Рабочая программа по МХК 7 класс
Пояснительная записка
Образовательная область: искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Мир и человек в искусстве»
Класс: 7
Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Год: 2014 – 2015 учебный год
Количество часов: в год – 35, в неделю -1
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала школьников. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» включает в себя 70% аудиторной деятельности и 30% внеаудиторной, что составляет 25 традиционных уроков и 10 нетрадиционных уроков. Направлена программа на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуре. Курс основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
В 7-м классе обучается 12 учащихся: С данным классом работаю третий год, по результатам обучения МХК в 5- 6 классах выявлено, что дети находятся на разных уровнях развития.
На высоком уровне занимается –.Будадариев Цырен-Даши, Лиханова Катя, Тюкавкина Анна.
На среднем уровне занимаются –. Бочаров Роман, Марухленко Евгения, Никитин Петя.
На низком уровне занимаются –.Жамбалов Вова, Филиппов Женя, Степанов Вася, Серебряков Дима.
Шопхонова Сысыгма имеет справку ПМПК 7 вида, Фомин Михаил ( обучение на дому) справка ПМПК 8 вида.
Используемая образовательная система.
Достижению результатов обучения способствует применение системно- деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии), способствующие формированию УУД. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивирование к самостоятельной работе.
Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
Методы и приемы обучения: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков:
- по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний);
-по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие);
- по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимние специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Специфика программы
В 7 классе изучается культура античности, средневековья и отдельным блоком идет изучение тем по культуре Руси от X до XVII века.
Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных блоков тем учащиеся должны прийти к выводу, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия..
Основные дидактические принципы.
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение
МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции.
Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности.
Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.
Принцип дифференциации и индивидуализации.
Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Место предмета в школьном учебном плане
В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 35 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
По окончанию изучения курса «Мир и человек в искусстве» ученик должен знать:
- основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.
- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;
- основные черты идеала человека народов мира;
- образ защитника Отечества, человека в мире природы;
- особенности человека нового времени;
- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.
Ученик должен уметь:
- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;
- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;
- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.
Ученик должен владеть навыками:
- отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений;
- сценической, выставочной, игровой деятельности;
- толерантного восприятия различных точек зрения.
Универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
Накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
Формирование творческого отношения к проблемам;
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
Формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
Выявление причинно-следственных связей;
Поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
Формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
Применение методов познания через художественный образ;
Использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
Определение целей и задач учебной деятельности;
Выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике;
Самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Познавательные:
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Ориентировка на разнообразие способов решения задач;
Структурирование знаний;
Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
Уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
Умение осуществлять сравнение, ситуацию и классификацию по заданным критериям;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные:
Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
Уметь задавать вопросы;
Уметь контролировать действия партнера;
Уметь использовать речь для регуляции своего действия;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
По предмету:
Наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
Восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
Осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
Усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
Усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условностей языка искусства;
Различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
Классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
Осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
Уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
Формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
Развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
Умение видеть свои ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
Реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Содержание курса
В мире художественной культуры
Художественные символы народов мира
Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.
Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине.
Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа.
Единство и многообразие мировой культуры.
Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их мировое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры произведений искусства. Возможность человека познать свое прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.
Мировое Древо как отражение единства мира. Попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Вселенной. Роль и место человека в общей картине мироздания. Отражение представлений человека о строении мира в произведениях искусства.
Мировое Древо как один из ключевых образов искусства, воплотивших универсальную концепцию народов о пространстве Вселенной. Идея гармонического единства мира, нашедшая отражение в произведениях устного народного творчества, памятниках архитектуры и изобразительного искусства (живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).
Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде» — выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций
Особенности художественной культуры Древнего Египта.
Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.
Символический характер искусства. Природа и Человек — главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве
Греция — «колыбель европейской цивилизации».
«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. В поисках Человека
Художественные достижения доколумбовой Америки
Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков
Мир и человек в художественных образах
Идеал Человека в искусстве.
Человек — главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры.
Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и непрекращающиеся поиски в различные художественно-исторические эпохи. Совершенные образцы идеального Человека в произведениях античных мастеров. Шедевры античной скульптуры. Особенности представлений об идеальном человеке в эпоху средневековья. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую в литературе и скульптурных произведениях готики. Человек как венец творения Бога в искусстве Возрождения. «Давид» Микеланджело и мадонны Рафаэля — подлинные идеалы Возрождения.
