Содержание факультативного курса МХК 6 класса
Вечные образы искусства. Библия.
1.Сюжеты и образы Ветхого Завета
Введение. В мире библейских сюжетов и образов.
Библия – величайший памятник литературы, истории. Источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый завет. Духовное богатство, красота библейских сюжетов и образов как источник творческого вдохновения.
Сотворение мира. Первые строки Библии о сотворении мира. Микеланджело, его фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Саваоф Микеланджело – первый художник и ваятель Земли. Обладающий безграничными творческими возможностями. У Блейк «Сотворение мира». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира» - восторженный гимн жизни и Человеку. Фрески Микеланджело «Сотворение Адама», «Сотворение растений и небесных светил « и «Отделение суши от воды» .Картина Я. Тинторетто «Сотворение животных».
Жизнь первых людей на земле. «Сотворение Евы»- фреска Микеланджело в Сикстинской кареле, ее аллегорический смысл. Картины В .Васнецова «Блаженство рая» и «Искушение Евы змием « во Владимирском Соборе Киева. Интерпретация сюжета в стихотворении И.Бунина «Искушение».Сюжет о грехопадении первых людей и его смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Два разновременных эпизода библейской легенды: последний миг безмятежного счастья в раю и житейский удар судьбы за совершенный грех. Внутренний протест Адама готового защитить Еву. Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая» -Драматизм сюжета ,безысходное отчаяние и стыд первых людей. Меч, занесенный над их головами, как символ справедливого возмездия за грехи. Библейская легенда о жизни первых людей в поэме Д.Мильтона «потерянный рай». Идея свободы человеческой личности, добровольности греха и ответственности человека за свои поступки. Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и»дьявольского» в музыке А.петрова к балету «Сотворение мира». Тема разрушения и бесчисленных бед. Выраженная в музыке и танце. Экспрессия чувств и радость любви. Озарившие жизнь первых людей. Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале»Режиссера Д.Хьюстона. особенности интерпретации сюжета .
Каин и Авель. Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Убитый Авель».Отсутствие раскаяния и мольбы о пощаде в совершившем злодеяние Каине. Авель:- безвинная жертва преступления. Картины А. Лосенко «Каин» и «Авель».Темные страсти, злые помыслы души Каина и страдающая от боли и отчаяния душа Авеля. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д.Байрона «Каин».Сложный и мучительный путь Каина к преступлению . Каин –бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале». Фрески Феофана Грека «Голова Авеля» и Дионисия «Авель».Кротость ,смирение покорность и доброта, переданные в произведениях.
Всемирный потоп. Легенда о Всемирном роторе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега. Картина Ф Бруни «Всемирный потоп».Сила человеческих чувств и эмоций, переданных в произведениях художников. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана. Человек перед лицом приближающийся смерти, изображение его сильных и слабых сторон. Драматизм сюжета и надежда людей на спасение. Мозаики «Ной выпускает голубя из ковчега» и «Ной и животные покидают ковчег» в соборе Сан- Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» художественном фильме «Библия в начале».
Вавилонская башня. Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. «Вавилонская башня»П.Брейгеля – наглядный урок людской глупости, человеческой гордыни и греховной самонадеянности. Гротескный язык художника передающий впечатление немыслимой грандиозности сооружения. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С.Надсона «Вавилон». Прославление созидательного человеческого труда или дерзкое желание простых смертных возвыситься в своем величии до Бога? Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».
Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Миссия праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Аврааму Бога и двух ангелов в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет «Ветхозаветная Троица» в древнерусском изобразительном искусстве. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса. Преображения в Великом Новгороде. Византийский канон в интерпретации сюжета. Необходимость подчиняться проведению. Молчаливая покорность судьбе – главные темы произведения. «Троица А.Рублева – глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение .Отход автора от византийских и греческих канонов. Художественный образ единства, жертвенной любви и добра.
