МКОУ «БСШ № 3»
Творческий проект
«Подарок маме.
Кухонная лопатка в стиле городецкой росписи»
Выполнили:
Кожевникова Катя
Глинская Мария
Гетманец Настя
Руководитель:
Рассохина О. С.
2016 г
Аннотация
Представляем проект на тему «Подарок маме. Кухонная лопатка в стиле городецкой росписи»
Объект исследования: подарок оформленный своими руками.
Предмет исследования: технология оформления лопатки в стиле городецкой росписи.
Цель: выполнить своими руками оформление кухонной лопатки в стиле городецкой росписи.
Актуальность проекта определяется возрастающим интересом к русским обычаям, традициям, связанных с народными промыслами. Если дети будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим ровесникам, придерживаться обычаев русского народа, то они будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.
Тип проекта – творческо-информационный
В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с историей возникновения городецкой росписи. Создают оригинальный дизайн кухонной лопатки и разрабатывают технологическую карту-помощницу для своих ровесников. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта. Для каждого участника важным и значимым стало осознание того, что они могут самостоятельно создать продукт.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Обоснование проекта.
Определение конкретной проблемы. Цели и задачи проекта.
Алгоритм выполнения проекта.
История городецкого промысла, его особенность и современное состояние.
Рассмотрение вариантов росписи. Выполнение эскиза росписи лопатки.
Выбор инструментов и материалов.
Технологическая последовательность выполнения росписи лопатки.
Заключение.
Список используемых источников.
Введение.
Обоснование проекта.
Каждый раз, перед праздником 8 марта, мы мучительно думаем, что подарить любимой маме. Вот и мы, долго не могли решить, что же подарить? Много времени мама проводит на кухне, где её окружают необходимые для приготовления пищи предметы. Если купить что-то? ...Это дорого и не оригинально. Нарисовать что-то? Это конечно ей понравится. Но рисунком маму не удивишь, а нам так хочется, что бы подарок для самого дорогого человека был особенным, необычным, в то - же время полезным! Но мы люди творческие: музыканты и художники, с фантазией все в порядке. Эврика! Нужно расписать лопатку. Почему именно лопатка? Во-первых, потому, что лопатка для приготовления пищи необходима на кухне. И когда мама будет брать в руки эту лопатку, она будет чувствовать тепло и любовь тех рук, которые ее изготовили. Думаю, что лопатка ей очень понравится!
2. Определение конкретной проблемы и формулировка задач.
Проблема – как изготовить изделие, расписную лопатку в подарок маме на 8 Марта.
Для решения данной проблемы необходимо:
узнать:
историю городецкого промысла,
в чем заключается особенность городецкой росписи,
как можно изготовить расписную лопатку, в технике городецкой росписи.
Постановка цели проекта:
Сделать своими руками оригинальный подарок для своей мамы
на 8 марта – расписная лопатка.
Исходя из цели проекта, выделим задачи проекта:
научиться самостоятельно ставить цель и достигать ее;
развить: качества творческой личности, навыки свободной ориентации в информационном пространстве и современном мире декоративно-прикладного искусства;
познакомиться: с историей городецкого промысла, особенностями выполнения изделий в технике городецкой росписи;
овладеть навыками работы в традициях городецкого промыслов;
адекватно оценивать свои способности и возможности.
3. Алгоритм выполнения проекта.
1. Изучение истории народного промысла, его особенностей и современного состояния.
2. Разработка и анализ вариантов росписи. Выполнение эскиза росписи лопатки.
3. Выбор инструментов и материалов.
4. Технологическая последовательность выполнения росписи лопатки.
5. Самооценка.
6. Заключение
История городецкой росписи
Г [pic] ородецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.
Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и г [pic] ребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.
В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателямиГородецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.
[pic] [pic] [pic]
Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.
С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.
[pic] [pic]
Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадо [pic] к. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.
Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия.
[pic] [pic] [pic]
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».
В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.
О [link]