Рабочая программа по мхк 6 класс данилова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Образовательная область: искусство

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Библия»

Класс: 6

Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.

Год: 2014 – 2015 учебный год

Количество часов: в год – 35, в неделю -1

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала школьников. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Вечные образы искусства. Библия» включает в себя 70% аудиторной деятельности и 30% внеаудиторной, что составляет 25 традиционных уроков и 10 нетрадиционных уроков. Направлена программа на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Библия» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

В 6-м классе обучается 14 учащихся: С данным классом работаю второй год, по результатам обучения МХК в 5 классе выявлено, что дети находятся на разных уровнях развития.

На высоком уровне занимается –Скипина Инна, Варламова Наташа, Зайцева Даша, Гречкин Коля.

На среднем уровне занимаются – Бочарова Кристина, Васильев Паша, Гурулев Алеша, Рубан Диана, Гончарова Катя, Задорожин Алеша, Лычагин Игорь.

На низком уровне занимаются –.Муллахметов Ренат, Сучков Данил.

Карпухов Виталя имеет справку ПМПК 7 вида

Используемая образовательная система.

Достижению результатов обучения способствует применение системно- деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии), способствующие формированию УУД. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивирование к самостоятельной работе.

Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.

Форма обучения: классно-урочная.

Методы организации учебного процесса:

а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;

б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).

Методы и приемы обучения: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).

Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Знание основных библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него невозможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений.

Человек, однажды познавший, что есть жизнь духа, более высокая, чем разума, единственно способная удовлетворить человека, не сможет жить, не припадая постоянно к этому живительному источнику.

Сегодня мы ищем потерянную дорогу к храму - храму в душе человека.

У детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу -дать детям основы христианской веры и жизни.

В современных условиях необходимо доказывать бытие Божие, доказывать истинность Библии, доказывать духовно-нравственные основы жизни человека.

Рассказы из Библии следует подтверждать примерами жития святых и другими примерами из обыденной жизни, чтобы ребенок понял и усвоил, что Библия не теория, не наука, а сама жизнь.

Общеобразовательная школа - культурный институт, способный показать ребятам мир во всем его многообразии. Научить ребенка смотреть и видеть - задача каждого педагога, через свой предмет, свою любимую науку вдохнуть стремление к самообразованию, к расширению границ знания.

Смотреть на мир и видеть - это разные понятия. Научить видеть - это, во-первых, читать символы и знаки эпохи, времени, во-вторых, постигнуть образное решение автора, в-третьих, научиться сопереживать творцу, в-четвертых, аргументированно выражать свои переживания, мысли.

Систематическое обучение визуальной грамоте прививает ребятам важные образовательные навыки. На полное усвоение ими увиденного уходит довольно-таки много времени и энергии. Не все увиденное можно сразу понять, за любым явлением культуры, будь то фильм, живописное полотно, спектакль, стоит масса информации, которую нужно усвоить. Смотришь на храм, фотографию, фреску, скульптуру... довольно долго и пытаешься понять, что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо.

Для того, чтобы урок был продуктивным и логически стройным следует тщательно отобрать демонстрационный, литературный и прочий материал, четко сформулировать поставленную перед классом проблему, дать план ответа. Задания должны активизировать мыслительный процесс учащихся и в то же время быть посильны для выполнения. Распределение заданий учителем позволяет учесть индивидуальные возможности учащихся.

Работа группами. Состав групп объявляется учителем перед началом урока, выборка происходит произвольно. Это дает возможность избежать дезорганизации в начале урока. Распределять группы следует исходя из условий и комплектации кабинета.

Каждая группа получает свое задание в закрытых больших конвертах, которые раскрываются одновременно и только по сигналу учителя. На ознакомление с заданием и решение проблемы отводится не более 5-7 минут. Во время самостоятельной работы учащихся учителю следует контролировать работу в группах, по необходимости уточнять задания, давать пояснения.

Во избежание монотонности урока следует разнообразить и виды деятельности самих групп. Здесь уместны и небольшая инсценировка-импровизация, и работа с литературными источниками, иллюстративным материалом, картографическая и словарная работа и т.д.

Итеративность содержания урока позволяет вводить подобное разнообразие.

Ответы учащихся у доски могут сопровождаться мультемедийной презентацией, подготовленной учителем заранее. По ходу урока на доску вывешиваются: сопроводительная информация, прозвучавшая при ответах, термины, демонстрационный материал. К концу урока доска оказывается заполненной и подготовленной к заключительным выводам.