Жертвоприношение Авраама. Принесение Исаака в жертву – утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И.Бродского «Исаак и Авраам».Символический смысл поэтических образов. Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама».немое противоборство, негодующий вызов небесам требующим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу.»Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Философские раздумья автора о человеческих судьбах. Напряженность и драматизм происходящего, переданные художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Безвинно страдающий Исаак- покорная жертва. Поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела. Изумление, скорбная решимость. Ужас Авраама. Вынужденного совершить этот жестокий поступок. Фрагмент «Авраам и Сарра»в художественном фильме «Библия в начале»
Чудесный сон Иакова. Сюжет благословения Иакова в картине Х.Риберы «Исаак благословляет Иакова», таинственность происходящего. Э.Мурильо «Благословение Иакова Исааком». Хитрость Ревекки. Путь Иакова в Месопотамию. Чудесный сон Иакова. Картина Э.муриль. «Сон Иакова» как воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского.
Благополучное возвращение Иакова на родную землю. Иаков – родоначальник народа израильского.
Иосиф и его братья. Иосиф- любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья. Продажа Иосифа в рабство. Картина К. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Картина Д.Велаксеса «одежда Иосифа».Иосиф в Египте.Особый дар провидения, снискавший ему расположение египетского фараона. Картина А Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару». Великодушие Иосифа, простившего коварных братьев.П.Корнелиус «Иосиф толкует сон фараона» и «Иосиф, узнаваемый братьями «.
Мечты о Земле обетованной. Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти» Моисей перед горящим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. На пути к Земле обетованной. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг…».переход израильтян через Красное море.».Книжная миниатюра «переход через Красное море». «Сбор манны в пустыне»- картина Н.Пуссена. Моисей, показывающий людям, кому они обязаны столь щедрым подарком. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» - рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле обетованной.
Скрижали Моисея. Моисей на горе Синай. Десять заповедей, их общечеловеческий и нравственный смысл. Моисей со скрижалями в картинах Рембрандта и Ф. Шампеня .Готовность Моисея научить людей по законам данным Богом. Сюжет «Поклонение золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Внимание художника к переменам в действиях и настроениях людей, вызванных неожиданным появлениям Моисея. Картина Ф .Бруни «Медный змий»Драматизм происходящего. Просьба Моисея о спасении израильского народа. Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело. «Моисей». История его создания. Внимание скульптора к передаче духовных качеств героя. Образ великого пастыря – воплощение сурового и сильного характера. Сопоставление со скульптурой С.Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кириловской церкви Киева. Поэтическое воплощение образа в стихотворении В.Ходасевича»Моисей».
Самсон, раздирающий пасть льва. Богатырь Самсон –судья, управляющий израильским народом. Гравюра А.Дюрера»Самсон убивает льва»- необыкновенная. Сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М.Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фовтанов Петергофа. Образ могучего исполина – богатыря, смело шагнувшего навстречу разъяренному хищнику. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Смасон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона».Опера К. Сен – Санса « Самсон и Далила».
Саул – царь Израиля и Давид. Саул – первый израильско – иудейский царь. Давид – его достойный преемник. Поединок Давида и Голиафа, его поучительный смысл. Скульптура Донателло «Давид». Лиричность и мечтательность героя. Образ Давида в скульптуре Микеланджело – символ эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульпторам А. Верроккьо и Л. Бернии «Давид», их отличительные особенности. Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта «Давид и Иоафан». Картина Рембрандта «Давид и Урия». Мастерство художника в передаче душевного состояния героев. Художественный фильм « Царь Давид».
Псалмопевец Давид. Особый поэтический дар Давида. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Книга псалмов или Псалтырь, ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт «Не отверже мене во время старости» и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь. Ода Г. Державина « Властителям и судиям» и ее сопоставление с евангельским текстом (псалом 81).
Мудрость царя Саломона. Вступление Соломона на престол Израиля.Фрагменты из повести А. Куприна «Суламифь». «Песнь песней» царя Соломона – непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Жанр притчи. Притча о двух матерях («Соломоново решение») в картине Н. Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое решение конфликта в картине Н.Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро дела Франчески.
