Урок Скульптуры для 1 класса по теме: Лепка Дымковской игрушки «Игрушка», «Лошадка», «Птица», «Барышня».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Елена Викторовна Каргова

МБОУ ДО «Детская художественная школа», г.Биробиджан

Дымковская игрушка

(авторский урок по программе «Скульптура»)

Тема урока: Лепка Дымковской игрушки «Игрушка». «Лошадка», «Птица», «Барышня».

Тип урока: сообщение нового материала.

Цели: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.

Задачи:

познакомить детей с произведениями народного творчества мастеров с. Дымково,

дать понятие о народной игрушке,

показать последовательность ее изготовления.

Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Материалы к уроку:

Оборудование для учащихся: глина; стеки; подставка для скульптуры, скульптурные столики;

Оборудование для учителя – Наглядно-иллюстрированный материал: плакаты с изображением этапов лепки барашка, петушка, лошадки, жар-птицы, нянюшки, глина, стеки, дымковские игрушки.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа об истории дымковской игрушки;

  3. Беседа о приемах работы с глиной (с помощью таблиц и репродукций).

  4. Практическая работа - лепка персонажей дымковской игрушки.

  5. Подведение итогов работы - просмотр и коллективное обсуждение работ учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент.

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих.

  1. Беседа об истории дымковской игрушки;

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы ... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите! (Демонстрация игрушек.)

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

ДЫМКОВО

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фафанов

В начале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька...

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки...

Но мы-то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл?!

Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

  1. Беседа о приемах работы с глиной.

Игрушки, о которых мы говорим, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

Для производства Дымковских игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами.

Методы лепки:

1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

3. Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.

  1. Практическая работа - лепка персонажей дымковской игрушки.

Чтобы прикоснуться к удивительному миру народной игрушки, возьмите в руки хорошо перемятую глину и приступайте к лепке игрушки «няньки».

Посмотрите на схемы-таблицы. Из куска глины величиной с хорошее куриное яйцо скатайте в ладонях шарик. Вдавите в него указательный палец на глубину примерно двух фаланг. Пережмите левой рукой шарик в середине, разделив его на две части. Причем нижняя часть должна быть больше, чем верхняя. Получится фигура, напоминающая неваляшку. Из верхней части лепят туловище, голову и руки, из нижней – юбку в виде колокола. Глубина юбки – колокола должна соответствовать длине указательного пальца. Чтобы получить форму колокола. Глину постепенно обминайте вокруг указательного пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше и тоньше, его объем будет увеличиваться.

Затем стенки колокола промните между указательным пальцем, находящимся внутри, и большим, расположенным снаружи. Когда толщина стенок будет равна примерно 5 – 6 см, переходите к лепке туловища, головы и рук. Ком глины, расположенный сверху, разделите на две части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, а из верхней - голову. Подровняв ножом снизу юбку – колокол, фигурку укрепите на дощечку, которую можно держать на коленях либо поставить на стол. Наметьте талию и руки, а из верхней части слепите голову вместе с головным убором – кокошником. Затем вылепите из глиняной массы руки. Фартук выполняется отдельно. Его вырезают из тонкой пластины, а перед самой наклейкой вдоль нижнего края пальцами делают сборки. Смочите фартук водой и прижмите его как можно плотнее в тех местах, где нет складок. Вслед за фартуком наклейте на фигурку накидку, вырезанную также из тонкой глиняной пластины. Фигурка «нянюшки» готова, остается только вложить ей в руки младенца (Рисунок 1).

Приступая к лепке «младенца», раскатайте небольшой валик. Из одной его части вылепите голову с чепчиком, из другой – ноги. Стекой сделайте на чепчике складки. Остается только из тонкой пластины изготовить платьице, сосборить его и прикрепить к фигурке «младенца». На завершающем этапе вложить «младенца» в руки «нянюшки».

Лепка жар-птицы. В отличие от фигурок людей жар-птицу полностью лепят из целого куска глины. Тщательно разомните в руках глиняный ком и придайте ему яйцевидную форму. Затем, укрепив на дощечке, разделите сверху на две части. Из одной части вылепите голову, туловище и ноги, а из другой хвост и крылья. Заканчивают лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгибают волнообразно пальцами. [4]

Особенности лепки персонажей дымковской игрушки.

Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо обминанием комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для данной композиции. Вместе с головкой лепятся пупырышек — бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придаю-щий всем дымковским игрушкам характерную особенность.

Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху "колбаскам", немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, здесь будут несколько иной формы, чем у женских образов.

Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части, которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных — четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей. [1]

  1. Итог урока. Выставка-обсуждение работ. Оценка работ. Уборка рабочих мест.


Список использованных источников и литературы:

1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М.: Просвещение, 1979. 142 с.

2. А. А. Грибовская. Детям о народном искусстве пособие для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 2002.

3. Основы художественного ремесла. Практ. пособие для руководителей школ. Кружков/В. А. Барадулин, Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и др.; - М.: Просвещение. 1979.

4. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999 -144 с.