Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района воронежской области
Принята решением педагогического совета 31 августа 2015 года ( протокол №1)
«Утверждаю» ____________
Директор школы В.И. Быханова
Приказ №84 от 08.2015 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5класс
УМК: «Изобразительное искусство . Искусство в жизни человека» Л.А.Неменская,
под редакцией Б.М.НеменскогоМ., «Просвещение», 2013 г.
Составила: Иванова Н.Н.
Учитель первой
квалификационной категории
С. Нижний Карачан
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Нижнекарачанской СОШ, учебным планом МКОУ Нижнекарачанской СОШ на 2015-2020учебные годы, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2013.
«Изобразительное искусство . Искусство в жизни человека» Л.А.Неменская, под редакцией Б.М.Неменского
Рабочие программы 5-9 классы «Изобразительное искусство.»Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского
В основу положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:
1.Закон «Об образовании в Российской федерации» от29.12. 2012 года №273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемилогические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Основной образовательной программы МКОУ Нижнекарачанской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 31 августа
( протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 84 от 31.08.2015 года.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру. Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. В рабочей программе по изобразительной деятельности инвариантная часть составляет 75%, и вариативная часть составляет 25%.
Цель курса:
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
.
Задачи курса:
-овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами
Основные содержательные линии
Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — дает инструментарий для его практической реализации, четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.
В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится 35 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Примерная программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в любой рабочей программе по этому предмету.
Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.
Результаты изучения учащимися 5-х классов учебного курса «Изобразительное искусство».
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся должен достигнуть следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере:
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
в познавательной сфере:
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе проявляются в:
в ценностно-ориентационной сфере:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты
в ценностно-ориентационной сфере:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно - прикладного искусства и т. д.).
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
а) донести свою позицию до собеседника;б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста в учебнике «Изобразительное искусство».
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве Воронежского края
Знакомство учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», произведениями искусства, рождёнными в крестьянской среде; символическими изображениями – письменами узоров Воронежского края; знаками-оберегами.
2. Деревянная изба - жилище наших предков
Начало изучения языка декоративно-прикладного искусства; знакомство с сюжетно-декоративной композицией; воспитание любви к традициям родной земли и народной культуре.
3. Внутренний мир русской избы
Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.
4. Конструкция, декор предметов народного быта
Формирование у детей навыков создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета. Органичное единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
5. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Воронежского края
Знакомство с русской народной вышивкой, особенностями мотивов в орнаментах народной вышивки Воронежского края, выразительными средствами и видами орнамента (геометрический, растительный, смешанный), типами орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
6 . Народный праздничный костюм
Знакомство с особенностями русского праздничного костюма (южных и северных регионов России), разнообразие форм и украшений.
7. Народный праздничный костюм Воронежской губернии
Народный костюм - как образ жизни человека, его труда и характера. Особенности народного праздничного костюма Воронежской губернии..
8. Народные праздничные обряды
Обобщение знаний по теме «Древние корни народного искусства», знакомство с русским фольклором.
II.Связь времен в народном искусстве (9 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Городца, Гжели). При изучении воронежской матрешки следует обратить внимание на ее образность, самобытность, предназначение, характер и художественные особенности росписи.
1,2. Древние образы в современных народных игрушках
Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской). Настоящая народная игрушка-это предмет не только детской забавы, но и подлинного своеобразного искусства, обладающего своей спецификой. Она обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства. Искусства условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично, с невероятно смелой фантазией.
3.Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла
История развития, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи.
4. Городецкая роспись.
Истоки и современное развитие промысла
История развития промысла, единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи, изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.
5. Искусство Хохломы.
Истоки и современное развитие промысла Элементы промысла, история, разнообразие форм, язык кисти.
6. Жостово. Роспись по металлу
История промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.
7. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
История промысла.Презентация «Росписи народных умельцев»
8.Экскурсия к резчику по дереву, жителю села Кортунову В.В. Познакомиться с трудной и интересной работой мастера. Рассмотреть поделки, резьбу по дереву
9. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Воронежская матрешка.
История воронежской матрешки. Самобытность воронежских матрешек, их предназначение, характер и художественные особенности росписи матрешек.
