Рабочая программа по МХК. 10 класс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





















































Пояснительная записка.


Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089) Программы «Искусство» под редакцией автора Г.И. Даниловой.: Москва «Дрофа», 2015., а также в соответствии с «Положением о рабочей программе по учебному предмету в МОБУ «СОШ №21».

Специфика курса заключается в том, «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) обучающихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы,

истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

- формирование основы эстетических потребностей, развитие толерантное отношения

к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую

составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её

уникальность и неповторимость, развитие навыков оценки и критического освоения

классического наследия и современной культуры.

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-

творческих способностей;

-воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

-освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Согласно учебному плану МОБУ «СОШ №21», на изучение мхк в 10 классе отведен 1 час в неделю, т.е. 35 часов в год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

-для выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.


Промежуточные формы контроля.


Промежуточные формы контроля определены следующим образом:

- Тематический

Формы контроля:

Устные

  • пересказ материала учебника

  • описательный рассказ с опорой на наглядный образ

  • сравнение и сопоставление

  • фронтальный опрос

  • беседа по вопросам

Письменные

  • индивидуальные письменные задания

  • тестовые задания

  • написание творческих сочинений

  • проверочные комбинированные работы




Содержание учебного предмета.

Художественная культура 18 века (12 часов).

Возникновение новых стилей и Возрождение.

Стили и художественные направления в искусстве. Характерные черты архитектуры барокко. Человек и новая картина мира характерные черты искусства маньеризма.

классицизм как художественное воплощение идей просвещения. Происхождение термина «рококо». Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

Архитектура барокко. Изобразительное искусство барокко.

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б.Растрели в Санкт –Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко.

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Идеи величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. Прогулка по Версалю. Архитектурные творения К.Рена Собор Святого Павла.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы (В.И.Баженов и М.Ф.Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно- лучшие творения В.И.Баженова. Проект здания Сената в Кремле.

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

От классицизму к академизму в живописи. Пуссен, как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений.

Реалистическая живопись Голландии.

Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений

Русский портрет 18 века.

Шедевры русских композиторов портретистов: Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский.

Музыкальная культура барокко. Творчество И.С.Баха.

Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Многогранность разнообразие творческого наследия композитора.

Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л.В.Бетховен: путь от классицизма к романтизму.

Театральное искусство 17-18 вв.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества Пути развития русского драматического театра.

Художественная культура 19 века (7 часов).

Романтизм.

Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 – начала 19 в. «Путь к свободе через красоту» Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.

Изобразительное искусство романтизма.

Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.

Реализм – художественный стиль эпохи.

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые каритны жизни в творчестве Г.Курбе, о.Домье, художников - -передвижников: И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.

Художники импрессионизма.

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э.Дега, О Ренуара. Постимпрессионизм В Гога, Сезанна, П.Гогена.

Пути развития западноевропейского театра.

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. Э.Золя как теоретик западноевропейского театра реализма.

Русская музыкальная культура.

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А.Балакирив, А.П.Бородин, М,П,Мусогкский, Н.А,Римский –Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И.Чайковского.

Искусство 20 века (12 часов)

Русский драматический театр.

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С.Мочалов и В.А.Каратыгин). М.С.Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н.Островского. Особенности театра А.П.Чехова.

Искусство символизма.

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А.Врубеля и В.Э.Борисова – Мусатова

Искусство модернизма.

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Идеи и принципы архитектуры начала 20 в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А.Гауди, В.Орта, Ф.Л.Райт, О.Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О.Шежтеля.

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства.. Фовизм А .Матисса. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

Мастера русского авангарда.

Абстракционизм В Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.

Зарубежная музыка и зарубежный театр 20 в.

Традиция символизма и романтизм в творчестве А.Н.Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В.Рахманинова и И.Ф.Стравинского. Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и А.Г.Шнитке.

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б.Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперимента п Брука. Зарубежный театр последних лет

Русский театр 20 в.

К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард. Мастера современного отечественного театра.

Становление и расцвет мирового кинематографа. Достижения американского кино.

Рождение и первые шаги кинематографа. Открытие братьев Л.иО.Люмьер. Творчество Ж. Мельса. Выдающиеся достижение американского кино.

Великий «немой». Шедевры Ч. Чаплина.

Выразительные возможности первых шедевров «немого» Ч.С. Чаплина – великий комик мирового экрана.

Нетрадиционные подходы в киноискусстве.

Киноискусство А.А. Тарковского, Э.А.Рязанова. Лента Роберита Вине «Кабинет доктора Калигари». Поиски нетрадиционных подходов Луиса Бунюэля.

Итоговое занятие (1 час)

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий. (эссе, докладов, отзывов, сочинений) и их защита по изученной теме.

Таблица контрольных работ.


Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

Художественная культура 18 века

12

знать / понимать:

-основные виды и жанры искусства;

-изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;


Художественная культура 19 века

9

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;


Искусство 20 века

13

знать / понимать:

-основные виды и жанры искусства;

-изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;


Итоговое занятие

1




Итого

35





.


7