Хотелось бы отметить значение на уроках данного курса межпредметных связей, в первую очередь с литературой и изобразительным искусством. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  1. Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

  2. Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

  3. Накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

  4. Формирование творческого отношения к проблемам;

  5. Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

  6. Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

  7. Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные:

  1. Формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

  2. Выявление причинно-следственных связей;

  3. Поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

  4. Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

  5. Формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

  6. Применение методов познания через художественный образ;

  7. Использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

  8. Определение целей и задач учебной деятельности;

  9. Выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике;

  10. Самостоятельная оценка достигнутых результатов.

Познавательные:

  1. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  2. Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

  3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  4. Ориентировка на разнообразие способов решения задач;

  5. Структурирование знаний;

  6. Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

  7. Уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;

  8. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  9. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  10. Умение осуществлять сравнение, ситуацию и классификацию по заданным критериям;

  11. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

  12. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  13. Доказательство;

  14. Выдвижение гипотез и их обоснование;

  15. Формулирование проблемы;

  16. Самостоятельное создание способов решения.

Регулятивные:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;

  2. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  3. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  4. Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;

  5. Адекватно воспринимать оценку учителя;

  6. Различать способ и результат действия;

  7. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  8. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  9. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

  1. Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  3. Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  4. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  5. Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  6. Уметь задавать вопросы;

  7. Уметь контролировать действия партнера;

  8. Уметь использовать речь для регуляции своего действия;

  9. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  10. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

По предмету:

  1. Наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

  2. Восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

  3. Осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  4. Усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  5. Усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условностей языка искусства;

  6. Различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

  7. Классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

  8. Осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

  9. Уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

  10. Формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

  11. Развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

  12. Умение видеть свои ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

  13. Реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.


Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся


В результате изучения курса МХК в 6 классе обучающиеся должны


знать/понимать:

- библейские сюжеты как источник образов мирового искусства,

- историческую основу и структуру Библии,

- значение Библии как основы духовной и нравственной жизни человека и мировой культуры,

- виды и жанры искусства, их особенности;

уметь:

- узнавать героев библейских сюжетов в произведениях мирового искусства,

- сопоставлять сюжеты и героев для выявления нравственного смысла,

- проводить параллели с сюжетами и героями древнегреческих мифов и русского фольклора,

- различать способы изображения и выражения в различных видах искусства.











Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.

2. «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»
3.
Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре. Учебник. 6 кл.- М.: Просвещение, 2006.



УМК для учащихся:

1. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

4. Библейская энциклопедия. -М, 1990

5. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной
культуры в школе: Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2002.

6. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной
культуры в школе: Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Бурдова Л. Художник читает Библию. / «Юный художник», 1995.

8. Захарова И. Библейские мотивы в литературе, музыке, изобразительном
искусстве- /Приложение к газете «Первое сеотября». 1998, № 41.

Коротков А. Вавилон./«Первое сентября». 1995, №67.

9. А.Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи. /Приложение к газете
«Первое сентября», 2000.















Список литературы.

1. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 5-6 кл. - М.: Дрофа, 2007.

2. Толковая Библия. - Стокгольм, 1987.

3. Библейская энциклопедия. -М, 1990.

4. Закон Божий для семьи и школы. - М, 1990.

5. Сказание о земной жизни. Пресвятой Богородицы.- М., 1990.

6. Библия и русская литература. Хрестоматия. /Под. ред. М.Г.Качурина -
Санкт-Петербург, 1995.

7. Священная история для детей. /Под ред. М.А. Львовой.

8. Лопухин А.П. Новый Завет.

9. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной
культуры в школе: Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2002.

10. Бурдова Л. Художник читает Библию. / «Юный художник», 1995.

11. Захарова И. Библейские мотивы в литературе, музыке, изобразительном
искусстве- /Приложение к газете «Первое сеотября». 1998, № 41.

Коротков А. Вавилон./«Первое сентября». 1995, №67.

12. А.Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи. /Приложение к газете
«Первое сентября», 2000.





Содержание курса представлено в календарно-тематическом планировании.

Календарно тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во ч.

