Рабочая программа по изо по программе Ломова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровская общеобразовательная школа-детский сад»

Нижнегорского района Республики Крым


ПРИНЯТА

Протокол педсовета №

от « » июня 2016 г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ «Уваровская СОШДС»

Приказ № от .2016 г.

Директор школы:

___________________А.П. Синюк


РАССМОТРЕНА

на заседании МО «Начальные классы»

Руководитель МО

___________________Н.А. Николенко

Протокол № 5

от . 2016г.

«СОГЛАСОВАНА»

2016 г.

Заместитель директора по УВР

______________ Т.А. Кузёмина


Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

для 8-9 классов
основного общего образования

на 2016/2017 учебный год


Количество часов: в 8 кл 17 часов в год, 1 час в неделю

Уровень: базовый

Программа разработана: учителем изобразительного искусства Менадиевой З.И.

Программа разработана на основе Федарального компонента государственного стандарта авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2014 и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.; Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Уваровка, 2016

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 8-9 классов разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2014 и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.; Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию


Цели курса:

знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.

Характеристика основных видов занятий

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки). Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов. Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация и т. д.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.

Проектная деятельность учащихся Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:

анализ актуальности проводимой работы;

выбор цели, формулирование задач;

выбор средств и методов для реализации целей и задач;

планирование, определение последовательности и сроков работы;

проведение проектных работ;

оформление и представление результатов.

Планируемые результаты освоения программы

сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках;

овладение основами изобразительной грамоты, практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и проектной графике),а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ);

способность к созданию выразительного художественного образа

В 8 классе

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

виды и жанры изобразительного искусства;

прикладное искусство и дизайн;

ведущие музеи мира и России;

последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Обучающиеся должны уметь:

самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

Результаты освоения курса изобразительного искусства

в 9 классе

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

Обучающиеся должны уметь:

самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;

самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;

использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным предметам.


Содержание программы : 8 класс

Программа содержит 4 раздела: графика, живопись, композиция и декоративно-прикладное искусство. А также программа содержит основные виды практической деятельности: с натуры, по представлению и ДПИ.

Рисование с натуры (6 ч)

Изображение натюрмортов из предметов быта, искусства, труда; гипсовых орнаментов. Линейная и воздушная перспектива. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его функциональному предназначению. Элементарные сведения об анатомии человека. Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры человека. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».

Рисование на темы, по памяти и представлению (6 ч)

Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра); резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Станковая графика, газетножурнальная и книжная графика, плакат, компьютерная и промышленная графика.

Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.

Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др.

Разработка сюжетной композиции на историческую или современную тему с выполнением поисковых композиционных эскизов.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (5 ч)

Монументальная роспись в стиле византийской мозаики (эскиз интерьера, композиционные решения мозаичного изображения, имитация композиции в технике аппликации. Имитация фрески.

Графика:

Элементарные основы компьютерной графики. Понятие «графика», ее классификация. Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакати др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра, офорт, литография. Произведения графики в повседневной жизни. Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерныйжанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Наброски фигуры человека спереди, сбоку, сзади в статичных позах — рисование с натуры (карандаш). Наброски фигуры человека в различных положениях. Изображение человека в движении. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести»

Живопись

Особенности работы пастелью: штриховые и нештриховые способы, приемы растушевки и размывания

влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами. Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники,работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж. Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Цветотоновые отношения в натюрморте

Композиция.

Композиция как важнейший организующий компонент художественной формы, придающий единство и цельность произведению, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных и динамичных композиций.

Дизайн.ДПИ

Современное декоративно-прикладное искусство. Элементарные основы компьютерной графики. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные (трехмерные) изображения. Художественная и рекламная графика


Тематическое планирование

8 класс

Количество часов в программе -17 ч. 1 резерв


Рисунок. Графика.


Зарисовка геометрических тел, особенности графики.

1

натура

2

Интерьер, расположение во фронтальной проекции.

1

По представлению

3

«В кабинетах нашей школы»

Интерьер, расположение под случайным углом зрения.

1

натура

4-5

«Книжная графика и офорты В.Фаворского» Гравюра на картоне

2

По представлению

6

Фигура человека в статических позах.

1

По памяти и представлению

7

Наброски фигуры. Человек в движении. Натура

1

натура

8

Живопись

«Выразительные произведения живописи известных художников. Пейзаж» . Имитация фрески

1

Беседа

ДПИ

9

Этюд пейзажа.

1

натура

10

Многоплановый пейзаж в декоративном стиле, создание

с помощью цветового контраста иллюзии пространства.

1

ДПИ

11,

12

Натюрморт .

