Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулешовская средняя общеобразовательная школа №16
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулешовской СОШ № 16
Приказ от 01.09.2016 № 67
______________ А.Л. Микаэлян
Рабочая программа
по мировой художественной культуре
(11 класс)
Мировая художественная культура (базовый уровень) :
программа для 10—11 классов : среднее общее образова-
ние / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. —М.:Издательский
центр «Академия», 2014.
Учитель: Ишина А.О.
2016г.
Раздел №1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
примерных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
авторской программы Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) // Л.Г.Емохонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067).
Приобщение учащихся к шедеврам мирового искусства, ставшим ценнейшим достоянием человечества, — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Мировая художественная культура», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
10—11 классы средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который интегрирует и систематизирует полученные ранее знания на уроках по искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе и истории. Предмет «Мировая художественная культура» способствует саморазвитию и личностному самоопределению старших школьников, формирует их целенаправленную познавательную деятельность, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок. Курс «Искусство» призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности учащегося, формирования его духовно-нравственных идеалов. Освоение предмета имеет активный деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Содержание программы дает возможность для развития важных личностных характеристик выпускника средней школы:
– уважение культуры и духовных традиций своего народа, своей Родины;
– осознание и принятие традиционных ценностей многонационального российского народа и человечества;
– мотивация на творческое развитие, активное и целенаправленное познание мира, самообразование.
Изучение мировой художественной культуры в средней школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие духовно-нравственной личности, уважающей культурные традиции народов России и других стран мира;
– воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства;
– развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
– освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
– овладение умениями анализировать произведения искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным формам организации деятельности старшеклассников следует отнести:
Индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект). Он может быть выполнен по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов (курсов) в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования особое внимание обращается на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. В этой связи при планировании уроков искусства в 10—11 классах наряду с содержательными формулируются требования к результатам образования и воспитания учащихся средствами произведений мирового искусства. Главный акцент - на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностными результатами выпускников средней школы,
формируемыми при изучении предмета «Мировая художественная культура», являются:
– приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в художественных образах;
– осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к другим культурам;
– приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;
– развитие способности к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры предполагают:
– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг, выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
– умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к произведениям искусства;
– навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– умение осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания художественно-творческого продукта.
Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной художественной культуры;
– понимании специфики основных видов и жанров искусства;
– умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;
– понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических терминов при анализе художественного произведения;
– углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
– в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой части мировой культуры;
– развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой;
– готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;
– возможности поддерживать выбранное направление образования;
3) в коммуникативной сфере:
– в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;
– умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектно-исследовательской и творческой деятельности;
– освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;
4) в эстетической сфере:
– в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;
– умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;
– развитии художественно-эстетического вкуса;
– развитии общей культуры учащихся.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, в результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать/понимать
основные виды и жанры искусства и их классификацию;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации об искусстве;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, проекты);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Учебно-методический комплекс:
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10—11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 48 с.
Учебник
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
Рабочая тетрадь
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.
Учебно-методические пособия для учителя
Книга для учителя, 10 класс с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков : методическое пособие:среднее (полное) общее образование / Л.Г.Емохонова, Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия, 2008. – 224 с.»
Дидактические материалы
СД – приложение к учебнику, электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры».
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с основными положениями ФГОС интегративный курс «Искусство» в 10—11 классах рассматривается в разделе «учебные предметы, курсы по выбору обучающихся», которые предлагаются образовательным учреждением.
На изучение курса «Искусство» в 10—11 классах программой отводится 69 учебных часов (35 часов – 10 кл., 34 часа – 11кл.).
В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, и в связи с государственными праздниками (1 Мая - День международной солидарности трудящихся) программа по МХК в 10А классе будет реализована за 34 часа, в 11классе – за 33 часа. Программный материал будет выполнен за счет интеграции учебного материала.
Программа содержит примерный объем знаний за два года (X- XI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В общий курс X класса включены следующие темы: "Художественная культура первобытного мира", "Художественная культура Древнего мира", "Художественная культура Средних веков" ,"Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века".
Для успешной реализации поставленной задачи предлагается использовать следующие типы уроков МХК:
- образ-модель;
- урок-исследование;
- урок-созерцание;
- урок-панорама.
