Научно-исследовательская работа Семейные ценности как основа нравственных отношений в религии и литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»









Секция: мировая художественная культура


Учебно-исследовательская работа

по теме: «Семейные ценности как основа нравственных отношений в религии и литературе»














Выполнила:

Пяткова Мария Евгеньевна 8 «А» класс

Руководитель:

Шаучулене Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

Кафедра гуманитарных дисциплин








с. Онгудай, 2016г




Содержание


  1. Введение…………………………………………………………………..2-4

  2. Виды религиозных семей………………………………………………..5-6

- Семья в исламской религиозной культуре

- Семья в иудейской религиозной культуре

- Семья в православной культуре

- Семья в буддистской религиозной культуре



  1. Семейные ценности в литературе……………………………………….7-9

-Пословицы

- Притчи

-Басни

  1. Анкетирование…………………………………………………………….10-13

  2. Генеалогическое древо…………………………………………………….13

  3. Заключение…………………………………………………………………14

  4. Литература………………………………………………………………….15

  5. Приложение

































Введение


Семья, это когда вместе,

Дети, любовь, радость в доме,

И много ярких мгновений,

что жизнь озаряют счастьем.

(Элен)


Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, немало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.


Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «
Любовь, Прощение, Терпение» А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».
- И все?


- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил: "И мира тоже".


Что такое для человека семья? Это в первую очередь дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь. Если присмотреться, то можно заметить что семьи бывают разные. Бывают веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Ведь это должен быть крепкий оплот, в основе которого лежит любовь мужчины и женщины. Разные семьи имеют разные характеры, прямо как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, сильно взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Цель работы: исследование изменений, произошедших в семейных отношениях в современном мире, и определение новых идеалов и целей, которые могли бы лечь в основу семейных отношений.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть духовно-нравственные основы исламской, иудейской, буддийской, православной семьи и отражение семейных ценностей в литературе;

· определить особенности новых семейных отношений путём исследования-анкетирования

-создать семейное генеалогическое древо

Объектом исследования является социокультурная динамика семейных отношений, предметом - изменение духовно-нравственной основы семейных отношений.

Актуальность вопроса о духовно-нравственных основах семейной жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей.


Роль семейных ценностей в нашей жизни


Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети.


Что такое ценности семейной жизни?


Так что же все-таки такое семейные ценности и почему они таковыми являются? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно. Примеры таких ценностей помогут показать их важность по отдельности и мощную силу в их совокупности. Он, она и их дети – разве смогут они счастливо жить, если в основе их отношений не будет лежать любовь? Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто не возможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока. Любовь – это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить. Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Существуя в обществе, человек вынужден постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами разного рода, тяжелейшими стрессами, наступающими из-за краха каких-либо надежд и мечтаний в жизни. Одному выстоять в этой буре чрезвычайно трудно, практически невозможно. Дом с родными людьми становится тихой гаванью, где можно получить помощь, поддержку, заботу, отдохнуть и набраться сил для того чтобы жить дальше и радоваться жизни. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания его партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильственное вмешательство и вторжение в личное пространство партнера с целью сломать, подчинить другую личность и «переделать» ее под себя. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять. Подобные примеры ценностей можно продолжать еще долго, Самое главное в них их смысловой груз и сила, которая сможет дать долгую и счастливую жизнь любому союзу. В обществе семейные ценности принято подразделять на два видатрадиционные и современные. Как это ни странно, они зачастую могут входить в конфликт друг с другом.

Семья является важнейшим социообразующим элементом. Она всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей, была основой бытия общества. Будучи ценностью, семья в то же время является хранилищем нравственных устоев, традиций и обычаев, важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека.

В современном мире существует множество концепций происхождения института семьи. Одни придерживаются убеждения, что семья ― продукт эволюции человечества, иные считают ее необходимой формой социального устройства. Носители религиозной традиции убеждены в божественном происхождении семьи и семейных ценностей. Религиозная жизнь подсказывает, что брак и семья ― не просто союз двух людей, но таинство становления личности супругов, когда муж и жена уже не просто два независимых друг от друга атома, а новый организм. Этот организм ― живой. Он может расти, устремляясь вверх, цвести, приносить добрые плоды, но может и болеть, чахнуть и, в конце концов, погибнуть.