Божественный идеал в религиях мира.
Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.
Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.
Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ ее созидательных и разрушительных начал в индуистской религии. Изображение космического царя танцев Шивы и его символический смысл. Монументальное изображение трех- ликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.
Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.
Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).
Святые и святость.
Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».
Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Ман- тенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).
Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Св. Борис и св. Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.
Герой и защитник Отечества.
Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.
Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.
«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.
Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.
Идеал благородного рыцарства
Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.
Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» — величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.
Патриоты земли Русской.
Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.
Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.
«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.
Образ женщины – матери сквозь века.
Священный лик Богоматери.
Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.
Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия» — особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Бережный жест «покрова», прикрывающего распахнутым плащом группу христиан. Элегантная сдержанность, одухотворенное лицо, благородство и изящество позы, воплощенные скульптором.
Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Ликующе-торжественный, праздничный характер изображения Мадонны с младенцем Христом на коленях. Особенности композиционного и колористического решения витражной композиции.
Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.
Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.
Мадонны титанов Возрождения.
Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.
«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.
Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланджело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции. Фигура Богоматери с младенцем — смысловой центр капеллы. Непосредственность и глубина душевных переживаний матери. Обобщенное, символическое звучание произведения.
Лики женской красоты в русской живописи классицизма.
Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.
Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых.
Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Г. Левицкого — вершина творчества художника. Увлеченность любимым занятием, простота и жизненная правдивость образов. Мастерство художника в передаче непосредственности и искренности чувств. Портреты Е. И. Нелидовой и Г. И. Алымовой — настоящий гимн вечной юности.
Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Внимание художника к передаче особенностей внутреннего мира героинь. Богатейшая палитра переживаний и чувств. «Портрет сестер Гагариных» — наиболее совершенное произведение художника. Общее настроение увлеченности музицированием, нежная мечтательность и тонкость душевных переживаний. Особенности композиционного и колористического решения картины.
Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.
Женщина-мать в искусстве XX столетия
Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в.
Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Дальнейшая эволюция темы материнства в творчестве художника. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.
Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Нежность и трепетность материнских чувств, неразрывная духовная связь матери и ребенка, готовность защитить его от любых жизненных невзгод. Простота и четкость композиции.
Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.
II. Человек в мире Природы.
Человек и Природа — главная тема искусства Востока.
Природа — объект тщательного изучения и наблюдения художников. Жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, ее циклами, ритмами и состояниями. Человек как малая частица мироздания — характерная особенность восточного искусства.
Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей природной средой. Искусное, тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы. Умение зодчих найти наиболее живописное и естественное место для возведения монастырей, пещерных храмов и пагод. Великая Китайская стена — грандиозный памятник мировой архитектуры, олицетворяющий величие и мощь Китайской державы. Его величественная простота в сочетании с могучей и суровой природой севера.
Идея гармоничного единения человека с природой — характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в произведениях живописи и поэзии. Неторопливое созерцание «застывшего» мгновения жизни — характерная особенность произведений искусства. Воплощенная в них мысль о красоте и безграничности окружающего мира. Монохромность китайской живописи, мастерство в передаче воздушной перспективы. Выбор формата и композиционное решение картин. Советы начинающим художникам в трактате Ван Вея «Тайное откровение науки живописца».
Лирические пейзажи Го Си. Тонкое знание жизни природы, мастерство в передаче мира чувств и переживаний человека. Изменчивость природы — главный критерий ее красоты. Картина «Осень в долине Желтой реки», особенности ее композиционного построения. Природа, погруженная в глубокий и безмятежный сон. Стремление художника передать идею безграничности мироздания. Подчиненность человека природе, органическая слитность с ее жизнью.
Пейзажная лирика Ли Бо, глубина ее философского проникновения в жизнь природы и человека.
«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...).
Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.
И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.
Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «Красная Фудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.
Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).
Человек. Общество. Время.
Человек в художественной летописи мира.
Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.
Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи. Легенда о Диогене и ее поучительный смысл. Идея калокагатии — гармонического сочетания физических и духовных достоинств Человека — и ее воплощение в произведениях скульптуры.
Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.
Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта.
Мир глазами романтика и реалиста (XIX в.). Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» в искусстве реализма.
Человек в искусстве ХХ столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий.
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
п.п
Кол-во
часов
Тема урока
Тип урока
Методы обучения
Содержание урока
УУД
Виды и формы
контроля
Домашнее задание
1
1
Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»
Вводный урок
Воплощение культуры и истории человечества в художественных образах
Объяснять понятия культура и цивилизация.
