Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО естественно-математического цикла ____________________
Протокол № 1 от «24»августа 2015г.
Директор МБОУ «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
__________________Шевченко З.В.
Приказ № от «27» августа 2015г.
Рабочая программа
основного общего образования
по изобразительному искусству 6 класс
Составитель: Шевченко Марина Анатольевна
учитель биологии
Воздвиженка - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427 и от 10 ноября 2011 г. №2643.
В соответствии с:
1. Федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253.
2. Основной образовательной программой основного общего образования утверждённой приказом директора школы от 28.08.2011 г. №45.
3. Учебного плана МБОУ Воздвиженская СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 28.08.2014 г. №45-О.
4. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 10.08.2011 г. №40/1.
5. Авторская программа. Программы общеобразовательного учреждения под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, 1-9 классы,
Москва «Просвещение», 2010г.
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе программы общеобразовательного учреждения под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, 1-9 классы, Москва «Просвещение», 2010г.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа « Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - второй год обучения основной школы посвящен изобразительному искусству, где учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.
Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.
В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Тема I четверти:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Тема II четверти:
«Мир наших вещей. Натюрморт»
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
Художественное познание: реальность и фантазия.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Тема III четверти:
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике ,живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты. Художники – наши земляки.
Тема IV четверти:
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
Городской пейзаж. Мой белый город.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
активность участия;
умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
самостоятельность;
оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание);
владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;\
общее впечатление от работы;
оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы;
аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценивания устных и практических работ.
5 (отлично) Усвоение обязательного уровня учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно;
Осознанно использует сведения особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера;
Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передачей основных изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа,
Выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету;
Полностью справляется с поставленной целью урока;
Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
4 (хорошо) обязательного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает
серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки;
воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем;
демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом(тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование
нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла; полностью овладел
программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное
3(удовлетворительно) обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответе на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах; демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта; воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала; слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
2 (неудовлетворительно) Имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки; обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Учебно-тематическое планирование
по Изобразительное искусство и художественный труд
Классы 6
Учитель Шевченко М.А.
Количество часов
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательного учреждения под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, 1-9 классы, Москва «Просвещение», 2010г.
Учебник Л.А. Неменская «Изобразительное искусство в жизни человека», Москва «Просвещение», 2010 г.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
8
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
2
Рисунок – основа изобразительного творчества
3
Линия и её выразительные возможности
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
5
Цвет. Основы цветоведения.
6
Цвет в произведениях живописи.
7
Объёмные изображения в скульптуре.
8
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт.
8
9
Реальность и фантазия в творчестве художника.
10
Изображение предметного мира – натюрморт.
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
13
Освещение. Свет и тень.
14
Натюрморт в графике.
15
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Вглядываясь в человека. Портрет.
12
16
Образ человека – главная тема искусства.
17
Конструкция головы человека и её пропорции
18
Изображение головы человека в пространстве
19
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
20
Портрет в скульптуре
21
Сатирические образы человека
22
Образные возможности освещения в портрете
23
Портрет в живописи
24
Роль цвета в портрете
25
Великие портреты (обобщение темы)
Человек и пространство в изобразительном искусстве
7
26
Жанры в изобразительном искусстве
27
Изображение пространства
28
Правила линейной и воздушной перспективы
29
Пейзаж-большой мир. Организация изображаемого пространства
30
Пейзаж-настроение. Природа и художник
31
Городской пейзаж
32
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
32
Язык и смысл
33
Обобщающий урок
ИТОГО
35
Календарно - тематическое планирование
№№ п/п п/п
№ в теме
Тема урока
Тип урока
Осваиваемые
учебные действия
(умения)
Домашнее задание
Дата
план
Дата факт
Приме-чание
Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
1
1
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств
Ознакомление с новым материалом
Знать виды пространственных и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
Сбор информации по теме «Изобразительное искусство»
стр. 3-23 (1)
2
2
Рисунок - основа изобразительного творчества
Комбинированный
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
Зарисовка с натуры растений и веточек (колоски, колючки, зонтичные и т.д. )
стр.24-29 (1)
3
3
Линия и ее выразительные возможности.
Комбинированный
Знать выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и образность линейного изображения,
ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа. Уметь использовать линию в собственной творческой работе.
Выполнить по представлению линейные рисунки трав используя различные линии (колоски, колючки, зонтичные и т.д. )
стр.30-33 (1)
4
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Комбинированный
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Знать роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Изобразить ветер, тучи, дождь и туман.
стр.34-37
5
5
Цвет. Основы цветоведения
Ознакомление с новым материалом
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
Рисунок сказочного царства.
стр.38-41(1)
6
6
Цвет в произведениях живописи.
Применение знаний и умений
Понимать значение слова « колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
Рисунок осеннего букета.
