Кабардино- Балкария сценарий открытого мероприятия

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Кабардино- Балкария,

сценарий открытого мероприятия.

Проводят праздник искусства учителя:

Технологии, музыки, изобразительного искусства.

Ученики 5-8 классов.


Здравствуйте, дорогие гости!


Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. А посвящен он искусству нашей республики Кабардино – Балкарии.

На карте нашей страны любой из вас легко найдет между Каспийским и Черным морем обширный горный край, который называется Кавказ. От моря и до моря, с запада на восток, тянется высокий горный хребет с вершинами, увенчанными белоснежными шапками вечного льда и снега.

На этой живописной и богатой земле и расположена Кабардино – Балкария. А начинается она от величайшей вершины Кавказа – Эльбруса и кончается там, где Терек неторопливо несет свои воды по чуть всхолмленной равнине. На этой земле есть все: и горы с глубокими ущельями, огромными ледниками и альпийскими лугами, и замечательные по красоте предгорья, покатые склоны которых поросли густыми лесами и кустарниками, и степи с плодородными пашнями и цветущими садами.

Красота гор вдохновляла и вдохновляет многих поэтов на создание прекрасных стихов. Когда – то девятилетний мальчик Миша Лермонтов увидел Кавказские горы и «заболел» горной болезнью.

  1. Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Ведущий: Образ родной земли рождал прекрасные стихи и у наших земляков.

  1. А. Кешоков «Как будто подпирая небеса…».

  2. А. Шогенцуков «Ветрам подобны песни гор высоких…»

  3. Адам Шогенцуков (стихотворение о р. Баксане под музыкальный фон – звуки природы – шум горной реки).

Эхо несется над горными кручами,

Камни ворочая, мчится твой вал.

С нравом и силой твоей могучею

Может сравниться лишь мужество скал.


Все по плечу тебе быстрому, сильному

И подставляя себя небесам,

Выбежав к полдню высокому, синему

Влагу даруешь полям и садам.


Выпала воля мне вольного сокола.

Жребий счастливый тобою мне дан.

Ты – моя музыка сердца высокая,

Ты – моя кровная песня, Баксан!


Ведущий: Красота природы родного края вдохновляла не только поэтов, но и художников. Глубоко и проникновенно она передана в картинах М. Ваннаха «Горный пейзаж», Ю.Мушомлова «У подножия Эльбруса», З. Индрисова «Верхняя Балкария».

Не остались равнодушными к ней и наши юные художники. (Дети представляют свои пейзажи).

1 – й. Свой пейзаж я назвал «Вид на Эльбрус». Эльбрус совсем не похож на другие горы. Его склоны ровные, без изломов, без скал и всякой растительности. Он весь белый – пребелый. Вся его верхняя часть напоминает две громадные головы сахара, из которых одна наполовину закрывает другую.

(Исполняется песня «Минги тау»).

2 – й. Мой пейзаж называется «По дороге к Эльбрусу». Я изобразил крутые горы, у подножия которых растут высоченные сосны.

3 – й. А я нарисовала горы, когда мне было грустно. А грустно мне было потому, что на улице шел дождик и дул ветер, и нельзя было гулять. Тогда я взяла бумагу и кисти и нарисовала «Дождик в горах».

4 – й. Я нарисовал водопад. Его я видел в Чегемском ущелье. Вода падает с высоты и с шумом разбивается внизу о камни.

5 – й. А вот об этом пейзаже я хочу сказать так:

«…Баксан бурлит, Баксан суров,

Баксан течет из дали.

За грохотом его валов

Журчанье малых ручейков

Нам услыхать едва ли…»

Ведущий: Мне очень приятно сказать о том, что таланты юных пейзажистов Темботовой Белы и Тлостановой Арианны были отмечены I и II местом на городской олимпиаде по ИЗО. А Хашев Д. и Решняк поделили 2 и 3. Давайте поздравим их.

А теперь посмотрите на репродукцию с картины художника Н. Трындыка «Старый аул».


Чтец: Свежим ветром пахнуло вдруг

От заснеженных гор,

Взор ласкает альпийский луг,

Как чудесный ковер.

Солнце сбросило тучи с плеч,

Словно бурку джигит,

И вонзило в ледник свой меч,

Покориться велит.

Ведущий: Среди совсем диких скал и темных лесов люди приспосабливались к суровым природным условиям и создавали свои поселения. С древнейших времен здесь живут кабардинцы и балкарцы. Живут в домах, которые называются саклями.

Очень образно значение сакли в жизни горца описывает зачинатель балкарской литературы Кязим Мечиев:


Ты, старая сакля, немало

Мне счастья и горя дала.

От вьюги меня охраняла,

Зимой не жалела тепла.


Звенела ты свадебным пиром

О мертвых рыдала не раз.