Форма проведения урока

УУД

Элементы содержания

Домашняя работа

Сюжеты и образы Ветхого Завета


1

Сотворение мира

1

Вводный

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы

Выделение и формулировка познавательной цели;

Подведение под понятие

Регулятивные: целеполагание, планирование, определение границ знаний

Коммуникативные:

Постановка вопроса,

Умение выражать свои мысли, владение монологической речью

Личностные:

Формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Создание жизни — главное творение Бога. Символическое понятие Рая. Микеланджело «Отделение света от тьмы» — роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Начало творения мира и его символический смысл. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Фреска Микеланджело «Сотворение светил» и картина Я. Тинторетто «Сотворение животных». Величественная картина сотворения мира в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира» — восторженный гимн жизни и Человеку. Фрагмент «Сотворение мира» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

Стр. 7-13

Вопросы 1,2

2

Жизнь первых людей на Земле.

1

Урок- презентация

Личностные: формирование

творческого подхода к обучению.

«Сотворение Адама» — фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. Сопоставление фрески с картинами У. Блейка («Сотворение Адама») и М. Шагала («Сотворение человека»). Фреска Микеланджело «Сотворение Евы», ее аллегорический смысл. Сила человеческих чувств и красота любви в картинах А.Дюрера «Адам» и «Ева». Картины В. Васнецова «Блаженство Рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая», трагический драматизм, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Отражение библейской легенды о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» в музыке А. Петрова к балету «Сотворение мира». Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

Стр. 15-23

3

Каин и Авель.

1

Комбинированный урок

Предметные:

Научиться заполнять форму сведений о персонаже, знакомство с опорной формой.

Ознакомиться с новыми терминами,

научиться задавать вопросы к прочитанному.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Подведение под понятие.

Р:выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: аргументация мнения;

Учёт различных мнений;

Использование различных мнений для формирования единого вывода (постановки проблемы)

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Легенда об Авеле и Каине — преступление против кротости и смирения, ее поучительный нравственный смысл. Фреска Феофана Грека «Праотец Авель». Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Авель». Картины Тициана и А. П. Лосенко «Каин» и «Авель» — символическое воплощение сюжета. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д.Байрона «Каин». Каин — бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Стихотворение В. А. Жуковского «Братоубийца», выраженная в нем идея вечного наказания Каина. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.


Стр. 25-31

4

Всемирный потоп.

1

Урок презентация

Предметные:

Ознакомиться с новыми терминами,

научиться задавать вопросы к прочитанному.

Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Подведение под понятие.

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Структурирование знаний

Р:

выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Управление поведением партнёра.

Л: Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Картина Я. Бассано «Вход животных в Ноев ковчег», оживленная атмосфера происходящего, многофигурность и сложность композиции. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана — художественный образ всемирной катастрофы. Сопоставление фрески Микеланджело с картиной Ф. Бруни «Всемирный потоп». Мозаика «Ной выпускает голубя из ковчега» в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

Стр. 32-35

5

Легенда о Вавилонской башне

1

Урок- путешествие (интегрированный урок формирования знаний)

Предметные:

Ознакомиться с новыми терминами,

научиться задавать вопросы к прочитанному.

Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Подведение под понятие.

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Структурирование знаний

Р:

выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Управление поведением партнёра.

Л: Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Легенда о Вавилонском столпотворении, ее глубокий поучительный смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля — наглядный урок людской глупости, человеческой гордыне и греховной самонадеянности. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Вавилон». Стихотворение поэта как символическое напоминание о грядущем возмездии для человечества. Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».

Стр.36-39

6

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама.

1

Комбинированный

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, работать с литературой.

Миссия праведного Авраама — сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Бога Аврааму в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. «Троица» Андрея Рублева — глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение. Отход автора от византийских и греческих канонов изображения сюжета. «Троица» Андрея Рублева — художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Сопоставление произведений Феофана Грека и Андрея Рублева с иконой С. Ушакова «Святая Троица».

Стр. 39-44

7

Жертвоприношение Авраама.

1

Урок формирования умений и знаний

Предметные:

Продолжение обучения составлению опорной схемы. Заполнение недостающих звеньев.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Р:выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: умение работать в группе, в паре, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения партнёра, формирование общей точки зрения на проблему

Л: Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама». Немое противоборство, негодующий вызов небесам потребовавшим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу.«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Напряженность и драматизм происходящего, переданные различными художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Исаак и Авраам» (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч, ползущих по небу». Фрагмент «Жертвоприношение Авраама» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности трактовки сюжета.

Стр. 45-49

8

Чудесный сон Иакова

1

Комбинированный

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах, формирование эстетической культур.

