Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №38»
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей _______________________
Протокол №____ от «____»_________2016г.
Утверждаю
Директор школы №38
_______________ О.Ф.Гнатюк
«____»_________2016г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре
10 -11 классов
Составлена на основе программы
Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5-9 (10) кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 (11-12) кл.: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
/ Сост. Г.И.Данилова. - М.: Дрофа, 2002.
Учитель Рычкова Марина Владимировна
Северодвинск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 - 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).
В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.
Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.
В программе представлены разделы: «Средневековая культура Востока», «Художественная культура Возрождения», «Художественная культура XVII – XVIII вв.», «Художественная культура XIX века», «Художественная культура XX в.», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
В связи с тем, что учебный год рассчитан на 35 учебных недель, то и рабочая программа составлена на 35 ч в 10 и 35 ч в 11 классах.
Тематический план
10 класс
11 класс
3.4 Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.
1
3.5
Мастера русского авангарда.
1
3.6
Зарубежная музыка XX столетия.
1
3.7
Русская музыка XX столетия.
1
3.8
Зарубежный театр XX в.
1
3.9
Русский театр XX в.
1
3.10
Становление и расцвет зарубежного кинематографа.
1
3.11
Шедевры отечественного кино.
1
3.12, 3.13
Заключительные уроки.
2
ИТОГО:
35
Содержание учебного материала.
10 класс
Средневековая культура Востока
Индия - "страна чудес". Шедевры индийского зодчества. Ступа – один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Синтез архитектуры и пластики, нашедший воплощение в общей композиции ансамбля. Основные сюжеты рельефов и круглой пластики. Пещерные храмы для моления (чайтьи) как культовые сооружения буддизма. Чайтья в Карл и, особенности оформления фасада.
Искусство живописи. Мастерство индийских художников. Росписи в пещерных храмах Аджанты – прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Эпизоды из жизни Будды и джайтаки – главные темы изобразительного искусства.
Музыкальное и театральное искусство Индии. Роль и значение музыки в жизни индийского общества. Возникновение и развитие музыкальной культуры. Рага – основа индийской музыки, результат обработки народных мелодий.. Народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов – основа сюжетов театральных представлений. Спектакль как единство музыки, пения и танца. Искусство индийского танца (обобщение ранее изученного).
Художественная культура Китая. Шедевры китайской архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей природной средой. Типичные архитектурные сооружения: монастыри, пещерные храмы и пагоды и роскошные дворцовые комплексы императоров. Великая Китайская стена – шедевр мирового зодчества. Грандиозность ее масштабов и величественная простота. Мемориальная башня-пагода, простота и оригинальность ее внешнего облика. Пагода Даяньта – шедевр мирового зодчества.
Скульптура Китая. Погребальный комплекс в провинции Шаньси. Военное войско императора, реализм и экспрессия, разнообразие движений и поз. Сцены из придворной жизни в пластике погребального ансамбля близ Сианя. Мастерство изображения животных, реальность и фантастичность образов.
Жанры китайской живописи. Техника выполнения живописных произведений. Органичное слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров: пейзаж («горы – воды», «цветы – птицы»), портрет, историко-бытовая живопись. Характерные особенности пейзажной живописи.
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. Буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара как первая из сохранившихся деревянных построек. Золотой храм и пагода, их строение, особенности внешнего и внутреннего облика. Золотой павильон в Киото – классический образец японской архитектуры.
Садово-парковое искусство. Истоки возникновения и разнообразие типов: сад деревьев, сад камней и сад воды. Символическое звучание элементов садово-паркового искусства. Сад камней Реандзи в Киото – символическое воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной (обобщение ранее изученного).
Мастера японской гравюры. «Укие-э» – одно из самых значительных явлений в изобразительном искусстве. Сиюминутность мгновения, едва заметная смена чувств и эмоций в жизни природы и человека – главная задача японских художников. Разнообразие тем и сюжетов. Особый тип женской красоты в произведениях Китагава Утомаро. «Огия Касен», художественные особенности создания образа. Его особая выразительность и одухотворенная поэтичность.
Скульптура нэцкэ. Скульптура нэцкэ, ее традиционное назначение. Мастера нэцкэ – истинные психологи, тончайшие ювелиры и настоящие художники. Изысканность форм, утонченность исполнения, лаконизм и максимальное выражение красоты и благородства материала. Главные темы: изображение людей, животных и птиц, цветов и экзотических растений, отдельных предметов.
Театральное искусство. Традиции национального театра Ноо, восходящие к мифологии, бытовым обрядам и религиозным ритуалам. Условный характер игры актеров и организации сценического действа. Японский народный театр Кабуки, его значение в истории мирового театрального искусства.