В основе религиозной семьи лежит совместная любовь супругов к Богу. Брак называют таинством любви длинной во всю жизнь. Взаимная любовь супругов друг к другу имеет продолжение в деторождении. В деторождении происходит совершенствование и распространение любви. Один огонек света дает жизнь другому.


Виды религиозных семей.


Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы - его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.


Семья в исламской религиозной культуре.


В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.


Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».


Семья в православной культуре.


Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.


Семья в буддистской религиозной культуре.


Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.


Семейные ценности в литературе


Семья и семейные ценности ― один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными. Они служат базисом формирования нравственности человека. Тема семьи пронизывает всю литературу. Малые литературные жанры, такие как пословицы, притчи, басни, вбирают в себя многовековой народный опыт.

Пословицы

Пословицы ― это золотые россыпи в нашем языке. Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом все происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений ― пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Пословицы о семье свидетельствуют о богатстве и мудрости народной культуры. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни.

  • Совет да любовь – на этом свет стоит.

  • Мир в семье женой держится.

  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  • Добра желаешь – добро и делай.

  • И перелетные птицы живут парами.

  • Два человека – одна пара, семь человек – семья.

  • Без совета стариков дело не пойдет.

  • Один старый человек стоит четверых.

  • Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

  • Почитай родителей, тебе же будет хорошо.

  • Все купишь, только отца с матерью не купишь.

  • Отец и мать ― священные слова.

  • Не пожалеешь старого человека, самому придется плохо.

  • При солнышка ― тепло, а при матери ― добро.

  • Мать – святыня, с ней не спорят. (Марийская пословица).

  • Мать сказала – Бог сказал. (Мордовская пословица).

  • Роднее матери родни нет.

  • Материнская ласка конца не имеет.

  • Материнский гнев ― что весенний снег: и много его выпадет да скоро растает.

  • Ближе матери друга нет.

  • Нет ничего на счете краше, чем матери наши. (Бурятская пословица).

  • Мать в семье – клад. (Китайская пословица).

  • В семейной жизни самый важный винт-это любовь.

  • Моя семья - моя крепость.

  • Семья – не ячейка государства. Семья – это государство и есть.


Притчи


Притча ― короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

  1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка ак басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в притче идее. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.

  2. Эпический жанр в литературе XIX-XX веков, в основе которого лежит принцип параболы, характеризуется предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка.

Притча ― это маленький рассказ, несущий какое―либо поучение.

Притчи ― настоящее искусство слов попадать прямо в сердце. Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом важном. Нижеследующая притча содержит , на наш взгляд, глубокий непреходящий смысл о вечных ценностях семьи.

Притчиа о любви

Женщина вышла из дома и увидела во дворе троих стариков с длинными белыми бородами и сказала:

― Вы мне не знакомы, но, наверное, голодны. Входите в дом и поешьте.

― А муж дома? ― спросили они.

Нет, ― ответила она.

― Тогда мы не можем войти.

Вечером, когда муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся.

― Иди и скажи им, что я дома и пригласи их в дом! ― сказал муж.

Женщина вышла и пригласила стариков.

― Мы не можем войти в дом вместе.

― Почему же? ― удивилась она.

Один из стариков объяснил:

― Его зовут Богатство ― сказал он, указывая на одного из своих друзей, и сказал, указывая на другого, ― А его зовут Удача, а меня зовут Любовь. Иди домой и поговори со своим мужем, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.

Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован.

― Как хорошо! Если уж надо сделать выбор, давайте пригласим богатство.

Его жена возразила:

― Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?

Их дочь слушала все, сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением:

А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!

Давай-ка согласимся с нашей девочкой. Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.

Женщина вышла и спросила троих стариков:

― Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем.

Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие два старика последовали за ним.

Удивленная женщина спросила Богатство и Удачу:

― Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?

Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство, и Удача.

Басни

Басня ― стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение ― так называемая мораль. Например, в басне «Отец и

сыновья» выражена мораль о важности таких семейных ценностей, как взаимопонимание и сплоченность.

Отец и сыновья.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Ценность использования малых литературных жанров заключается в их воспитательной, эмоциональной и нравственной направленности. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание к этим жанрам, доставляют радость и в то же время оказывают воспитательное воздействие на человека. Они развивают речь, формируют нравственные привычки, обогащают знания о жизни, прививают любовь к культурному наследию Родины.













Анкетирование


В апреле месяце 2016 года в 5 «А», 8 «А», 9 «А», 10 «А» классах было проведено анкетирование «Семейные традиции и ценности», целью которого было изучение уровня осведомленности учащимися в вопросах истории, традиций и ценностей своей семьи. Всего опрошено 88 учащихся.

