Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулешовская средняя общеобразовательная школа №16
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулешовской СОШ № 16
Приказ от 01.09.2016 № 67
______________ А.Л. Микаэлян
Рабочая программа
по мировой художественной культуре
(10 класс)
Мировая художественная культура (базовый уровень) :
программа для 10—11 классов : среднее общее образова-
ние / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. —М.:Издательский
центр «Академия», 2014.
Учитель: Ишина А.О.
2016г.
Раздел №1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
примерных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
авторской программы Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) // Л.Г.Емохонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067).
Приобщение учащихся к шедеврам мирового искусства, ставшим ценнейшим достоянием человечества, — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Мировая художественная культура», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
10—11 классы средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который интегрирует и систематизирует полученные ранее знания на уроках по искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе и истории. Предмет «Мировая художественная культура» способствует саморазвитию и личностному самоопределению старших школьников, формирует их целенаправленную познавательную деятельность, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок. Курс «Искусство» призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности учащегося, формирования его духовно-нравственных идеалов. Освоение предмета имеет активный деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Содержание программы дает возможность для развития важных личностных характеристик выпускника средней школы:
– уважение культуры и духовных традиций своего народа, своей Родины;
– осознание и принятие традиционных ценностей многонационального российского народа и человечества;
– мотивация на творческое развитие, активное и целенаправленное познание мира, самообразование.
Изучение мировой художественной культуры в средней школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие духовно-нравственной личности, уважающей культурные традиции народов России и других стран мира;
– воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства;
– развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
– освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
– овладение умениями анализировать произведения искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
– использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным формам организации деятельности старшеклассников следует отнести:
Индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект). Он может быть выполнен по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов (курсов) в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования особое внимание обращается на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. В этой связи при планировании уроков искусства в 10—11 классах наряду с содержательными формулируются требования к результатам образования и воспитания учащихся средствами произведений мирового искусства. Главный акцент - на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностными результатами выпускников средней школы,
формируемыми при изучении предмета «Мировая художественная культура», являются:
– приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в художественных образах;
– осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к другим культурам;
– приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;
– развитие способности к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры предполагают:
– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг, выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
– умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к произведениям искусства;
– навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– умение осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания художественно-творческого продукта.
Предметные результаты выпускников средней школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной художественной культуры;
– понимании специфики основных видов и жанров искусства;
– умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;
– понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических терминов при анализе художественного произведения;
– углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
– в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой части мировой культуры;
– развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой;
– готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;
– возможности поддерживать выбранное направление образования;
3) в коммуникативной сфере:
– в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;
– умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектно-исследовательской и творческой деятельности;
– освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;
4) в эстетической сфере:
– в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;
– умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;
– развитии художественно-эстетического вкуса;
– развитии общей культуры учащихся.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, в результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать/понимать
основные виды и жанры искусства и их классификацию;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации об искусстве;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, проекты);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Учебно-методический комплекс:
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10—11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 48 с.
Учебник
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
Рабочая тетрадь
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.
Учебно-методические пособия для учителя
Книга для учителя, 10 класс с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков : методическое пособие:среднее (полное) общее образование / Л.Г.Емохонова, Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия, 2008. – 224 с.»
Дидактические материалы
СД – приложение к учебнику, электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры».
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с основными положениями ФГОС интегративный курс «Искусство» в 10—11 классах рассматривается в разделе «учебные предметы, курсы по выбору обучающихся», которые предлагаются образовательным учреждением.
На изучение курса «Искусство» в 10—11 классах программой отводится 69 учебных часов (35 часов – 10 кл., 34 часа – 11кл.).
В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год, и в связи с государственными праздниками (1 Мая - День международной солидарности трудящихся) программа по МХК в 10А классе будет реализована за 34 часа, в 11классе – за 33 часа. Программный материал будет выполнен за счет интеграции учебного материала.
Программа содержит примерный объем знаний за два года (X- XI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В общий курс X класса включены следующие темы: "Художественная культура первобытного мира", "Художественная культура Древнего мира", "Художественная культура Средних веков" ,"Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века".
Для успешной реализации поставленной задачи предлагается использовать следующие типы уроков МХК:
- образ-модель;
- урок-исследование;
- урок-созерцание;
- урок-панорама.
