Изобразительное искусство 6 кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю.

методического объединения с зам. директора школы по УВР Директор школы

учителей художественно _________________ ________________

-эстетического цикла Острокостова В.Т. Солошенко Н.М . Протокол №____________ «______» __________2016 г Приказ № ____________

от «_____» _______ 2016 г. от «___» _____________2016 г.

Руководитель МО

________________________

Фролова Л.В.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования


по искусству (Изобразительное искусство)

для 5 класса


(ФГОС ООО)









Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной

программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ

(«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 5-9 классы» (под редакцией Б.М. Неменского), созданная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования./[Б.М. Неменский, Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских], - М.: Просвещение,2011/.







учителем изобразительного искусства и

черчения

Фроловой Людмилой Викторовной








2016 г





ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ








































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа составлена на основе рабочей программы «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 5-9 классы» (под редакцией Б.М. Неменского), созданной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования./[Б.М. Неменский, Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских], - М.: Просвещение,2011/.

Структура документа

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

На протяжении курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства, дизайна и народного искусства разных стран и эпох, а также с искусством мастеров Воронежского края и современным выставочным декоративным искусством. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Основные формы учебной деятельности:

-практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами;

-зрительское восприятие произведений искусства;

-эстетическое наблюдение окружающего мира.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть пропущена через чувства ученика, что возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Эмоционально-чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно- образного языка и средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному переживанию - основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также культуры народа Воронежского края. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры» - в основе программы.

Предусматривается чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной работы. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Учитывая условия региона, характер классов, а также индивидуальные особенности учащихся планируется объединение некоторых тем курса, связанных по смыслу, единым заданием. Так, учащиеся смогут успевать спокойно, в соответствии с принципом целостности и неспешности освоения программы, выполнять творческие задания.

Место предмета в учебном плане

Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в в 5 классе - в объеме 17,5 часов в год (0,5 учебного часа в неделю)

При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса или за счет внеурочной деятельности, предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Данная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формиро-нание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога к мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства и повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.






УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебной нагрузки


Тема


Кол –во

часов

Древние корни народного искусства


6

Связь времен в народном искусстве


4

Декор — человек, общество, время


7,5

Всего часов

17,5




































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


  • Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);

  • Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»- посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении тем этого года мы опираемся на традиции Воронежского края, в программу включено изучение воронежской керамики, народной игрушки, местных промыслов. Предусматривается художественно-эстетическое восприятие произведений народного декоративного искусства и окружающей действительности, а также практические художественные творческие задания, направленные на изучение и познание особенностей мастерства народных художников Воронежского края. Предусматривается чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной работы. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.


ТЕМА «Древние корни народного искусства» ( 6ч)


1). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

2). Убранство русской избы.

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

3-4). Внутренний мир русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).

5). Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.

6) Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

(Коллективная работа «Проходите в избу»).



ТЕМА «Связь времен в народном искусстве» (4 ч)


Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

1)Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

2-4). Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.

Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.


Тема:

«Декор – человек, общество, время» (7,5 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.


Ознакомление с гербами и эмблемами Воронежской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.


1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).


2)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.


3)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.


4)Одежда говорит о человеке. Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.


5)Народная праздничная одежда.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов.Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

6)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

7-8)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

-знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России.


Учащиеся должны уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).


Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Дата



Тема и тип

урока


Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Примечания

понятия

предметные

результаты

универсальные учебные действия


личностные

результаты


пл

фк



«Древние корни народного искусства» (6 ч)


1



Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.


Урок закрепления новых знаний.


Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

Учащиеся должны уметь:

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.



Регулятивные:

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.



Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач




Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.


2



Убранство русской избы.


Урок закрепления новых знаний.


Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить образное и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.


Причелины, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:


Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.


Познавательные:

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;

использовать общие приемы решения задачи.



Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.


Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.


3-4



Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.


Урок закрепления новых знаний.

Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Ткацкий станок, светец, прялка, люлька и т п.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора


Получат возможность научиться:


Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.


Познавательные:

использовать общие приемы решения задачи.


Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач


Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.


5



Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.


Урок закрепления новых знаний.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д. ), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора


Получат возможность научиться:


Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;

придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач


Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.


6



Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

(Коллективная работа «Проходите в избу»).


Урок закрепления новых знаний.

Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.








Печь, красный угол, коник, полати и т. Д.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов) Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора


Получат возможность научиться:


создавать эскиз декоративного внутреннего убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи; сравнивать , сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.