Сюжет «Благословения Иакова» в картине Рембрандта, таинственность происходящего события. Видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо. Картины Д. Фетти и X. Риберы «Сон Иакова» как чудесное воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа. Картина Э. Делакруа «Иаков, борющийся с ангелом». Неистовое упорство небесного посланника и бесстрастное спокойствие Иакова — избранника Бога. Иаков и Рахиль в картине П. Веккио, особенности интерпретации образов. Стихотворение А. Ахматовой «Рахиль» из цикла «Библейские стихи».

Стр. 49-54

9

Иосиф и его братья.

1

Изучение нового материала

Предметные: Знать термины предыдущих уроков, самостоятельно заполнять две ячейки из опорной таблицы

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: контроль

Коррекция

выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей.

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья, продажа в рабство. Картина К. Д. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа превратностям судьбы. Сопоставление с картиной С. Бурдона «Продажа Иосифа в рабство». Дальнейшая судьба Иосифа в Египте. Особый дар провидения, снискавший расположение египетского фараона. Великодушие Иосифа, сумевшего простить коварных братьев и вернуться в родительский дом. Т. Манн «Иосиф и его братья».

Стр. 55-60

10

Мечты о Земле Обетованной

1

Комбинированный

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности.

Избранность Моисея Богом. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед пылающим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении К. М. Фофанова «Неопалимая Купина». Переход израильтян через Чермное (Красное) море. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг...». «Сбор манны в пустыне» — картина Н. Пуссена. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» — рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле Обетованной.

Стр. 61-65

11

Скрижали Моисея.

1

Урок-лекция

Предметные: Задавать вопросы по прочитанному тексту, работать в паре.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

3)Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Сюжет «Поклонения золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. «Моисей со скрижалями законов» в картине Рембрандта. Испытание слабых и неверных людей ядовитыми змеями в картине Ф. Бруни «Медный змий». Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей». История создания образа. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева. Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Я. Брюсова «Моисей». Фрагменты художественного фильма «Моисей», особенности интерпретации сюжета

Стр. 66-70

12

Самсон, раздирающий пасть льва.

1

Комбинированный

Предметные: Самостоятельно заполнять опорную таблицу, проводить взаимный контроль заполнения таблицы, формулировать вопросы для соседа по изученному материалу (дом. задание).

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

3) Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Богатырь Самсон — судья израильского народа. Гравюра А.Дюрера «Самсон убивает льва»: необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. История создания; А. С. Пушкин о скульптурном памятнике. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Самсон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона». Мужественная гибель героя в стихотворении Н. Языкова «Самсон». Музыка К. Сен-Санса к опере «Самсон и Далила». Фрагменты художественного фильма «Самсон».


Стр. 71-76

13

Саул царь Израиля и Давид.

1

Урок-диалог. Защита проекта

Совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Великая миссия Саула — первого израильского царя. Давид — его достойный преемник. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Противостояние героев. Поединок Давида и Голиафа, его глубокий поучительный смысл. Скульптура Донателло «Давид». Образ Давида в скульптуре Микеланджело — нравственный эталон эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульптурой Л. Бернини «Давид», их отличительные особенности.Фрагменты из художественного фильма «Царь-Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда, особенности интерпретации сюжета.

Стр. 77-82

14

Псалмопевец Давид.

1

Урок-презентация

Предметные: Знать термины предыдущих уроков(промежуточный контроль), анализировать прочитанное, давать этическую оценку происходящему, обучение составлению тестовых заданий.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт «Не отверже мене во время старости» и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь. Стихотворение К. Романова «Псалмопевец Давид». Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта «Давид и Ионафан». Царь Давид и красавица Вирсавия. Картина К. Брюллова «Вирсавия». Драматический характер их первой встречи. Картина Рембрандта «Давид и Урия». Фрагменты из фильма «Царь Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда


Стр. 84-90

15

Мудрость царя Соломона.

1

Комбинированный

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, представлять результаты своей деятельности

Избрание Соломона царем Израиля. «Песнь песней» царя Соломона — непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Понятие о жанре притчи. Притча о двух матерях («Соломоново решение») в картине Н.Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Фрагменты из повести А. И. Куприна «Суламифь». Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.

Стр. 91-101



16

Рождение и юность Марии.

