Технологическая карта урока МХК в 11 классе по теме Специфика русского барокко

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






Тема урока № 11

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить


СПЕЦИФИКА РУССКОГО БАРОККО

1.Франческо Бартоломео Расстрелли

2. Зимний дворец в Сант-Петербурге

3.Екатериненский дворец в Царском Селе

4.Смольный монастырь в Санкт-Петербурге


1. Кому северная столица обязана великолепием архитектурных форм, в которых отразились: фантазия, помпезность и элегантная изысканность?

2. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний?

3. Посмотреть современным взглядом на архитектуру Петербурга, созданную Франческо Бартоломео Растрелли, воплотившего барокко с русской спецификой.

4. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство, ставшего и стилем и эпохой – барокко.

- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учителя;

- отвечаем на вопросы учебника.

Технологическая карта урока № 11 - 11 класс


Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Дидактическая структура урока


Организационный момент

Создают устные зарисовки – «Как я воспринимаю современный Петербург».

Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.

Всеволод Рождественский


О ком идет речь в стихотворении Всеволода Рождественского?


Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала



Используя учебник, дают письменное описание архитектурных особенностей Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге

Работают в тетради

Расставляет акценты

Сооружения Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) придали однообразным плоским берегам мажорный, праздничный вид.

Город из города-крепости, города-порта превратился в город дворцов.

Растрелллиевское барокко или монументальное рококо – уникальный стиль, не имеющий аналогий на Западе. Он соединил ордерную строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии.

Растрелли работал в рамках древнерусской традиции: здание – трехмерный объем, органично вписанный в окружающее пространство.


Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы: специфические черты русского барокко, творчество Растрелли.


Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ



Закрепление нового материала

Обсуждают выполнение задания 1

Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:

  1. Назовите известные вам сооружения Растрелли.

  2. Чем обусловлена специфика русского барокко?

  3. Перечислите характерные черты русского барокко.

  4. Каким образом в русской архитектуре преломилось мировоззрение, свойственное эпохе барокко?

  5. Что значит елизаветинское барокко?


Выполняют задание 1 и 2


Задание 1


Задание 2





Контроль

Участвуют в мини-тестировании

Контролирует ход мини-тестирования

Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь

Предметные

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями


Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Задание 1

  1. Прочтите текст

  2. Используя текст, устно опишите специфические черты русского барокко

Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.


Интересные факты

  • Нет в мире более известного архитектора, который одновременно столько сделал для России и зодчества вообще.

  • Родился Франческо Растрелли в 1700 году в Париже в семье известного скульптора и испанской дворянки. Его отец Бартоломео Карло Растрелли был известным скульптором.

  • В 16 лет юный Растрелли вместе с отцом приехал в Россию по приглашению Петра I. В России отец создал известнейшие монументы. Это конная статуя Петра, участвовал в работах по созданию Большого каскада в Петергофе и Триумфального столпа.

  • Архитектор был приятным и доброжелательным в общении, но деспотичным в работе.

  • Более ста лет не разрешались постройки зданий выше, чем Зимний дворец.

  • Местонахождение могилы зодчего неизвестно.

  • При составлении списка своих архитектурных сооружений Франческо Растрелли приписал себе все творения отца. Правда, во время их постройки он все-таки был участником работ.

Задание 2

Выделите на изображении законченную композиционную единицу – устой. Расскажите, что это такое.

[pic]