III.Декор — человек, общество, время (10 часов)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в декоративно-прикладном искусстве, в том числе и Воронежской области. Знакомясь с образом художественной культуры славянских народов основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Знакомясь на уроках с изобразительной условностью искусства геральдики, учащиеся осмысливают значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного края, учатся создавать декоративную композицию, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
1, 2. Зачем людям украшения
Донести до детей понятие «социальная функция декоративно-прикладного искусства», познакомить учеников с понятием «одежда» и её назначением.
3, 4. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.
5, 6. Одежда «говорит» о человеке
Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
7,8. О чем рассказывают гербы и эмблемы
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба.
9. Гербы Воронежа, Грибановского района, Нижнекарачанской школы
Формировать у учащихся представление о гербах Воронежа, Грибановского района, Нижнекарачанской школы их истории и значении..
10. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества
Знакомство с декоративным искусством древнего общества, основными понятиями и функциями древнего искусства.
4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» (8ч)
Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что предметы быта, костюм, их декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Показать отличие современного декоративного искусства от традиционных народных промыслов.
2. Современное выставочное искусство.
Знакомство с современным декоративным искусством, отличительными особенностями современного декоративного искусства от традиционных народных промыслов. Знакомство с искусством витража.
3.4. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
Беседа об истории культуры русских зодчих, коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
5.Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (игрушка из мочала)
Изготовление тряпичной куклы.
6.Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (витраж).
7. Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (ваза).
8.Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (Украсим школу своими руками).
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
п/п
Наименование разделов, тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий).
5 класс
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)
1
Древние корни народного искусства (8 часов)
Знакомиться с понятием «декоративно-прикладное искусство», произведениями искусства, рождёнными в крестьянской среде; символическими изображениями – письменами узоров Воронежского края; знаками-оберегами.
Знакомиться с сюжетно-декоративной композицией
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов
Находить нужную информацию и пользоваться ею, сопоставлять интерьер жилищ у разных народов
Проводить поиск информации в исторических текстах.
Объяснять смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Разыгрывать: народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Проявлять: себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Объяснять: ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
2
Связь времен в народном искусстве (9часов)
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Находить нужную информацию и пользоваться ею
Отличать игрушки ведущих народных художественных промыслов. Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую ,Воронежскую игрушку.
Передавать единство формы и декора в игрушке.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Работать в группе, уметь объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение
Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения народного промысла.
Ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда
3
Декор — человек, общество, время (10 часов)
Объяснять особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина.
Различать предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Выполнять эскизы чернофигурной или краснофигурной греческих ваз.
Работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Выполнять композиции узоров на одежде
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей.
Работать в группе, объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение.
4
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Рассматривать различные произведений современного декоративного искусства;
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Создавать декоративные композиции.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБЕОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 35.
Планирование составлено на основе Рабочей программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5 класс, М., «Просвещение», 2013 г.
урока
Тема урока
Основные виды образовательной
деятельности учащихся
Планируемые результаты (УДД)
Дата проведения урока
Примечание
Личностные
Метапредметные
Предметные
По плану
По фак.
Древние корни народного искусства (8 часов)
1
Древние образы в народном искусстве Воронежского края.
Иметь представление об особенностях традиционных образов в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.
Понимать специфику образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)
Находить к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах
Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Сравнивать, сопоставлять декоративные решения традиционных образов в резьбе и росписи по дереву
умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение
Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент
04.09
2
Деревянная изба - жилище наших предков.
Экскурсия в школьный музей «Русская изба».Обсуждение и сравнение с современным убранством.
Уважительное отношение к национальному искусству
Проявлять: себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного народного жилища
11.09
3
Внутренний мир русской избы.
Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда;Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение
Знать единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь подчеркивать формы и конструкции узором;
18.09
4
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Изображать внутреннее убранства русской избы в включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда);
Осознавать мудрость устройства традиционной жилой среды.
Ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда.
Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;
25.09
5
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки нашего края.