К каждому из данных типов уроков ставится своеобразная художественно-педагогическая сверхзадача:
- погружение;
- постижение;
- сравнение;
- обобщение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (34 часа)
11 КЛАСС (34 Часа)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Батиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4 часа)
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
(7 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Площадь Навона. Мост Святого Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Святого Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII —
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Святого Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
(5 ЧАСОВ)
Модернизм (5 часов)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».
Контроль знаний 11 класс
Тема
1 полугодие
2 полугодие
1. Художественная культура эпохи Возрождения.
Тест «Возрождение»
2. Художественная культура XVII века.
Анализ произведения искусства.
3.художественная культура XVIII - первой половины XIX века.
Тест «Классицизм и ампир»
4. Художественная культура второй половины XIX — начала XX века.
Тест «Реализм»
5. Художественная культура XX века.
Творческая работа, проект
Итоговый тест
Раздел №6 Тематическое планирование курса «Искусство»
11 класс (34ч.)
№
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
Художественная культура эпохи Возрождения (9ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города.
Образ площади и улицы в живописи.
Ренессансный реализм в скульптуре Донателло.
Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи.
Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.
Венецианская школа живописи.
Эстетика Позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
Северное Возрождение (4 часа)
Особенности Северного Возрождения.
Мистический характер Возрождения в Германии.
Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах.
Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.
Ренессанс в Англии. Драматургия. Тест «Возрождение».
Восприятие произведений искусства
Рассматривание живописных произведений с использованием визуальных эффектов (увеличение, уменьшение, изображения, создание «кружащегося» пространства), музыкального или литературного фона.
Созерцание произведения искусства с последующим размышлением в группах, сопоставление своих впечатлений и мнений с точкой зрения автора учебника, одноклассников родителей.
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты).
Аналитическая деятельность
Размышления об особенностях отражения в архитектуре Возрождения нового восприятия пространства и времени. Характеристика архитектурных приемов Брунеллески, позволяющих назвать его родоначальником ренессансной архитектуры.
Работа в индивидуально-творческой карте.
Рассуждения об уникальности ренессансного человека и соответствующего ему пространства «идеального» города.
Обоснование использования в живописи Мазаччо изобразительных приемов, создающих метафору площади как нового мира. Определение сходных черт фресок Мазаччо и рельефов Донателло.
Характеристика новаторских приемов Леонардо да Винчи как художника Высокого Возрождения, подтвержденная примерами.
Определение специфики художественного синтеза архитектуры и живописи, реализованного Рафаэлем
в росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане.
Выявление стилистических черт творчества Микеланджело (особый акцент делается на обретение скульптурой равных прав с архитектурой).
Анализ особенностей венецианской живописи и их отражения в творчестве Тициана.
Определение отличий итальянской ренессансной живописи от живописи Северного Возрождения. Раскрытие специфики нидерландского Возрождения в живописи Питера Брейгеля Старшего.
Анализ любой картины из серии «Месяцы» с точки зрения идейного содержания, композиции, палитры.
Выявление в творчестве Альбрехта Дюрера черт немецкого Возрождения.
Осмысление мировосприятия немцев через его преломление в творчестве Дюрера.
Исследование ренессансных тенденций во французской культуре на основе школы Фонтенбло. Сравнение декора интерьеров во французском и итальянском Ренессансе.
Характеристика особенностей Ренессанса в Англии. Обоснование взгляда на драматургию У. Шекспира как на одну из вершин литературы эпохи Возрождения.
Творческая деятельность
Творческая работа, связанная с интерпретацией эстетики античности в культуре Ренессанса.
Создание поэтических или прозаических текстов об «идеальном» городе.
Сравнительный анализ самостоятельно выбранных картин художников итальянского и Северного Возрождения (композиция, образы, колорит).
Пластическое интонирование художественных образов. Ритмическое, мелодическое озвучивание отдельных произведений эпохи Ренессанса.
Групповая дискуссия о киноверсиях произведений У. Шекспира.
Проектная деятельность
Поиск черт «идеального» города в своем административном центре. Внесение предложений для создания этого образа в реальной действительности.
Поиск точек соприкосновения мироощущения человека Северного Возрождения с современным восприятием повседневности, обоснование возможности или невозможности взаимосвязи времен.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (7 ЧАСОВ)
1
2
3
4
5
6
7
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима.
Специфика русского барокко. Ф.Б.Растрелли.
Живопись барокко. Плафонная живопись.
Музыка барокко. К.Монтеверди, А.Корелли.
Классицизм (3 часа)
Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV.
Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
Тест «Художественная культура XVII века»
Восприятие произведений искусства
Восприятие живописи, архитектуры, скульптуры барокко в соединении с музыкой. Соотнесение архитектурных сооружений и живописных произведений с музыкальными композициями по образно-эмоциональному единству.
Подготовленное восприятие оперы К. Монтеверди «Орфей» (предварительное знакомство с сюжетом, особенностями жанра оперы). Выражение собственного мнения об интонационной специфике музыки барокко.
Коллективное рассматривание произведения живописи барокко, обсуждение отношения к увиденному.
Аналитическая деятельность
Выявление в архитектуре барокко черт эпохи.
Анализ специфики русского барокко, стилевых особенностей «растреллиевского барокко». Постижение главного свойства стиля барокко в оформлении
интерьеров.
Обоснование эстетического кредо психологического реализма в живописи барокко на примере творчества Рембрандта. Выявление черт гуманизма в образах, созданных Рубенсом.
Определение сходства между музыкой, архитектурой и живописью барокко, аргументация своей точки зрения.
Рассуждения о театрализации жизни в эпоху барокко, появлении новых музыкальных жанров.
Творческая деятельность
Выполнение поисково-исследовательского задания «Образ “короля-солнца” в ансамбле Версаля». Работа в индивидуально-творческой карте.
Моделирование художественного пространства картины «Царство Флоры», сравнение своих вариантов с живописным полотном Н. Пуссена.
Проектная деятельность
Поиск черт культуры барокко в окружающей действительности (архитектура, декор, театральные постановки, одежда, аксессуары).
Выявление архитектурного ядра города (населенного пункта) — того начала, которое объединяет, организует его облик. Исследование различий в садово-парковой архитектуре барокко и классицизма в своем городе, областном центре, пригородных усадьбах Петербурга и Западной Европы.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
1
2
3
4
5
6
7
Рококо (1час)
Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо и Просвещения.
Неоклассицизм, ампир (4 часа)
Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга.
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.
Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической
живописи.
Зарождение классической музыкальной школы в России.
Тест «Классицизм и ампир»
Романтизм (2ч.)
Романтический идеал и его воплощение в музыке.
Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя.
Восприятие произведений искусства
Восприятие произведений архитектуры и живописи в соединении с музыкой. Соотнесение архитектурных сооружений и живописных произведений с музыкальными композициями по образно- эмоциональному единству.
Активное слушание музыкальных произведений.
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии.
Рассматривание произведения искусства с последующим размышлением в группах, сопоставление своих впечатлений и мнений с точкой зрения одноклассников, автора учебника, учителя, родителей.
Аналитическая деятельность
Раскрытие специфики отражения эстетики эпохи в интерьерах рококо. Исследование связи музыкальных «багателей» Ф. Куперена с салонным искусством.
Выявление основ эстетики классицизма в музыке Й. Гайдна. Объяснение природы различий в творчестве В. А . Моцарта и Л. В . Бетховена.
Сопоставление образа «идеального» города эпохи Ренессанса и классицистических ансамблей Парижа и Петербурга, объяснение различий между ними.
Постижение стилистических особенностей русского ампира и градостроительных приемов, применяемых при создании архитектурных ансамблей в этом стиле.
Обоснование различий между классицистической и академической живописью. Характеристика особенностей русской академической живописи.
Рассуждения о проявлении принципа народности в опере М. И . Глинки «Жизнь за царя».
Объяснение причин востребованности в романтическом искусстве образа пеликана как аллегории Иисуса Христа. Обоснование основного кредо романтизма, нашедшего отражение в музыке этого направления.
Рассуждение о темах, привлекавших композиторов и художников-романтиков. Выявление различий русского и европейского романтизма.
Творческая деятельность
Сочинение поэтических идиллий в духе рококо.
Создание «маршрутов» и проведение виртуальных экскурсий (на основе мультимедийной презентации) по Парижу и Петербургу.
Выполнение познавательно-творческого задания «Эмоционально-психологический портрет героя» (по эпизодам оперы Глинки «Жизнь за царя»). Моделирование постановки сцен из оперы «Жизнь за царя» в театре, создание киносценария по этим сценам. Сопоставление образа Черномора в поэме А. С. Пушкина
и в опере М. И. Глинки. Сравнение выразительных средств, использованных авторами для создания образа персонажа.
Выражение своих впечатлений о произведениях композиторов и художников-романтиков в форме эссе, стихотворений, поэтических зарисовок.
Проектная деятельность
Подбор примеров, иллюстрирующих различия эстетики классицизма в Западной Европе и России.