Таблица

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 5 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 24 чел.


1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 8 чел. «Нет» ― 16 чел.

2.


Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 14 чел. «Нет» ― 10 чел

3.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 24 чел. «Нет» ― 0 чел.

4.


Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 19 чел. «Нет» ― 2 чел.

«Не знаю» ― 3 чел.

5.


Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 7 чел. «Нет» ― 6 чел.

«Не знаю» ― 11 чел.


6.

Где и когда семья собирается вместе?

Дома по праздникам, у бабушки по праздникам, всегда вместе, летом на природе, вечером в зале, на выходных, летом около реки под деревом и вой, в свободное время, за столом на всеобщих каникулах.

7.


Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Дни Рождения, Новый Год, Пасха, День Победы, Иван Купала, Рождество, 23 Февраля, 8 Марта.

8.


Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 23 чел. «Нет» ― 1 чел.

9.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 0 чел.

«Когда как» ― 11 чел.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 17 чел. «Нет» ― 7 чел.


11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Не знаю» ― 1 чел. «Ничего» ― 9 чел.

«Сказки» ― 14 чел.

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День Рождения, победа в спорте, День Ангела, выпускной, хорошая учёба, победа в олимпиаде, окончание школы, победа в конкурсе.

Закончите предложения:

13.

Семья – это люди, которые тебя любят. Родные люди, которые тебя всегда поддержат. Самое главное, что есть в моей жизни. Люди, которые подарили тебе жизнь. Люди, которые любят друг друга. Самое дорогое, что есть у каждого человека, счастье, любовь.

14.

Семейные ценности – это память о дедушке, прадедушке, прабабушке. Уважение к старшим. Любовь. Уважение друг к другу, забота, взаимопомощь.


Таблица

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 8 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 18 чел.


1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 4 чел. «Нет» ― 14 чел.

2.


Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 14 чел. «Нет» ― 4 чел.

3.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 18 чел. «Нет» ― 0 чел.

4.


Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 5 чел.

5.


Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 8 чел. «Нет» ― 10 чел.


6.

Где и когда семья собирается вместе?

Дни Рождения, Пасха, Родительский день, свадьбы, в различных местах, на Новый Год, дома на каникулах, летом на пикнике, у родственников дома по праздникам, нигде, у бабушки дома, очень редко, вечером за ужином.

7.


Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Новый Год, Рождество, 1 сентября, Дни рождения, Пасха, Масленица, День Победы, День защиты детей, Благовещение.

8.


Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 17 чел. «Нет» ― 1 чел.

9.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 2 чел. «Нет» ― 16 чел.

«Да» ― 5 чел. «Нет» ― 16 чел.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 11 чел. «Нет» ― 7 чел


11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Ничего» ― 13 чел. «Не знаю» ― 1 чел.

« Читают сказки, былины, поют колыбельные» ― 4 чел.

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

Рождение, первый класс 11 класс, 1 курс, свадьба, День Рождения, начало четверти, конец четверти, окончание экзаменов, получение дипломов, грамот, победы в олимпиаде, первое выступление на большой сцене.

Закончите предложения:

13.

Семья – это круг лиц, любящих друг друга. Самые родные люди, между которыми царствует любовь, понимание, взаимопомощь, прощение. Самое важное в жизни человека. Счастье. Родные друг другу люди, которые не оставят в беде и всегда помогут. Духовное богатство. Родные люди, с которыми можно поделиться своими мыслями.

14.

Семейные ценности – это отношения в семье. Доверие, любовь, уважение к старшим, понимание, честность, доброта, взаимопомощь.






Таблица

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 9 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 18 чел.


1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 2 чел. «Нет» ― 16 чел.

2.


Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 14 чел. «Нет» ― 4 чел.

3.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 18 чел. «Нет» ― 0 чел.

4.


Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 15 чел. «Нет» ― 2чел.

«Не знаю» ― 1 чел

5.


Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 6 чел. «Нет» ― 4 чел.

«Не знаю» ― 8 чел.

6.

Где и когда семья собирается вместе?

Дома по праздникам, на природе, на выходных, на зимних праздниках у кого-нибудь из родственников, а на летних на природе, каждое воскресение у бабушки, нигде, не знаю.

7.


Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Новый Год, Рождество, Дни Рождения, свадьба.

8.


Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 16 чел. «Нет» ― 2 чел.

