Черкасская средняя школа
Художественно- творческий проект «Иллюстрация детской книги»
Номинация: «Изобразительное искусство» Выполнил: Руководитель: учитель ИЗО Нурканов Н.З.
■
Содержание
стр.
Введение 3
1 .История книжной иллюстрации 4
1.1 .Русские художники - иллюстраторы 4
1.2.Виды иллюстраций 5
2.Классификация детских книг 5
2.1.Принципы проектирования книг для детей младшего
школьного возраста 6
3.Требования к иллюстрациям к книге 7
3.1 .Книга глазами окулиста 7
3.2.Книга глазами эколога 8
Заключение 8
Список источников и литературы 9
Приложение 1 10
Приложение 2 11
Приложение 3……………………………………………………………….12
Введение.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает её и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Вместе с тем детская книга должна формировать в ребенке человеческую личность, вносить в сознание маленького читателя идеи гуманизма и справедливости.
Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к гармонии всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Однако различные возможности у детей и взрослых воспринимать изобразительный язык иллюстраций заставляют художника искать тот или иной образный строй изображений в детской книге, искать те или иные сюжеты, композиционные построения
Цель проекта: разработать и выполнить иллюстрацию к детским книгам.
Задачи проекта:
изучить историю детской книжной иллюстрации и требования, предъявляемые к иллюстрированной детской книге;
создать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
создать условия для развития проектной деятельности с применением информационных технологий;
создать условия для пропаганды творчества учащихся Черкасской средней школы.
Ход проекта:
Изучение литературы и интернет - источников по теме.
Систематизация материала, отбор нужной информации.
Подпись автором разрешения об использовании произведения.
Определение количества необходимых иллюстраций.
Подбор необходимых материалов для художественного исполнения.
Выполнение иллюстраций.
Сканирование иллюстраций и соединение их с печатным текстом.
Печать книги, выполнение переплёта.
Демонстрация книги детям младшего школьного возраста.
1. История книжной иллюстрации
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять" - вид книжной графики, её основа. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст.
Назначение иллюстрации — объяснить или декорировать текстовое содержимое книги.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек.
Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.
1.1. Русские художники - иллюстраторы. Иван Яковлевич Билибин
Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке". Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Сказочные герои –
добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Виктор Михаилович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. Юрий Алексеевич Васнецов
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности. Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.
1.2. Виды иллюстраций.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:
фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне
разворота титульного листа); заставка (помещаются в начале части или главы книги); полосная иллюстрация (во всю страницу); полуполосная;
разворотная (на двух страницах);
оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);
рисунки на полях.
2. Классификация детских книг.
Учет возрастных особенностей развития ребенка является главным фактором, влияющим на проектирование и иллюстрирование детских
книг.
Поэтому в издательской практике введена следующая классификация:
книги для детей дошкольного возраста;
книги для детей младшего школьного возраста;
книги для подростков (средний и старший школьный возраст).
К детским изданиям не относят книги для юношества, так как возрастные особенности уже существенно не влияют на оформление и иллюстрирование этих изданий.
Я решила создать иллюстрацию для детей младшего школьного возраста.
2.1. Принципы проектирования книг для детей младшего школьного возраста
Литературный текст в книгах для школьников младших классов начинает играть главенствующую роль. В этих книгах кегль шрифта несколько уменьшается, но он остается в рамках наибольшей удобочитаемости для детей. Строка становится короче.
В условиях увеличения удельного веса текста в книге для младших школьников иллюстрации своего главенствующего положения не теряют. Наоборот, возрастание сложности содержания книги заставляет художника раскрывать все многообразие взаимосвязей изображения и текста как в раскрытии смысловой структуры книги, так и в передаче эмоциональных состояний. Все это предопределяет и более сложное композиционное решение изобразительного материала.
Занимательность как необходимое условие повышения интереса ребенка к книге может быть достигнута самыми различными средствами оформления и иллюстрирования.
Важно, например, «начало» книги - ее обложка, титул, первые страницы- как они вводят в тему книги, в ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.
Роль цвета в оформлении и иллюстрировании книг для младших школьников несколько меняется. По мере взросления дети все меньше любят и ценят яркие, открытые цвета, которые «приукрашивают» натуру. Реализм изображения становится все более важным для юных читателей. То же самое можно сказать и о форме изображаемых предметов. Приобретаемый жизненный опыт обусловливает появление у ребенка критического отношения к увиденному в книге. Возрастает роль и эстетических оценок. Эти качества юных читателей повышают ответственность художника-иллюстратора, заставляют скрупулезно изучать изображаемые объекты, становиться полноценным соавтором писателя, углубляющим получаемые ребенком знания.
