МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛОВНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласована: Руководитель МО
____________Жигулина М.В.
Протокол № ___
от «__»_______________2015 г.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета школы
Протокол № __ от «__» ____ 2015 г.
Утверждена:
Приказ № ___ от « » ____ 2015 г.
Директор МКОУ «Половневская СОШ»
__________________ Семенихина Н.В.
Рабочая программа
по предмету
«Мировая художественная культура»
11 класс
Базовый уровень
Составила Учитель Л.А. Никифорова
На основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по МХК составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа рассчитана на два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ–ХХ веков». Через курс сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение культуры Курской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.).
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, предполагается использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Ц е л и.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 11 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
– умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
– устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
– оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
– осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
– использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
– владеть основными формами публичных выступлений;
– понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
– определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
– осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Л.А. Рапацкая «Мировая художественная культура» учебник для 11 класса в 2-х частях, Москва. ГИЦ «Владос», 2014 год
Тематическое планирование
Количество часов Тип урока
Домашнее задание
Дата
план
факт
1.
Введение
1
Л
Стр. 5-9
Раздел 1. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре
7
2
Романтизм в художественной культуре Европы XIX века.
Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа,
1
К
§1
3
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта) и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера).
1
К
§2
4
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты
Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне);
1
К
§3
5
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье)
1
К
§4
6-7
Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX – начала XX века
постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля.
2
К
§5
8
Повторительно - обобщающий урок по теме: Художественная культура Европы XIX – начала XX века
1
З
Раздел 2. Художественная культура России XIX – начала XX века
13
9
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины XIX века. Славянофилы и западники
Два основных потока развития общественной мысли. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.В. Гоголь
1
К
§6, стр. 130-137
10
Истоки русской музыкальной классики
Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка, А.С. Даргомыжский).
1
К
§6, стр. 137-140
11
«Высокий» классицизм в русской архитектуре. Романтизм и реализм в живописи XIX века.
Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Петербурга. Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений К. П. Брюллова, А. А. Иванова
1
К
§6, стр. 141-152
12
Литература России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа
Произведения И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого
1
К
§7, стр. 155-160
13
Классический реализм в живописи
Социальная тематика в живописи реализма: специфика русской школы (художники-передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков).
1
К
§7, стр. 160 - 174
14
Архитектура и музыка пореформенного периода
Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
1
К
§7, стр. 175-190
15
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Художественная культура России XIX века»
1
Л
16-17
Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма
Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский),
2
Л
С
§8
18
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Русский кубизм П.П. Кончаловского. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
1
К
§9
19-20
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм
Поэты, писатели, художники, музыканты неоклассицизма. Н. Гумилев, А.Ахматова, И. Левитан, К. Коровин,С. Рахманинов.
2
К
§10
21
Тестирование по теме: Культура Росси начала XX века
1
Т
Раздел 3. Европа и Америка: художественная культура XX века
4
22
Литературная классика XX века
Экзистециализм. А. Камю, Ж.П. Сартр
1
К
§11
23
Музыкальное искусство в нотах и без нот
Массовые музыкальные жанры. Мюзикл («Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера). Рок-музыка («Битлз» – «Жёлтая подводная лодка», «Пинк Флойд» – «Стена»); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра).
1
К
§12
24
Театр и киноискусство XX века
Синтез искусств – особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С. М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация,
1
К
§13
25
Художественная культура Америки
Т. Драйзер, Э. Хемингуэй,американская музыка и джаз. Музыкальное искусство Латинской Америки
1
К
§14
Раздел 4. Русская художественная культура XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам
10
26-27
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Культурное наследие курян
Художественно-документальное искусство революционных достижений. А.А. Дейнека
2
Л
С
§15
28-29
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.
Патетика и чувственная глубина произведений военного периода
2
К
§16
30-31
Общечеловеческие ценности и «русская» тема в советском искусстве периода «оттепели». Культурное наследие курян
Поэты – «шестидесятники». Г.В. Свиридов
2
Л
С
§17
32-33
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века
Массовое искусство.
1
К
§18
34
Повторительно - обобщающий урок по теме: Культура России и мира XX века
1
Т
III. Результаты усвоения учебного материала.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.