Конспект урока изо ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ. РОЛЬ ЦВЕТА В ФОРМОТВОРЧЕСТВЕ (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Изобразительное искусство, 7 класс

УРОК № 16

ТЕМА УРОКА. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ.

РОЛЬ ЦВЕТА В ФОРМОТВОРЧЕСТВЕ

Цели деятельности учителя


Формировать представление об эмоциональном и формообразующем значении цвета в дизайне и архитектуре; учить понимать роль цвета в конструктивных искусствах; развивать чувство единства функционального и художественно-образного начала и цветового решения в конструктивных искусствах

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• получить представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна;

понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре;

выполнять групповую творческую работу по теме;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные:

выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные:

работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией

• проявлять интерес к изучению нового материала, осознавать свои интересы и цели (добиваться поставленной цели);

понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

осознавать свои эмоции, контролировать их;

• проявлять познавательную активность;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности


Методы и формы обучения

Методы: беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический,

творческий поиск.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

• Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://rlt.wikipedia.org/wiki/

Режим доступа: http://www.artsait.rlt

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Цветовое моделирование». Геометрические фигуры всех цветов спектра


Основные понятия и термины

Колористка


Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Органи-зацион-ный момент



Беседа с постановкой проблемы


- Перед вами цветные формы. Положите один цвет на другой так, чтобы создать ощущение особой яркости цвета.

- А теперь разложите цвета так, чтобы усилить контрастность одного цвета по отношению к другому. Сделайте вывод. (Цвет меняется в зависимости от условий, в которых они находится.)

- Здание - результат творчества людей разных профессий: художников, дизайнеров, архитекторов и т. д. В результате их труда рождается единый образ здания, в котором немалую роль играет его цветовое решение. Понимать эту роль мы и будем сегодня учиться

Слушают учителя. Работают с цветными карточками. Делают выводы о влиянии различных цветов друг на друга


Фронталь-ная


Регулятивные: определяют цель и про6лему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала



II. Изу-чение нового материала


Объяснительно-иллюстратив-ный. Частично-поисковый


- Цвет в предметной среде может нести различные значения. В деятельности архитектора-дизайнера мы можем говорить о цвете как цвете-образе и цвете-знаке. Цвет-образ - результат индивидуального творчества художника.

Презентация «Цветовое моделирование». (Слайд 2.) Используя исследования в области влияния индивидуальных свойств человека на восприятие цвета, можно констатировать, что субъективные цветовые предпочтения в формировании цветовой среды проявляются двояко: через мастерство дизайнера (архитектора, художника), в творчестве которого воплощаются элементы художественной культуры, и через ассоциации зрителя, базирующиеся на индивидуальных свойствах личности.

Heava Rain. Дизайн спальных комнат. (Слайд 3.) Цвет-знак как условное кодирование предмета, созданного художником. (Слайд 4.)

Цветовые ассоциации от Ларса Концена. (Слайды 5-6.)

- С помощью творчества проектировщика в цветовую среду привносятся элементы профессиональной цветовой культуры и признаки современной художественной культуры - цветовой моды.

Цветовая культура общества - это характер предпочтительных цветовых контрастов и цветовых сочетаний в цветовой среде определённой страны и данного народа. (Слайд 7.)

- Дизайн стола был разработан японским художником Хасегавой,

- Турецкий дизайнер Tanju Ozelgin выполнил мягкую мебель.

- Детский стульчик расписан в русском народном стиле.

Наиболее активное воздействие на формирование цветового зрения человека оказывает климат и атмосферные условия. (Слад 8.) Палитра, структура и динамика полихромии природного окружения являются важной составляющей гармоничного цветового окружения человека. Цвет в дизайне воспринимается человеком психологически, эмоционально и эстетически. С помощью использования разнообразных цветовых ассоциаций цвет может способствовать созданию психофизиологического комфорта, особого эмоционального настроя. (Слайд 9.)

- А сейчас из цветных фигур, с которыми вы уже работали, выберите цвет, который соответствует вашему настроению сегодня.

- Расскажите, почему вы выбрали именно этот цвет? Красный - тепло, конфликтность.

Голубой и синий - успокаивающие.

Фиолетовый - настроение безмятежности.

Желтый - хорошее настроение, веселье, стимулирует умственную деятельность и зрение.

Оранжевый - улучшает аппетит, легкое возбуждение, усиливает кровообращение.

Зеленый - успокаивает, дает отдых уму, пробуждает терпение. (Слайд 10.)

Основным объектом деятельности дизайнера при колористическом формообразовании объекта дизайна является цветовая форма: - с линейной формой, как правило, активно выявляется цветовой контраст между объектом и фоном;

- с плоскостной формой в композиции решаются цветовые контрасты;

- с объемной формой цветовые контрасты выявляют в форме главные элементы и ослабляют второстепенные;

- с ансамблем цветовые контрасты объединяют формы или расчленяют их на родственные группы, обеспечивают целостность ансамбля. (Слайд 11.)