Вместе с тем, реалистичность подхода к изображаемым предметам и явлениям должна сочетаться с творческим отношением художника к иллюстрированию книги, развивающим в ребенке фантазию, творческую инициативу, заставляющим его активно включаться в работу с книгой. Именно такой подход характерен для лучших советских художников, работающих с книгой для младших школьников (С. Алимов, Г. Макавеева, М. Митурич, Б. Кыштымов, Г. Никольский, Н. Устинов, Н. Чарушин и др.).
3. Требования к иллюстрированной детской книге
Санитарно -эпидемиологическое заключение - гигиенический сертификат на детские книги является обязательным условием их выпуска в продажу. Издательская продукция, предназначенная для детей и подростков, должна соответствовать нормам санитарной безопасности и не выделять вредные химические вещества. Также гигиенические требования предъявляются к шрифтам и оформлению текстов, которые должны соответствовать возрасту и связанными с ним особенностями органов зрения.
К детской литературе предъявляются следующие требования:
детская литература должна быть напечатана на бумаге с показателем
белизны не менее 74%, печать детской полиграфии на газетной
бумаге запрещена; узкое начертание шрифта недопустим
поля разворота детских изданий должны быть не меньше 26 мм.;
^ печать теста с нечеткими штрихами знаков запрещена;
^ размер кегля должен быть не меньше 14;
^ интерлиньяж должен быть увеличен не менее чем на 2
(междустрочный пробел, расстояние между наборными строками).
3.1. Книга глазами окулиста Требования офтальмологической гигиены в первую очередь существенны для детей, обучающихся читать.
При создании детской книги необходимо учитывать следующие требования:
текст не должен быть напечатан в две колонки на одной странице.
Короткая строка затрудняет движение глаза, спутывает различение
начала и конца строки и приводит к быстрому утомлению
зрительного аппарата; не должно быть текста, пропечатанного прямо по картинке, то есть
по цветному пестрому фону, где он приобретает характер
зашумованного и трудно различим даже для взрослого глаза; не должно быть "обратной" печати - белым по черному; предпочтительной является печать не черным по белому, а черным
по странице, тонированной в пастельные тона. Это снижает
контрастность изображения, раздражающую глаз;
буквы должны быть крупными - кегль (размер шрифта) не должен быть меньше 14,
3.2. Книга глазами эколога
Книга - не куст, и листочки ее не обладают способностями снабжать нас кислородом. Скорее наоборот, являются носителями вредных веществ. Краска, использующаяся при печати, содержит свинец.
Свинец не намертво закреплен на страницах. Он имеет особенность превращаться в мельчайшую пыль. Книжная пыль считается очень вредной. Поэтому в странах с высоким уровнем бытовой культуры библиотекари работают в специальной одежде и в перчатках, а после рабочего дня принимают душ.
Нужно знать и еще один факт: самыми вредными, с точки зрения эколога, являются самые красивые и дорогие книги,
так как мелованная бумага содержит диоксин - вещество, обладающее повышенной радиацией.
Существуют различные виды печати:
^ низкая печать делает книгу источником цинкового фона;
^ высокая печать - источник вредных летучих веществ;
^ офсетная печать наиболее безопасна.
Заключение.
Каждый художник, принимаясь за оформление детской книги, находит свой собственный ответ на главный вопрос: как же рисовать для детей? Ведь для детей книга без иллюстраций (особенно для малышей и младших школьников) — все равно что несладкая конфета.
При работе над проектом я старался использовать все знания, полученные мной ранее. Книга отвечает всем основным требованиям.
Очень символично, что проект я закончил в Международный день детской книги, который отмечается 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Вывод: Я разработала и выполнила иллюстрированную книгу для детей младшего школьного возраста.
Планирую продолжить работу по иллюстрированию детских книг.
Список источников и литературы:
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. — 320 с.
Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство. — М: Логос, 2002. — 224 с.
Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Олма-Пресс, 2003. — 800 с.
Материалы сайтов:
http//www.bibliogid.ru/tema/ргокаrtinki
http//www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/index.html?part-00.htm
http//sevtest.com/sec-children-books.html