Содержание
Выбор дисциплины………………………………………………………...3
Выбор модели концентрированного обучения. Обоснование выбора……………………………………………………………………....5
График изучения дисциплины…………………………………………….6
Тематический план…………………………………………………….......6
Лекция. Опорный конспект………………………………………………..8
Самостоятельная работа. Обучающие листы рабочей тетради…….......9
Практическая работа……………………………………………………...10
Контрольная работа. Контролирующие листы рабочей тетради……...11
Список литературы……………………………………………………….13
Выбор дисциплины
Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.
Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.
Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.
Основной целью курса «Основы дизайна» является формирование у учащихся особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление).
Таким образом, учащиеся учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна для многостороннего развития человека.
Данный курс не претендуя, на полный охват проблематики дизайна, связан с решением следующих учебно–воспитательных задач:
• ознакомить учащихся с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
• ознакомить учащихся с основными методами художественного проектирования;
• повысить графическую грамотность учащихся, способствовать
формированию у них технического мышления и пространственных
представлений, творческого воображения, эстетического восприятия и вкуса, художественно-конструкторских способностей;
• развить у учащихся: креативность мышления, художественные способности, объемно-пространственное мышление.
Выбор модели концентрированного обучения и обоснование выбора
Основная организационная единица при концентрированном обучении - учебный блок. Суть его в том, что учащиеся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучают материал только одного предмета.
Учебный блок - это не четыре «обычных» урока, механически соединенных, а качественно иное занятие, отличающееся целостностью и завершенностью познания. В его структуре выделяются четыре основные организационные формы обучения: лекция - самостоятельная работа по изучению нового материала самопогружение) - практическое занятие - зачет. Каждая из них имеет свои задачи по обеспечению качественного усвоения знаний учащимися, однако вместе они составляют систему задач, решение которых позволяет достичь целей учебного блока.
Благотворно влияние концентрированного обучения на мотивацию учения: за многочасовые занятия одним предметом внимание учащихся не угасает, а наоборот, нарастает. Блочное построение учебного процесса позволяет учащемуся спокойно, раскрепощенно работать над усвоением учебного материала, не думая, к примеру, о том, что вот сейчас закончится один урок , за которым последует другой, к которому он не подготовлен...
Концентрированное обучение способствует и созданию благоприятного психологического климата, поскольку все участники учебного процесса с самого начала психологически настроены на долговременную связь и взаимодействие друг с другом.
Именно поэтому была выбрана вторая модель концентрированного обучения линейное погружение по дисциплине «Основы дизайна».
График изучения дисциплины
Общее количество часов на изучение дисциплины – 216
Количество часов в день – 6
Количество дней изучения дисциплины – 36
Количество дней в неделю – 5
Количество недель – 8
Количество часов в неделю – 30
Тематический план курса
«Основы дизайна»
Количество часов Лекции
Практич.занятия
Самостоят. работа
Всего часов по теме
1.Теоретические основы дизайна
7
3
8
18
Теория дизайна
3
-
3
6
1.2.Основные составляющие дизайна
3
-
3
6
1.3.Стилизация формы.
1
3
2
6
2.Цвет и стиль в дизайне
12
3
7
22
2.1.Основы цветоведения
4
1
2
7
2.2.Цвет в дизайне – исторический экскурс
4
1
2
7
2.3.Символика цвета
4
1
3
8
3.Основы дизайн - композиции
6
11
15
32
3.1.Понятие о композиции в дизайне
2
-
4
6
3.2.Использование в современном дизайне
1
7
5
13
3.3.Пропорции. Золотое сечение
3
4
6
13
4.Многообразие видов дизайна
7
3
8
18
4.1.Дизайн предметной среды
3
-
3
6
4.2.Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна
3
-
3
6
4.3.Геометрические формы композиций
1
3
2
6
5.Объемнопространственная композиция
7
6
7
20
5.1.Глубинно-пространственная композиция
4
-
3
7
5.2. Изучение видов композиции
2
3
-
5
5.3. Изучение техники макетирования
1
3
4
8
6.Графический дизайн
9
4
9
22
6.1.Особенности дизайна
2
-
1
3
6.2.Графический дизайн и его направления
2
-
2
4
6.3. Искусство шрифта
3
2
3
8
6.4.Графический знак
2
2
3
7
7.Ландшафтный дизайн
6
11
15
32
7.1.Ландшафтный дизайн - исходные понятия и определения
3
7
4
14
7.2.Стиль и стилизация в ландшафтном дизайне
2
-
6
8
7.3.Декорирование фасадов зданий
1
4
5
10
8.Дизайн интерьера
18
16
18
52
8.1.История стилей интерьера
3
-
2
5
8.2.Композиция и планировка
4
6
4
14
8.3.Цвет в интерьере
2
2
2
6
8.4.Свет в интерьере
2
2
2
6
8.5.Виды и приёмы освещения
3
-
6
9
8.6.Интерьер гостиной в разных стилях
4
6
2
12
5.Лекция.
