Конспект урока в 8 классе
Калгановой Ирины Юрьевны,
учителя МКОУ «СШ №1 г. Жирновска»
Волгоградской области
« Архитектура пространственной среды современного города»
( Коллективно-групповая работа в 8 классе по созданию
макета города из различных материалов )
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об архитектуре, её языке, особенностях, памятниках русского и зарубежного зодчества и их создателях
Задачи урока:
1. Закрепление основополагающих знаний об архитектуре , используя метод проекта
( язык, виды, средства выражения, планировка городской среды, произведения зарубежных и отечественных зодчих )
2. Закрепление умений конструировать простейшие архитектурные композиции, моделировать основные процессы работы зодчего
над образом здания.
3. Развитие у учащихся в ходе коллективного творчества взаимопомощи , дружбы, коммуникативных качеств, артистизма.
Материалы для учащихся: бумага, ножницы, клей, картон
Литературный ряд: Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного» //
МСК, «Книголюб», Москва, 2000
Музыкальный ряд: классическая и современная инструментальная музыка
Вступительная речь главного архитектора.
Ход опроса учителя ИЗО.
Инструкции для каждого отдела с развертками.
Краткие сообщения по группам.
Образец лицензии.
Кроссворд.
Вступительная речь главного архитектора.
После звонка
Входит главный архитектор к столу и обращается к сидящим.
- Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались на экстренное совещание по очень важному поводу – к нам приехал представитель независимой проверяющей компании, который даст оценку нашим знаниям и в случае успешных результатов тестирования, мы получим лицензию и право разрабатывать новые проекты.
- Итак, я представляю нашу гостью Калганову Ирину Юрьевну (входит)
- Хочу представить и Вам, Ирина Юрьевна, наш художественный совет:
1 - «Отдел общественной архитектуры» (во главе с ______________________)
2 – «Отдел планирования жилой архитектуры» (во главе с _______________)
3 – «Отдел градостроительства» (во главе с ____________________________)
4 – «Отдел реставрации старых зданий» (во главе с _____________________)
5 – «Отдел ландшафтной архитектуры» (во главе с ______________________)
6 – «Отдел промышленной архитектуры» сегодня отсутствует, в связи с командировкой
III Инструкция
Внимательно рассмотри план сборку и разбери все по элементам.
Рассмотри, какие части развертки сгибают и склеивают, (вырезают).
соотнеси элементы с их количеством по плану и склей.
Не теряй время на разговоры! На всю работу у тебя (у вас) 20 минут.
после сборки отнеси макет к планшету.
Готовьтесь к сообщениям вместе, распределите роли:
1 – рассказывает об архитекторе (кто, когда, где)
2 – добавляет о его созданиях (что, где)
3 – показывает фоторепродукции
4 – показывает итоги работы вашего отдела
Сообщение I группы (общественных зданий)
Наш отдел занимается организацией и конструированием макетов общественных зданий. И нам близки слова замечательного архитектора Алексея Викторовича Щусева: «Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью.» Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизнью, не считая их застывшими и неподвижными.
С детства Алексей считался самым одаренным в семье. После окончания гимназии поступил в Академию художеств на архитектурное отделение.
В период учебы он копировал исторические памятники русской архитектуры, побывав в Средней Азии, сделал детальные обмеры памятников Самарканда.
Свой дипломный проект в Академии – «Боярскую усадьбу» он защитил с золотой медалью.
В 1907 году к Щусеву приходит успех. Ему делают предложения, дают заказы.
В 1913 году по проекту Щусева в Венеции был построен выставочный павильон.
Его таланту принадлежат и другие работы:
Казанский вокзал в Москве;
Мавзолей Ленина на красной площади;
Планировка кольцевой линии Московского метро;
Государственная библиотека им. В.И. Ленина;
Пристройка к Государственной Третьяковской галерее.
Алексей Викторович был назначен главным архитектором Москвы. Подлинным украшением города стали его проекты:
Дома культуры железнодорожников;
Планировка магистрали Ленинградского проспекта;
Москворецкий мост;
Площадей и улиц Москвы
Творчество Алексея Викторовича Щусева является для нас примером. Мы представляем для нашего города здания общественного назначения универмаг и офис финансовой компании.
Сообщение II группы (градостроительство)
Архитектура – это искусство проектировать и строить здания, организовывать пространство вокруг человека.
Архитектуру – Гоголь называл «летописью мира»
Шеллинг – «застывшей музыкой»
Гете – «безмолвной музыкой»
Виктор Гюго – «искусством вписывать линии в небо»
Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда. В которой он существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в тоже время всегда связана с окружающим пространством.
Нам близки и понятны слова древнего архитектора Витрувия, который назвал основными качествами архитектуры: пользу, прочность, красоту. Мы пытаемся создать образ современного города с красивыми парками, удобными и прочными домами. В нашем городе есть и старый городец, основанный в прошлые века. С него и начинался он когда-то.