Характеризовать соотношение понятий культура и цивилизация.
Объяснять причину существования множества определений понятия культура.
Объяснять почему слово цивилизация часто выступает синонимом культуры
Устное выступление
С.7-11 вопрос 2
2
1
Понятие о мировой художественной культуре
Урок-беседа
Знакомство с понятием «мировая художественная культура»
Объяснять смыл понятия художественная культура.
Характеризовать особенности художественной культуры.
Построение связного рассказа
С.11-15
Вопросы с.16
Инд.зад.2-6
3
1
Единство мировой культуры. Многообразие и национальная самобытность культуры
Усвоение нового материала
Единство мировой культуры. Мировое Древо. Многообразие и национальная самобытность культуры
Раскрывать сущность единство и многообразия культур.
Характеризовать общие направления в развитии мировой художественной культуры в настоящем и будущем.
Раскрывать символический образ Мирового Древа, художественно отразившие в мифологических представлениях о строении Вселенной.
Характеризовать основные принципы японского искусства.
Объяснять отражение японского искусства в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций.
Конспект статьи учебника. Развёрнутый ответ на вопрос.
С.17-23
Нарисовать Мировое Древо
Инд. «О чайной церемонии», «Икебана». С.23-26
Презентация «Культура Древнего Египта»
4
1
Особенности художественной культуры Древнего Египта
Лекция с элементами беседы, презентация
Канонизированное древнеегипетское искусство. Фараон Аменемхет 3. Мир человека в произведениях изобразительного. Сюжеты рельефов и фресковых росписей искусства. «Дома вечности» богов и фараонов. Характерные особенности знаменитых пирамид, храмов Древнего Египта
Описывать жизнь человека в произведениях изобразительного искусства.
Раскрывать главные сюжеты рельефов и фресковых росписей.
Характеризовать основную связь между рельефами и росписями и сооружениями архитектуры.
Раскрывать художественный канон произведений изобразительного искусства. Раскрывать связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян.
Описывать элементы истории мировой архитектуры.
Описывать историю создания и характерных особенностей семи чудес света – пирамиду в Гизе.
Устное сообщение
Инд. «Шедевры египетской скульптуры»,«Пирамиды в Гизе»
Презентация
С.31-33, С.27-31
Вопросы 1, 2.
5
1
Своеобразная художественная культура Древнего Востока.
Лекция. Изучение нового материала с элементами беседы, презентация
Природа и Человек – главная тема восточного искусства. Единение человека с природой. Религиозные верования народов Древнего Востока
Характеризовать символический характер искусства древневосточных цивилизаций.
Описывать картины китайских художников-пейзажистов.
Объяснять главную особенность поэтического воплощения темы природы и человека.
Объяснять отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока.
Описывать характерные особенности буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Индии.
Устные выступления
С.39-42
Вопросы 2-3
Инд. «Архитектурные сооружения Индии» С.42-45
Инд.зад. Презентация «Греция- колыбель европейской цивилизации»
6
1
Греция –«колыбель европейских цивилизаций»
Урок-беседа, презентация
Греция- колыбель европейской цивилизации, страна героев и богов. Виртуальная экскурсия по Акрополю
Объяснить отражение в искусстве мифологических представлений древних греков.
Объяснять смыл выражения «колыбелью европейской цивилизации».
Сообщения учащихся. Рассказ о памятниках Акрополя.
С.46-47
Инд. «Памятники Акрополя». С.47-51
7
1
Своеобразие культуры ольмеков
Изучение нового материала с элементами беседы
Шедевры искусства ольмеков: город Теотиукан, пирамида Солнца.
Характеризовать наиболее значительные культурные цивилизации Центральной и Южной Америки.
Сообщения учащихся
С.52-54
Презентация «Искусство ацтеков»
8
1
Характерные черты искусства ацтеков
Урок-беседа, презентация
Характерные черты искусства ацтеков. Своеобразие скульптуры ацтеков.
Описывать выдающиеся памятники Акрополя.
Описывать скульптурные произведения, воплотившие идеал человека.
Характеризовать черты искусства ацтеков.
Объяснять своеобразие культуры ацтеков.
Защита презентации
С. 54-55
Вопросы с. 60
9
1
Особенности художественной культуры майя, инков
Комбинированный
культурные достижения народов майя, инков. Шедевры империи инков.
