Тип урока Урок «открытия» нового знания (ОНЗ) Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об архитектуре, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; смогут познакомиться с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, ордер, цвет, тон, композиция
Образовательные
ресурсы
Интернет-ресурсы: www.rudocs.exdat.com, mp3ostrov.com, www.stihi.ru, www.matveyrybka.ucoz.ru
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Древняя Греция», ордер (дорический, ионический, коринфский).
Работы учащихся 4 классов.
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка
Деятельность учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный контроль
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Проверяем готовность к уроку.
Посмотрите на экран. Какая страна изображена на картине?
– Правильно, Греция.
Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о Древней Греции
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение
Отвечают
на вопросы
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к Родине, природе
Устные
ответы
II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рассказ с элементами беседы по теме «Культура
Древней Греции».
Просмотр мультимедийной
презентации.
Просмотр мультимедийной
презентации
«Культура Древней Греции
Просмотр мультимедийной презентации «Культура Древней Греции».
– Культура Древней Греции в период
ее расцвета была насыщена красотой.
В понимании древних греков красота человека и окружающего его мира заклю-
чалась в гармонии и уравновешенности.
То есть основным правилом древнегреческого мастера было соблюдение чувства меры, совершенства и пропорциональности форм. От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет, но сила и слава античного искусства оказалась вечной.
Поэты, художники, скульпторы воспевали деяния богов и подвиги героев в своих произведениях. Благодаря им мы имеем возможность узнать мифы Древней Греции и исторические факты, происходившие на самом деле.
Греки создали своих богов по образу и подобию людей, наделив их красотой и бессмертием.
Изображение Богов – главная тема в искусстве древних греков.
Великие игры
В Древней Греции появилось новое движение- Олимпийские игры.
Существует легенда о том, что после победы в одной из битв, радостную весть о победе греков доверили сообщить одному из воинов. Воин всю дорогу бежал, стараясь прибежать как можно скорее. Горожане приветствовали воина как героя. 776 г. до н.э. состоялись первые Олимпийские игры. В это время начинает формироваться культура физической красоты тела. Она находит отражение в скульптуре.
Греческая скульптура.
Дорифор. Поликлет. Эталлон (образец) красоты мужского тела.
Архитектура Древней Греции
«Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» – так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав. Афины действительно были самым прекрасным городом Древней Греции.
Всякий человек, оказавшись здесь, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами и возвышался над городом. Это было священное место для афинян.
Здесь располагались храмы всех богов.
– Ребята, каких древнегреческих богов вы знаете из мифов?
Храм (Парфенон) был необычайно бога-
то украшен. Внутри стояла 12-метровая статуя Афины, созданная скульптором Фидием. Богиня была изображена в роскошном шлеме и праздничной нарядной одежде. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. Каждому, кто приходил в Парфенон, казалось,
что перед ним живая Афина.
Другое знаменитое сооружение на Акрополе – небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея – Эрехтейон. Храм стоял на месте, где по преданию произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В споре победила богиня, поэтому она стала покровительницей города. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек. До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.
В отличие от великолепия Акрополя
жилая часть Афин поражала своей простотой. Свои дома греки строили из глины и кирпича и вовсе не заботились
об их украшении. Все силы, мастерство и фантазию они обращали на храмы.
Древнегреческий храм – одно из самых совершенных творений человека
Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними.
Со временем в древнегреческой архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны – простая, без украшений.
Ионический стиль был распространен
в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, их верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Прекрасный образец ионического стиля – храм Ники Аптерос в афинском Акрополе.
Чуть позже архитекторы создали и третий ордер, получивший название коринфский. Дело в том, что впервые эти колонны в своих постройках применили архитекторы Коринфа. Верхняя часть колонн коринфского ордера отделывалась в виде листьев растения акант. Определите, в каком стиле колонны изображены
на слайдах? (Дорический ордер, ионический, коринфский.)
Практическая часть урока
Сделай из бумаги рельеф храма дорического, ионического или коринфского ордера, используя схему
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Обсуждают, сравнивают, анализируют произведения искусства, представленные на слайдах.
Отвечают
на вопрос.
Работа со словарём.
словарь
словарь
Фронтальная работа.
Групповая работа.
Фронтальная работа.
Групповая работа.
Фронтальная работа.
Групповая работа.
Личностные: имеют мотивацию учебной дея-
тельности, способность
к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте природы и архитектуры Древней Греции.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные
ответы.
Устные
ответы.
Устные
ответы.
Физкультминутка.
Пауза общего воздействия
Солнце спит, небо спит, (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало. (Встают, руки вверх с разведенными пальцами.)
Вдруг повеял ветерок, (махи руками
из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок. (Круговые движения руками влево, затем вправо.)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше, (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик. (Постепенно садятся и кладут голову на руки.)
Выполняют упражнения
Просмотр мультимедийной презентации «Культура Древней Греции».
Греческая вазопись
Рассмотрите древнегреческие вазы: их форму, нанесённые изображения, цветовое решение, сюжет.
Соотнесите формы ваз с названиями, предложенными на карточке.
Украсьте изображением человека или сюжетом из мифов Древней Греции.
Обязательно: наличие фона
словарь
III. Творческая практическая деятельность
Выполнение полученных заданий группами.
Объясняет последовательность выполнения работы.
Составляют план работы в группе над рисунком или моделью храма, рисуют карандашом.
Индивидуальная работа
Групповая работа.
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
Наблюдение.
Выполнение рисунка
IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– С какими архитектурными сооружениями Древней Греции мы сегодня познакомились?
– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту культуры Эллады.
Отгадайте ребус.
Рассмотрите образцы выполненных работ.
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились.
Самоанализ.
Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая
их с образцом.
Фронтальная работа
Личностные: понимают
значение знаний для чело-
века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края
с оценкой увиденного
в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы
Устные
ответы