- Как вы думаете, когда цвет может вас о чём-то предупреждать? А какое социальное значение может нести цвет? (Слайд 12.)

См. ресурсный материал к уроку на с.100 и презентацию (слайды 13-22)

Смотрят презентацию, слушают учителя. Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, дают характеристику цвету, цветовым контрастам.










Смотрят презентацию и дают характеристику цветовых контрастов в дизайне интерьеров. Выполняют задание, предложенное учителем.



















Смотрят презентацию и дают характеристику цветовых контрастов


Фронталь-ная, индивиду-альная


Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Предметные: развивают визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; используют речевые средства в соответствии с ситуацией .

Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,

взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности



ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность


Практический, Творческий поиск


- Сегодня мы будем работать по группам. Выполняя задания, вам необходимо будет использовать цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции.

- Для работы вам необходимо объединиться в группы по 3-4 человека. Выполните задание 2 (с. 87) учебника

Группой из нескольких человек создают

в макете цветовое решение пространства микрорайона


Групповая


Познавательные: выполняют групповую творческую работу по теме.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и цели



IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Беседа о проделанной работе


- Ребята, предлагаю устроить круглый стол. Поговорим о цветовом решении ваших объектов. Как вы сочетали форму и цвет, в связи с чем использовали ритмические акценты? Какие возможности даёт вам кривизна поверхностей? Какую смысловую информацию несёт ваш объект?

В форме беседы объясняют цветовое решение своей композиции; адекватно оценивают работу одноклассников


Индивиду-альнзя


Познавательные: понимают и объясняют особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; оценивают конечный результат


 Ресурсный материал к уроку 16


Способ применения цвета в дизайне и архитектуре иной, чем в живописи. Если в живописи много различных оттенков, нюансов, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным (однородным). Цвет в архитектуре не такой открытый и интенсивный, как в окраске вещи (чаще пастельные, разбеленные). Частная резиденция в пригороде Мадрида. (Слайд 13.)

Белый цвет - один из самых удивительных и уникальных. Этот цвет символизирует чистоту и совершенство, невинность и святость, радость и надежду. (Слайд 14.) Когда мы хотим чувствовать себя празднично, мы надеваем белую одежду. Такие же чувства и ощущения вызывает белый цвет и в дизайне.

Белый цвет в сочетании с разными текстурами, разной кривизной поверхностей, разным расположением их в пространстве, разным освещением даёт дизайнеру широкие возможности. Скульпгуры-кобманки» Даниэля Аршама. (Слайд 15.)

Белый стиль в архитектуре и дизайне совсем не означает, что будет использоваться только теоретически чистый белый цвет. Понятие белый цвет означает использование в качестве базового белого и гаммы его оттенков, а также других цветов из сильно разбеленного пастельного ряда. (Слайд 16.) Спальня в морском стиле.

Сочетание белого с мягкими и комфортными цветами и естественными материалами, имеющими приглушенный колорит, создают для человека благоприятную среду с определенным романтическим уклоном. Композиция английского дизайнера Джеймса Бургесса. (Слайд 17.)

- Вспомните наскальные рисунки и попробуйте догадаться, какой цвет, по мнению учёных, научился различать человек первым из всех хроматических цветов.

Наука утверждает: красный цвет - первый, который человек научился различать из всех хроматических цветов. С ним связано наибольшее количество ассоциаций и смысловых значений. Красный цвет - огонь, кровь, красота. Мы говорили раньше «красна девица», «красный угол», а название Красная площадь (то есть красивая) сохранилось и поныне. Копия кресла от именитого дизайнера Еего Aarnio. (Слайд 18.)

Еще один цвет, глядя на который человек вспоминает о солнце, - желтый. В русской культуре желтый цвет ассоциируется с золотым. Золото куполов православных храмов, желтые дворянские особняки, утопавшие летом в зелени, - вот он, портрет матушки-России. Зал Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. (Слайд 19.)

Зеленый цвет является одним из самых естественных и гармоничных. Одно из главных достоинств зеленого цвета - это то, что даже его самые яркие оттенки довольно «гибкие» и легко воспринимаются. (Слайд 20.) Это делает зеленый цвет естественной основой для очень многих дизайнерских стилей, ведь это единственный цвет, который может быть и холодным и теплым в зависимости от насыщенности или тона.

Красиво смотрятся темные цвета рядом со светлыми. Использование контрастных цветов - это всегда эмоциональное напряжение. Сочетание белого и черного придает некую официальность. Черно-белый интерьер фермы в Пью-Йорке. (Слайд 21.)

Цветовая палитра современных материалов очень велика. Чтобы разные оттенки гармонировали между собой, требуется глубокое знание колористки. (Слайд 22.) 





7