1

Урок- диспут

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков(промежуточный контроль), анализировать прочитанное, давать этическую оценку происходящему

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Жоржа де ла Тура «Воспитание Богоматери». Картина Жоржа де ла Тура «Плотник Иосиф». Духовная близость членов святого семейства. Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета

Стр. 103-106

17

Благая Весть.

1

Изучение нового материала

Предметные:

Самостоятельная работа с кластерами, с использованием наглядного материала

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Евангелие от Луки и апокрифы — основной источник воплощения сюжета Благовещения в произведениях искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина « Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение».«Благовещение» Фра Беато Анджелико. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение» (Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи. Праздник Благовещения на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне».

Стр.107-113

18

Чудесное рождение Христа

1

Изучение нового материала

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков, пересказывать прочитанное, обучение составлению вопросов для теста.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово» (круг художников Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны, высокой значимости происходящего. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б.Л.Пастернака «Рождественская звезда». Праздник Рождества Христова на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт «Небо и земля» Р. Дегтярева, «Христос рождается» Д. Аллеманова, «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Рождественский концерт» В. Титова.

Стр.114-117

19

Поклонение волхвов.

1

Урок-лекция

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков, анализировать прочитанное, давать этическую оценку происходящему, обучение составлению тестовых заданий.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Особенности трактовки сюжета «Поклонения волхвов» в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Рождественская звезда».Картина «Поклонение волхвов» С. Боттичелли. Библейский сюжет как повод прославления семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции. Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картина «Поклонение пастухов» Эль Греко. Трактовка сцены как волшебного видения.

Стр. 118-123

20

Образы Сретения

1

Урок самостоятельной работы

Предметные:

работать в группе, самостоятельно извлекать нужную информацию, составлять рассказ по новому материалу.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Принесение первенца в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Символическое звучание сцены как «встречи» уходящего века с миром новым. Сюжет Сретения в древнерусской живописи. Новгородская икона «Сретение» и переданная в ней торжественность происходящего. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Духовное песнопение праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», символизирующее встречу старого и нового миров.

Стр.125-129

21

Бегство в Египет

1

Изучение нового материала

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков, пересказывать прочитанное, составлять вопросы по прочитанному, заполнять опорную схему.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Картина П. Брейгеля «Перепись в Вифлееме». Особенность изображения Марии и Иосифа. Фреска Джотто «Избиение младенцев». Картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Фреска Джотто «Бегство в Египет». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворениях В. Ходасевича «Вечер» и И. Бунина «Бегство в Египет»..

Стр.131-135

22

Проповедь Иоанна Крестителя

1

Изучения нового материала

Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе

Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне». Картина П. Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность представленного в ней сюжета. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»). Трагизм дальнейшей судьбы Иоанна Крестителя. Роковая роль Ирода и Саломеи в жизни пророка. Картина Лукаса Кранаха Старшего «Саломея» и ее символическое звучание.

Стр.136-142

23

Образы Крещения

1

Урок- презентация

Предметные:

Пересказывать прочитанное, составлять вопросы по прочитанному, отвечать на вопросы соседа

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Кашинского иконостаса. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» Пьеро делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса». Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева и романе И. С. Шмелева «Лето Господне». Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».

Стр. 143-147

24

Творимые чудеса.


1

Комбинированный

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков,составлять опорные схемы, задавать вопросы к прочитанному.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом и его поэтическая интерпретация в стихотворении А. А. Фета «Когда Божественный бежал людских речей...». Картина Дуччо «Искушение Христа» и ее символическое звучание. Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы. «Брак в Кане» Джотто и П. Веронезе. Картина Рафаэля «Чудесный улов». Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира». Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении И. Анненского «Дочь Иаира». Фреска Мазаччо «Чудо со статиром».

Стр. 149-158

25

Нагорная проповедь.

1

Комбинированный

Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике.

Начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов. Фреска Д. Гирландайо «Призвание апостолов Петра и Андрея». Нагорная проповедь Иисуса — центр христианского учения. Отражение в ней заповедей блаженства, любви к ближнему и необходимости совершения добрых дел. Глубокий поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Н. Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Сюжет «Преображения» Иисуса Христа в картине Рафаэля.

Стр. 160-164

26

Притчи Христа.

1

Комбинированный

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков, анализировать прочитанные притчи, давать этическую оценку происходящему .

