форме, надо ее строить, сначала намечая ее в виде упрощенной схемы, постепенно усложняя ее в ходе работы. Приведение фигуры человека к простейшим геометрическим формам, помогает понять большую форму тела и изображать его в перспективе. Построение фигуры желательно выполнять рубленной линией.

Важно попытаться представить ее как бы прозрачной и рисовать видимую и невидимую части. Поняв и убедившись, что она намечена правильно, можно стереть невидимые линии.



Третий этап. 4 часа.

На третьем этапе происходит лепка формы объема фигуры в целом и ее отдельных частей. Фигуру можно решать и в легкой и в контрастной тональности. Главное найти соотношения между светом и тенью и зафиксировать контрасты на самых близких к нам местах фигуры. Чтобы фигура смотрелась цельно необходимо четко проследить раздел света и тени, усиливая в определенных местах контрасты, передавая общую тень и общий свет.

В целом на этом этапе идет живое рисование с лепкой объема фигуры и ее частей, с тональной передачей фигуры в пространстве листа.


Хотя я и разделила задание по зарисовке фигуры на три этапа: композиция в листе и построение, пропорции, моделировка тоном, в процессе всей работы эти этапы тесно переплетаются и требуют постоянного напряжения и осмысления.

Особенность изучения фигуры в детском возрасте заключается в том, что ребенок не знает анатомии человеческого тела, а изучать обнаженное человеческое тело еще рано. Но возможно постепенное знакомство с фигурой через рисунки мастеров русской и зарубежных школ рисования, выполненных в одежде или очень деликатно обнаженных. Можно так же показывать анатомию скелета и мышц на гипсовых слепках и в иллюстрациях анатомических книг Е. Барчаи и Г. Баммиса.

Можно копировать отдельно анатомические детали скелета и мышц рук, ног, головы, грудной клетки и так далее.


Мне бы еще хотелось остановиться на быстрых зарисовках с фигуры человека - набросках на пятнадцать-двадцать минут. Здесь нет времени долго строить, важнее живое изображение натуры в движении и характере. В быстром наброске важно уловить цельное характерное пятно фигуры и живую контурную линию разного нажима. Однако, если позволяет время нужно померить хотя бы основные пропорции, определить движение средней линии, направление осей плеч, груди, таза, ног, рук, найти центр тяжести фигуры. Затем развивать вокруг средней линии справа налево характер фигуры человека, одновременно рисуя светораздел. Очень важно соединить все этапы построения фигуры в один, сконцентрироваться и выполнить рисунок быстро.

Наброски можно давать на линию (линия разного нажатия рис.2). В этом задании важно определить движение фигуры, за которое в основном отвечает средняя линия, а так же почувствовать какая часть тела куда входит, стараясь видеть в каждой части тела геометрическую форму. Линия должна живо и в характере передавать силуэт фигуры.

Наброски могут быть тональными. Помимо линии, можно передавать характер человека через силуэт и светотень. Такие задания могут быть более длительными от двадцати минут до четырех часов. Наброски просто необходимы для развития глазомера у детей, чувства пропорций, силуэта и характера фигуры. Навыки в рисовании человека, как в длительных так и в коротких заданиях, необходимы для решения более сложных задач тематических станковых многофигурных композиций, портретов, монументальных композиций, декоративных панно и в декоративно-прикладном творчестве и так далее. Большую роль в изучении человека играет рисование с гипсовых слепков, частей лица, черепа, гипсовых голов античных статуй. Задания выстраиваются так, чтобы одно помогало другому. Начинаем с рисования частей лица, затем черепа, головы и постепенно переходим к самой фигуре.

Поэтому в течении учебного года преподаватель постоянно трудится вместе с детьми, изучая основные моменты в рисовании человека: черепа, головы, частей лица и всей фигуры, проводя длительные и короткие задания с гипсовых слепков и с натуры.




















Список литературы:


"Учебный рисунок"; Изд-во "Изобразительное искусство"; 1995


Учебное пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры рисунка СПб государственного академического института им. И.Е. Репина.


Редакционная коллегия: профессор О.А. Еримеев, доцент В.А. Королев, профессор Н.Н. Репин.
































[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]