Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Штейнгардтовская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Согласовано «Утверждаю»
Протокол заседания Директор МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Методического совета ________________ /Черкасова СК/
МБОУ Штейнгардтовской ООШ приказ № от ___________2014г
от ___________ 2014 года №___
____________/ Мажинская ИЯ/
Рабочая программа
по изо
Класс: 7
Количество часов: 35
Учитель: Бахмут Елена Петровна
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 7 КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствие с:
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (с 2014-2015 года Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255)
основной образовательной программой МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год
примерной программы по изобразительному искусству
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году;
учебным планом МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год
На основании:
статьи 28. (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) п.6 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12г № 273-ФЗ
устава МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Положения о составлении рабочих программ учителями –предметниками МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Преподавание ведется по учебнику «Изобразительное искусство. 7 класс» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. «Просвещение» 2011 г
Общая характеристика учебного предмета
Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве
Цели: формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности
Задачи:
углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;
формировать зрительную компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;
развивать умение выражать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов.
знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;
давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;
раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;
углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;
продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;
развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;
развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МБОУ Штейнгрдтовской ООШ определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области Российской Федерации, предусматривающая обязательное изучение предмета по программе в 7 классе 35 часов в год, 1 час в неделю. В связи с тем, что 2 урока выпадает на праздничные дни, выполнение рабочей программы в полном объеме осуществляется за счет объединения уроков № 13 ,14 (Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома), №31и 32 « Защитник Отечества в портретной живописи»
План -35ч, факт-33ч.
Учебно-тематическое планирование 7 класс.
Периодичность и формы текущего контроля отражены в календарно-тематическом планировании.
Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве
Раздел 1. Гармония природы и архитектуры в пейзаже. 2 ч.
Раздел 2. Предметная среда человека в натюрморте. 3 ч.
Раздел 3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. 3 ч.
Раздел 4. Русская усадьба как архитектурный ансамбль. 3 ч.
Раздел 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве. 5 ч.
Раздел 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. 8 ч
Раздел 7. Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства. 2 ч.
Раздел 8. Творческая активность человека, способность проявления твёрдости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. 6 ч.
Раздел 9. Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. 3 ч.
Содержание учебного курса:
1-я четверть
Человек и среда его обитания вихвзаимопроявлениях
в изобразительном искусстве
Блок 1. Гармония природы и архитектуры в пейзаже
Городской (сельский) пейзаж
Диалоги об искусстве. Архитектурный пейзаж — жанровая разновидность пейзажа. Изображение в графике и живописи реальной и воображаемой архитектуры в естественной природной среде. Сравнение родной природы с природой других регионов России. Пространство в искусстве пейзажа города и деревни. Композиция как равновесие, контраст, ритм, понятие единства на основе соподчинения и гармонии. Линейная и воздушная перспектива как элементы художественного изображения в пейзаже.
Уроки графики. Изображение городского или сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект», «Знакомые окраины», «За околицей», «Индустриальный пейзаж». Композиционное решение пейзажа, определение центра, линии горизонта, точки схода. Плановость пейзажа. Передача состояния единства природы и архитектуры.
Изобразительныематериалы: карандаш, уголь, сангина.
Примерный перечень произведений искусства: графика — А. Остроумова-Лебедева. Графическая серия «Виды Петербурга»; живопись — Джордоне. «Гроза»; «ведуты» Ф. Гварди и А. Каналетто; Я. Вермер Делфтский. «Вид Делфта»; Эль Греко. «Вид Толедо»; В. Ван Гог. «Пейзаж в Овере. После дождя», «Ночное кафе»; К. Писсарро. <<Оперный проезд в Париже»; Б. Бюффе. «Бруклинский мост в Нью-Йорке»; Ф. Алексеев. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста»; Н. Чернецов. «Вид города Ярославля»; В. Поленов. «Московский дворик»; И. Левитан. «Околица», «Гумно», «Сумерки»; М. Добужинский. «Домик в Петербурге»; В. Рождественский. «Индустриальный пейзаж»; А. Лентулов. «Закат на Волге»; Б. Кустодиев. «Лесное озеро»; Н. Крымов. «У мельницы»; К. Юон. «Утро индустриальной Москвы»; музыка — М. Глинка. «Патриотическая песня»; Д. Кабалевский. «Наш край».
Блок 2. Предметная среда человека в натюрморте
Ожившие вещи
Диалоги об искусстве. Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношении человека к окружающей жизни.
Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты в искусстве натюрморта.
Урок графики. Изображение натюрморта в интерьере по памяти, представлению или описанию, состоящее из предметов, позволяющих определить мир увлечений или профессию человека, на темы «Музыкальные инструменты», «У мольберта», «В гостях у народного мастера» (народный промысел по выбору учащихся) и т. п. Конструктивное построение и передача формы, объема предметов, их содержательной связи.
Изобразительные материалы: карандаш, тушь, перо, мелки и др. (по выбору учащихся).
Атрибуты искусства в твоем натюрморте
Диалоги об искусстве. Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Своеобразие колористической палитры в работах разных живописцев. Разнообразие технических приемов живописи.
Уроки живописи. Натюрморт в цвете с натуры. Приемы выявления формы предметов при помощи цвета и света. Тоновые отношения предметов. Передача воздушной перспективы. Передача фактуры предметов.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: графика — А. Дюрер. «Книги»; В. Фаворский. «Книги» (гравюра); живопись — П. Клас. «Натюрморт с музыкальными инструментами»; В. К. Хеда. «Натюрморт с золотым кубком»; У. М. Харнет. «Мои любимые вещи»; Ж. Б. Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусства», «Медный бак»; Я. Ван Вильде. «Натюрморт»; П. Сезанн. «Натюрморт с гипсовым слепком»; Г. Теплов. «Натюрморт»; А. Мордвинов. «Подрамник, папка и гипсовый барельеф»; И. Фирсов. «Юный живописец»; К. Маковский. «В мастерской художника»; П. Кончаловский. «Палитра и краски», «Сухие краски», «Верстак»; К. Петров-Водкин. «Скрипка»; О. Браз. «Натюрморт»; Д. Штеренберг. «Красный натюрморт».
Блок 3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения
Интерьер
Диалоги об искусстве. Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер дома — среда, организующая человеческое поведение и способствующая общению между людьми. А. Венецианов- родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Линейная и воздушная перспектива в изображении интерьера.
Уроки графики. Выполнение зарисовок по памяти интерьера своего дома или комнаты с различных точек зрения. Линия горизонта, разные точки схода. Изображение пространственных отношений между предметами, между предметами и людьми.
Изобразительные материалы: графические материалы по выбору учащихся.
Интерьер твоего дома
Диалоги об искусстве. Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения (столовая, коридор, спальня, зал).
Урок живописи. Выполнение рисунка интерьера в цвете. Выделение в пространстве интерьера одного или нескольких предметов. Цветовое решение, лаконичность цветовых силуэтов. Учет пространственного фона.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь.
Примерный перечень произведений искусства: графика— А. Дюрер. «Святой Иероним в келье»; А. Кравченко. «Страдивари в своей мастерской»; А. Голицын. «На балконе»; живопись — Э. де Витте. «Церковный интерьер», «Интерьер с женщиной у клавесина»; Я. Ван Эйк. «Мадонна канцлера Роллена»; А. Менцель. «Интерьер с сестрой художника»; Г. Курбе. «Ателье»; А. Венецианов. «Утро помещицы»; К. Зеленцов. «В комнатах»; Г. Сорока. «Интерьер. Диванная», «Кабинет дома в Островках»; И. Хруцкий. «В комнате (Мальчики, рассматривающие альбом с картинками)»; К. Сомов. «Детская»; Л. Бруни. «Детская»; Ф. Толстой. «Семейный портрет»; 3. Серебрякова. «За завтраком», «На террасе в Харькове»; М. Добужинский. «Зеленая комната»; А. Дейнека. «Портрет девушки с книгой»; П. Стожаров. «Наша комната»; Ю. Кугач. «На кухне»; В. Попков. «Сени».
2-я четверть
Мир русской дворянской усадьбыкак достояние художественной культуры
и образ жизни человека в искусстве
Блок 4. Русская усадьба как архитектурный ансамбль
Внешний облик дворянского особняка
Диалоги об искусстве. Русская дворянская усадьба как родовое гнездо. Архитектурный облик русской усадьбы XVIII—XIX вв. Важнейшие архитектурные элементы здания, выполненные в стиле классицизма. Целесообразность и выразительность, ясность и чистота пропорций, торжественность здания, лаконичность и строгость архитектурных форм.
Урок графики. Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху: фасад, портик, балкон, колонны, беседка, мостик, фонтан.
Изобразительные материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь.
