Тема урока: Основы наблюдательной перспективы.
Вид занятий: теоретические и практические занятия.
Цели и задачи: формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы, развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству, воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.
Оборудование урока: наглядные пособия-рисунки с дорогами, схемы, рисунки характеризующие положение предметов в пространстве.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение новой темы.
IV. Первичное закрепление
V. Практическая работа
Урок начинается с рассмотрения следующих вопросов:
- видение и восприятие предметов;
- устройство глаза;
- развитие видения и восприятия;
- понятие о картинной и предметной плоскостях; основы линейной перспективы;
- перспективный масштаб, его образование и применение.
При рассмотрении первого вопроса учащимся рассказывается о том, что все окружающие предметы имеют три измерения: высоту, ширину и глубину. Изображаются они на плоскости, листа бумаги имеющего только два измерения – высоту и ширину. За период развития изобразительного искусства были разработаны различные способы передачи объемов в пространстве. Мы берем за основу один из способов, который называется перспективой.
Перспектива определяет основы закономерности передачи трехмерного измерения на плоскости.
С помощью наглядных пособий показываются учащимся особенности видения и восприятия предметов и явлений окружающего мира, разъясняются понятия о трехмерности устройства окружающих предметов и особенности изображения их на двухмерном листе бумаги.
Рисунок перспективы дороги.
[pic]
Подчеркивается, что около 80% внешней информации человек получает посредством зрения, поэтому в процессе восприятия зрительные ощущения являются важнейшим способом изучения и освоения предметов и явлений окружающего мира.
При рассмотрении второго вопроса, подчеркивается, что видение и восприятие человека подвергаются изменению под влиянием систематической тренировки и приобретения жизненного опыта.
Художник, систематически наблюдая окружающее, приобретает, навыки специфического восприятия предметов и явлений, которые позволяют ему не только познавать окружающее – суть процесса обучения изобразительному искусству.
При рассмотрении третьего вопроса учащимся нужно помочь разобраться в сути понятий о перспективе как науке, о пространственном изображении окружающего.
Учитель рассматривает вместе с учащимися закономерности перспективы.
Преподаватель вместе с учащимися должен рассмотреть закономерности перспективы. Законами перспективы являются: все предметы по мере их удаления от зрителя воспринимаются уменьшающимися; все горизонтальные линии параллельные между собой . уходящие от зрителя в глубину сходятся в главной точке схода, все горизонтальные линии, параллельные картинной плоскости, сохраняют свое горизонтальное направление; все вертикальные линии остаются в перспективе вертикальными, все круги и окружности в перспективе приобретают форму эллипсов (овалов).
Четвертый вопрос рассматривается на анализе рисунков, характеризующих получение перспективного масштаба в результате построений.
[pic]
Приводя примеры построений перспективного масштаба, учитель обращает внимание учащихся на практическое применение этих построений.
Глубокое понимание закономерностей перспективных сокращений достигается пространственным мышлением учащихся, развитию которого необходимо уделять серьёзное внимание.
В качестве практических работ рекомендуется сделать следующие зарисовки по представлению: рисунок дороги с деревьями и столбами вдоль неё; рисунок железной дороги со шпалами; рисунок удаляющихся от зрителей столбов; рисунок геометрических фигур на столе.
VI.Анализ работ учащихся.
VII. Выставка лучших пейзажей.
VIII. Рефлексия.