стр.43-45-47(1)
7
7
Объемные изображения в скульптуре
Ознакомление с новым материалом
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
Фигурка любого животного
стр.47-51(1)
8
8
Основы языка изображения.
Обобщение и контроль знаний
Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства
стр.52-53(1)
Тема 2.Мир наших вещей (8 часов)
9
1
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Ознакомление с новым материалом
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.
стр.56-57(1)
10
2
Изображение предметного мира - натюрморт.
Применение знаний и умений
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).
Натюрморт – аппликация
стр.58-61(1)
11
3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Комбинированный
Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Уметь разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры.
Изготовить из бумаги простые геометрические тела
стр.62-63(1)
12
4
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Комбинированный
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
Зарисовка конструкции из нескольких геометрических тел.
стр.64-67(1)
13
5
Освещение. Свет и тень.
Ознакомление с новым материалом
Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.
Рисунок геометрического тела с боковым освещением.
стр.68-75(1)
14
6
Натюрморт в графике.
Применение знаний и умений
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
Рисунок натюрморта в карандаше.
стр.76-78(1)
15
7
Цвет в натюрморте.
Комбинированный
Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
Натюрморт в цвете (краски, гуашь).
Стр.78-85(1)
16
8
Выразительные возможности натюрморта. .
Обобщение и контроль знаний.
Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра
Натюрморт в цвете (краски, гуашь).
Стр.86-87(1)
Тема 3.Вглядываясь в человека. Портрет (12 часов)
17
1
Образ человека – главная тема искусства.
Ознакомление с новым материалом
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра
стр.90-101(1)
18
2
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Ознакомление с новым материалом
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
Рисунок пропорций головы.
стр.102-105(1)
19
3
Изображение головы человека в пространстве.
Применение знаний и умений
Уметь изобразить голову человека с учетом пропорций
Аппликация головы.
стр.106-107(1)
20
4
Портрет в скульптуре
Комбинированный
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человек
Набросок скульптурного портрета литературного героя.
Стр.108-111(1)
21
5
Графический портретный рисунок..
Комбинированный
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
Набросок с натуры друга или одноклассника.
стр.112-115(1)
22
6
Сатирические образы человека.
Комбинированный
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами
Рисунок дружеского шаржа.
стр.116-119(1)
23
7
Образные возможности освещения в портрете.
Комбинированный
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
Наброски головы с различным освещением в технике аппликации
стр.120-121(1)
24
8
Роль цвета в портрете.
Ознакомление с новым материалом
Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.
стр.122-125(1)
25
9
Роль цвета в портрете. Работа над портретом.
Применение знаний и умений.
Умение видеть цвет, понимать его эмоциональное воздействие, рассказывать о своих впечатлениях от портретов великих мастеров. Овладевать опытом создания портрета в цвете. Умение создавать портрет в цвете различными материалами.
Портрет члена семьи или автопортрет в цвете.
26
10
Великие портретисты прошлого.
Ознакомление с новым материалом
Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра
Портрет члена семьи или автопортрет в цвете (продолжение)
стр.126-129(1)
27
11
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
Обобщение и систематизация знаний
Знать особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века, выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа
Подготовить рассказ о великом русском портретисте.
стр.130-135(1)
28
12
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. Доклады.
Обобщение и систематизация знаний
Уметь преподносить информацию по заданной теме о русских портретистах, интересуясь личностью человека иего жизнью. Уметь узнавать и называть примеры известных портретов отечественных художников.
Стр. 130-135(1)
Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж (7 часов)
29
1
Жанры в изобразительном искусстве.
Обобщение и систематизация знаний
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
стр.138-141(1)
30
2
Изображение пространства.
Комбинированный
Знать особенности и способы изображения пространства в различные эпохи, композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников.
Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов.
стр.142-145(1)
изготовить сетку «Альберти»
31
3
Правила построения перспективы. Воздушная
перспектива.
Комбинированный
Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Знать правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Рисунок уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
стр.146-147(1)
32
4
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник.
Комбинированный
Знать основы изобразительной грамоты пространства и уметь применять приобретенные знания на практике. Эксперементировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Знать особенности выполнения «пейзажа настроения». Умение передать в пейзаже личностное восприятие. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Рисунок большого пейзажа по теме «Весна», «Лето», (на выбор).
стр.148-155(1)
33
5
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.
Комбинированный
Знать историю развития художественного образа природы в русской культуре, средства выразительности в графическом рисунке.
Уметь характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Приобрести навыки создания пейзажных зарисовок.
Продолжение работы над пейзажем.
стр. 156-171(1)
34
6
Городской пейзаж.
Комбинированный
Знать основы изобразительной грамоты городского пейзажа и уметь применять приобретенные знания на практике. Применять навыки наблюдательной перспективы при изображении городского пейзажа.
Графическая композиция «Моя улица».
стр.168-171(1)
35
7
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл.
Обобщение и контроль знаний.
Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года.
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
стр.172-173(1)