Пути к творчеству
Наумова С.Г., учитель ИЗО
В современной школе достаточно широко ставится и решается задача творчества учащихся. Творчества как воплощения индивидуальности, самовыражения личности через свое собственное неповторимое отношение к миру окружающей действительности. Несомненно, что каждый ребенок имеет задатки к творчеству, но только у окружающих разное к этому отношение. Считать, что эти задатки проявятся рано или поздно сами собой, не мешать ребенку, было бы с моей стороны проявлением равнодушия и позиции стороннего непричастного к судьбе наблюдателя. Ведь совершенно очевидно, что не всякий человек может проложить дорогу к созиданию, раскрыть заложенный от природы талант, развить свои способности, тем более ребенок.
В дошкольном возрасте творчество ребенка – это свобода: свобода художественного слова, воспринимаемого как устное народное творчество, свобода в изобразительной деятельности.
Школьный период творчества несет некие ограничения этой свободы – определенные условия, рамки урока.
Важнейший момент – осознание ребенком своего творчества, рефлексии, через что он понимает его значимость. Важность этого момента заключается в дальнейшем выборе пути решения данной проблемы. Пути два: лучше меньше да лучше или от души, но без соблюдения правил и грамотности.
Именно этот момент можно считать “переломным” в переходе от дошкольного творчества к школьному. Именно здесь любой педагог, учитель, воспитатель должен понимать – в основе настоящего творчества лежит знание техники работы или технический навык. Возьмите обучение каллиграфии – всегда показывается некий идеальный образец, и все дети более или менее похоже рисуют одни и те же крючки, палочки, закругления. Но почерк, тем не менее, у всех получается разный, и если бы не существовало основы определенного написания букв, цифр, то наверняка никто бы никогда не понял и не прочитал, то, что пишет другой. Почему же в изобразительном искусстве все должно быть иначе? Учитель должен и обязан делать “показы”, чтобы ребенок овладел не только техникой работы любым доступным материалом, но и элементарно знал, как можно рисовать кистью, карандашом; как получается тонкая линия, как широкая. Ясно, что эти “показы” может, как и в обучении каллиграфии, делать не сам учитель, а прибегать к помощи продвинутых учащихся, создавать эвристические ситуации, но это уже тонкости методики. Главное мое убеждение – необходимость обучения элементарным основам техники. Без нее трудно воплотить творческую идею в жизнь именно так, как она представляется в воображении, мало того, от этого напрямую зависит и вдохновение, дающее эти идеи – удача всегда окрыляет и зовет на новые подвиги! А сколько в практике примеров, когда в работе ученика есть идея, но отсутствие технического навыка приводит к разочарованию в ее неточном и неумелом воплощении.
Одной из задач изобразительного искусства является развитие творческого воображения и интуиции. Никто не будет спорить, что воображение – орудие творчества, фантастическая человеческая способность выражать свое отношение к миру через собственное восприятие окружающей действительности.
Активизация творчества учащихся обязательно должна проходить на основе стратегии и тактики педагога. Должен быть принципиальный взгляд на данную работу, поскольку процесс творчества достаточно тонок и хрупок.
Стратегия педагога – это создание условий психологической поддержки ученика через атмосферу доброжелательности и доверия, через воспитание уважения учащихся к своему труду и труду своих товарищей, помощь и личный пример педагога; соблюдение принципов: воздержание от критики, ценностное отношение к творчеству, развитие доверия собственной интуиции учащихся, развитие настойчивости в преодолении трудностей, преодоление обыденности взгляда на окружающий мир у учащихся, учение через удивление, воспитание деятельностью через три я: я – воображаю, я – созидаю, я – получаю удовлетворение от собственной деятельности (рефлексия).