«Связь времен в народном искусстве» (4 ч)



7



Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка

Лепка и роспись собственной модели игрушки.


Урок ввода новой темы.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.


Народные промыслы; каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика.

Учащиеся должны знать:

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать задуманный образ (лепка);

придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.


Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.


8



Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.


Синие цветы Гжели.


Урок закрепления новых знаний.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и произведениях гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Народные промыслы; каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика.

Учащиеся должны знать:

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять несложную гжельскую композицию.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.


9



Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.


Золотая Хохлома.


Урок закрепления новых знаний.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям хохломы.

Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях хохломы.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях хохломских мастеров.

Осваивать приемы хохломского кистевого мазка – «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Народные промыслы; каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика.

Учащиеся должны знать:

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять несложную хохломскую композицию в цвете.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.


Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.


Коммуникативные:

задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.


10



Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.


Городецкая роспись.


Урок закрепления новых знаний.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкой росписи.

Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях городца.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров.

Осваивать приемы городецкоо кистевого мазка – «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.


Учащиеся должны знать:

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора


Получат возможность научиться:

выполнять несложную городецкую композицию в цвете.

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.


Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач.


Коммуникативные:

задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.



«Декор – человек, общество, время» (7,5ч)


11



Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта.


Урок ввода новой темы.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ

связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.




Цель: познакомить с символикой элементов декора в произведениях Древнего Египта (их связи с мировоззрением египтян).

Лотос, жук-скарабей, священная кобра, ладья вечности, глаз-уаджет. саркофаг, маска Тутанхамона, фараон и т. д.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов,

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.)

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.


Коммуникативные:

задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности

.

12



Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.


Урок закрепления новых знаний.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ

связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


Цель: познакомить с декоративным искусством Древней Греции.

Туника, амфора, керамика и т.п.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять сюжетную творческую композицию на тему « Древняя Греция».

Регулятивные:

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.


Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.


13



Греческая керамика. Живопись на вазах.


Урок закрепления новых знаний.


Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ

связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


Цель: познакомить с древнегреческой вазописью.


Легенда, миф

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

выполнять эскиз росписи вазы на мифологический сюжет.


Регулятивные:

предвидеть возможности получения конкретного результата.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.



Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения



Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

14



Одежда говорит о человеке. Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».

Урок закрепления новых знаний



Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах»

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.




Цель: познакомить декоративно-прикладным искусством Древнего Китая


Классовые сословия, цветовая гамма, средневековье.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора


Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

15



Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма.


Урок ввода новой темы

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.


Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.

Фактура, ритм, пятно, линия, форма

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора


Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:

преобразовывать познавательную задачу в практическую.



Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.




16



Изготовление куклы–берегини. Работа в парах.


Урок закрепления новых знаний

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.



Цель: развивать интерес к прошлому своей страны, ее традициям, обычаям и одежде.

Берегиня

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Учащиеся должны уметь:

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

видеть красоту народного костюма, многообразие узоров в одежде; использовать новые художественные техники и материалы

Регулятивные:

проявлять активность в коллективной деятельности;

адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.


Познавательные:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества


17-18

(1.5 ч)




О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Урок закрепления новых знаний.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их

при создании собственного герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.


Цель: познакомить с историей развития гербовой символики и ролью геральдики в жизни рыцарского общества

Ремесленник, рыцарь, геральдика, герб, эмблема, щит.

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора

Получат возможность научиться:

создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.


Познавательные:

составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные:

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Оценка`5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка`4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка`3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка`2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка`1`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.(НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.












































РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Учебник, учебное пособие

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь для обучающихся

  • Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014 –электронный вариант


Электронное приложение к УМК


Методическое пособие с поурочными разработками

  • Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011-электронный вариант




Дидактический материал

Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 класс, Абрамова М.А., 2004.


Материалы для контроля (тесты и т.п.)




Список используемой литературы

Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

Автоматизированное рабочее место учителя

Компьютер

Цифровые и электронные образовательные ресурсы, Интернет - ресурсы

- [link]

Помните фонохрестоматию? Здесь можно найти много забытого: http://www.staroeradio.ru/

Оборудование, материалы, инструменты

Акварельные и гуашевые краски; карандаши простые, цветные и восковые; ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, баночка для воды, ветошь,альбом.