2.Сюжеты и образы Нового Завета
Рождение и юность Марии. Легенда о рождении Марии. Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана « Отрочество Марии». Картина Ж.де Латура «Воспитание Богоматери». Картина Тициана « Введение Марии во храм».Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.
Благая весть. Архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую весть о непорочном зачатии и рождении Спасителя рода человеческого. Евангелие от Луки и апокрифы – основной источник воплощения сюжета. Художественная интерпретация сюжета в стихотворении М.Кузьмина «Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение». Величавая кротость Богоматери, принявшей Благую весть. Фреска «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Изысканная гамма прозрачных тонов, радостная россыпь ярких красок. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение»(Галерея Уффици) и «Благовещение» (Лувр)Леонардо да Винчи. Богатство колористической гаммы, тонкое мастерство в передаче материи и цвета, оригинальность композиции и пейзажного фона. Сопоставление картин С. Мартини и С. Боттичелли на сюжет Благовещения Роман И. Шмелева «Лето Господне».
Чудесное рождение Христа. Приход в мир Спасителя -важнейшее событие христианской истории. Звезда Вифлеема как символ, указывающий место рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях живописи. Икона «Рождество Христово(круг Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной величавой тайны. Просветленная сосредоточенность Богоматери, ее погруженность в раздумья о будущей судьбе сына. Новые элементы в изображении сюжета Рождества Христова в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Стихотворение В. Набокова «В пещере». Духовная музыка русских композиторов: «Слава в вышних Богу» Д. Добрянского « Рождественский концерт» В. Титова .Особая праздничность и ликующая радость, переданные в музыкальных произведениях. Роман И. Шмелева «Лето Господне».
Поклонение волхвов. Особенности трактовки сюжета поклонения волхвов в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И.Бродского «Рождественская звезда». Картина «Поклонение волхвов» С. Боттичелли. Библейский сюжет в картине как прославление семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита. Мастерство композиции. Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картины Эль Греко и Ж. де Латура «Поклонение пастухов» и А. Дюрера «Поклонение волхвов». Трактовка сцены как волшебного видения, сна, происходящего на земле и небесах. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б. Пастернака «Рождественская звезда». Художественная интерпретация сюжета древнерусским мастером Дионисием на фреске « Скачущие волхвы».
Образы Сретения. Принесение первенца Иосифом и Марией в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Символическое звучание сцены как встречи уходящего века с миром новым, возвестившим о надежде на грядущее спасение. Сюжет Сретения в древнерусской иконописи. Икона «Сретение» из Кашинского иконостаса и переданная в ней торжественность происходящего. Внутренний трепет юной Марии убежденность вдохновенной Анны – пророчицы, благоговение Иосифа. Молитвенное и бережное приятие младенца старцев Симеоном. Иконы «Сретение» из иконостаса Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры и из Великого Новгорода. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Предчувствие надвигающиеся опасности, переданное в напряженном внимании, тревожных жестах и скорбных переживаниях Богоматери. Картина Рембрандта «Симеон в храме». Молитва ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», символизирующая встреча старого и нового миров.
Бегство в Египет. Неудавшаяся попытка иудейского царя Ирода погубить младенца Иисуса. Фреска Джотто «Избиение младенцев».Кровавое действо, учиненное спокойным и равнодушным царем. Драматизм происходящего в картине П.Брейгеля « Избиение младенцев в Вифлееме». Зловещий характер пейзажного фона. Стихотворение Д.Любарского «Избиение младенцев». Фреска Джотто «Бегство в Египет». Драматическая напряженность сцены. Мастерская передача эмоционального душевного состояния героев. Картины Караваджо и Э. Мурильо «Отдых на пути в Египет».
Проповедь Иоанна Крестителя. Детство и отрочество Иисуса Христа.Иисус на реке Иордан. Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение , детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина караваджо «Иоанн креститель» и ее символическое звучание. Особенности трактовки образа библейского пророка. Аксетинский образ жизни и мир духовных поисков, нашедшей отражение в картине Г.тот Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне» и иконе Андрея Рублева «Иоанн предтеча»
Картина П.Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность трактовки сюжета. Многолюдность композиции. Мастерство в изображении внутреннего мира людей. Внимающих пророку. Картина А.Иванова «Явление Христа народу». Миг душевного переворота, нравственного очищения просветления, запечатленный в произведении. Картина П.Веронезе «Христос среди книжников».