Характеристика специфики романтизма в этих культурных ареалах. Поиск и обоснование причин соприкосновения романтического идеала с классицистической традицией в русской живописи.
Сравнительный анализ наиболее знаковых проявлений эстетики классицизма в окружающей действительности
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)
1
2
3
4
5
6
Реализм (2ч.)
Реализм. Социальная тематика в французской живописи второй половины XIX века.
Русская школа реализма. Передвижники.
Направления в развитии русской музыки.
Тест «Реализм».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 ч.)
Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке. Постимпрессионизм.
Символизм в живописи.
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.
Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке.
Восприятие произведений искусства
Соотнесение архитектурных сооружений, живописных произведений с музыкальными композициями, поэтическими образами по образно-эмоциональному единству.
Описание тембровой и интонационной природы музыкального произведения, подбор к нему образных соответствий и метафор.
Соотнесение впечатления от восприятия произведений художников-импрессионистов и постимпрессионистов с использованными ими живописными приемами.
Аналитическая деятельность
Определение общих черт творчества французских художников-реалистов и русских передвижников.
Выявление особенностей изображения скрытого антагонизма между обществом и личностью на полотнах В.И.Сурикова.
Поиск в произведениях композиторов «Могучей кучки» музыкальных приемов, использованных для выражения социальных идей. Характеристика черт русского оперного искусства, заложенных в творчестве М. И. Глинки и развитых в операх Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и А. П. Бородина «Князь Игорь».
Анализ музыкальных средств П. И. Чайковского, служащих для характеристики персонажей и создания настроения в балете «Щелкунчик». Сравнение арабского и китайского танцев из балета «Щелкунчик», по-разному передающих тонкости восточного колорита. Аналитическая работа с либретто оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Исследование проявлений эстетики импрессионизма в изобразительном искусстве. Анализ картин художников-символистов как окна в неведомое. Определение сходства и различия в тематике романтической и символистской живописи. Характеристика образного языка и главных примет стиля П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена.
Раскрытие специфики критерия красоты в стиле модерн. Исследование особенностей отражения априорной красоты русскими художниками стиля модерн. Изучение стилевых черт русского музыкального модерна.
Творческая деятельность
Моделирование вариантов сценической постановки отдельных сцен из опер русских композиторов.
Создание эскизов костюмов и декораций, разработка пластической драматургии (сцены из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина).
Создание на основе своих впечатлений о художественных произведениях эссе, стихотворений прозаических отрывков.
Моделирование образа живописного произведения в графических зарисовках (индивидуально или в группе), выявление главного смыслового ядра.
Проектная деятельность
Анализ влияния символистского мироощущения на эстетику модерна в европейском и русском искусстве.
Поиск признаков стиля модерн в современных архитектурных проектах, при оформлении интерьеров, в орнаментике, дизайне одежды, украшениях.
Объяснение на конкретных примерах кардинального отличия мироощущения символизма от реалистического мировоззрения, сопоставление живописных полотен
представителей стиля модерн и художников-реалистов
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ)
1
2
3
4
Модернизм . Постмодернизм (6ч.)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты.
Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура».
Функционализм. Постмодернизм.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.
Итоговый тест.
Восприятие произведений искусства
Прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за развитием музыкальных образов и тем.
Выражение своих впечатлений и размышлений от музыкального произведения в форме эссе. Сопоставление своих впечатлений от музыки XX века и музыкальных произведений Возрождения и барокко.
Соотнесение архитектурных сооружений и живописных произведений с музыкальными композициями по образно-эмоциональному единству. Рассматривание произведения искусства с последующим размышлением в группах, сопоставление своих впечатлений и мнений с точкой зрения одноклассников, автора учебника, учителя, родителей.
Аналитическая деятельность
Характеристика художественных приемов, передающих новое видение красоты в искусстве модернизма. Объяснение сущности разрыва с классической традицией в архитектуре модернизма, подкрепленное примерами. Сравнительный анализ архитектурного конструктивизма Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина, обоснование их роли открывателей новых путей в архитектуре.
Проблемный анализ, поиск принципиальных различий в драматургии А. П. Чехова и Б. Брехта, в режиссуре спектаклей К. С. Станиславского и Б. Брехта.
Исследование новаторских художественных приемов С. М. Эйзенштейна.
Характеристика новаторских приемов композиторов «нововенской школы». Обнаружение параллелей музыки А. Шенберга, А. фон Веберна, А. фон Берга с различными художественными течениями XX века.