Встречала приятелей с миром,

Врагов принимала подчас.


Дожди подбирались вплотную,

И ливни войсками текли,

Но крышу твою земляную

Они победить не могли…


Чтец: Сакля – это дом продолговатой формы. Ее стены выкладывали из камня, оставляя проход для двери и дырку для окошка. Пол земляной, крыша – из жердей, засыпанных тоже землей. Один дом стоит над Другим, как ступени лестницы.

2 – й. На окраинах горских аулов воздвигались оборонительные башни. Стройные, придающие горному пейзажу особый архитектурный блеск, они навевают мысли о битвах, о драматических событиях.

4 – й. Постройки возводились руками простых людей, необученных, безграмотных, но бережно хранивших традиции предшествующих поколений и заботящихся о передаче этих традиций новым поколениям, об их трудолюбии и большой любви к своему краю.

3 – й. Мы хотим представить вот эти коллективные работы по теме: «Образ древнего поселения горцев». Красота построек тесно связана с красотой родной земли. Древние жилища горцев не существовали сами по себе, а лишь в мудрой согласованности с природой. Сакли и башни строили из камней горных пород, а их террасное расположение по склонам гор создавало впечатление единства, слитности с горами.

Ведущий: Традиции и обычаи кабардинцев и балкарцев нашли свое отражение и в национальной одежде. Женский костюм подчеркивал красоту, изящество женщины, ее умение держаться, говорил о спокойном, терпеливом характере. Одежда славилась своей легкостью и благородством.

Ученица в костюме: Платье имело длинные формы, тонкий обхват талии, длинный разрез спереди. Под платье одевался кафтанчик, поверх платья – богато украшенный серебряный пояс. Удлиненность платья подчеркивали нарукавники, имеющие форму круглой лопасти. Традиционный головной убор горянки – цилиндрическая или коническая шапочка, расшитая золотошвейным узором. Поверх шапочки одевался большой шелковый платок.

Стихотворение «Мадонна гор…». Девичий танец.

Группа девочек 7 кл. Мы хотим представить вам элементы украшения национального костюма, которые были разработаны и созданы нами в процессе творческой работы. Здесь вы видите созданные нами орнаменты для украшения бортов платья, нарукавников, шапочек, нагрудников. Мы использовали разные материалы – бумагу, фольгу, ткань.

Наши предки шили все эти узоры золотыми и серебряными нитями, поэтому в украшениях больше желтого цвета. А вот эти элементы национального костюма и предметы быта.

О трудолюбии горянки говорят такие строки:

«Золотыми нитями ты шьешь…»

Мальчик в национальной одежде 7 кл.: мужская одежда была очень удобной и простой, без излишеств. Она подчеркивала стройность фигуры, движения, черты мужественности, ловкости горца. К основным элементам одежды относятся: бурка, которая славилась по всему Кавказу. Это хороший, непромокаемый плащ во время дождя, покров от летней жары, защита от холодного ветра, одеяло в степи и на пастбище.

Верхняя одежда называлась черкеской. Ее украшали пояс, кинжал, газырницы. Под черкеску одевали длинный кафтан, который заменял рубаху. Шерстяные домотканые штаны заправлялись в кожаные или войлочные ноговицы. Головным убором служила войлочная шляпа или меховая шапка.

Танец мальчиков. Музыка (тихая, быстрая).

Мужской голос: Черкесы – красивая нация. Мужчины отличаются хорошей, стройной, гибкой фигурой. Они сильные, неутомимые, ловкие, хорошо владеющие оружием.

Песня «Андемиркан», «О Сосруко».

Ведущая: Старинная мудрость гласит: «Кабардинец без оружия, что птица без крыльев». Основным украшением мужского костюма было оружие. Ведущую роль играл кинжал. Его ножны и рукоять были богато декорированы.

К. Кулиев «Кинжал».

Одним из способов художественной обработки металла, применяемым кабардинскими мастерами, является чеканка – получение объемного изображения на металле путем его продавливания по контуру узора. Чеканка применялась для украшения ювелирных изделий и оружия.

Надежда Ивановна (выставка): Здесь вы видите женские пояса, браслеты, серьги, нагрудники, мужские пояса, застежки для бурки, кинжалы, которые мы изготовили из фольги способом чеканки. А вот эти панно предназначены для украшения интерьеров наших квартир и школьных рекреаций. Изображения предметов получены здесь способом чеканки. Это говорит о том, что древний вид национального ремесла нашел применение в современных условиях.

Сделав описание этих работ, я выступил в г. Нальчике на научно – практической конференции «Первые шаги в науку», где получил диплом I степени.

