Пояснительная записка
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 18 часов (0,5 часа - в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения программы
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание предмета изобразительное искусство для 6 класса
Структура содержания курса изобразительного искусства для 6 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
Тема 1. Виды изобразительного искусства. 3
2
Повторительно-обобщающий урок «Основы языка изображения».
1
3
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт.
4
4
Урок-обобщение «Выразительные возможности натюрморта».
1
5
Тема 3.Вглядываясь в человека. Портрет.
3
6
Повторительно-обобщающий урок «Великие портретисты».
1
7
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.
3
8
Повторительно-обобщающий урок «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
1
9
Повторение и обобщение материала учебного года.
1
10
Резерв.
0
Итого:
18
Раздел
Содержание учебного предмета
Формы организации и основные виды учебной деятельности обучающихся
Раздел 1. Виды изобразительного искусства.
(3 часа)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Рисунок-основа изобразительного творчества. Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок-основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности.
Линия и её выразительные возможности. Выразительные свойства линии. Виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные рисунки. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное-светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.
Цвет в произведениях живописи. Понятие «колорит», «гармония цвета». Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи.
Объёмные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре.
Великие скульпторы.
Аналитическая деятельность:
Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве.
Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.
Практическая деятельность:
Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов.
Раздел 2.
Мир наших вещей. Натюрморт.
(4 часа)
Изображение как познавание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Понятие формы. Линейные, плоские и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.
Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет как средство организации композиции в картине.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет живописи. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен.
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений об окружающем мире. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков.
Великие художники – мастера натюрморта.
Аналитическая деятельность:
Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства.
Определять понятие «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).
Практическая деятельность:
Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры.
Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией.
Раздел 3.
Вглядываясь в человека. Портрет.
(3 часа)
Портрет как образ определённого, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта.
Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов.
Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения, в XVII-XIX веках, в XX веке.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.
Великие портретисты.
Аналитическая деятельность:
Распознавать жанры изобразительного искусства, портреты, выполненные выдающимися художниками-портретистами русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Активно воспринимать произведения портретного жанра.
Определять материалы и выразительные возможности скульптуры. Передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
Практическая деятельность:
Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по основам изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.
Раздел 4.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
(3 часа)
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменение видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Потребность в изображении пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Великие художники – пейзажисты.
Аналитическая деятельность:
Различать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников.
Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Практическая деятельность:
Применять основы изобразительной грамоты в изображении большого природного пространства, передавать в пейзаже личностное восприятие. Осваивать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Календарно-тематическое планирование (18 часов)
Дата (факт)
Раздел 1. Виды изобразительного искусства.
1.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
2.
Цвет. Основы цветоведения.
2
3.
Повторительно-обобщающий урок «Основы языка изображения».
1
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.
11.
Изображение предметного мира – натюрморт.
1
2.
Освещение. Свет и тень.
1
3.
Натюрморт в графике.
1
4.
Цвет в натюрморте.
1
5.
Урок-обобщение «Выразительные возможности натюрморта».
1
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.
1.
Образ человека - главная тема искусства.
1
2.
Сатирические образы человека.
1
3.
Роль цвета в портрете.
1
4.
Повторительно-обобщающий урок «Великие портретисты».
1
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.
1.
Жанры в изобразительном искусстве.
1
2.
Пейзаж – большой мир. Организация пространства.
1
3.
Сельский пейзаж.
1
4.
Повторительно-обобщающий урок «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
1
5.
Повторение и обобщение материала учебного года.
1