Крещение. Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Успенского собора Кирилло- Белозерского монастыря. Красочность цветовой гаммы и ее символическое звучание. Особое золотое свечение иконы, придающее ей торжественный и праздничный облик. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» П.делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса».Феерическая игра световых лучей, богатство цветовой гаммы, напряженность и неровность линий. Затаенная светлая печаль на лице Иоанна Крестителя как символ грядущих страданий Христа. Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б.Кустодиева «Крещение» и романе И. Шмелева «Лето Господне».Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В.Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».
Творимые чудеса. Сюжет об искушении Христа дьяволом в пустыне. Картина и. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Мучительный выбор дальнейшего жизненного пути. Размышления о судьбах человечества. Драма человека, взявшего на себя ответственность за нравственное спасение людей. Двенадцать учеников (апостолов) Иисуса Христа. Брак в Кане Галилейской – первое божественное проявление чудодейственной силы Христа. «Брак в Кане»
Джотто и Я. Тинторетто. От будничности, естественности простоты во фреске Джотто к многофигурной торжественной композиции. Передающей впечатление радостного и оживленного праздника в картине Тинторетто. Картина П.Веронизе «Брак в Кане». Картина Рафаэля» Чудесный улов».Диалог Христа и петра – духовный центр картины. Картина И.Репина «Воскрешение дочери Иаира». Беспокойство и волнение. Борьба жизни и смерти, запечатленные художником. Сопоставление с картиной В.Поленова на тот же сюжет .Фреска Т.Мазаччо «Чудо со статиром».Внимание художника не к чудодейственному событию, а к непреклонной воле Христа. Особенности композиции произведения. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н.Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Картина Я. Йорданса «Христос, просвещающий Никодима».
Нагорная проповедь. Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь – суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди. Ее общечеловеческое значение. Иисус с учениками на горе Фавор. Сюжет «Преображения Иисус Христа в картине Рафаэля. Необычность события, переданная с помощью композиции пейзажного фона и колорита картины. Особенности интерпретации сюжета Преображения в иконе Андрея Рублева.
Притча Христа. Евангелийские притчи Христа. Их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее иносказательный смысл. Притча о блудном сыне – притча о покаянии и прощении. Картина И.Босх «Блудный сын» - человек перед мучительным выбором своей дальнейшей судьбы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - духовное завещание художника грядущим поколениям. Идея всепрощающей любви к униженному и страждущему человеку, мастерство ее художественного воплощения. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П.Брейгеля»Слепые». Обобщенный образ духовной слепоты, берущей верх над слепотой физической. Картина Ремрандта «Притче о работниках на винограднике»и фреске Дионисия «Притча о девах разумных и неразумных».
Тайная вечеря. Торжественный въезд Христа в Иерусалим. Фреска Джотто «Вход в Иерусалим». Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов – два аспекта толкования сюжета.»Тайная вечерня» Леонардо да Винчи. Разрушение и трагическое обретение гармонии, идея бесконечной любви, кротости и смирения. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н.Ге «Тайная вечеря». Отступничество иуды. Истолкованное художником как реальный жизненный конфликт. Интерпретация сюжета в картине Я. Тинторетто и на иконе успенского собора Кирилло – Белозерского монастыря. Картина Тициана «Динарий кесаря».
Моление о чаше. Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Картина Н.Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Ощущение надвигающейся неотвратимой беды .Скорбные фигуры апостолов, погруженные в тягостные раздумья. Поэтическая интерпретация сюжета стихотворении Б. Пастернака «Гефсиманский сад» и его сравнение с евангельской историей, изложенной Матфеем и Лукой. Картины А. Мантеньи, эль Греко и Ф. Бруни «Моление о чаше».Роль композиции и художественных деталей и передаче библейского сюжета. Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто « Поцелуй Иуды». Столкновение добра и зла, благородства и предательства.
