Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему Прямые линии в огранизации пространства 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок 2. Прямые линии и организация пространства

Тип урока

Комбинированный урок

Цели деятельности

учителя

Формировать умение решать с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональные задачи; учить использовать прямые линии в организации пространства; развивать первичные навыки монтажности соединений элементов, порождающие новый замысел

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

понимать и объяснять роль прямых линий

в организации пространства;

использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое, исходя из образного замысла;

членить композиционное пространство при помощи линий;

Познавательные:

выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.

Регулятивные:

работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность
и сгущенность).

осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Коммуникативные:

планировать деятельность, излагать своё мнение в ди-алоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Методы и формы
обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-практический.

Формы: фронтальная, групповая, парная

Образовательные ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/

Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: белая бумага, чёрная и цветная, ножницы, клей, резак

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Линии в композиции»

Основные понятия
и термины

Организация пространства. Акцентировка планов. Единое композиционное целое

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществля-
емая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Организационный момент

Подготовка

учащихся к изучению нового материала.

Беседа с элементами дискуссии

В шестом классе мы с вами знакомились с характером линий. Мы узнали, что основным элементом рисунка является линия. Линия способна передать и чувства,

и переживания художника. Линия в эмоциональном восприятии может быть «легкой», изящной, стремительной, жесткой и т. д.

Думаю, что пришло время узнать, как можно использовать линию для организации пространства и рождения художественного образа.

Тема нашего урока: «Прямые линии и организация пространства»

Слушают учителя. Знакомятся с темой урока

Фронтальная

Познавательные: устанавливают тему урока.

Личностные: осознают свои интересы в учебной деятельности


II. Изучение нового материала

Наглядно-ил-люстративный

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Мысленно отметим две точки в пространстве и проведём линию от одной точки до другой и за пределы точек в бесконечность.

Прямая линия – простой, но очень выразительный элемент. Линия делит пространство, она же объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции.

Эстетичность, эмоциональность обязательны для любого художественного произведения. Все, что разрабатывает дизайнер, должно быть выразительным, содержательным, образным. Работа по созданию художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в дизайне выражает идею, которая определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. Глубинный смысл композиции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации.
– Рассмотрим
картину известного русского художни-ка Василия Кандинского «Тридцать». (Слайд 2.)

Плоскость для художника – это в первую очередь формат листа. Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности.

Анри Матисс. Аппликация. (Слайд 3.)

Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали, удобен для изображения эпического действия.

Марк Шагал. Композиция с окружностями.
(Слайд 3.)

Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток.

Анри Матисс. Аппликация. (Слайд 3.)
Чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции.

Пабло Пикассо. Герника. (Слайд 3.)

Использование линий в композиции, их положение

и направление играет огромную роль в том, как мы воспринимаем образ. (См. ресурсный материал к уроку на с. 52.)

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воздействие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины. Василий Кандинский «Маленькие миры». (Слайд 4.)
Презентация «Линии в композиции». (Слайды 4–8.)

Классическая композиционная техника подразумевает использование диагоналей или сходящихся линий, позволяющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения.
(Слайд 5.)

Направляющие линии можно использовать для привлечения взгляда зрителя к композиционному центру; их же можно использовать самостоятельно, чтобы создать более загадочную композицию. (Слайды 6–7.)

В работе Василия Кандинского «Импровизация 26» (слайд 8) нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдены определенные условия.

Если композиция развивается на плоскости в двух направлениях – по вертикали и горизонтали, а глубина выражена не явно, образуется плоскостная или фронтальная форма. Для создания фронтальной композиции используются плоские элементы. Если элементы врезаются друг в друга, имеет место активное взаимодействие, если примыкают – пассивное. Если элементы отстоят друг от друга, расстояние между ними должно быть таким, чтобы не нарушалась зрительная взаимосвязь и композиция не распадалась на отдельные части. Примером может служить картина «Ритм русского танца», написанная Тео ван Дусбургом в 1918 году.
(Слайд 9.)

Необходимо уметь грамотно строить отношение между элементами и пространством. Это отношение определяет внутреннюю структуру композиции и внешнее воздействие ее как единого целого. Открытость или закрытость, направление силовых линий определяются соотношением элементов и пространства.
Композиция. Казимир Малевич. (Слайды 10–11.)

Слушают учителя. Рас-

сматривают изображения.



















Смотрят пре-зентацию, анализируют и выражают свое мнение о произведениях художников.


















Смотрят пре-зентацию, анализируют и выражают свое мнение о роли и значении линии в произведениях художников

Фронтальная

Познавательные: понимают и объясняют роль прямых линий в организации пространства; учатся членить композиционное пространство при помощи линий.

Регулятивные: определяют проблему практической деятельности; умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставят

и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение и разрешают конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.

Личностные: формируют осознанное, уважительное

и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; развивают умения анализировать произведения изобразительного искусства


III. Творческая практическая деятельность

Практический

Ребята, вы поняли, что самыми простыми средствами можно достичь эмоциональной образности. Для организации пространства в своей практической работе вы будете использовать прямые линии.

Рассмотрите примеры для практической работы:

Динамическое членение пространства. Прямые линии и организация пространства. Фронтальная композиция. Глубинная композиция.

Презентация «Линии в композиции». (Слайды 12–13.)

Выполнение заданий: с. 22 учебника

Подготавливают рабочие места и материалы для работы: нарезают разные по длине

и ширине полоски для выполнения задания.

Создают композиции. Смотрят презентацию, анализируют и выражают свое мнение

Индивидуальная

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность), добиваются эмоционально-образного впечатления.

Личностные: понимают эмоциональное состояние, переданное в созданной композиции


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Демонстрация и анализ

Сейчас мы рассмотрим некоторые работы и попробуем определить идею автора.

Определите роль линии в композиции:

как линия влияет на построение композиции,

направление линии и значение для композиции,

в каком направлении развивается композиция,

какова идея автора

Представляют свои работы. Делают анализ работ товарищей

Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию