1 Раздел. Пояснительная записка
к рабочей программе по Изобразительному искусству (ФГОС ООО)
6 класс
1.1 Нормативные документы. Программа разработана на основе примерной авторской программы «Изобразительное искусство» в 6 классе и учебнику « Искусство в жизни человека», автор Л.А. Неменской / под ред. Б. М. Неменского, 2012
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»;
4. Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
5.Устава школы;
6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 г. Сальска
7.Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2015-2016 учебный год.
8. .Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2015-2016 учебный год.
1.2 Цели и задачи.
Цель - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2.Раздел. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
Учащиеся 6 класса знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества.
Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира.
При изучение языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда – либо и кем – либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.
2.1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приобщение к искусству в средних классах - это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. В основной школе программой «Изобразительное искусство» предусмотрены целостные годичные блоки искусств (декоративные, изобразительные, конструктивные).
Общая годовая тема 6-7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека».
6-7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Изобразительное искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основные принципы УМК «Школа России»:
Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Принцип ценностных ориентиров предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Принцип обучения в деятельности предполагает, что достижение указанных в Стандарте и реализуемых в УМК «Школа России» целей обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Принцип работы на результат означает целенаправленную и последовательную деятельность обучающих и обучающихся для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Для этого в структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции отечественной школы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В учебных курсах образовательной системы «Школа России» широко и последовательно применяются такие инновации как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, итоговые комплексные работы и другие, носящие как общий, так и предметный характер.
3. Раздел. Место предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классах в общем объеме 35учебных часов.
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ №4 г. Сальска, расписанию уроков на 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование составлено для: 6 «А, Б, В» классов на 35 часов из расчета 1 час в неделю (35 учебных недель).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 4 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного среднего общего образования по изобразительному искусству и авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы».
4 Раздел. Основное содержание учебного курса
Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5 классе
-
№ п/п | «Искусство в жизни человека» | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 9 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 7 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 9 |
| Всего | 35 |
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: Изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства6 живопись, графика, скульптура, Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.
Тема. Рисунок – основа изобразительного творчества
Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное- светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII - XVIII веков, графические рисунки Ф.Васмильева, И. Левитана; черно-белая графика А.Остроумовой-Лебедевой.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город: «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).
Материалы: гуашь. кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессианистов, постимпрессианистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. «Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий и т.д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов: В.Ван Гог.Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; И.Хруцкий. Цветы и плоды; И.Грабарь. Хризантымы; К.Коровин. Цветы и фрукты. НА берегу моря; С.Герасимов. Сирень; А.Пластов.Сенокос (фрагмент).
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глин, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скулптурные произведения анималистического жанра – работы В.Ватагина, И.Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрант. Слон.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, Художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
Тема. Художественное познание: реальность и фантазия.
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Тема. Изображение предметного мира – натюрморт.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: изображение предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте – «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н.э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н.э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX-XX веков.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы, карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Тема. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовка).
Материал: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Тема. Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «Блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.
Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением; наглядные пособия и таблицы; произведения искусства – натюрморты из европейской живописи XVII-XVIII веков.
Тема. Натюрморт в графике.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и её виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне.
Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографическая или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике – гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV-XVIII веков (А.Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.)
Тема. Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т.д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: А.Матисс. Красные рыбки; М.Сарьян. Виноград; В.Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И.Машков. Синие сливы; К.Петров-Водкин. Скрипка, Утренний натюрморт; А.Никич. Торжественный натюрморт.
Тема. Выразительные возможности натюрморта
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д.Штеренберг.Красный натюрморт; З.Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А.Никич. Торжественный натюрморт; Б.Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В.Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.
Тема. Образ человека – главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембранта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII-XIX веков; портреты Ф.Рокотова, В.Боровиковского, Д.Левицкого, И.Репина, И. Крамского, В.Серова; портрет в русском искусстве XX века.
Тема. Конструкция головы человека и её пропорции
Закономерности конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией – изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т.д.).
Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А.Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо до Винчи. Схема пропорции мужской головы; П.Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г.Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе;
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г.Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О.Кипренского, И.Репина, В.Серова, З.Серебряковой, К.Сомова, М.Врубеля.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О.Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В.Дени, Д.Кардовского; политическая сатира Б.Ефимова, Кукрыниксов.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж.Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII-XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: Карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А.Ван Дейка, Д.Веласкеса, Гейнсборо, портреты Д.Левицкого, Ф.Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской . Неизвестная; В.Серов. Портрет О.М.Орловой, М.Н.Ермолова; З.Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М.Врубеля.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретах образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро дела Ф.Ранчески; Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П.Веронезе и Тициана.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; П. дела Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день, Сокольники; И.Шишкин. Рожь.
Тема. Пейзаж – настроение. Природа и художник.
Пейзаж настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Задание: создание пейзажа-настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К.Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П.Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В.Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень, Март, Большая вода; И. Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К.Юона, Н.Крымова, А.Пластова и др.
Тема. Городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX – начла XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно- выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 «А, Б, В » класс.
Раздел
Количество
часов
Планируемый результат:
Система оцени
планируемых результатов.
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка:
1.Введение. Что нужно знать для грамотного рисования. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
2.Рисунок - основа изобразительного искусства
3-4.Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
5.Цвет – основа цветоведения.
6.Цвет в произведениях живописи натюрморта.
7.Цвет в произведениях живописи бытового жанра.
8-10.Объемные изображения в скульптуре.
9ч
1
1
2
1
1
1
3
Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики.
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов.
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа.
Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
Уметь воспринимать и анализировать знакомые
произведения искусства
Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
Знать: средства выразительности живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
Сгруппироваь предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств.
Опрос. Просмотр и анализ работ.
Опрос. Просмотр и анализ работ
Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ.
Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
Опрос. Просмотр и анализ работ
2
Мир наших вещей. Натюрморт:
1.Художественное познание: реальность и фантазия.
2.Изображение предметного мира - натюрморт.
3.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
4.Изображние объема на плоскости и линейная перспектива.
5.Освещение. Свет и тень.
6.Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
7.Выразительные возможности натюрморта.К/Р
7ч
1
1
1
1
1
1
1
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Иметь представление о многообразии и выразительности форм
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра
Ответить на во
прос: «Почему
люди хранят
произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».
Просмотр и анализ работ
Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ
Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ
Фронтальный
опрос (устно), Самоанализ работ учащимися
Просмотр и анализ работ
Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности.
К/р «Обощение материала за
1полугодие»
3
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве:
1.Образ человека - главная тема искусства.
2.Конструкция головы человека.
3. Портрет в графике
4-5. Графический рисунок и выразительность образа человека.
6.Портрет в скульптуре.
7Сатирические образы человека.
8.Образные возможности освещения в
портрете.
9. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете.
10ч:
1
1
1
2
1
1
1
1
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа
Просмотр и анализ работ
Тест. Просмотр и анализ работ
Просмотр и анализ работ
4
Человек и пространство в изобразительном искусстве:
1.Жанры в изобразительном искусстве.
2.Изображение пространства.
3-4.Правила линейной и воздушной перспективы.
5.Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
6.Пейзаж - настроение.
7.Городской пейзаж.
8. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.К/Р
8ч:
1
1
2
1
1
1
1
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства
Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве
Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе.
Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения(И. Левитан)
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа
Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике
Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
Сгруппировать предложенные произведения по жанрам
Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов
Просмотр, анализ и оценка работ
К/р «Обощение материала за
2 полугодие»
Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности
Оценка конкурсных заданий
5 Раздел. Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству- 6 «А, Б, В» класс.
(1 час в неделю-35 часов)
1 четверть -9 часов
2четверть-7 часов
3 четверть-10 часов
4 четверть-9 часов
Раздел. Тема Коли-во часов
Элементы содержание урока
Характеристика основных видов деятельности
Диагностика
(вид контороля)
Дата
1 четверть «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9часов)
1
1
Введение. Что нужно знать для грамотного рисования.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людейЗнать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств
04.09
2
2
Рисунок – основа изобразительного искусства
1
Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер)
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
11.09
3
4
3-4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
2
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
Изображение раз
личных состоя
ний в природе
(ветер,тучи,
дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашь
Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
Просмотр и анализ работ
18.09
25.09
5
5
Цвет – основа цветоведения.
1
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов
Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть
Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
Экспресс-выставка
02.10
6
6
Цвет в произведениях живописи натюрморта. К/р «Обощение материала за
1полугодие»
1
Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.
Выразительность мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создания художественного образа.
Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
Просмотр, анализ и оценивание работ
09.10
7
7
Цвет в произведениях живописи бытового жанра.
1
Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
Конкурс знатоков
Выполнение конкурсных заданий
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства
Балльная оценка конкурсных заданий
16.10
8
9
8-9
Объемные изображения в скульптуре.
2
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством
и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанраВ. Ватагина, В. СероваВыполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки
Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях.
Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
Просмотр и анализ работ
23.10
30.10
всего
9
2 четверть. Тема «Мир наших вещей» (7 часов)
10
1
Художественное познание: реальность и фантазия.
1
Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.
Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
Ответить на вопрос: «Почему
люди хранят
произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».
13.11
11
2
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки
Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)
Просмотр и анализ работ
20.11
12
3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм
Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)
Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела.
Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.Иметь представление о многообразии и выразительности форм
Игра «Определи произведение и его автора?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ
27.11
13
4
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
1
Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости
Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.
Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке.
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ
04.12
14
5
Освещение. Свет и тень.
1
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4
Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства.
Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.
Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень).
Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
Фронтальный
опрос (устно), Самоанализ работ учащимися
11.12
15
6.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
1
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского
Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)
Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Получать представления о различных графических техниках.
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков.
Просмотр и анализ работ
18.12
16
7
Выразительные возможности натюрморта.
Контрольная работа №1
1
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна
Узнавать историю развития жанра натюрморта.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра
Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности
25.12
всего
7
3 четверть Тема «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 часов)
17
1
Образ человека главная тема искусства.
1
Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр
Типология портрета
15.01
18
2
Конструкция головы
1
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта
Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке.Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
Просмотр и анализ работ
22.01
19
3
Портрет в графике
1
Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры
Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.Просмотр, анализ и оценка работ
29.01
20
21
4-5
Графический портретый рисунок и выразительность образа человека
1
Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические пор!реты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова
Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш
Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
Просмотр и анализ работ
05.02
12.02
22
6
Портрет в скульптуре
1
Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека
Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ
19.02
23
7
Сатирические образы человека.
1
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисункиВ. Дени,Д. Кардовского
Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь)
Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении.
Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.
Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами
Просмотр и анализ работ
26.02
24
8
Образные возможности освещения в портрете.
1
Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть)
Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения.
Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
Просмотр и анализ работ
04.03
25
26
9-10
Портрет в живописи
1
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля
Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа
Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.
Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.
Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа
Представление работ, анализ и оценивание
11.03
18.03
всего
10
4 четверть. Тема «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 часов)
27
1
Жанры в изобразительном искусстве
1
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры
Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.
Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения.
Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира.
Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по теме.Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства
Сгруппировать предложенные произведения по жанрам
01.04
28
2
Изображение пространства.
1
Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл
Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства.
Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства.Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве
08.04
29
30
3-4
Правила линейной и воздушной перспективы
1
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: ф. А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой
Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе.
Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов
Просмотр, анализ и оценка работ
15.04
22.04
31
5
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
1
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Зрительный ряд:
П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем»
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями
Материалы: ф. А4, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения
(И. Левитан)
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа
Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка работ
29.04
32
6
Пейзаж – настроение. Природа и художник.
1
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана,
И. Грабаря, К. Юона
Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению
Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ
06.05
33
7
Городской пейзаж
1
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века
Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне)
Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре.
Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике
Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности
13.05
34
8
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Обобщение материала учебного года
КВН
Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ.
Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.
Участвовать в беседе по материалу учебного года.
Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
Оценка конкурсных заданий
20.05
35
9
Импрессионисты – новаторы пейзажной живописи. К/р «Обощение материала за
2полугодие»
1
Рисование по представлению
Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX в.
Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства.
27.05
всего
9
Всего за год
35
6.Раздел. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оборудование кабинета изобразительного искусства:
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Доступ в Интернет.
Учебник:
Пособие для учителей:
Дополнительная литература:
а) дополнительная литература для учителя:
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту.
Основы рисунка.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2012.
б) дополнительная литература для учащихся:
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов
[link]
Задание 2 Соотнеси названия картин с их изображением.
-Левитан «У омута»
-Перов «Птицелов»
-Репин «Стрекоза»
-Васнецов «Аленушка»
-Шишкин «Корабельная роща»
[pic] [pic] [pic] [pic]
[pic]
Контрольная работа №2 по изобразительному искусству
в 6классе за второе полугодие.
Вариант 1
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание 1: определите, какие средства выразительности используются в разных видах изобразительного искусства.
1. ЖИВОПИСЬ 3. СКУЛЬПТУРА 5. ДПИ
А – ЦВЕТ Л – ПРОПОРЦИЯ
Б – ШТРИХ М – РИТМ
В – ПЛАСТИКА Н – КОМПОЗИЦИЯ
Г – ЛИНИЯ О – КОНТУР
Д – ОБЪЕМ П - КОЛОРИТ
Е – ФОРМА Р – ТЕКСТУРА
Ж – ФАКТУРА С – ПЯТНО
З – ТОНАЛЬНОСТЬ Т – СВЕТОТЕНЬ
И – КОНСТРУКЦИЯ У – ПЕРСПЕКТИВА
К – МАСШТАБНОСТЬ
Задание 2 .Каких русских художников пейзажистов ты знаешь?
Задание 3. Как называют художника, который изображает море, портреты, животных? Приведи пример.
Задание 4. Скульптор из
Глины – лепит
Металла -
Дерева –
Камня –
Задание 5. Гравюра ( исправь ошибки )
Ксилография ----- дерево
Литография ----- металл
Линогравюра ---- камень
Офорт ------- линолиум.
Задание 6.Назови,как можно больше, любимых картин и их авторов.
Задание 7.Каких русских художников пейзажистов ты знаешь?
Задание 8 Какие разновидности портрета ты знаешь?
Задание 9 Дать определение:
искусство – это …
набросок - …
линия - …
цветоведение - …
локальный цвет - …
Вариант 2
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Задание 1: определите, какие средства выразительности используются в разных видах изобразительного искусства.
1. ГРАФИКА 2. АРХИТЕКТУРА 3. ДИЗАЙН
А – ЦВЕТ Л – ПРОПОРЦИЯ
Б – ШТРИХ М – РИТМ
В – ПЛАСТИКА Н – КОМПОЗИЦИЯ
Г – ЛИНИЯ О – КОНТУР
Д – ОБЪЕМ П - КОЛОРИТ
Е – ФОРМА Р – ТЕКСТУРА
Ж – ФАКТУРА С – ПЯТНО
З – ТОНАЛЬНОСТЬ Т – СВЕТОТЕНЬ
И – КОНСТРУКЦИЯ У – ПЕРСПЕКТИВА
К – МАСШТАБНОСТЬ
Задание 2 .Каких русских художников пейзажистов ты знаешь?
Задание 3. Как называют художника, который изображает море, портреты, животных? Приведи пример.
Задание 4. Скульптор из
Глины – лепит
Металла -
Дерева –
Камня –
Задание 5. Гравюра ( исправь ошибки )
Ксилография ----- дерево
Литография ----- металл
Линогравюра ---- камень
Офорт ------- линолиум.
Задание 6.Назови,как можно больше, любимых картин и их авторов.
Задание 7.Каких русских художников пейзажистов ты знаешь?
Задание 8 Какие разновидности портрета ты знаешь?
Задание 9 Дать определение:
искусство – это …
зарисовка - …
ритм - …
спектр - …
колорит - …
50