Интерьер дворянского особняка
Диалоги об искусстве. Интерьер дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты, отражение статуса человека в обществе, его увлечений. Передача в отечественной живописи царящей в комнатах одухотворенности предметно-пространственной среды, привнесенной ее обитателями.
Уроки изобразительного творчества. Изображение интерьера дворянского дома по описанию в литературных произведениях XIX в. (залы, анфилады комнат, кабинет, детская и т. д.) и характерных элементов декора стен, меблировки и т. п.
Изобразительныематериалы: акварель, гуашь, восковые мелки, пастель и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — А. Миронов. «Вид дворца в Кусково»; О. Клодт. «Михайловское. Общий вид усадьбы»; Ф. Толстой. «Семейство художников»; А. Венецианов. «Комнаты»; В. Борисов-Мусатов. «Терраса», «На диване», «За вышиванием», «Призраки»; К. Кольман. «Гостиная в особняке Юсуповых»; К. Обах. «Интерьер комнаты богатого особняка»; В. Поленов. «Кабинет», «Столовая», «Портретная», «Библиотека. Камин»; С. Жуковский. «Поэзия старого дворянского гнезда», «Комната в имении Брасово»; М. Якунчикова. «Чехлы», «Из окна старого дома. Введенское»; архитектура — усадьбы в Архангельском, Кусково, Останкино; архитектурные ансамбли Д. Кваренги, К. Росси, А. Захарова, А. Воронихина, В. Баженова, М. Казакова.
Блок 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве
Светский костюм дворян
Диалоги об искусстве. Одежда дворянского сословия XVIII— XIX вв. Элементы женского и мужского костюма. Украшения и аксессуары нарядов женской и мужской одежды в зависимости от социального положения: нашивки, ожерелья, кружева, пуговицы. Стилистическое единство в декоре одежды. Цельность цветового решения костюма. Единство прически с художественным образом мужской и женской одежды, головными уборами и украшениями. Трансформация в женском костюме элементов народного платья и место народного костюма в дворянском быту.
Урок графики. Зарисовка элементов мужской и женской одежды, причесок, характерных для русского дворянства XVIII—XIX столетий, по представлению и описанию.
Изобразительные материалы: цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома
Диалоги об искусстве. Человек как главный объект скульптуры (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности. Образ человека в разнообразных пластических решениях.
Уроки скульптуры. Лепка композиции из двух фигур в движении с компоновкой их в едином действии на темы «Приятная встреча», «Музицирующие», «Танцующая пара», «На балконе». Отбор деталей и обобщение форм с целью наиболее яркого выражения пластичности, времени, эпохи.
Изобразительные материалы: пластилин, проволочный каркас.
Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе
Диалоги об искусстве. Дворянские праздники в усадьбе. Традиции их проведения.
Вариант 1. Отражение традиций русских балов в искусстве. Гармония и единство стиля.
Уроки изобразительного творчества. Выполнение фигур участников бала по представлению и описанию к коллективной композиции «Бал в дворянской усадьбе». Художественная организация композиции интерьера зала для проведения бала, размещение фигур участников бала в пространстве зала.
Изобразительные материалы (по выбору учащихся).
Вариант 2. Домашний театр. Традиции, обряды и атрибуты рождественского праздника. «Вертеп» — театр, связанный с изображением сцены Рождения Иисуса Христа. Особенности изготовления вертепных театров и их предназначение.
Уроки декоративного творчества. Создание эскизов и конструирование персонажей кукольного театра «Вертеп» в творческих группах. Одежда, конструкция куклы. Проигрывание отрывков из спектакля для учащихся младшего школьного возраста.
Изобразительные материалы: пластилин, цветные лоскутки ткани, палочка для крепления куклы.
Примерный перечень произведений искусства: графика — Д. Шма-ринов. Иллюстрации к роману Л. Толстого «Война и мир»; Н. Кузьмин. Иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»; живопись — И. Никитин. «Портрет канцлера Головкина»; Ф. Рокотов. «Портрет неизвестного»; Д. Левицкий. «Портрет Е. Нелидовой», «Портрет Е. Левшиной», «Портрет Н. Борщевой»; В. Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной», «Портрет князя А. Куракина»; О. Кипренский. «Портрет Ростопчина», «Портрет Е. Давыдова»; К. Брюллов. «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалией Паччини, удаляющейся с бала»; К. Сомов. «Арлекин и дама»; Н. Сапунов. «Бал»; Л. Бакст. Эскизы костюмов к балету «Карнавал»; П. Вильяме. Декорации к спектаклям «Золушка», «Евгений Онегин»; скульптура — О. Роден. «Вальс»; О. Комов «Пушкин и Пущин»; народное и декоративно-прикладное искусство — И. Голиков. «Танец»; изображение различных видов «Вертепа» (по материалам книги Л. Соломоник «Куклы выходят на сцену»); музыка — П. Чайковский. «Евгений Онегин»; С. Прокофьев. «Золушка» (фрагменты по выбору учителя).