Особое место в стратегии педагога должно занимать знание сферы эмоций и чувств учащихся. Испытываемые ребенком гаммы положительных чувств на любом уроке снимают напряжение, расслабляют, улучшают настроение, дают заряд бодрости, влияют на процессы запоминания информации: запоминается надолго то, что эмоционально пережито, прочувствовано. В Японии уже давно существует “Культура эмоций”: чтобы нейтрализовать одну отрицательную эмоцию, необходимо испытать три положительных. Первых, стрессовых, более чем достаточно испытывает ребенок и дома, и в школе. Вторых меньше. Но пока дети – дети, они легче справляются с этим, чем взрослые. Однако отрицательные эмоции не уходят, они остаются, оседают глубже, превращаясь впоследствии в болезни. Надо научить ребенка видеть в простых вещах то, что может принести радость: в малом видеть большое, в большом малое, учить удивляться и удивлять. “Каждый лист, упавший с дерева, имеет свою судьбу, как и человек. Один упадет в книгу читающего на лавочке и станет закладкой, другой залетит в кузов грузового автомобиля и станет путешественником, третий упадет на водную гладь обыкновенной лужи и почувствует себя кораблем в огромном море. Так и люди: один станет писателем, другой путешественником, третий – капитаном корабля. Разные листья. Разные люди…”. Когда говоришь и видишь искорки в глазах замерших детей, понимаешь – задета струнка души, не зря потрачен вечер на “рождение” очередного урока. Стратегия очень тонко переходит в тактику – использование всего арсенала средств и приемов, “тонкостей” методики, практических упражнений в работе с учащимися.
В своей практике я пришла к необходимости перевоплотить идею “минуток чистописания” в минутки “чисторисования” - пятитиминутки, которые проводила в начале урока. Сначала просто учила делать наброски всего, что предлагали дети: животных, предметов, растений. Но теперь у учеников нет “боязни чистого листа”, когда не знают с чего начать и как поставить первое красочное пятно. Дети учатся делать копии не через копировальную бумагу, а через зрительный анализ и развивают глазомер. Да, это репродуктивный характер деятельности, а не творческий. Но почему в музеях мы видим дипломные работы учащихся художественных училищ в виде прекрасных копий известных мировых шедевров? Неординарный ребенок не срисует один в один - он обязательно пририсует “вороне бантик”. А ребенок, талантливый в другой области, а не в искусстве, обучится хотя бы элементарным навыкам. В моей практике появились пятиминутки воображения, фантазирования: “На что похоже?”, “Дорисуй”, “Нарисуй радость, боль, мечту, звук, запах”. Потом релаксации, “погружения” в картину с использованием музыки, художественного слова. И все это при основе все той же работы над техническим навыком изображения, техникой использования различных художественных материалов через активизацию основных компонентов творчества: эмоций, чувств, воображения, творческого мышления.
Чтобы самой себе доказать действенность введенных пятиминуток в начале учебного года, я провела тестирование умений изобразительной деятельности во всех классах, где преподаю: лист альбома разбивается на восемь квадратов, в каждом из которых ученик должен нарисовать какой-либо предмет, животное, пейзаж, натюрморт и, обязательно, отвлеченное понятие – настроение, мечту. В течение половины года работала на пятиминутках со всеми классами, кроме одного, оттачивая навыки и умения, используя имеющиеся и приобретаемые знания. В конце полугодия повторное тестирование по тем же заданиям в восьми квадратах наглядно показало качественный скачок изобразительных умений в классах, где регулярно проводились “пятиминутные” занятия и отсутствие больших сдвигов в классе, где они не применялись. Это дополнение в структуру урока позволяет больше дать детям, повысить его плотность, несмотря на сорок минут один раз в неделю.
Урок – это то, что на 100 процентов зависит от педагога, хотя кто-то не приготовился к нему, у кого-то все еще не получается, кто-то еще не увлечен. Все в наших руках, если определена цель, если обозначены пути, если выбрана именно та профессия, которой принесешь наибольшую пользу окружающим и самому себе, если все это так, то к творчеству ты уже пришел сам и, значит, приведешь других.