К каждому из данных типов уроков ставится своеобразная художественно-педагогическая сверхзадача:
- погружение;
- постижение;
- сравнение;
- обобщение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10 класс (35 часов)
Раздел №3 Содержание учебного предмета
Искусство
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
(3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
(14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в зау покойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
(14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Святой Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Святой Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Святой Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 часа)
Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Святого Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО
И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
(4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
Контроль знаний 10 класс
1 полугодие
2 полугодие
№1 1.Художественная культура первобытного мира
Анализ произведения искусства
№2 Художественная культура Древнего мира
Защита реферата проекта.
№3Художественная культура Средних веков
Тест
№4 Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века
Творческая работа, проект
Итоговый тест
Раздел №5 Тематическое планирование курса «Искусство»
10 класс (35ч.)
Основные виды деятельности учащихся
1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 часа)
Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы в вертикальной и горизонтальной моделях мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Обряд плодородия как воспроизведение первичного мифа
Восприятие произведений искусства
Рассматривание фотоиллюстраций наскальных изображений, архитектурных сооружений, каменных изваяний.
Личностно-смысловое прочтение памятников древности.
Аналитическая деятельность
Размышление о роли мифов в жизни первобытных людей. Сопоставление мифов древних цивилизаций для выявления в них общего.
Обоснование ключевого места традиции поминовения предков в языческих славянских обрядах.
Творческая деятельность
Поиск древних образов и символов в литературных произведениях, изучаемых по школьной программе.
Работа в индивидуально-творческой карте.
Пластическое интонирование художественных образов. Ритмическое, мелодическое озвучивание памятников древнего искусства.
Выявление связи суеверий с древними мифологическими образами на основе своего жизненного опыта.
Создание небольших инсценировок (театрализация) славянских земледельческих обрядов.
Проектная деятельность
Самостоятельный поиск свидетельств древнейших верований в повседневной практике. Анализ связи между геометрическими знаками в современной рекламе и геометрическим орнаментом неолита
2
Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.
3
Зарождение искусства. Художественный образ как основное средство познания и постижения мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита. Образность архитектурных первоэлементов. Анализ произведения искусства.
Художественная культура Древнего мира (12ч.)
5
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат – жилище бога. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.).
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений искусства и архитектуры Древнего мира.
Определение характерных черт архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии.
6
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.).
Анализ особенностей отражения идеи вечной жизни в архитектуре египетских некрополей. Размышления о воплощении легенды о Ра в архитектуре египетского наземного храма.
7
Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.
8
Древняя Индия (2 часа)
Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.).
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений искусства и архитектуры Древнего мира.
Выявление стилистических черт архитектуры индуистского храма, отражающих мифологию индусов. Определение отличий основных типов буддийской храмовой архитектуры.
Сравнение зиккурата в Месопотамии, пирамиды в Египте и индуистского храм в Индии по назначению, декоративному оформлению, местоположению. Объяснение символического смысла пирамиды, зиккурата, индуистского храма как воплощений первообраза мировой горы.
Творческая деятельность
Создание собственных индивидуальных или коллективных текстов (эссе, проза, стихи) на основе впечатлений от произведений искусства Древнего мира.
9
Буддийские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия. Особенности божественной пластики и живописи.
10
Древняя Америка (1 час)
Храмовая культура индейцев Месаамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.).
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений искусства и архитектуры Древнего мира.
Постижение характерных черт архитектурного облика храмов на территории Центрально-Мексиканского плато. Формулирование ключевой идеи изобразительного искусства Месамерики.
Проектная деятельность
Поиск элементов египетской, индийской, древнеамериканской орнаментики в архитектурных проектах, оформлении интерьера, дизайне одежды, украшениях.
11
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская культура и декор как отражение мифа.
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.)
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений искусства и архитектуры Древнего мира.
Сравнение архитектуры Кносского и Микенского дворцов.
Творческая деятельность
Звуковое и ритмическое сопровождение изображения, оживление сюжета через пластику и движение.
Создание собственных индивидуальных или коллективных текстов (эссе, проза, стихи) на основе впечатлений от произведений искусства Древнего мира.
12
Древняя Греция (4 часа)
Греческий храм – архитектурный образ союза людей и Богов
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.).
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений искусства и архитектуры Древнего мира.
Постижение основных признаков архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Характеристика особенностей архитектурного ансамбля афинского Акрополя. Обоснование архитектурного совершенства Парфенона как классического ансамбля.
13
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики
Аргументация оценки творчества Фидия как вершины греческой пластики. Размышление о мироощущении
греков в эпоху ранней, высокой и поздней классики на основе произведений скульптуры.