Описывать достижения народов майя.
Характеризовать особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя.
Описывать шедевры искусства могущественной империи инков.
Характеризовать влияние на развитие искусства мифологических и религиозных представлений.
Сообщения уч-ся, работа с доп. лит
С. 55-60
Творческие задания о памятниках Америки
10
1
Памятники художественной культуры доколумбовой Америки
Урок контроля ЗУН
Контроль ЗУН по теме «Культурные цивилизации доколумбовой Америки»
Объяснять причину проявления своеобразия и оригинальный характер художественных культур.
Защита творческих заданий
С.61-63
Инд. «Микеланджело», презентация
11
1
Понятие об идеале. Идеал человека в религиях мира.
Комбинированный урок
Понятие идеал. Идеал в крупных религиях мира.
Раскрывать понятие идеал.
Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения.
Описывать идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе.
Защита презентаций
С. 63-69.
12
1
Святые и святость
Урок-беседа
Наиболее почитаемые и любимые в народе святые
Характеризовать святых в народе: апостолы Пётр и Павел, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, С. Сваровский.
Объяснять почему именно человек обращался с молитвами о помощи к ним.
Раскрывать смыл понятия юродивые.
Рассказ о святых
С.69-73
Подг. презентацию
13
1
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества
Урок-презентация
Праведная жизнь Георгия Победоносца, доблестного защитника Отечества
Характеризовать праведную жизнь Георгия Победоносца.
Объяснять почему он стал воплощение защитника Отечества.
Описывать образ Георгия Победоносца, и почему этот образ не утратил значение до настоящего дня.
Защита презентации
С.74-76
14
1
Идеал благородного рыцарства
Урок-беседа
Дискуссия об идеале благородного рыцарства
Описывать идеал благородного рыцарства.
Характеризовать основные качества рыцарей, которые были отражены в кодексе чести.
Описывать рыцарские турниры и участие рыцарей в военных сражениях.
Рецензия ответа
С.76-79
Подг. презентацию
15
1
Александр Невский – патриот Земли Русской
Урок-презентация
Художественное воплощение образа патриота Руси Александра Невского
Описывать художественный образ Александра Невского в произведениях искусства.
Сообщения уч-ся, беседа
С.79-82
Вопросы с. 82
16
«Венеры» первых художников Земли
Урок-концерт
Женская красота в поэзии и музыке
Характеризовать воплощение культа женщины-матери в первобытном искусстве.
Объяснять смыл понятия «палеотические Венеры».
Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери.
Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве.
Слово о женской красоте
С.83
Инд. Лики Богоматери
17
1
Священный лик Богоматери
Комбинированный
Шедевры византийской и древнерусской иконописи
Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи.
Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве.
Устное выступление
С. 84-85
Инд. Рафаэль, Леонардо да Винчи
18
1
Священный лик Богоматери
Комбинированный
Шедевры византийской и древнерусской иконописи
Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери.
Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве
Устное выступление
С. 84-85
Инд. Рафаэль, Леонардо да Винчи
19
1
Мадонны титанов Возрождения
Урок-презентация
Обаяние картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Сочетании простоты и торжественности
Описывать шедевры итальянских художников эпохи Возрождения.
Сообщения уч-ся, работа с доп. лит
С.85-86
Инд. Художник Венецианов А.Г.
Поэты Кольцов, Некрасов о женщине
20
1
Мадонны титанов Возрождения
Урок-презентация
Обаяние картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Сочетании простоты и торжественности
Описывать шедевры итальянских художников эпохи Возрождения.
Сообщения уч-ся, работа с доп. лит
С.85-86
Инд. Художник Венецианов А.Г.
Поэты Кольцов, Некрасов о женщине
21
1
Величавая Славянка в творчестве А.Г. Венецианова
Комбинированный
Творчество Венецианова и поэзия Кольцова, Некрасова
Объяснять смыл произведений искусства А.Г.Венециановой.
Слово учителя, работа с доп. лит
С.86-87
22
1
Женщина-мать в искусстве 20 века
Комбинированный
Творчество художников 20 века, воплотивших образ женщины-матери
Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX века.
Сообщения заранее подготовленных уч-ся
С.88-90
Вопросы с.90
23
1
Женщина-мать в искусстве 20 века
Комбинированный
Творчество художников 20 века, воплотивших образ женщины-матери
Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX века.
