тема: «Изобразительный язык синтетических искусств театра на уроках ИЗО».
Теоретические основы изучения темы.
На протяжении девяти лет школьной жизни учащиеся осваивают предмет изобразительное искусство, развивая художественно-творческие способности. Важное место в программе занимает знакомство с содержанием и целью работы художника в зрелищных видах искусства, прежде всего в театре. Значимость обращения к этой сфере художественной деятельности вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни современных детей занимает зрелище, праздник.
Главной целью данного раздела курса изобразительного искусства, является развитие художественно – творческих способностей, образного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия произведений театрально-декорационного искусства. Предметно-ориентированными задачами курса являются: учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое образное содержание произведения зрелищного искусства; развивать навыки создания собственных работ.
Содержание программы реализуется на основе современных педагогических технологий в изобразительном искусстве.
Анализ литературы по данной теме.
Перечень методической литературы по данной теме невелик. Прежде всего в своей работе я опираюсь на программу «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под редакцией академика РАО народного художника России Б.М.Неменского, 2005 г. Привлекает целостность и последовательность развития программы, что помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения. Это относится и к темам, посвященным театру, на протяжении всего курса обучения. Несомненным достоинством программы являются краткие рекомендации к каждому уроку, вариативные практические задания.
Издательством «Просвещение» в 2006 году выпущено методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского для 1-4 классов. Коллектив авторов дает методические рекомендации по всем темам уроков начальной школы, включая темы связанные с синтетическими искусствами. Также книга рассказывает об использовании музыки на уроках ИЗО.
Глубокое исследование по истории развития русского театрально-декорационного искусства дают Ф.Я. Сыркина и Е.М. Костина в книге «Русское театрально-декорационное искусство», М., 1978 г. Книга содержит большое количество фотоизображений сценографий известных художников театра, их можно использовать качестве иллюстративного материала. Однако, будет слишком сложна для самостоятельного чтения учащимися.
Еще одно хрестоматийное издание, «Художник и театр», выпустил знаменитый театральный художник В.А. Рындин в 1975 г. Статьи из книги «Режиссер и художник», «Решение пространства сцены», «О театральной живописи» можно использовать для самостоятельного изучения темы в 9 классе. Теоретические знания можно получить при знакомстве с книгой очерков Михайловой А.А. «Сценография: теория и опыт (очерки)», М., 1990 г. Рекомендую для работы учителя.
Современные направления театрально-декорационного искусства отражены в книге Евреинова Н.Н. «Что такое театр», М., 1997 г.
Замечательным, доступным источником самостоятельного получения знаний для учащихся любых возрастов являются энциклопедии: «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр», М., 2000 г; «Аванта +. Энциклопедия для детей. Т.7: Театр, кино. - М., 2002; «О театре». Детская энциклопедия, журнал №3 2008; Пави П. Словарь театра. – М., 1991. Все энциклопедические издания могут быть использованы при изучении театральной темы.