Архитектура и градостроительство 18 века
Пожалуй, главное отличие зодчества нового времени от русского средневекового состояло в использовании архитектурного ордера.
Ордер в переводе с латинского означает строй, порядок. Действительно, всякое архитектурное сооружение имеет четкий конструктивный порядок: состоит из частей несущих (стен, колонн, пилонов) и несомых (сводчатых и плоских перекрытий).
Главной опорой в греческой архитектуре была колонна и стена. Колонна состоит из трех частей- базы, ствола и капители.
База представляет собой круглое основание, на которое колонна опирается.
Ствол колонны может иметь вертикальные желобки-каннелюры. Они придают колонне стройность, оживляют ее ствол игрой светотени.
Наконец, венчает колонну фигурная капитель - от латинского «головка». Таким образом, античная колонна как бы состоит из головы и туловища. И в самом деле, колонна у греков ассоциировалась с человеческим телом, не редко скульптуры, изображающие людей, - кариатиды, атланты – заменяли колонны.
Тип колонны – важный отличительный признак того или иного архитектурного ордера.
Дорическая колонна – мощная, коренастая, с широкими каннелюрами. Она не имеет базы, да и капитель ее предельно проста: Квадратная плитка (абака) и подпирающая ее круглая каменная подушка (эхин).
Ионическая колонна, напротив, сравнима с женской фигурой. Ствол ее тоньше, чем у дорической, она изящна, стройна. Ионическая колонна покоится на высокой базе а ее капитель имеет четыре красивых завитка – волюты.
Самая нарядная из греческих колонн – коринфская с великолепной капителью, покрытой растительным орнаментом.
Классический ордер стал известен в России на рубеже 15-16 века. В то время в Москве итальянские зодчие строили кремль и его храмы. По сей день Архангельский собор снаружи украшает ордерный декор с пилястрами и карнизами. Однако только в 18 столетии ордер становится основой русской архитектуры. Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится в основу архитектурного образования.
Профессия – архитектор
Слово «архитектор» переводится с греческого как «главный строитель» т.е. все знающий, все умеющий. Действительно, архитектор должен обладать обширными познаниями в различных областях, имеющих отношение к архитектуре и строительству, - математики и физики, истории и искусстве. От зодчего требуется умение рисовать и чертить, производить технические расчеты и составлять расходные сметы. Еще в 1 веке до нашей эры древнеримский теоретик архитектуры Витрувий перечислил те знания, которыми должен обладать зодчий: грамота, рисование, геометрия, оптика, арифметика, история, философия, музыка, медицина, климат, право, астрономия.
С середины 18 века «центром подготовки русских архитекторов стала Академия художеств, созданная в Петербурге. Из ее стен вышли такие выдающиеся зодчие, как Баженов, Старов, Захаров. Теоретическая часть обучения архитектурной профессии в Академии сводилась к длительному изучению классических ордеров. Слушатели учились рисовать ордерные элементы. Молодые люди слушали и курс перспективы. Получив теоретические знания, овладев навыками рисования и черчения, юноши приступали к следующему этапу обучения- самостоятельному составлению композиций на заданные темы.
Новая столица
В мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов за 2-3 десятилетия.
Масштабное строительство новой русской столицы требовало четкой организации, поэтому в 1709 году создается «Канцелярия от строений». При ней открылась школа, где обучали основам архитектуры, позолотному, столярному, штукатурному делу, существовала и своя «живописная команда». Невозможно было обойтись и без квалифицированных зодчих, знакомых с лучшими достижениями европейской архитектуры.
В 1716 году Петр 1 пригласил в Россию выдающегося французского архитектора Жана – Батиста Леблона и поручил ему разработать генеральный план строительства Петербурга.
Петербург рос очень быстро: с 1711 по 1716 г. было построено свыше четырех тысяч жилых домов. Временные деревянные постройки заменили каменные. Центр Петербурга застраивали домами знати. Для императора были возведены два дворца – Зимний и Летний с огромным парком – любимым местом отдыха горожан. Но ни один из дворцов, даже императорский, не мог сравниться с размерами и роскошью с хоромами «полудержавного властелина» Меньшикова. Его огромный трехэтажный дворец имел множество комнат и парадных залов. Ко дворцу прилегал обширный парк с церковью, фонтанами, оранжереями, гротом, скульптурой.
Петербург был возведен на болотистых почвах за рекордно короткое время – к концу правления Петра в городе жило более 70 тыс. жителей. Можно считать это ьнастоящим подвигом, но и оплачен он был невероятно высокой ценой: от болезней, лишений, голода и холода погибло около 100 тысяч строителей новой столицы Российской Империи.
Чудо Петергофа
В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петр 1 заложил в 1714 году дворец Монплезир, что в переводе с французского означает «Мое удовольствие». Позже в Петергофе построил Марлинский дворец. Здесь обычно останавливались знатные особы. Недалеко от Марли был построен двухэтажный павильон Эрмитаж, предназначенный для уединения царя.
Как ни прекрасны дворцы Петергофа, но все-таки не они составляют его славу. Замечательный русский художник и искусствовед Александр Бенуа писал:»Петергоф как бы родился из пены морской».
С фонтанным искусством в России познакомились в петровское время. Старейшими и прекраснейшими являются ныне фонтаны Петергофа. Петр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля, одну из достопримечательностей которого составляют фонтаны. Но Петергоф превзошел Версаль.
В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства – Петропавловская крепость и ее собор, Александро – Невский монастырь, заложены Петербург и Петергоф. В начале 18 века в России сформировались основные принцыпы зодчества нового времени – ордерность, «регулярность». Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.