Конспект урока по искусству на тему Страна волшебная - балет (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок № 6 по искусству в 9 классе УМК Г.И. Данилова

Тема урока: «Страна волшебная- балет»

Тип урока: комбинированный

Ц е л и:

  • Дать определения понятиям балет, балерина, либретто, адажио, аллегро, пантомима. Изучить историю и выразительные возможности балетного искусства. Познакомить с выдающимися балетмейстерами и их балетами.

  • Развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку

  • Развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Дидактический материал:

Зрительный ряд: презентация


Инструменты и материалы:

для учителя: план-конспект, презентация

для учеников: тетрадь, ручка, карандаш

План урока

  1. Организационно-подготовительная часть (3мин);

  2. Проверка выполнения домашнего задания (10 мин);

  3. Теоретическая часть (27 мин);

  4. Организационно-заключительная часть (5 мин)


п/п

Этап

Содержание урока

Примечание

Организационно-подготовительная часть

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.



Проверка выполнения домашнего задания

Сообщения учащихся на тему «Танец».



Теоретическая часть

-Тема нашего урока «Страна волшебная - балет». (Слайд 1)

- Блистательна, полувоздушна.
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Евгения Онегина» (Слайд 2)

1. Из истории балетного искусства

  • - Балет –музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.

  • Балет – исключительно театральное искусство. Его корни уходят в 14 столетие , а становление завершилось к концу 16 века.

  • Страны Европы осваивали балет согласно своим национальным танцевальным традициям.

  • Поначалу балеты не имели сюжета.

  • Различные празднества, маскарады –способствовали становлению этого жанра.

  • «Благородные» герои появлялись на сцене в масках и костюмах, сшитых по последней моде. На ноги надевали башмаки на высоких каблуках. У мужчин были панталоны до колен или короткие юбочки на каркасе. Женщины танцевали в костюмах, принятых при дворе. Движения в танце были медленными и величественными. (Слайд 3)

- А. Босс. Бал. 1635 г. (Слайд 4)

Во Франции в эпоху абсолютизма расцвел придворный балет.

Во времена Людовика 14, в 1661 году, создана Королевская академия танца.

  • Именно в это время были выработаны основные каноны и формы классического балета, появились пять позиций ног, с которых начинается любое движение в танце.

  • Поменялась техника танца (приобрел большую виртуозность и профессионализм) (Слайд 5)

Выдающимся реформатором балетного искусства стал Жан Жорж Новер (1727-1810)

Выдвинул на первый план содержательную сторону спектакля, его сюжет.

Темами его балетов стали исторические события, античная литература и мифология.

Постановки носили трагико-комедийный и героико-лирический характер.

Главным средством актерской игры он избрал пантомиму. Впервые актеры появились на сцене без масок, и зритель смог увидеть выражение их глаз и мимику.(Слайд 6)


Реформы балетмейстера коснулись также музыки, костюмов и декораций балетного спектакля. Отныне балет стал самостоятельным театральным жанром.

Новер различал два вида танца: действенный (пантомимический), в котором четко выражен сюжет и происходит развитие действия, и бессюжетный (механический, или технический).

Классическим примером первого может служить дуэт Марии и Заремы в третьем акте «Бахчисарайского фонтана» Б.В. Асафьева.(Слайд 7)


Примером бессюжетного, технического танца можно отнести танец маленьких лебедей во втором акте «Лебединого озера» или танец лесных дриад в «Спящей красавице» П.И. Чайковского. (Слайд 8)


В эпоху романтизма на первый план выдвинулась идея столкновения мечты и реальности. Основой сюжета романтического балета стала борьба человека и сверхъестественных сил- духов, приведений, мифологических существ.

Особую роль в балете стала играть музыка. (Слайд 9)


В это время большой популярностью пользовались балеты Филиппо Тальони.

  • Расширил тематику балетных спектаклей, ввел в них бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомиму. (Слайд 10)


Активную роль стал играть кордебалет – часть активной труппы, исполняющая массовые танцы и сцены. (Слайд 11)

Вершиной романтического танца стал балет А. Адана «Жизель». (Слайд 12)


В начале 19 столетия взошла звезда Шарля Луи Дидло (1767-1837), который особенно прославился в России.

Используя лучшие достижения зарубежных школ, русский балет создал свою национальную школу.

Первый балетный спектакль в России был поставлен более 300 лет назад при дворе царя Алексея Михайловича – «Орфей и Эвридика». (Слайд 13)


Современный балет – это динамично развивающееся искусство пластики, в котором можно увидеть отражение специфических особенностей человека 21 века.

Большое распространение сегодня получает форма одноактного балета. (Слайд 14)


2. Выразительные возможности балета.

Балет (от ит. ballare - танцевать) принято определять как вид музыкального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах.

Основные выразительные средства – музыка и танец.

Как и опера, он состоит из отдельных сцен, эпизодов и номеров, границы которых определяет музыка. Как и в опере, эти номера имеют программу, определенную либретто (сюжетная основа балета). (Слайд 15)


Основу балетного искусства составляет классический танец.

Основные формы классического танца:

  • адажио- медленный, плавный лирический танец;

  • аллегро- быстрый, блестящий, виртуозный.

(Слайд 16)


  • Немаловажную роль играет и пантомима- движение, жесты. (Слайд 17)


Балеты известных композиторов (Слайды 18-22)


Организационно-заключительная часть

Выставление оценок за урок. Запись домашнего задания.

  • Конспект

  • Рисунки на тему: «Балет» (Слайд 23)