Художественная культура ислама. Шедевры исламской архитектуры. Типичные архитектурные сооружения: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, дворцы, караван-сараи, крытые рынки. Строение мечети, особенности оформления фасада. Соборная мечеть в Кордове (Испания). Медресе как одна из разновидностей мечети.
Изобразительное искусство ислама. Основные виды: орнамент, каллиграфия, книжная миниатюра. Арабеска как одна из ранних форм орнаментального искусства. Использование линейно-геометрических узоров, растительных мотивов изображений животных, птиц и фантастических существ. Богатство красочной палитры, особая интенсивность света в произведениях восточного орнамента. Искусство каллиграфии. Характерные особенности арабского письма. Куфическое письмо. Мастерство книжной миниатюры (обобщение ранее изученного).
Литература Арабского Востока. Любовная лирика народов Востока и ее непреходящее мировое значение. Рудаки – основоположник персидской литературы и его поэма «Шахнаме».
Своеобразие музыкальной культуры ислама. Характерные особенности культовой и светской музыки ислама.
Художественная культура Возрождения
Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-Мария дель Фьере – архитектурный символ Флоренции. Сооружение восьмигранного купола – вершина творческой деятельности Брунеллески. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов в сооружении Воспитательного дома. Особенности оформления фасада, отличие от готических зданий, четкая симметрия, гармония и согласованность горизонтальных и вертикальных линий.
Скульптурные шедевры Донателло. Библия – главный источник сюжетов и образов. Святой Георгий – храбрый и мужественный воин, бросающий гордый вызов противнику. История создания образа библейского героя Давида, особенности его воплощения. Статуя Марии Магдалины – проникновенный драматический образ человеческой муки и скорби.
В мире образов Боттичелли. Судьба художника, непреходящее значение его творчества. Картина «Поклонение волхвов», особенности воплощения евангельского сюжета (обобщение ранее изученного). Картина «Благовещение» как яркий пример отточенной техники и мастерства. Динамичность композиции, богатство и звучность колорита. Возвышенная одухотворенность и драматическая экспрессия евангельского сюжета. «Оплакивание Христа» – «застывший орнамент отчаяния и скорби».
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Мастера Проторенессанса.
Художественное переосмысление христианской истории, светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Творчество Чимабуэ – замечательный пролог в развитии итальянской живописи. Алтарная картина «Мадонна с младенцем и ангелами» (собор Санта-Мария Новелла, Флоренция), новизна в трактовке образов.
Джотто – «лучший в мире живописец». Фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Марии, ее родителей и Иисуса Христа. Благородство и стойкость человеческого духа, целомудрие и материнская нежность, ужас предательства и измены – главные темы фресок Джотто. «Брак в Кане», «Поцелуй Иуды», «Несение креста» – лучшие творения художника.
Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Основные задачи художника: владение законами перспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела.
«Золотой век» Возрождения. Архитектурные творения Браманте. Использование традиций античной архитектуры и Брунеллески, выработка собственного стиля. Церковь Санта-Мария делла Грация в Милане. Реконструкция архитектурного комплекса Ватикана. Работа над проектом и возведением главного христианского собора святого Петра в Риме.
Мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Два «Благовещения» начинающего художника. Фреска «Тайная вечеря» в соборе Санта-Мария делла Грация (Милан), особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутреннего мира героев.«Джоконда» – прославленный шедевр художника. Глубоко обобщенный и идеально возвышенный образ «человека эпохи».
Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии. «Пьета», «Давид» и «Моисей» – скульптурные шедевры Микеланджело (обобщение ранее изученного). Погребальная капелла герцогов Медичи во Флоренции, создание единого архитектурного и скульптурного ансамбля. Фреска «Страшный суд» – апофеоз человеческого страдания и гнева. Работа над созданием купола Собора святого Петра в Риме.
Рафаэль – «первый среди великих». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Рафаэль – певец женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне».Фресковая живопись во дворце Ватикана. «Афинская школа», «Парнас», «Диспута» и «Юриспруденция» – лучшие фресковые работы художника, посвященные различным формам духовной деятельности человека (по выбору).Портретное творчество Рафаэля («Автопортрет», «Портрет женщины с единорогом», «Портрет папы Льва X» – по выбору).
Возрождение в Венеции. Джорджоне и мастера венецианской живописи. Джованни Беллини – основоположник венецианской школы живописи. «Портрет дожа Леонардо Лоредано» как обобщенный образ человека эпохи Возрождения. Мечты о красоте и счастье безмятежной жизни человека на лоне природы, гармония чувств и поступков человека в творчестве Джорджоне. «Гроза», «Сельский концерт», «Три философа» – лучшие творения художника (по выбору).
Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. Мастерство в передаче общей атмосферы своей эпохи. «Автопортрет» художника – образ творческой и деятельной личности, портрет человека, умудренного жизненным опытом. Мастерство колорита. Мифологические сюжеты в творчестве Тициана («Персей и Андромеда», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора» – по выбору). «Венера Урбинская» – восторженный гимн женской красоте и целомудрию. Символическое звучание картины, богатство красочной палитры.
Трагический мир Тинторетто. Интерес к мифологической и библейской тематике. «Тайная вечеря» – вершина трагической экспрессии. Картина «Христос перед Пилатом», особый драматизм сцены, трагический конфликт с миром и властью. Глубокий общечеловеческий смысл монументальной композиции «Распятие», специфика композиционного и колористического решения.
Северное Возрождение. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары. Замок Шамбор – шедевр французского Возрождения. Строгая симметрия, аскетизм в оформлении фасада, богатство и разнообразие декоративных украшений. Дворец Лувр в Париже – замечательный пример синтеза искусств, особая нарядность и красота фасадов здания. Своеобразие архитектуры Нидерландов и Германии. Дома цеховых ремесленников и ратуши как наиболее типичные постройки общественного назначения.
Творческие искания Брейгеля. Интерес художника к жизни простых людей. Картина «Нидерландские пословицы» – своеобразная энциклопедия народной мудрости, ее сатирическое звучание и глубокий поучительный смысл. Аллегорическая картина «Страна лентяев» как наглядное зрелище «всемирной лени».Обращение к сюжетам евангельской истории. Картины «Вавилонская башня», «Слепые», «Избиение младенцев в Вифлееме».
Дюрер – «художник, достойный бессмертия». Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. «Автопортреты» – своеобразные свидетели творческих исканий художника. Портретное творчество Дюрера («Портрет Освольта Креля», «Портрет венецианки», «Портрет молодого человека» – по выбору).Интерес к изображению мира живой природы. Этюды художника («Кусок дерна», «Молодой заяц», «Крыло птицы» – по выбору).
Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Гармонический склад музыки Ренессанса. Ведущее положение духовной музыки церковного богослужения. Основные музыкальные жанры (мессы, мотеты, гимны и псалмы). Церковное и светское, божественное и человеческое как главное организующее начало музыкальных сочинений. Начало профессионального композиторского творчества. Музыкальное наследие Палестрины. Дальнейшее формирование инструментальной музыки. Лютня, орган, клавесин, виола, различные виды флейт, скрипка – наиболее популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения.
Итальянская комедия дель арте. История возникновения и значение для дальнейшего развития ее сценических традиций. Демократический характер итальянского театра масок. Излюбленные персонажи комедии дель арте (Арлекин и Пульчинелла, купец Панталоне, доктор Бригелла, Капитан и Коломбина). Импровизация актерской игры – основа сценического действа. Спектакли комедии дель арте – синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения.
Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. «Тайна драматического волшебства», трагическая и комическая направленность его творчества. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах драматурга. Устройство театра «Глобус». Условный характер декораций, роль музыки, пения и танцев в организации сценического действа. Требования к исполнительской игре актеров. Значение шекспировского театра для дальнейшего развития театрального искусства.
11 класс
I . Художественная культура XVII – XVIII вв.
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков. Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий "стиль" и "историческая эпоха" в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.
Искусство маньеризма. Архитектура маньеризма - стремление поразить внешними эффектами и оригинальной манерой. Отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором. Маньеризм в изобразительном искусстве. "Особенный мастер" Эль Греко.
Архитектура барокко. Характерные черты Архитектура барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б.растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. "Дивное узоречье" московского барокко.
Изобразительное искусство барокко. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П.П.Рубенс - "король живописи". Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору).
Классицизм в архитектуре Западной Европы. Идея величества и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцовое ансамбля. Прогулка по Версалю-зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного). Архитектурные творения К.Рена. Собор Святого Павла - главное творение архитектора.
Шедевры классицизма в архитектуре России. "Архитектурный театр" Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно - лучшие творения В.И.Баженова (по выбору). Классический облик Москвы в творчестве М.Ф.Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика "русского Пантеона" (по выбору). "строгий, стройный вид" Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д.Трезини, Адмиралтейство А.Д.Захарова, Казанский собор А.Н.Воронихина (по выбору).
Изобразительное искусство классицизма и рококо. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений. Творчество Ж.Л.Давида. Мастера "галантного жанра" (рококо): А.Ватто, Ф.Буше (по выбору).