Сравнение балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Размышления о новаторстве Прокофьева. Выявление различий музыкальных образов «Реквиема»__ А. Г. Шнитке и «Реквиема» В. А. Моцарта.
Творческая деятельность
Анализ фрагментов фильмов Феллини с точки зрения творческого подхода режиссера.
Сопоставление музыкальных тем Седьмой симфонии Шостаковича с поэтическими произведениями по образно-эмоциональному единству.
Создание коллективных инсталляций, перформансов на актуальные темы.
Проектная деятельность
Исследование картин художников постимпрессионизма и модернизма, поиск эстетических связей и преемственности между ними.
Исследование проявлений эстетики модернизма в театральном искусстве и кинематографе.
Сравнение театральных постановок (спектакль, опера, балет) или кинофильмов на один сюжет, выполненных в разной стилистической манере
Приложение
к рабочей программе по искусству,
утверждённой приказом директора
МБОУ Кулешовской СОШ № 16
от 01.09.2016г. № 67
Календарно – тематическое планирование 11 класс (33ч.)
1
05.09
05.09
Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города.
§1
в.1 стр.21
2
12.09
12.09
Образ площади и улицы в живописи.
Ренессансный реализм в скульптуре Донателло.
§2
в.1 стр.26
3
19.09
19.09
Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи
§3
в.1 стр.31
4
26.09
26.09
Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.
§4
31-36
5
03.10
03.10
Венецианская школа живописи.
Эстетика Позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров
§5
в.1 стр.41
6
10.10
10.10
Особенности Северного Возрождения.
§6
В.3 стр.47
7
17.10
17.10
Мистический характер Возрождения в Германии Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах.
§7
В.1 стр.52
8
24.10
24.10
Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве
§8
В.3 стр.57
9
07.11
07.11
Ренессанс в Англии. Драматургия. Тест «Возрождение».
§9
Инд. задания
Художественная культура XVII века (6 ч.)
10
14.11
14.11
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима
§10
68-73
11
21.11
21.11
Специфика русского барокко. Ф.Б. Растрелли.
§11
В.2 стр.81
12
28.11
28.11
Живопись барокко. Плафонная живопись.
§12
В.1 стр.85
13
05.12
05.12
Музыка барокко. К. Монтеверди, А. Корелли.
§13
В.2 стр.89
14
12.12
12.12
Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV
§14
В.1 стр.97
15
19.12
19.12
Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
Тест «Художественная культура XVII века»
Анализ картины Н.Пуссена
II полугодие (17 ч.)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 часов)
Художественная культура XVIII — первой половины
XIX века (7 ч.)
1
09.01
09.01
Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо и Просвещения.
§15, 16
В.1 стр.105
2
16.01
16.01
Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга.
§17
В.2 стр.115
3
23.01
23.01
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.
§18
В.1 стр.121
4
30.01
30.01
Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической живописи.
§19
В.2 стр.126
5
06.02
06.02
Зарождение классической музыкальной школы в России.
Тест «Классицизм и ампир»
§20
Инд. задания
6
13.02
13.02
Романтический идеал и его воплощение в музыке.
§21
В.2 стр.138
7
20.02
20.02
Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя
§22
138-141, 143
Художественная культура второй половины XIX — начала XX века (6ч.)
8
27.03
27.03
Реализм. Социальная тематика в французской живописи второй половины XIX века. Русская школа реализма. Передвижники.
§23, 24
В.1 стр.151
9
06.03
06.03
Направления в развитии русской музыки.
Тест «Реализм»
§25
Инд. задания
10
13.03
13.03
Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке. Постимпрессионизм.
§26
В.1 стр.166
11
27.03
27.03
Символизм в живописи.
§27
В.1 стр.173
12
03.04
03.04
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.
§28
В.2 стр.181
13
10.04
10.04
Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке
§29
В.1 стр.185
Художественная культура XX века (5ч.)
14
17.04
17.04
Модернизм в живописи. Новое видение красоты.
§30
Задания по группам
15
24.04
24.04
Модернизм в архитектуре. Постмодернизм.
§31
В.1 стр.198
16
01.05
08.05
Синтез в искусстве XX века.
§32-35
17
08.05
15.05
Итоговый тест.
15.05
22.05
Обобщающий урок. Защита проектов.
22.05
34
33
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей общественных наук, искусства и технологии 29 августа 2016 года, протокол № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Н.Ю. Верещагина
29 августа 2016 года
1