3-я четверть
Народный мастер — носитель национальной культуры
Блок 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции
Вышивка
Диалоги об искусстве. Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства. Древние образы народной вышивки. Образный строй народной вышивки. Цветовое и композиционное решение. Образы древней славянской мифологии, архетипы в мотивах русской народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России (Центр, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др.).
Уроки народного творчества. Творческая мастерская народной вышивки. Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстяных нитей в технике коллажа.
Изобразительные материалы: карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей.
Роспись по дереву
Диалоги об искусстве. Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в художественной культуре Древней Руси. Локальные школы народного мастерства Русского Севера. Графическое письмо мезенских мастеров. Особенности символического значения элементов орнаментального строя в мезенской росписи.
Уроки народного творчества. Выполнение упражнений на повтор главных элементов мезенского орнамента и сюжетной композиции для декоративного панно по мотивам росписи мезенских мастеров.
Изобразительные материалы: гуашь черного и красного цвета.
Глиняная игрушка
Диалоги об искусстве. Отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Приемы работы с глиной и технология изготовления свистульки.
Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Лепка и роспись игрушки-свистульки. Импровизация по мотивам народной игрушки, технология выполнения игрушки-свистульки;
Изобразительные материалы: глина, пластилин одного цвета.
Ювелирное искусство
Диалоги об искусстве. Изначальное предназначение ювелирного украшения — функция оберега и амулета. Ювелирное изделие как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца. Место и значение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. Ювелирное искусство — традиции и современность.
Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования. Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. Сувениры для торговых рядов на школьную весеннюю ярмарку: браслет, пояс, нагрудное украшение, исполняющее функцию оберега. Выполнение изделия в материале по разработанным проектам.
Изобразительные материалы: береста или ее имитация, бисер, бусинки, шерстяные нитки, фольга.
Примерный перечень произведений искусства: народное и декоративно-прикладное искусство — солярные знаки на олонецких полотенцах, растительные мотивы на тверских и вологодских полотенцах, солярные знаки на тамбовских, псковских полотенцах, пава-птица на архангельских и каргопольских рубахах; таблицы с изображением элементов народной вышивки; произведения локальных школ народного мастерства росписи по дереву Русского Севера (северодвинская, мезенская, борецкая, устюжская и др.): образцы изделий, фотографии с изображением прялок, туесов, портреты мастеров; произведения народных мастеров-игрушечников из разных локальных школ регионов России (Каргополя, Филимоново, Калуги и др.); украшения народного и светского костюма (портретная живопись, фотоматериалы, публикации музейных коллекций).
Современные мультимедийные технологии обучения: видеофильмы из серии «Народные промыслы». Видеоэнциклопедия для народного образования; компьютерные игры — варианты орнаментального решения для разработки проектов изделий.
Блок 7. Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства
Ярмарочный торг
Диалоги об искусстве. Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, театр, декоративно-прикладное искусство. Ярмарочная площадь с торговыми рядами, артистами и зазывалами. Форма, декоративное убранство: плакаты, афиши, шары и т. п. Темы народных гуляний в произведениях русских художников.
Уроки декоративного творчества и художественного конструирования. Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней школьной ярмарки народных мастеров. Композиционное решение оформления и расположения торговых рядов во время проведения ярмарки. Сочинение закличек на ярмарку для торговцев и афиш.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — П. Брейгль Младший. «Ярмарка с театральным представлением»; Е. Щаницына. «Ярмарка в Палехе»; Т. Нариманбеков. «Базар»; Б. Кустодиев. «На ярмарке», «Балаганы», «Торговец шарами»; К. Юон. «Карусель»; Б. Домашников. «Праздник», «Праздничный день»; литература — В. Брюсов. «Балаганы»; С. Есенин. «На плетнях висят баранки...»; музыка — Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка» (пляска скоморохов).
Современные мультимедийные технологии обучения: компьютерные игры — варианты планировок ярмарочной площади.
4-я четверть
Человек в различных сферахдеятельности в жизни и искусстве.
Техника и искусство.