Реалистическая живопись Голландии. Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта - вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразии художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт - блестящий мастер портретной живописи.
Русский портрет XVIII в.. У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский (по выбору).
Музыкальная культура барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Многогранность и разнообразие творческого наследия И.С.Баха. Русская музыка барокко.
Композиторы Венской классической школы. Музыка Венской классической школы - высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору).Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. разнообразие музыкального наследия композитора.
Театральное искусство XVII – XVIII веков. Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. "Золотой век" французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер - создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.
II. Художественная культура XIX века
Романтизм. Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII - начала XIX в. "Путь к свободе через красоту (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.
Изобразительное искусство романтизма. Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского и К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.
Реализм – художественный стиль эпохи. "Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах" (художественные принципы реалистического искусства. Реализм, романтизм, их связь и отличие.
Изобразительное искусство реализма. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г.Курбе, О.Домье, художников - передвижников: И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.
"Живописцы счастья" (художники импрессионизма). Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э.Дега, О.Ренуара. Постимпрессионизм В.Ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена.
Многообразие стилей зарубежной музыки. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р.Вагнера и Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Г.Берлиоза (по выбору). Музыка импрессионизма. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля.
Русская музыкальная культура. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы "Могучей кучки": М.А.Балакирев, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков (по выбору). Многообразие творческого наследия П.И.Чайковского.
Пути развития западноевропейского театра. "Порывы духа и страсти души" в театре романтизма. В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. "Торжество правды и истины" в реалистическом театре. Э.Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре.
Русский драматический театр. Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П.С.Мочалов и В.А.Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору). М.С.Щепкин - выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. "Русский национальный театр" А.Н.Островского. Особенности театра А.П.Чехова.
Художественная культура XX в.
Искусство символизма. Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А.Врубеля и В.Э.Бориса-Мусатова.
Триумф модернизма. Модерн - "последняя фаза искусства прошлого века". Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору).
Архитектура: от модерна до конструктивизма. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А.Гауди, В.Орта, Ш.Э.Ле Корбюзье, Ф.Л.Райт, О.Нимейер (по выбору). Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О.Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А.Матисса. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали.
Мастера русского авангарда. Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К.Малевича. "Аналитическое искусство" П.Филонова. В.Татлин - основоположник живописного конструктивизма.
Зарубежная музыка XX столетия. Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э.Ллойда Уэббера.
Русская музыка XX столетия. Традиции символизма и романтизм в творчестве А.Н.Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В.Рахманинова и И.Ф.Стравинского (по выбору). Творчество С.С.Прокофьева, Д.д.Шостаковича и А.Г.Шнитке.
Зарубежный театр XX в. Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б.Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б.Брехта. Творческие эксперименты П.Брука. Зарубежный театр последних лет.
Русский театр XX в. К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о "системе Станиславского". Театральный авангард В.Э.Мейерхольда и А.Я.Таирова (по выбору). Мастера современного отечественного театра.
Становление и расцвет зарубежного кинематографа. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С.Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа.
Шедевры отечественного кино. Первые шаги отечественного кино. Фильмы о Великой Отечественной войне. Кинематограф последних лет.
Заключительные уроки. Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (докладов, рефератов, сочинений) и их защита по изученной теме курса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
пользоваться искусствоведческими терминами;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретенные знания и умения в жизни.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся
по мировой художественной культуре
Оценка «5» – знает и понимает: изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусств. Подробно, ясно и аргументировано излагает: изученные произведения и соотносит их с определенной эпохой, стилем, направлением; привлекает необходимый иллюстративный материал и фрагменты музыкальных произведений для ответа на вопросы, точно передает фактический материал. Устанавливает стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства. Пользуется различными источниками информации о мировой художественной культуре и необходимыми искусствоведческими терминами и понятиями. Демонстрирует личное, толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культуры. Выполняет учебные и творческие задания (доклады, сообщения, проекты).
Оценка «4» –
Предъявляются те же требования, что и к ответу на «отлично», но при ответе допускаются неточности, не искажающие при этом общего культурологического знания.
Оценка «3» –
Учащийся пытается объяснить то или иное культурологическое явление, при этом, не проникая в глубину культурных эпох и конкретных шедевров, ответ не отличается аргументированностью собственных суждений, отсутствует композиционная стройность ответа.
Оценка «2» –
основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценка «1» –
материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Список литературы для обучающихся:
Г.И.Данилова Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2010
Г.И.Данилова Мировая художественная культура. От XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2006
Емохонова Л. Мировая художественная культура.- М.,1998.
Энциклопедия для детей. «Аванта +» Искусство, 1999.