Выполнение эскиза
декоративного убранства предметов крестьянского быта
Понимать что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Приобретение опыта совместной поисковой деятельности;
умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
02.10
6
Народный праздничный костюм
создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:
А) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;
Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку..
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
16.10
7
Народный праздничный костюм Воронежской губернии.
создание эскизов народного праздничного костюма Воронежской губернии
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку..
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. И Воронежского края.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
23.10
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
раскрытие символического значения обрядового действа на примере праздника Покрова, подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен.
Понимать и объяснять: ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
Cоздавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.
Разыгрывать: народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Находить: общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной и изобразительной деятельности.
30.10
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
9-10
Древние образы в современных народных игрушках.
создание из пластилина своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного их промыслов.
Размышлять, рассуждать: об истоках возникновения современной народной игрушки.
Осуществлять: собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Сравнивать, оценивать: форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть: игрушки ведущих народных художественных промыслов.
Овладевать: приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
13.11
20.11
11
Искусство Гжели
изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской или объемной формы нарядной гжельской росписью.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
27.11
12
Городецкая роспись
выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки, и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла
Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
04.12
13
Хохлома
изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
11.12
14
Жостово. Роспись по металлу
Презентация «Виды росписи».Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи и живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
18.12
15
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте
Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).
Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера
Объяснять что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.
Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
Осваивать основные приемы росписи.
Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.
16.01
16
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте
Экскурсия в мастерскую бондаря Кортунова Вячеслава Васильевича
Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастера. Испытывать чувство гордости за свою малую Родину и её мастеров.
Умение наблюдать за работой мастера, анализировать достижение цели в работе, задавать интересующие вопросы.
Обсуждение экскурсии. Понятие о колорите.
23.01
17
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Воронежская матрешка.
Изображение матрёшки и выполнение узоров в стиле Воронежских мастеров.
Испытывать чувство гордости за свою малую Родину и её мастеров.
Иметь представление о видах росписи Воронежских мастеров
Осваивать основные приемы росписи.
30.01
Тема 3 «Декор - человек, общество, время (10 часов)
18
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме;
Размышлять, рассуждать: об истоках возникновения современных промыслах
Допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и пособиях;
05.02
19-20
Зачем людям украшения
рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, что значит украсить вещь.
Знание особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д.
12.02-
19.02
21-22
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
26.02-
04.03
23-24
Одежда «говорит» о человеке
выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.
Соотносить образный строй одежды с положением его владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линии стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
11.03-
18.03
25-26
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
08.04-
16.04
27
Гербы Воронежа, Грибановского района и Нижнекарачанской СОШ
Изображение эмблемы класса, школы. Кабинета или спортивного клуба.
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
22.04
28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилическому признаку.
2. Посещение школьного музея
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины.
29.04
Тема 4 «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов)
29
Современное выставочное искусство
восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «Произведение говорит языком материала».
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
06.05
30- 31
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (панно).
Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
Материалы: для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п.
Давать нравственную оценку при разрабатывании и создании эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».
10.05-
20.05
32
Ты сам мастер декоративно- прикладного искусства (игрушка из мочала).
Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
Материалы: для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т.п.
Давать нравственную оценку при разрабатывании и создании эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».
27.05
33
Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (витраж).
Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
Материалы: для коллажа, бусинки и т.п.
Давать нравственную оценку при разрабатывании и создании эскизов коллективного витража
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».
34
Ты - сам мастер декоративно-прикладного искусства (ваза).
Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.
Материалы: для изготовления вазы- веревки и шпагат, , бусинки, клей, природный материал и т.п.
Давать нравственную оценку при и создании вазы
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».
35
Украсим школу своими руками
Оформление выставки. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».
Уважение к работам своих товарищей.
Развитие фантазии, воображения при оформлении выставки.
Передавать в творческой работе стилевое единство декоративного решения интерьера.
Итого : 35 ч
Список обеспечения УМК:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2012.
Юному художнику М.Т.Кузьмина
Кладовая радости А.Рогов
Как прекрасен этот мир Ю.Н.Хижняк Н.В.Одноралов
Материалы,инструменты и оборудование в изобразительной деятельности.
Интернет-ресурсы, м/медиа
1. Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/