"Русской кисти первый день..."
Урок одной картины.
(По картине К.П. Брюллова "Последний день Помпеи ")
Оборудование: Репродукция картины, фрагменты картины, автопортрет художника1848г., на доске высказывания о картине, музыкальный фрагмент, раздаточный материал.
Эпиграф: 1. Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом, Под каменным дождём бежит из града вон.
А. С. Пушкин
2. Я неуч, но в твоей широкой панораме
Ясна твоя мне мысль, о современный ум!
Я вижу этот миг, мне внятен этот шум, -
Здесь жизнь, здесь человек, здесь драма в этой раме.
Д. Баласогло
Ход урока:
Шуберт "Неоконченная симфония" (фрагмент) "Автопортрет К.П. Брюллова" (1848г.)
"Мне только боль великая дана, и с каждым часом убывают силы..."- эти и подобные этим чувства теснились в душе "великого Карла" после тяжёлой семимесячной болезни. Удар за ударом посылала ему судьба. И последней каплей, переполнившей чашу боли художника, была мысль, которая вдруг открылась ему: он безнадёжно отстал, оказавшись на обочине дороги, он перестал быть первым, лучшая его картина осталась далеко позади, а впереди - пустота.
Этим лучшим творением великого К. Брюллова стала картина "Последний день Помпеи", полотно, поразившее мир.
- Как создавалось это произведение, к какому творческому методу может быть отнесено,
какой глубинный смысл несёт в себе – вот круг вопросов, которые нам предстоит обсудить.
- Вспомните как Брюллов оказался в Италии, где создавалась картина? Когда, где, при каких обстоятельствах возник замысел "Помпей"?*
Индивидуальное сообщение "Катастрофа в Помпеях".
Итак, бродя в развалинах древней Помпеи, Брюллов уже видел картину, которой суждено было стать его великой победой. Но от первоначального замысла до его окончательного воплощения пройдёт долгих 6 лет. Брюллов изучит исторические документы, разыщет и прочтёт письма Плиния младшего - очевидца катастрофы, изучит материалы археологических экспедиций, сделает множество этюдов. Теперь можно было приступить к работе. Шёл 1830-ый год. Художник работал самозабвенно, не щадя сил, не давая себе отдыха. По свидетельству очевидцев, бывали дни, когда он падал от усталости и из мастерской его выносили на руках.
* Данному уроку предшествовал урок по биографии К.П. Брюллова.
И вот наконец в 1833 году историческое полотно было представлено на суд зрителей.
□ Демонстрируется общий вид
Перед изумлённой публикой предстала огромная многофигурная картина, на которой запечатлён один из эпизодов далёкой трагедии в Помпеях. Историческая точность поразила всех. Группы людей, охваченных ужасом от происходящего, будто ожили.
(Чтение 1-ого эпиграфа). Насколько зримо сумел великий Пушкин передать поэтическим словом состояние людей и окружающего мира!
Застигнутые врасплох люди - олицетворение самых разных чувств. Какие это чувства? Что испытывают герои картины? (Страх, ужас, боль, бессилие, отчаяние, непонимание...) - Согласитесь, все эти чувства естественны в час гибели. Но только ли они показаны художником?
(Есть внутреннее благородство человека, забота о ближнем, желание не только
спастись, но и спасти других).
Рассмотрим отдельные фигурные композиции.
(Зрительный ряд фрагментов картины. Учащиеся определяют главный смысл каждой изображённой группы).
Совсем не случайно поражённый картиной Н.В. Гоголь напишет в своей статье: "Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой. У Брюллова является человек, для того чтобы показать всю красоту свою".
Каким образом художнику удалось эту мысль донести до зрителя, доказать, что эти люди - пример истинной добродетели, достойного поведения, настоящей красоты души?
(Он выдвинул их на передний план).
(Таким проявил себя русский народ в войне 1812 года. Это великое чувство собственного достоинства, любовь к Отечеству, готовность жертвовать за него жизнью спасли Россию от порабощения).
Может быть, поэтому именно в России поняли ещё один смысл картины. Об этом размышлял А.И. Герцен в своём "Колоколе": "Художник родившийся в Петербурге, избрал для кисти своей образ дикой, неразумной силы, губящей людей в Помпее, - это вдохновение Петербурга..."
Как вы понимаете эти слова?
(Картина создавалась в тридцатые годы, когда в России злобствовала жесточайшая реакция после разгрома декабристского восстания. В бессильной жестокости стихии русские зрители увидели переданный иносказательно образ грубого деспотизма, подавляющего всё лучшее, благородное, чистое и светлое).
Лучшей похвалой художнику, услышавшему в трагедии Помпеи отголоски трагедии отечественной, были слова человека, не искушённого в искусстве, мичмана Баласогло, который сумел понять глубокий смысл полотна К. Брюллова. (Чтение 2-ого эпиграфа).
III. - Какой творческий метод главенствовал в искусстве первой трети XIX века? (Романтизм).
Не мог не отдать дань новому методу и Брюллов. Но легко ли это сделать ему, воспитанному в духе классического академизма, легко ли отказаться от классицизма, который ещё так силён в Италии? А что если соединить на полотне классицизм и романтизм?! Посмотрим, как это удалось художнику.
Групповая работа.
Класс делится на "классицистов" и "романтиков". Каждая группа должна защитить свой метод в картине Брюллова, назвав черты метода, имеющие в ней место. Для удобства работы учащимся розданы памятки об основных принципах творческих направлений - классицизма и романтизма. По окончании обсуждения выступают представители обеих групп.
(Сосуществование двух творческих методов. "Помпея" почти "в равных дозах замешана на рецептах классицизма и романтизма»,- сказал один из искусствоведов.)
Итак, перед нами величайшее во все смыслах произведение живописи. Очевидно, с этим связано и "триумфальное шествие" картины по городам Европы. Это был первый пример торжества русского искусства в мире. Не случайно Е. Баратынский написал К.П. Брюллову:
Там, где парил орёл двуглавый, Шумели силы знамена,
Звезда прекрасной новой славы Твоей рукою зажжена. Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень,
И стал "Последний день Помпеи" Для русской кисти первый день!
Наверно, абсолютно правы те, кто утверждает, что К.П. Брюллову достаточно было
написать только одну эту картину, чтобы стать великим.
Домашнее задание: Ваше мнение о картине К И Брюллова "Последний день Помпеи»(5-10 предложений)