Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс. по программе Б. М. Неменского

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель кафедры Директор МОУ «Гимназия №29»

____________ Чарина О.В. __________ Марисова О.Ю.

Протокол №1 от «30» августа 2016 г.

«28» августа 2016г.

 









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По изобразительному искусству

7 класс





Составитель: Балахонова М.Д.


учитель изобразительного


искусства и технологии


МОУ Гимназия№29











2016-2017 учебный год




Пояснительная записка


Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • ФГОС основного общего образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 года №1897)

  • Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312),

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;

  • Рекомендательным письмом МО РМ от 12.04.2010 №1718;

  • Приказом МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия №904 от 16.08.2011года;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по искусству ИЗО 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 20010 год издания).


Для обязательного изучения в VII классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Цели программы:


  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  • Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

VII класс - Следующая ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.



Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе


Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Учащиеся должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).













Формы контроля

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.


















Учебно-тематический план

Кол-во

часов

I

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

9

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

2

Прямые линии и организация пространства.

1

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

4-5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

1й час – Начало работы.

2й час – Завершение работы.

2

6-7

1й час - Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

2й час - Текст и изображение как элементы композиции.

2

8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

1

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

II

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

7

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете.

1

11-12

Композиционная организация пространства. Взаимосвязь обьектов.

2

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

1

15-16

Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

2

III

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

10

17-18

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

2

19-20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

2

21-22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

2

23

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

24

Интерьер и вещь в доме.

Дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера.

1

25

Природа и архитектор. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

26

Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

1

IV

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

8

27

Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома.

1

28-29

Интерьер комнаты – портрет его хозяина. Дизайн вещно – пространственной среды жилища.

2

30

Дизайн и архитектура моего сада.

1

31

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.

1

32

Мой костюм – мой облик.

Дизайн современной одежды.

1

33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

34

Моделируя себя – моделируешь мир. Имидж: лик или личина? Сфера имиджа - дизайна.

1

Итого:


34часа
























Содержание курса


1й час – Начало работы.

2й час – Завершение работы.


1й час - Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

2й час - Текст и изображение как элементы композиции.


Многообразие форм полиграфического дизайна.

II

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.


Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.


Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете.


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.


Важнейшие архитектурные элементы здания.

(Архитектура моего села).


Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.


Роль и значение материала в конструкции.


Цвет в архитектуре и дизайне.

(Преображенская церковь села Подгорное).

III

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.


1й час-Город сквозь времена и страны .2й час Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.3й час Древнерусское зодчество.



Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

(Современный Воронеж)


Город сегодня и завтра.1й часЖивое пространство города. 2 Город, микрорайон, улица.



Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.


Дизайн – средство создания интерьера - Интерьер и вещь в доме.



Природа и архитектура.



Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.


IV

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.


Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома.



Интерьер комнаты – портрет его хозяина. Дизайн вещно – пространственной среды жилища.


Дизайн и архитектура моего сада.


Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.


1й час - Мой костюм – мой облик.

2й час - Дизайн современной одежды.


Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.


Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна.


Моделируя себя – моделируешь мир.





































Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)


  1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2010г.


Список литературы (дополнительный)

  1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2011



Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.


ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 5-7классы

Иллюстрации с картин художников.

Работы учащихся.

Фотографии.

Проекты учащихся.




Приложения к программе

1 Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по искусству ИЗО

Оценка "5"

-учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

-учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.







Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 7 классе


Тема урока и раздела

Тип урока

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

«Дизайн и архитектура- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» (9 часов)

1.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

УИНМ

1

Добиваться простоты и выразительности, учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля.



2.

Прямые линии и организация пространства.

УИНМ

1

Выполнение коллажно-графтических работ с разными видами композиций.



3.

Цвет- элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

УИНМ

1

Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах.



4-5.

Буква- строка, текст. Искусство шрифта.

УИНМ

2

Выполнение упражнений ЗНАКОМСТВО с различными шрифтами.



6-7.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

УИНМ

2

Выполнение макета плаката показать важность агитационной деятельности.



8.

Многообразие форм полиграфического дизайна.

УИНМ

1

Изготовление макета книг, оформление обложки книги.



9.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

УОИСЗ

1

Баланс объёмов между собой и с полем макета.



«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

(7 часов)

10.

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

УИНМ

1

Построение трёх уровней рельефа



11 -12

Композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов

УОИСЗ

2

Создание макета маски формирование навыков моделирования сложных, объёмных композиций, используя необходимые средства



13.

Важнейшие архитектурные элементы здания

УИНМ

1

Создание зарисовки архитектурных элементов здания



14.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени

УИНМ

1

Создание тематической инсталляции. Дать понятие дизайн вещи как искусства и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени



15-16

Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне

УИНМ

2

Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства. Цветовое решение. композиции



«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» (10 часов)

17-18

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. Архитектура старого г. Саранска

УИНМ

2

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания



19-20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектура г. Саранска

УИНМ

2

Зарисовка «Архитектура настоящего и будущего»



21-22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

УИНМ

2

Макетно – рельефное моделирование фрагмента города



23

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

УИНМ

1

Эскизный макет витрины магазина, реклама, витраж



24.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно - вещной среды интерьера

УИНМ

1

Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в технике аппликации



25

Природа и архитектура. Организация архитектурно – ландшафтного пространства

УИНМ

1

Создание макета ландшафтно – городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактуры



26

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

УОИСЗ

1

Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов.










«Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (8 часов)

27

Мой дом - мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома.

УИНМ

1

Выполнить технический рисунок частного дома «Дом моей мечты»



28-29.

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно – пространственной среды жилища.

УИНМ

1

Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты.



30.

Дизайн и архитектура моего сада.

УИНМ

1

Макетирования фрагмента сада из природного материала.



31.

Мода , культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.

УИНМ

1

Создание своего собственного проекта вечернего платья , костюма рисунок или коллаж.



32.

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

УИНМ

1

Проектный рисунок одного из комплектов костюма.



33

Грим , визажистика и прическа в практике дизайна .

УИНМ

1

Создание театрального или карнавального образа.



34

Имидж : лик или личина ? Сфера им -идж- дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир..

УИНМ

1

Коллективное задание по группам создание имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно – игровой показ проектов , создание образа «мисс - класса» . Урок викторина.