Исследовательская работа пот изобразительному искусству

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Содержание.

Введение.

Глава 1. Загадка происхождения Мезенской росписи.

Глава 2. Символика Мезенской росписи.

2.1. Три яруса – три мира.

2.2. Элементы Мезенской росписи.

Глава 3. Резьба по дереву и Мезенская роспись.

Глава 4. Мезенская роспись и наскальные рисунки.

Заключение.

Библиография.

Приложения.





































Введение.

Мезенская роспись оказалась самой архаичной и малоизученной, уходящей корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Она сохранилась в первозданном виде благодаря тому, что северные поселения на реке Мезень в Архангельской области во все времена были труднодоступны.
Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…
Происхождение мезенской росписи остаётся загадкой. Её необычность и глубина символов заслуживает серьёзного внимания учёных. Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает.

Цель работы – изучить мезенскую роспись.

Задачи:
- изучить историю происхождения мезенской росписи; символику узоров
- рассмотреть использование защитной символики на бытовых предметах;
- сравнить мезенскую роспись и резьбу по дереву;
- сравнить мезенскую роспись и петроглифы;
- изучить иллюстративный материал, сделать зарисовки.
Объект исследования: северные росписи, резьба по дереву, древние рисунки.

Предмет исследования: мезенская роспись.
Гипотеза: Мезенская роспись могла произойти от резьбы по дереву, и является прообразом древних наскальных рисунков - петроглифов.
Методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, наблюдения, работа в интернете, выполнение практической работы.

Глава 1. Загадка происхождения Мезенской росписи.

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью.

Есть на Севере самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются   дополнительные   элементы. Называется эта роспись – Мезенской.   Происхождение этой росписи до сих пор остается загадкой.  Необычность, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Глава 2.Символика узора Мезенской росписи

Прежде всего, мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Он притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в

подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие покрывалось олифой, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

2.1.Три яруса - три мира.

Истоки символов мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.(Приложение1).

2.2. Семантика самых простейших знаков

В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.

Сочетая знаки земли, влажной земли, холода, снега и льда мастера получают удивительные по красоте орнаменты.(Приложение 2).

В этих орнаментах заключена великая формула жизни. Солярные знаки, огонь, спирали в Мезенской росписи разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Символические изображения деревьев, животных (уточка, олень, конь, птица) изображаются повсеместно на всех изделиях мезенских мастеров. (Приложение 2).

Глава 3. Резьба по дереву и Мезенская роспись.

Резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Некоторые исследователи, анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обратили внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерный для этого края.7 Возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники. Поэтому туловища животных сохранили ярко выраженные прямолинейные очертания. В основе орнаментов резьбы по дереву лежит языческая символика, так как орнамент нес в первую очередь защитную функцию, а уже потом служил украшением. Если мезенская роспись произошла от резьбы по дереву, то и в её основе лежат языческие символы.

Если сравнивать мезенскую роспись и резьбу по дереву можно найти много схожих элементов. Так же как и резьба по дереву мезенская роспись построена на геометрических орнаментах. (Приложение 3).

Цепочки, ромбы, витейки, змейки, розетки, звездочки, крестики, сияния. Символы в виде креста в круге повторяется и в резьбе и в росписи. Так же схоже изображение ромбов и росписи и в резьбе. Розетки похожи на солярные знаки. Нет сомнения, что Мезенская роспись может происходить от резьбы по дереву, но уже в более усовершенствованном виде, так, как, по моему мнению, рисование кистью, более легкий вариант украшения. Глава 4. Мезенская роспись и наскальные рисунки.

Мезенская роспись давно привлекает внимание исследователей народного искусства: она удивляет своей выразительностью при крайней скупости изобразительных средств и технической неумелости рисунка. Любопытно сравнить орнамент мезенской росписи с наскальными рисунками, открытыми не так давно в Заонежье. Их исполнители жили здесь 2000 лет до н.э. Поражает схожесть наскальных изображений с росписью мезенских прялок: те же сцены охоты, рыбной ловли, те же птицы, олени, лошади. По-видимому, общность природных условий и занятий определила это сходство. И первобытный и мезенский художники хорошо знали все, что их окружало. Поэтому они и умели двумя-тремя штрихами или мазком кисти изобразить увиденное, передавая самое главное.

Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи... В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Петроглифы - это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита. Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» - «камень» и «glyphé» - «резьба, вырезание».

Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Например, такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, так как считают, что они обозначают Луну или Солнце. В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды.

Если онежские гравировки отличают фантастичность и необычность образов, связанных вероятно, с мифами и преданиями, то беломорским памятникам свойственны реалистическое начало, ярко выраженная хозяйственная направленность.

В Беломорье преобладают изображения лодок с экипажами, показанными в виде столбиков. Загадочных образов почти нет, зато какие здесь развёрнутые повествовательные сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных, батальные композиции! Всегда в них участвует человек. Он идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке, сражается, охотится, пляшет. Можно только поражаться, как древний мастер смог передать столько экспрессии в этих профильных, часто очень небольших фигур.

Если сравнивать рисунки мезенской росписи и петроглифы, то ясно видно, что есть нечто схожее в их изображениях, четкость линий, глубокий символический смысл, знаковая направленность.(Приложение 4).

Заключение.

Прекрасный и безграничный круг предметов художественного творчества представляют собой народные росписи Северной Двины. Это яркие, нарядные, белофонные росписи, такие как борецкая, пермогорская, пучужская и др. По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с этими росписями. Предельная простота изобразительных средств, художественное немногословие рисунка отличает ее от других вышеперечисленных и известных в народном творчестве росписей. Она
таинственна и архаична.

Мезенская роспись отражает круг очень ранних земледельческих представлений древних людей (финно-угорских племен), живших в этих местах и сохранивших отголоски первобытно-родового уклада жизни. Используя многообразие крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление об особом строе мышления народных мастеров, особенностях восприятия ими окружающей природы, запечатленных в памятниках русской народной культуры, дошедших до наших дней. Лаконичность и цветовая сдержанность мезенской росписи, зрелая композиция говорят о большом художественном вкусе мастеров, определивших графику и манеру исполнения.

Мы рассмотрели мезенскую роспись в сравнении с резьбой по дереву, с наскальными рисунками. Я думаю, что моя гипотеза может быть верна. Мезенская роспись действительно является одной из древнейших росписей, она архаична и малоизученна. Глядя на древние рисунки, проходя мимо резных наличников, беря в руки вещи, выполненные с резьбой, в голове возникают образы росписи.

Я думаю, что до конца мы так и не узнаем, откуда же появилась столь самобытная роспись. Если только не случится чудо.





















Библиография.

  1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поворской М.: ВЛАДОС, - 2000. - 272с.

  2. СИ. Дмитриева. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.

  3. Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». АО ИППК, Архангельск 1992.

  4. Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие. Издательство «Удмуртский университет»

  5. Косменко А. П. Резьба и роспись по дереву/ А. П. Косменко// Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. - JL, 1984. - С. 164-184.

  6. [link]









    Архангельск

    14