Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIXв. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды человека и его духовной сферы жизни. 2 урок.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема: Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIXв. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды человека и его духовной сферы жизни.


Цель: продолжение изучения русской архитектуре усадеб 17-18вв.

задачи:

- познакомить учащихся с деталями некоторых усадеб;

-уметь выполнять композиции интерьера дворянского особняка в цвете;

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- развивать интерес к истории родного края, чувство патриотизма.

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.

Оборудование и материалы

- Репродукции картин художников и фотографии.

- Формат А3, карандаши.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденной темы.

- что такое архитектура?

- что такое усадьба?

- какие функции характерны для подмосковных усадеб?

ПУ свободно сочетала в себе несколько функций, которые уравновешивали друг друга: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием деятельного владельца.


Усадьба Кусково.

Привлекает неповторимым сочетанием парадной роскоши и интимной простоты.

Парадность усадьбы соответствовала настроению гостей в дни многолюдных празднеств и пышных торжеств. Интимная сторона усадьбы раскрывалась для хозяина и его близких друзей, которым она служила тихим, спокойным приютом.

Останкино.

Усадьба О. по своему назначению была развлекательной, главная её достопримечательность – театр. Хотя зрительный зал занимал лишь часть главного дома, все интерьеры его могли рассматриваться как театральные помещения. Особенность планировки останкинского дворца состояла в том, что она допускала сравнительно широкое применение маскировочных вставных щитов, которые могли ставиться или убираться, сокращая объёмы комнат и галерей или, напротив, открывая новые пространства, ведущие в другую часть дворца.


Известным «литературным гнездом» было Мураново. Дом донёс до нас творческий дух мастерской поэтов, строй мышления и чувствования людей прошедшей эпохи.

Уклад жизни в усадьбе М. был вовсе не похож на образ жизни в увеселительных имениях XVIII столетия. Здесь не было места роскоши, пышности, многолюдности собраний. Облик усадьбы соответствовал будничному существованию. Но искусство продолжало занимать в усадебной жизни важное место. Сам быт людей, владельцев усадьбы М., был неотделим от увлечений искусством.


III. Сообщение нового материала

Усадьба Муранова. Заметка стр.105-107.


В усадебном доме


     
     Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая мраморная лестница.
      За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.
     Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал. Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.
     Парадные гостиные дворянских домов были Уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была
     соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.), И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.
     Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками – специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.
     
  Были в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.
     Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.
     Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.
     Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.
     В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.
     Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равнo стояли печи. Печи по-прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой – прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.
     В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.
     Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцы – глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.
  Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.
     Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из-под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.
     После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.
     Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.
     Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.
     За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2 – 3 раза в день.
     День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.
     В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.
     В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.
     Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.
     Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон Дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.
     Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8 – 9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам-то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.
     Так проходили дни в дворянских усадьбах.


Закрепление:

- Какие покои входили в обязательный архитектурный комплекс внутреннего облика дворянской усадьбы?

- Какие элементы внутреннего помещения дворянской усадьбы относились к парадным?

- Насколько мир вещей дворянской усадьбы был связан со статусом её хозяев?

- О каких интересах и занятиях владельцев дворянской усадьбы даёт представление интерьер их жилых помещений?


Физминутка


IV. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение рисунка композиции интерьера дворянского особняка в цвете.

Обратить внимание на то, как разные художники изображают помещения дворянских усадеб, какими средствами они передают незримое присутствие хозяев и функциональное назначение интерьера.

Отметить, что при изображении только перспективного вида залы, коридора или комнаты можно ограничиться простым свободным контуром. Если же требуется показать материал драпировок или паркетную кладку, работа над изображением интерьера усложниться.


Выполнение работы:

  1. Выполнение изображения интерьера, прорисовав все линии его построения, включая не только потолок, пол и стены, но и мебель, картины, зеркала;

  2. Продумывание колорита;

  3. Учёт того, что на пространственное решение интерьера влияет не только цвет, но и его освещение.

V.Итог урока.

Анализ работ


Что нового узнали:

- дворянские имения Подмосковья – уникальные центры культуры, в которых усадебная среда давала простор для развития индивидуальных интересов и способностей её хозяев;

- интерьеры подмосковных усадеб отражали вкусы своих владельцев, соответствуя их устремлениям;

- собранные в усадьбах художественные и научные коллекции, библиотеки характеризуют духовный мир их владельцев и создателей, дают представление о своеобразии сложившейся здесь бытовой атмосферы, характерной для разных слоёв дворянства;

- усадебная культура многообразна и вмещает в себя и культуру аристократических кругов, и культуру передовой дворянской и крепостной интеллигенции, а также элементы народной культуры.