Ведущая: А вы были когда – нибудь внутри горской сакли? Давайте войдем туда. Интерьер очень скромный: посередине или у дальней стены в нише очаг, рядом полки с посудой, слева от входа кушетка, покрытая войлоком и подушками. Я хочу обратить ваше внимание на эти войлоки. Их еще называют кийнзами. Они изготавливаются женщинами – балкарками из шерсти. Аккуратно сложенные стопками, они говорят о благосостоянии семьи и о трудолюбии женщин. Кийнзы были неотъемлемой частью приданного девушек – балкарок. Поэтому старшие женщины старались передать свое ремесло молодым.

Горцы – народ неприхотливый, которому чужда какая – либо изнеженность. Их подушки представляли собой конверт из хлопчатобумажной ткани, набитой шерстью. Подушка, как необходимая часть нашего быта, не потеряла своего значения и в наши дни. Наряду с практическими ей присущи и эстетические качества.

Вот эти диванные подушки сшиты…

Ведущий: Горцы были и остаются очень дружным и доброжелательным народом, бережно хранящем свои обычаи и традиции, нашедшими отражение и в народных праздниках.

К Кулиев «Пол гудит в просторной сакле…» (коллективная работа по стихотворению).


Кабардинский танец.

Танец занимал значительное место на всех общественных и семейных праздниках и событиях. Неудачи и победы сражений, начало и конец сельскохозяйственного года, воинские обряды, обряды взаимопомощи, свадебные обряды, куначество – все было насыщенно песнями и танцами. Танцем выражали адыги свой протест против угнетения, в танцах рассказывали о трудностях жизни в горах, возделывания земли, освоения пастбищ, воспевали красоту природы родного края одновременно демонстрируя свою удаль, умение владеть конем и кинжалом, свободолюбие и гордость. Мужские танцы отличаются сдержанностью, строгостью, своеобразной мужественной статью.

Величие, достоинство и грациозность, почтение и преклонение перед женщиной являются отличительными чертами женского танца.

Сложившиеся нормы взаимоотношений между мужчиной и женщиной в быту нашли свое отражение и в танце. Как бы ни был быстр и оживлен по движениям танец, какое бы взаиморасположение участников не предполагала его композиция, юноша не прикасался к девушке. Как и в жизни – скромна, но строга и безмолвна, девушка должна была исполнять все традиционные фигуры и движения, не выказывая на людях своего отношения к партнеру. И танец, который показали нам сейчас (имена танцующих) был ярким тому доказательством.

Ведущий: Мотивы гор находят свое отражение в работах детей, выполненных и в других изобразительных техниках. Горцы издавна известны как прекрасные мастера по работе с камнем. Используя технологию мозаики мы выполняем вот такие настенные панно из камня и стекла.

А вот эти рельефы говорят о богатстве, обилии и плодородии нашей земли. Даже не верится, что они из пластилина. Хочется протянуть руку и положить их в рот.

Вышивка – это такой вид рукоделия, который не теряет своей привлекательности и в наше время. Кабардинские мастерицы использовали гладь «бэзэр идэ» для вышивки кошельков, сумочек, футляров, шапочек с плоским верхом. Мы украсили гладью вот эти прекрасные скатерти и салфетки. Ими можно накрыть стол в гостиной.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что сегодняшний праздник показал вам, что такие предметы как ИЗО, технологию, музыку нельзя считать второстепенными. Это предметы, где вам прививается любовь к прекрасному, к красоте и труду. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… От пальцев идут творческие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


И нам бы очень хотелось, чтобы чувство прекрасного в искусстве, которому мы вас учили, вы смогли бы понести в свою повседневную деятельность, свой повседневный труд, свои повседневные человеческие отношения.

Спасибо всем, кто пришел на праздник. (пригласить посмотреть выставку).

Материалы.

Надо:

  1. Ваннах «Горный пейзаж»;

  2. Мушаилов «У подножия Эльбруса»;

  3. Индрисов «Верхняя Балкария»;

  4. Трындык «Старый аул»;

  5. Пейзажи детей:

- Эльбрус,

- По дороге к Эльбрусу,

- Пасмурные горы,

- Водопад,

- Горная река,

  1. К. Кулиев «Белая лавина» (отрывок);

  2. Башня Балкаровых, Карча – Кала;

  3. Рисунки сакли, башни;

  4. Коллективные работы «Образ древнего поселения горцев»;

  5. Чеканка (раскладушка, настенные панно);

  6. Тарелочки;

  7. Мозаика.


Надежда Ивановна.

  1. Кабардинский костюм – мужской и женский,

  2. Детские работы – элементы украшения национального костюма.


Жанна Мухатовна

  1. Элементы национального костюма.


  1. Танец мальчиков,

  2. Девичий танец,

  3. Танец мальчиков,

  4. Кабардинский танец.


Лариса Хамидовна.

  1. Вышивка,

  2. Подушки,

  3. Кийизы.


Виктория Владимировна.

Коллективные работы: «Национальный праздник».




8