На Руси города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовется по-разному (кром, детинец, кремль). За стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое (терема, палаты торговые ряды соборы церкви). Улицы города были узкими, зажатыми заборами. Застраивали город без правил, без плана – кто как хотел, как получилось. А нынче – все планируется. Улицы широкие (с бульварами, скверами, площадями), жилые микрорайоны устраиваются цельно (как микрогород).
Сообщение III группы (отдел реставрации)
Наш отдел занимается изучением, восстановлением (реконструкцией) старинной архитектуры. С древних пор Русь славилась лесами, самый доступный строительный материал – это было дерево. Города и поселки, княжеские терема, храмы – все строилось из дерева. До наших времен сохранились такие архитектурные памятники, как Кижи – «Остров игрищ» - один из островов в Онежском озере.
На острове Кижи – бережно сохраняется поселок, состоящий из десятка домов и трех несравненной красоты церквей. Преображенская церковь (купола) купола, построенная при участии Петра I в году поражает зрителя легкостью, чешуйчато-серебристыми куполами и «бочками». В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском. «Несравненной сказкой куполов» назвал Игорь Грабарь Преображенскую церковь. Такой удивительной не знает история всего мира. Построена прочно, ловко, безупречно организовано. В народе недаром есть поговорка: «Где просто – тут ангелов сто, где мудрено – тут нет ни одного».
сохранились деревянные сооружения и в Архангельском государственном музее деревянного зодчества. Нам стала интересна Колокольня (конца 16 века) из деревни Кулига. Мы решили ее реконструировать. Интересна она тем, что служила в старину сторожевой башней, стала прообразом первой шатровой колокольни.
Восстановим по чертежам макет Новгородского храма – церкви Спаса Преображения на Ильине улице ( 14 век). В старом городце представлены на макете и жилые бревенчатые избы.
Сообщение IV группы (планировка жилой архитектуры)
Очень важным видом является жилая архитектура. Начинается работа зодчего с изучения документов, места постройки, ландшафта. Затем создается эскиз в рисунках, затем разрабатывается технический проект, после этого создаются макеты новостроек, и наконец – рабочие чертежи и меты. Архитектор осуществляет постоянный надзор за строительством своего детища.
Огромный вклад в развитие современной архитектуры внес французский архитектор Ле Корбюзье – величайшая фигура 20 века. Его настоящее имя Жан Шарль Эдуард Жаннере. Ле Корбюзье – архитектор, который мыслил как инженер, опирался не на внешний облик, а на цифры, расчеты. В 20-х годах формирует 5 своих принципов домостроения:
- дом на столбах
- с плоской крышей
- с гибкой внутренней планировкой
- ленточными окнами
- со свободно организованным фасадом.
3. Здание будто парит в воздухе, под ним – газоны, на его крыше сад, беговая дорожка, плавательный бассейн. Его ленточные окна и стеклянные экраны открыты свету, они прозрачны, легки. Человек в этом доме не чувствует себя узником, заключенным в каменную скорлупу. Он не изолирован от природы. Свобода – и разнообразие – вот главные элементы эстетики Ле Корбюзье.
4. Это человек, наделенный «холодным умом и горячим сердцем», был вечным борцом на позициях современной архитектуры. Его архитектурные творения разбросаны по всему миру:
Капелла в Роншане
дворец текстильной ассоциации в Ахмедабаде
Жилой дом Ля Роша под Парижем
Здание Центросоюза в Москве
Что может быть важнее жилищной архитектуры?
«Проблема жилища – первая из всех проблем. Работа, перемещение в пространстве – все это стоит на втором плане. Жилище – это ключ ко всему» Ле Корбюзье.
Сообщение V группы (ландшафтная архитектура)
сегодня при типовой застройке жилые районы становятся похожими друг на друга (как в фильме «Ирония судьбы»). Как же сделать так, чтобы каждый район, каждый двор имел свой особенный облик. Над созданием парков. Садов, скверов, работают ландшафтные архитекторы.
Используя все средства садово-паркового искусства, они создают целые городки из малых архитектурных форм, что конечно, разнообразит облик города. Из истории паркового искусства нам известны «английские», «итальянские» и «французские» сады.
Английские сады отличаются натуральным приближением к природе.
Итальянские сады строились террасами, геометрическими планировками.
Французские сады украшались огромным количеством скульптур, малых водоемов. Строго соблюдалась симметрия.
Известен всему миру ансамбль Версальского дворца, окруженного лесопарком, площадь которого 100 га. В 1717 году Версаль посетил Петр I, после чего в России появились регулярные сады:
Летний сад (В Санкт-Петербурге)
Петергоф (Петродворец)
Вокруг Москвы – Кусково, Останкино
Позже появятся в России парк в Павловске, Гатчине, Царском селе, Коломенском.
В нашем макете города мы предусмотрели несколько «зеленых зон»
В районе «старого городца»
В районе спортивного комплекса
В деловом районе
В жилом микрорайоне.