9.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 7 чел. «Нет» ― 11 чел.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 5 чел.


11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Ничего» ― 6 чел.

«Сказки, песни, колыбельные, истории из жизни» ― 12 чел.

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День Рождения, победы, конец четверти, выпускной, конец года, выпускной в музыкальной школе.

Закончите предложения:

13.

Семья – это люди, с которыми можно поговорить о будущем. Неразлучные люди, которые любят друг друга. Очаг верности и любви. Самые близкие люди, которые всегда поддержат. Самое дорогое и драгоценное на свете. Жизненная ценность, которую мы получаем про рождении.

14.

Семейные ценности – это уважение, любовь, дружба, мир в семье, взаимопонимание, доверие, взаимопомощь. Любовь каждого члена семьи. Радость.

Таблица

результатов анкетирование по теме «Семейные традиции и ценности»

Класс: 10 «А»

Количество учащихся, принявших участие в анкетировании: 18 чел.


1.

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

«Да» ― 4 чел. «Нет» ― 14 чел.

2.


Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

«Да» ― 10 чел. «Нет» ― 8 чел.

3.

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

«Да» ― 18 чел. «Нет» ― 0 чел.

4.


Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

«Да» ― 12 чел. «Нет» ― 6 чел.

5.


Есть ли у Вас семейные реликвии?

«Да» ― 4 чел. «Нет» ― 12 чел.

«Не знаю» ― 2 чел.

6.

Где и когда семья собирается вместе?

Нигде, дома, по праздникам, на природе.

7.


Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Новый Год, День Победы, Рождество, Дни Рождения, Пасха.

8.


Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?

«Да» ― 13 чел. «Нет» ― 5 чел.

9.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

«Да» ― 5 чел. «Нет» ― 13 чел.

10

Есть ли семейные привычки?

«Да» ― 6 чел. «Нет» ― 12 чел.


11

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

«Ничего» ― 12 чел. «Сказки, песни» ― 6 чел.

12

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День Рождения, победа в чём-либо, начало каникул, выпускной, достижения в олимпиадах.

Закончите предложения:

13.

Семья – это люди, которые любят друг друга. Самые близкие, которые помогут в любой ситуации. Те, без кого я не смогу жить. Главное в жизни человека.

14.

Семейные ценности – это здоровье, счастье семьи, уважение к родным, воспитание, уважение старших, воспоминания о прошлом, взаимопонимание, любовь.















Генеалогическое древо

Родословное, или генеалогическое древо ― схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» ― представители основной линии рода, а на «ветвях» ― различных линиях родословия. Генеалогическим или родословным древом также называют представления восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще ― всем этим занимается генеалогия (родословие). (Приложение № 1)



Заключение


Современный мир стремительно теряет религиозную традицию, опору на многовековой религиозный опыт предшествующих поколений, в том числе в области брака и семьи. Из лексического оборота постепенно исчезают такие слова, как целомудрие, чистота, супруги и супружеская любовь. Их место занимают медицинские термины: гендерная принадлежность, половое партнерство, сексуальная ориентация. Даже мужи и жену теперь часто именуют партнерами в браке. Мы столкнулись с глобальным кризисом семьи и семейных отношений.

В современной Европе, например, ставится под сомнение монополия брака, как союза мужчины и женщины. Это происходит не только на уровне умов и рассуждений, но и на законодательном уровне, и в сфере практической жизни.

Разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия. Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Именно в семье мальчик учится быть мужественным, защищать правду, подражая отцу, а девочка учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, подражая матери.

Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания. Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней.

Актуальность раскрываемого в данной работе вопроса позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций семейного воспитания в современном мире. Религиозное мировоззрение, ориентированное на высшие ценности человечества, было стержневой идеей в воспитании подрастающего поколения. Эти ценности не должны быть утрачены в динамично развивающемся мире, и накопленный историко-культурный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека.


Семья-это самоё ёмкое слово.

В нём слышится «семя» - жизни основа.

Семь «я» - это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней - надёжный источник.


Семья-это радостный детский смех.

Семья-то, что в жизни нам дарит успех!

Пусть будут опорой друг другу родные,

И пусть всех минуют несчастья любые!


Семья - нашей жизни надёжный оплот,

Что в детстве и в старости нас бережёт.

Семья – на любви построенный дом,

Пусть радость и счастье царствуют в нём!


Литература

  1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243с.

  2. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999.

  3. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи //  [link]





16