Сообщения заранее подготовленных уч-ся
С.88-90
Вопросы с.90
24
1
Идеал человека в искусстве
Урок-беседа
Представления о внешнем и внутреннем облике человека.
Раскрывать понятие идеал.
Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения.
Сообщения заранее подготовленных уч-ся.
Подготовить сообщения по предложенным темам.
25
1
Идеал человека в искусстве
Урок-беседа
Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и поиски в различные художественно-исторические эпохи.
Раскрывать понятие идеал.
Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения.
Сообщения заранее подготовленных уч-ся.
Подготовиться к практической работе.
26
1
Человек и природа. Взгляд через века
Практическая работа
Работа по внесению вклада в защиту окружающей среды (стихотворение, буклет, рисунок и т.п.)
Описывать отношение Человека и Природы на протяжении веков.
Описывать воплощение отношений Человека и Природы в произведениях искусства.
Работа с информацией
С.90-93
Вопрос с.1.
27
1
«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды..»
Урок-концерт
Лик природы в лирике, музыке и живописи
Описывать произведения искусства, в которых отражается смена времён года.
Выступление учащихся
С. 93-97
Подг. доклады по темам курса
28
1
Люди и звери
Урок-презентация
Наскальная живопись первых художников Земли. Росписи в пещерах Альтамира, Нио и Ласко.
Описывать произведения искусства первых художников земли, найденные в пещерах.
Выступление учащихся
Произведения Т.Жерико, У.Тернер, К.Брюлов
29
1
Человек перед лицом разбушевавшейся стихии
Урок-беседа
Страх человека перед грозными силами природы, нашедшие отражение в античной мифологии. Духи и демоны Природы: нимфы, силены, сатиры в произведениях искусства.
Описать страх человека перед грозными силами природы, нашедшие отражение в античной мифологии. Духи и демоны Природы: нимфы, силены, сатиры в произведениях искусства
Слово учителя, работа с доп. лит
Описать произведения Т. Жерико, У. Тернер, К. Брюлов
30
1
Пространство и время в зеркале мифов. Человек «в центре мира».
Комбинированный
Человек. Общество. Время.
Влияние человека на развитие исторического процесса.
Характеризовать как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом.
Описывать нравственные, духовные ценности и идеалы¸ которые становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху.
Беседа
С.98-99
31
1
Человек в художественной летописи мира.
Комбинированный урок
Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.
Характеризовать особенности изображения бога, фараона и простого человека.
Описывать вечную жизнь души в искусстве Древнего Египта
Сообщения заранее подготовленных уч-ся
Подготовить сообщения по предложенным темам
32
1
Человек в художественной летописи мира.
Комбинированный урок
«Человек в центре мира»-эпоха Возрождения.
«Человек и новая картина мира»-эпоха Просвещения.
Характеризовать как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом.
Описывать нравственные, духовные ценности и идеалы¸ которые становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху.
Сообщения заранее подготовленных уч-ся
Подготовить сообщения по предложенным темам
33
1
Три возраста жизни.
Комбинированный урок
Счастливая пора детства.
Годы зрелости и порыв творческого вдохновения.
Мудрая старость.
Описывать счастливую пору детства.
Годы зрелости и порыв творческого вдохновения.
Мудрая старость.
Беседа
Подготовить сообщения по предложенным темам.
34
1
Человек эпохи Римской империи.
Человек нового времени
Урок-исследование
Сопоставление представлений об идеале человека в эпоху Римской империи и нового времени
Объяснять смысл почему в эпоху Великой Римской империи человек общественный был поднят на высокий пьедестал.
Описывать основные черты человека и его отношения с обществом в произведениях искусства нашего времени.
Сообщения заранее подготовленных уч-ся
С.101-107
Вопросы с.108
35
1
Урок контроля ЗУН по темам курса
Урок контроля ЗУН
Защита докладов по значимым темам курса МХК в 8 классе
Семинар по вопросам темы
Рекомендации по оснащению образовательного процесса.
Обеспечение учебно – методическими комплектами и методическими пособиями.
УМК для учащихся:
Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.
М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.
Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.
В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998
Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.
Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.
Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.
Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.
Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.
Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.
Методические пособия для учителя:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
Ресурсы Интернета
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки
• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений
• http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
• http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
• http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.
• http://www.middleeast.org.ua/ — информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).
• http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
• http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
• http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия
• http://spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.
• http://www.suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.
• http://moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.
• http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.
• http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).
• http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.
• http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.