Характеристика главных черт искусства эллинизма.
Проектная деятельность
Поиск в своем городе (населенном пункте) архитектурных сооружений, построенных в дорическом, ионическом, коринфском ордерах. Объяснение того, каким образом присущее античности строгое соблюдение пропорций сказалось при создании повседневной одежды, в украшении интерьеров, планировке садов.
Исследование связей греческой культуры классической древности с искусством последующих эпох. Выявление признаков античной архитектуры, повлиявших на развитие мирового искусства
14
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.
15
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.
1
Древний Рим (1 час)
Особенности римского градостроительства. Общественные здания времён республики и империи. Планировка римского дома.
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусства с одноклассниками (родителями).
Выражение собственного впечатления от восприятия произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии (графические зарисовки, музыкальное творчество, поэтические и прозаические тексты и др.).
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений искусства и архитектуры Древнего мира.
Определение архитектурного элемента, составляющего ядро любого римского сооружения. Объяснение выражения: «Принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным», аргументация своей точки зрения.
Проектная деятельность
Анализ влияния древних образов на современную жизнь.
Истолкование образов древнеримских мозаик в христианском искусстве.
Составление коллажа по мотивам изучаемых произведений искусства (индивидуальная или групповая работа).
Сочинение рассказа от имени жителя Древнего Рима с включением в него описания архитектурных памятников, выполнение графических реконструкций, зарисовок фрагментов римского дома.
Проектная деятельность
Анализ влияния древних образов на современную жизнь.
Поиск элементов египетской, индийской, древнеамериканской орнаментики в архитектурных проектах, оформлении интерьера, дизайне одежды, украшениях.
Поиск в своем городе (населенном пункте) архитектурных сооружений, построенных в дорическом, ионическом, коринфском ордерах. Объяснение того, каким образом присущее античности строгое соблюдение пропорций сказалось при создании повседневной одежды, в украшении интерьеров, планировке садов.
Исследование связей греческой культуры классической древности с искусством последующих эпох. Выявление признаков античной архитектуры, повлиявших на развитие мирового искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 часов)
1
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Раннехристианское искусство.
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика.
Восприятие произведений искусства
Характеристика типов храмов, получивших распространение в эпоху раннего христианства. Поиск общего в декоре раннехристианских храмов любого типа.
Восприятие произведений византийского и древнерусского искусства в духовно-созерцательном ключе. Отражение индивидуально-личностного звучания произведения искусства в вариативных формах художественной рефлексии.
Выражение эмоционального отношения, подбор ассоциаций к рассматриваемым произведениям.
Участие в ситуации подготовленного восприятия произведения искусства, сопровождаемого выразительным чтением текста учебника и музыкальным фоном.
Обмен мнениями и впечатлениями о произведениях искусств с одноклассниками (родителями).
Аналитическая деятельность
Эстетическая оценка произведений архитектуры и живописи.
Анализ особенностей византийского стиля, космической символики византийского храма. Размышления об отображении земной жизни Иисуса Христа в архитектуре крестово-купольного храма. Объяснение специфики создания ощущения вечного круговращения времени в украшении византийского храма.
Размышление об отражении ключевых идей эпохи в архитектуре храма. Анализ отличий строительных школ Древней Руси.
Поиск архитектурных и декоративных элементов, свидетельствующих о преемственности московского зодчества начала XVI века от владимиро-суздальского и ренессансного.
Анализ особенностей византийской иконописи. Характеристика художественных приемов Феофана Грека, при помощи которых достигается впечатление полной отрешенности святых от греховного материального мира.
Выявление различий в восприятии Судного дня в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева. Постижение роли Андрея Рублева как создателя русского иконостаса.
Соотнесение церковных мелодий начала XVI века с декором русских храмов по эмоционально-образному единству.
Творческая деятельность
Сочинение рассказа (в любом жанре) с включением в него описания храмов: собора Св. Софии в Константинополе, церкви Покрова на Нерли, Успенского собора Московского Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.
Работа в индивидуально-творческой карте.
Создание графической модели Высокого русского иконостаса (индивидуально или в группе).
Поисково-исследовательская работа «Художественное звучание идеи жертвенной любви в иконе Андрея Рублева “Троица”».
Проектная деятельность
Сопоставление «Троицы» Андрея Рублева раннехристианской мозаики римской церкви Санта-Мария Маджоре. Аргументированный анализ живописных средств, позволивших Андрею Рублеву донести до зрителя идею объединения русских земель.