Что есть истина? Иисус на суде Синедриона. Картина н. Ге «Суд Синедриона. Повинен смерти!». Христос перед судом Христа и его противников. Трагический конфликт, переданный с помощью композиции, светского и колористического решения. Картина Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат».поединок богатства. Власти и сытости с духовным величием. Спокойствием и гордостью. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа».Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа, его непреклонность и уверенность в своей правоте. Величие и благородство человеческого духа.
Страсти господни. Господни и крестный путь на Гольгофу. Бичевание Христа и коронование терновым венцом. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Контраст глубокого страдания человека и цинизма. Равнодушия. Жестокости палачей. Изображение неотвратимость гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» «Снятие одежд с Христа»). Возвышенная красота и благородность Христа, противопоставленные людской низости, жестокости и яростной злобе. Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за веру. Фреска Джотто «Несение креста». Четкая детализация образов. Духовное величие, одиночество и незащищенность Христа и Марии перед лицом грубой силы и жестокости. Картина И.Босха «Несение креста». Гротескность изображения лиц мучителей и палачей, злоба, грубость и лицемерие .
Спокойное, одухотворенное лицо Христа. Мастерство композиции, роль художественных деталей в произведении .Скорбная процессия на голгофе. Картина Н.Ге «Голгофа».Условность света. Пространства и освещения. Картины И.Крамского «Хохот»и И.Глазунова «Голгофа». Музыка И.С.Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа. Видеофильмы Ф. Дзеффирелли « Иисуса из назарета» и Д. Хеймана «Иисус».
Распятие. Распятие – один из самых трагичных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангелийского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в произведениях искусства в различные эпохи. Использование условного языка символов и аллегорий. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Икона «Распятие» из музея Андрея Рублева и икона «Распятие»Дионисия из Павлово обнорского монастыря. Благородство и предельная сдержанность в передаче сюжета. Символическое звучание произведений. «Распятие» Грюневальда (М.Нитхардта). Особое внимание художника к изображению мученических страданий Христа. Потрясающий реализм изображения человека, испытывающего невероятные, страшные муки. Идеал спокойного достоинства и стойкости духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П.Веронезе «Голгофа». Мастерство художника в передаче человеческих чувств и переживаний. Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей . Варианты «Распятия» в творчестве Н.Ге .»Распятие» Я.Тинторетто, П.Гогена и С. Дали; особенности интерпретации.
Снятие с креста. Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ванн дер Вейдена. Особое внимание художника е передаче чувств и переживаний героев. Картина П.Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мучительской смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста» - повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью. Трактовка сюжета в произведении А.ван Дейка.
Пьета. Пьета (оплакивание– изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая инерпретация сюжета в стихотворении В.Жуковского «Stabat Mater», выраженное в нем чувство материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного страдания.Трагическое звучание темы смерти в картине А.Мантеньи «Мертвый Христос».Необычность композиции, неожиданные ракурсы, колористическое совершенство картины. «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Совершенство мельчайших деталей скульптуры. Дальнейшее развитие сюжета в других произведениях ( «Пьета», 1550- 1555 и «Пьета Ронданини», 1555- 1564).Особенности интерпретации темы в произведениях Джотто. Музыкальные интерпретации сюжета («Mater Mater» Д.Перголези
Воскрешение и Вознесение Христа. Явления воскресшего Иисуса Христа ученикам и его чудесное Вознесение – важнейшие темы произведений мирового искусства. Икона Дионисия «Воскрешение», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Неожиданное, чудесное появление Христа, повергшее женщину в смятение Фреска П. дела Франчески «Воскресение Христа». Сюжет «Трапеза в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданные энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта « Неверие апостола Фомы». Внимание художника к передаче мыслей и чувств героев. Реакция Фомы «неверующего» на неоспоримые доказательства Воскресения. Сюжет «Вознесение Христа в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа. Одухотворенность лица, исполненного любви и милосердия к людям. Необычность освещения, нервный ритм линий. Цветовые контрасты, усиливающие драматизм и торжественность происходящего.