Блок 8. Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве
«Галактическая птица»
Диалоги об искусстве. Космическая тема в искусстве. Особенности проектирования предметной среды: от функции к форме и от формы к функции. Переработка реальных форм природы в конструктивные. Разнообразие структур природных форм в конструировании летательных аппаратов.
Урок графики с элементами художественного конструирования. Выполнение зарисовок различных летательных межконтинентальных космических аппаратов по плану проектируемых космических аппаратов.
Изобразительные материалы: карандаш, фломастеры, тушь, перо.
Проект твоей космической станции
Диалоги об искусстве. Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова.
Уроки декоративного творчества и художественного конструирования. Проектирование макета и конструирование космической станции. Создание пространственных конструктивных структур. Определение главных модулей объемной композиции (корпус, ступени, отсеки), точек взаимосвязи и соединений всех ее элементов. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. Работа в группах по созданию коллективной композиции на темы «Перед стартом», «Космодром» и т. д.
Изобразительные материалы: бумага плотная, цветная, упаковочный материал, проволока.
Примерный перечень произведений искусства: графика —. первые летательные аппараты Леонардо да Винчи; А. Лабас. «Первый советский дирижабль», «В кабине аэроплана», «Дирижабль над городом»; живопись — К. Юон. «Новая планета»; А. Интезаров. «По формулам К. Циолковского»; живописные композиции А. Леонова, А. Соколова и других художников-фантастов.
Современные мультимедийные технологии обучения: компьютерные игры — варианты главных модулей космических аппаратов.
Защитник Отечества в портретной живописи
Диалоги об искусстве. Образ защитника Отечества — одна из распространенных тем в изобразительном искусстве. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа.
Уроки графики. Работа над композицией портрета на темы «Пришел солдат с фронта», «Мой дед — герой войны», «Десантник», «Мой брат — танкист» и др. Строение, пропорции головы и лица человека. Поворот и ракурс головы. Военный костюм и его атрибуты, знаки доблести. Цветовое решение образа воина. Фон в портрете как важное дополнение к раскрытию образа.
Изобразительные материалы: простой карандаш, гуашь или акварель.
Примерный перечень произведений искусства: графика — О. Кипренский. Портреты героев войны 1812 г.; живопись — Ф. Хальс. «Портрет офицеров стрелковой роты святого Георгия»; Рембрандт. «Ночной дозор»; А. Ж. Гро. «Наполеон в битве при Эйлау»; Ж. Л. Давид. «Наполеон на перевале Сен-Бернар», «Портрет Наполеона в кабинете»; Т. Жерико. «Портрет офицера конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку»; О. Кипренский. «Портрет Е. Давыдова»; А. Доу. Портреты из Военной галереи в Эрмитаже; П. Корин. «Александр Невский», «Сполохи», «Портрет маршала Г. Жукова»; Г. Коржев. «Опаленные огнем войны»; К. Петров-Водкин. «После боя»; Ю. Кугач. «Возвращение»; скульптура — Ф. Шубин. Портреты участников русско-турецкой войны 1773—1778 гг.; работы скульпторов советского времени, посвященные героям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Блок 9. Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве
Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве
Диалоги об искусстве. Образы победителей Олимпийских игр в античной скульптуре. Многообразие спортивной тематики, сюжетов,графических и живописных техник как проявление восхищения современных художников силой, ловкостью, телосложением спортсменов. Своеобразие динамики и пластики движений борющегося человека, передача их в рисунке, наброске.
Урок графики. Выполнение набросков с натуры и по представлению фигуры человека в различных движениях, характерных для определенного вида спорта. Передача выразительности движения, жестов, поворотов с учетом пропорций частей тела и их взаимосвязи.
Изобразительные материалы: карандаш, тушь, перо, палочка, фломастеры (по выбору учащихся).
Спортивный праздник в твоей композиции
Диалоги об искусстве. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов, болельщиков в творчестве современных художников. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции.
Уроки живописи. Выбор темы, сюжета на темы «Школьная спартакиада», «А ну-ка, догони!», «На старте», «Велосипедисты», «Футбольные баталии», «Кто выше!» и т. д. Композиционное решение пространства в рисунке: выбор центра, окружающей среды, показ фигур спортсменов как участников единого действия, но в различных динамических положениях данного вида спорта. Исполнение композиции живописными материалами. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.
Изобразительный материал: гуашь или акварель.