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Развитие понятия о жанре притчи. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее глубокий иносказательный смысл. Поэтические трактовки притчи в стихотворениях А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Н. А. Некрасова «Сеятелям». Притча о блудном сыне — притча о добродетелях покаяния и прощения. Аллегория человеческой жизни в картине И. Босха «Блудный сын». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — духовное завещание художника грядущим поколениям. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П.Брейгеля «Слепые». Обобщенный образ человеческой трагедии, духовная слепота, берущая верх над слепотой физической. Контрастность пейзажа.

Стр. 165-171

27

Тайная вечеря.

1

Комбинированный

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями.

Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов — два аспекта толкования сюжета. Литературная трактовка сюжета в рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот» (фрагменты). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — истинная драма человеческой души. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Н. Ге «Тайная вечеря».

Стр.172-181

28

Моление о чаше.

1

Комбинированный

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков,

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Л. Пастернака «Гефсиманский сад». Картина Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад». Картины А. Мантенья и Эль Греко «Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении А. Апухтина «Моление о чаше». Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Высокое благородство, смиренное достоинство и мудрость Христа. Низменное коварство и злоба Иуды. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда».

Стр. 182-186

29

Что есть истина?

1

Комбинированный

Предметные:

Знать термины предыдущих уроков, анализировать новый материал, формулировать вопросы по прочитанному .

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Христос перед судом Пилата. Новелла «Понтий Пилат» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина Я. Тинторетто «Христос перед Пилатом». Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа». Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа. Величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.

Стр. 187-198

30

Страсти Господни.

1

Комбинированный

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Изображение трагического чувства неотвратимой гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Срывание одежды»). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда» («Христос молился...»). Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость веры. Фреска Джотто «Несение креста». Трагизм происходящего, четкая детализация образов. Картина И. Босха «Несение креста». Мастерство композиции, роль пейзажа и художественных деталей.Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Н. Ге «Голгофа». Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа.

Стр. 199-207

31

Распятие.

1

Комбинированный

Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой

Эволюция Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи. Общность и различия в его изображении, использование условного языка символов. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Иконы «Распятие» (музей Андрея Рублева в Москве) и Дионисия. «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта). Идеал спокойного достоинства и равновесия духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе «Голгофа». Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Два варианта «Распятия» в творчестве Н. Н. Ге — всеобъемлющий символ страдания и жертвенной любви к людям.

Стр. 208-215

32

Снятие с креста.

1

Комбинированный

Пр.: Знать термины предыдущих уроков, выступать с сообщением, работать в группе, участвовать в прообразе семинара.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена как отражение величайшей трагедии человечества. Картина П. Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста» — повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью.

Стр. 217-223

33

Пьета.

1

Комбинированный

Пр.: Знать термины предыдущих уроков, анализировать прочитанное, составлять тестовые задания по новому материалу.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Структурирование знаний

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Пьета (оплакивание) — изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. А. Жуковского «Stabat Mater», выраженные в нем чувства и переживания материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти как абсолютной реальности в картине А. Мантенья «Мертвый Христос». «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Дальнейшее развитие темы в других произведениях на этот сюжет («Пьета», 1550—1555 и «Пьета Ронданини», 1955—1564). Скорбь матери, оплакивающей сына, — вечная, непреходящая тема музыкального искусства. Музыкальные интерпретации сюжета «Пьеты» («Stabat Mater» Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно).

Стр. 224-227

34

Воскрешение и Вознесение Христа.

1

Комбинированный

Пр.:

Знать термины предыдущих уроков, ознакомиться с произведениями искусства различных видов, формулировать вопросы по увиденному (услышанному).П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Извлечение необходимой информации из текстов;

Использование знаково-символических средств;

Построение речевого высказывания;

Установление причинно-следственных связей

Определение основной и второстепенной информации

Постановка и формулирование проблемы

Структурирование знаний

Выполнение действий по алгоритму

Р: выполнение пробного учебного действия;

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Волевая саморегуляция и точное выражение мыслей

К: Планирование сотрудничества с учителем и сверстником

Постановка вопроса

Умение выражать свои мысли

Владение диалогической и монологической формами речи

Л:

1)Формирование

способности работать самостоятельно

2)Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Явления воскресшего Христа и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Древнерусская икона «Воскресение» мастера Дионисия, ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Сюжет «Трапезы в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданное энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта «Неверие Фомы». Сюжет «Вознесения Христа» в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа.

Стр. 229-236

35

Турнир знатоков

1

Викторина

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями

Подведение итогов работы за учебный год