Графический дизайн→ Тема 6.3.Искусство шрифта.
Опорный конспект
-этографический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
Б - отдельный символ какого-либо алфавита, графема.
- размер шрифта.
-графическое начертание фирменного наименования в виде стилизованных букв.
6. Самостоятельная работа
Обучающие листы рабочей тетради
1.____________может быть только словесным или буквенным начертанием, но иногда в _____________к слову добавляются элементы орнамента или абстрактно - графические символы.
2.____________таит в себе большие изобразительные возможности.
3.Буква сама по себе может быть ________________или__________________, организующим всю композицию.
4.Шрифт – это_________________________________, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
5.Любая буква или иероглиф, прежде всего________________.
6._____________-графическое начертание фирменного наименования в виде стилизованных букв.
7. Изобразительного различия между ________ и___________ нет. Как элементы композиции они играют одинаковую роль.
Практическая работа
Искусство шрифта.
Определите отличия и графические особенности трех-четырех шрифтов из книг, журналов, газет, рекламных объявлений.
Буква – изобразительный элемент композиции.
Создайте композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой. Фон по выбору.
Изобразительно-композиционное превращение линии в строку.
а) Создайте композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами. Буквы в строках должны вырастать из фона, а не располагаться на полосках, отделяющихся по цвету от фона. Фон всей композиции белый или черный;
б) создайте композицию, аналогичную предыдущей, но с использованием цвета. Цвет строк и других элементов должен гармонировать с цветом фона. Подобные работы лучше выполнять на компьютере.
Буква как знак.
Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одной(максимум двух) букв и символического изображения. При желании можно создать логотип, а также вырезать из ластика печатку-клеймо в виде фирменного знака, эмблемы или личной печати.
Методические рекомендации.
Все эти задания можно выполнить на компьютере при помощи любой программы с графическим инструментарием.
Контрольная работа
Контролирующие листы рабочей тетради
Дайте определение.
ШРИФТЭТО___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.Выберите один правильный вариант ответа.
Отдельный символ какого-либо алфавита, графема – это.
а) буква
б) иероглиф
в)шрифт
г) логотип
3.Вставьте пропущенные слова.
_______________может быть только словесным или буквенным начертанием, но иногда в _____________к слову добавляются_________________________
или_______________________________.
4.Дафте два правильных ответа
Из чего состоит шрифт?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Установите соответствие.
а)__________
б)__________
в)__________
Эталон
1.Дайте определение
ШРИФТ ЭТО-это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
Выберите один правильный вариант ответа.
Отдельный символ какого-либо алфавита, графема – это…
а) буква
б) иероглиф
в) шрифт
г) логтип
3.Вставьте пропущенные слова.
Логотипомможет быть только словесным или буквенным начертанием, но иногда в логотипек слову добавляются элементы орнамента
или абстрактно-графические символы.
4.дайте два правильных ответа
Из чего состоит шрифт?
Из формы и пропорции
5.Установите соответствие.
а)3
б)2
в)1
Список литературы
1.Гиббс Дженни «Настольная книга дизайнера интерьера», Москва, БММ АО, 2006 О.
2.Практикум по педагогическим технологиям: Учеб.пособие / Т. Н. Милютина, И. И. Хасанова, М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2006. 66 с.
3.Лесняк В. «Графический дизайн (основы профессии)» , IndexMarket, 2011.
4. Сомов Ю. «Художественное конструирование промышленных изделий», Москва, «Машиностроение», 2007.
5.Эрганова Н. Е. методика профессионального обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений.
6. Яцюк О. «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий», Санкт-Петербург, 2004.