Примерный перечень произведений искусства: вазопись — Олимпийские игры в краснофигурной и чернофигурной росписи ваз Древней Греции; скульптура — Агесандр, Афанадор, Полидор. «Лакоон»; Мирон. «Дискобол»; Поликлет. «Дорифор»; Микеланджело. «Давид», «Скованный пленник», «Освобождающийся раб»; И. Козловский. «Самсон, раздирающий пасть льва»; живопись— А. Самохвалов. «На стадионе»; А. Дейнека. «Бег», «Эстафета»; В. Милашев-ский. «Футбол в Новогирееве»; Д. Жилинский. «Гимнасты»
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение архитектурных заповедников.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ
Результаты освоения предмета и система их оценки
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии оценки качества знаний обучающихся:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урок
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
[link] Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7.www.proshkolu.ru
Календарно-тематическое планирование по изо в 7 классе, 1 час в неделю. 35 ч. в год.
№ урока
Тема урока
Количество часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Форма текущего контроля
Дата
План
Факт
Тема «Гармония природы и архитектуры в пейзаже (2 ч)
1
2
Сельский пейзаж
Сельский пейзаж
1
1
Знать:
Жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства
Уметь:
Участвовать в творческих группах при выполнении творческих работ в группах
Опрос, беседа
Тема «Предметная среда человека в натюрморте» (3 ч)
3
Ожившие вещи
1
Знать:
Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения
Уметь:
Выполнять конструктивное построение формы, объёма предметов, их содержательной связи в натюрморте
Опрос, беседа
4
5
Атрибуты искусства в твоём натюрморте
Атрибуты искусства в твоём натюрморте
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
Тема «Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения» (5 ч)
6
7
Интерьер
Интерьер
1
1
Знать:
Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения
Уметь:
Применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера
Опрос, беседа
8
Интерьер твоего дома
1
Опрос, беседа
Тема «Русская усадьба как архитектурный ансамбль» (3 ч)
9
Внешний облик дворянского особняка
1
Знать:
-Отличительные черты русской дворянской усадьбы как архитектурного ансамбля;
- правила линейной перспективы в построении интерьера
Уметь:
Проявлять зрительскую компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;
-применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении сельского пейзажа
Опрос, беседа
10
11
Интерьер дворянского особняка
Интерьер дворянского особняка
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
Тема «Одежда и быт русских дворян в искусстве (5 ч)
12
Светский костюм дворян
1
Знать:
Символику орнаментальных мотивов
Уметь:
Выполнять зарисовки по представлению и описанию
Опрос, беседа
13
14
Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома
Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
15
16
Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе
Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе
1
1
Уметь:
Выполнять зарисовки по представлению и описанию
Опрос, беседа
Опрос, беседа
Тема «Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции» (8ч)
17
18
Вышивка
Вышивка
1
1
Знать:
Локальные школы народного мастерства в таких видах народного искусства, как роспись по дереву, вышивка, глиняная игрушка, ювелирное искусство
Уметь:
Выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества
Уметь:
Выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества
Опрос, беседа
Опрос, беседа
19
20
Роспись по дереву
Роспись по дереву
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
21
22
Глиняная игрушка
Глиняная игрушка
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
23
24
Ювелирное искусство
Ювелирное искусство
1
1
Опрос, беседа
Тема «Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства» (2 ч)
25
26
Ярмарочный торг
Ярмарочный торг
1
1
Знать:
Проявление синтеза искусств на примере праздника весенней ярмарки как торжества народного мастерства и творчества
Уметь:
Проявлять зрительскую компетентность в эмоционально – эстетическом восприятии
Опрос, беседа
Опрос, беседа
Тема «Творческая активность человека, способность проявления твёрдости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве» (6ч)
27
«Галактическая птица»
1
Знать:
Произведения современных художников – фантастов и космонавтов на космическую тему
Уметь:
Выполнять план проектируемого объекта
Уметь:
Проявлять зрительскую компетентность в эмоционально – эстетическом восприятии
Опрос, беседа
28
29
Проект твоей космической станции
Проект твоей космической станции
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
30
31
32
Защитник Отечества в портретной живописи
Защитник Отечества в портретной живописи
Защитник Отечества в портретной живописи
1
1
1
Опрос, беседа
Опрос, беседа
Тема «Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве» (3 ч)
33
34
Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве
Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве
1
1
Знать:
Основы построения фигуры человека в движении с учётом пропорций частей тела и их взаимосвязи
Уметь:
Передавать движение фигуры человека в пространстве
Опрос, беседа
Опрос, беседа
35
Спортивный праздник в твоей композиции
1
Опрос, беседа