2

натура

13

Композиция

«Тишина в природе» Статическая композиция

1

по представлению

14

«Движение – это жизнь» Динамическая композиция

1

По представлению

15

Дизайн

Эскиз плаката к спектаклю

1

ДПИ

16


Проектирование упаковки. Конструкторская графика: плоские изображения (проекции, сечения) и пространственные (трехмерные) изображения.

1

ДПИ

17


Создание графической композиции в графическом редакторе.

Резерв

1

ДПИ


Содержание программы 9 класса

По программе С. Ломова в программе запланировано такое количество видов деятельности как :

Рисование с натуры -6 часов

Рисование по памяти или представлению – 6 часов

ДПИ- 5 часов.

Так как в данной программе выделено 18 часов на изучение предмета, а не 17 , то был добавлен 1 час- работы с натуры.

Основные разделы в тематическом плане :рисунок, живопись, композиция и дизайн

Рисование с натуры (6 ч+1)

Теоретические основы рисования с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура). Систематизация знаний о конструктивном строении формы головы, передаче объема, композиции, комплексное использование знаний, умений и навыков в процессе выполнения учебных заданий.

Закономерности построения деталей головы человека. Поэтапное рисование гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха:

композиция, линейно-конструктивное построение, светотеневой рисунок. Анализ положения изображаемых объектов, их анатомических особенностей, пропорций и общей формы.

Линейно-конструктивное построение формы гипсовой головы человека. Моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени.

Виды изображения интерьеров. Основные закономерности линейно-конструктивного построения интерьера, создание глубинно-пространственного эффекта, передача освещения и колорита. Живописное изображение интерьера в условиях естественного и искусственного освещения.

Портретная живопись России XVIII—XIX вв. Различные техники написания портретов. Художественные приемы, помогающие создать образ портретируемого человека: композиция, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, обстановка, освещение, колорит и манера письма.

Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт внешности — формы головы, прически, лица, пропорциональные и живописные особенности, акценты. Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.

Рисование на темы, по памяти и представлению (6 ч)

Использование разнообразных средств художественной выразительности при создании композиции (формат,точка зрения, высота линии горизонта, характер освещения, местоположение композиционного центра и пр.).

Обеспечение согласованности, соподчинения, целостности художественного произведения, гармоничной уравновешенности всех частей одного целого. Усиление эмоциональной составляющей живописной работы с помощью цвета. Создание выразительной, яркой по эмоциональному накалу композиции, раскрывающей художественный замысел автора изобразительными средствами.

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (5 ч)

Выполнение дизайнерских проектов интерьеров.

Использование возможностей компьютерной графики.

Рисунок:

Поэтапное рисование гипсовых слепков носа, губ, глаза, уха: композиция, линейно конструктивное построение, светотеневой рисунок. Анализ положения изображаемых объектов в пространстве, их анатомических особенностей, пропорций и общей формы. Рисование гипсовой головы. Моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени.

Живопись:

Живописное решение интерьера. Основные закономерности освещения интерьера, передача его колорита. Портретная миниатюра в России XVIII—XIX вв. Различные техники написания миниатюр. Живописные зарисовки головы человека. Передача первого впечатления от натуры, выразительных черт ее внешности — формы головы, прически, лица, пропорциональные и живописные особенности, акценты.

Композиция:

Создание выразительных художественных образов. Выражение чувств и идей автора средствами композиции. Анализ средств художественной выразительности, используемых в различных произведениях художников. Понятие доминанты и акцента.

ДПИ. Дизайн:

Интерьер (фронтальная перспектива со смещением точки схода от центра симметрии), его предметное наполнение с разной степенью подробности (соответственно масштабу). Соразмерность и динамика. Материальность и фактура


9 КЛАСС (18 ч)

Тематическое планирование


3

4

Гипсовая голова человека

2

натура

5

Живопись

Живописное решение интерьера при естественном освещении

1

натура

6

Живописное решение при искусственном освещении

1

натура

7

Этюд головы человека

1

натура

8

9

Создание портретного образа исторического личности

2

По памяти и представлению





10

Композиция

Композиции с необычной точкой зрения. Основные художественные средства. Коллаж

1

ДПИ

11

12


«Моя будущая профессия» Доминирующий цвет и акцент в композиции .

2

По представлению

13

Композиция в живописи великих художников. Упражнения.

1

Беседа.

По представлению

14

15

Дизайн

Виды дизайна «Сад моей мечты» Макет

2

ДПИ

16

17

Интерьер . Разработка эскиза интерьера в определенном стиле

2

ДПИ

18

Архитектура . Проектирование

1

По представлению