Поиск в своем городе (или областном центре) архитектурных сооружений, построенных в византийском стиле. Подбор конкретных примеров, иллюстрирующих влияние византийской эстетики на оформление интерьеров православных храмов (иконы, мозаики, фрески, церковная утварь). Выявление элементов византийского стиля в модной одежде, ювелирных украшениях, театральных декорациях, ярмарочных действах
2
Временная символика
крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре.
3
Византийский стиль в иконописи Древней Руси.
4
Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.
5
Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа.
6
Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.
7
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура. «Каролингское Возрождение».
Восприятие произведений искусства
Созерцание храмовой архитектуры и интерьеров под музыку
(григорианский хорал).
Эмоциональное восприятие литературных произведений, создающих образ готического храма.
Аналитическая деятельность Сравнительно-сопоставительный анализ раннехристианских базилик и базилик «каролингского Возрождения». Характеристика особенностей живописного декора дороманских базилик.
Сопоставление архитектуры и декора романской базилики и византийского собора на основе выражения главной идеи культурного развития западного и восточного ареалов. Определение художественно-эстетических и социально-культурных
задач каменного декора романской базилики. Рассуждение об отражении романского идеала духовной красоты в скульптуре и фресковой живописи.
Поиск отличий готического собора и романской базилики по идейному содержанию, функциям и декору. Определение роли витражей в интерьере готического собора.
Характеристика основных этапов развития готического стиля во Франции. Выявление стилистических особенностей готики в Германии, Англии, Испании, Италии. Анализ новаторства Джотто в живописи (на примере стенных росписей капеллы Скровеньи в Падуе). Размышления о противоречивом сочетании во фресковых циклах XIV века мотивов упоения жизнью и средневекового ужаса перед загробными карами.
Творческая деятельность
Создание творческих работ, основанных на сравнении декоративного убранства византийского собора, древнерусской церкви, дороманской и романской базилик, готического собора. Анализ художественных средств, используемых мастерами
Средневековья.
Проектная деятельность
Поиск проявлений романского и готического стилей в окружающей жизни. Сравнение представлений о готике, существующих в обыденном сознании, с представлениями, полученными на уроках мировой художественной культуры
8
Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.
9
Готика. Готический храм – образ мира.
10
Обобщение по теме «Художественная культура Византии, Древней Руси и Западной Европы в Средние века».
11
Тест «Художественная культура средних веков».
12
Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи.
Восприятие произведений искусства
Созерцание живописных произведений Арс нова. Подбор музыкальных параллелей к литературным («Божественная комедия» Данте Алигьери) и живописным (фресковый цикл Джотто в капелле Скровеньи) произведениям Арс нова.
Аналитическая деятельность
Сравнительно-сопоставительный анализ раннехристианских базилик и базилик «каролингского Возрождения».
Анализ новаторства Джотто в живописи (на примере стенных росписей капеллы Скровеньи в Падуе). Размышления о противоречивом сочетании во фресковых циклах XIV века мотивов упоения жизнью и средневекового ужаса перед загробными карами.
Определение специфики Арс нова в Нидерландах. Выявление черт готики в Гентском алтаре Яна ван Эйка.
Творческая деятельность
Поиск смысловых параллелей между живописью и музыкой Арс нова (в художественно-творческой форме).
13
Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа Покаяния и Триумфа Смерти. Музыкальное течение Арс нова.
14
Специфика Арс нова на севере.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 часа)
15
Китай (1 час)
Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры.
Восприятие произведений искусства
Выражение эмоционального впечатления от восприятия космогонических мифов Китая и Японии.
Эмоциональное восприятие архитектурных сооружений Древнего Китая и арабо-мусульманских стран. Подбор музыкальных и литературных ассоциаций к фотоиллюстрациям японских садов, интерьерам Храма Неба, дворца Альгамбра.
Аналитическая деятельность
Определение специфики отражения идеи Гармонии Неба и Земли в архитектурных формах Храма Неба в Пекине. Выявление сакральных черт в интерьере Зала молений об Урожае. Расшифровка числовой символики архитектурных сооружений Храма Неба. Обоснование значения сада как особого вида японского искусства. Анализ приемов, отражающих идею обретения «пустого сердца» в устройстве японских философских садов.
Творческая деятельность
Воспроизведение японской чайной церемонии. Сопоставление чайной церемонии с традицией русских задушевных посиделок.
Проектная деятельность
Поиск примет китайской и японской художественной традиции в архитектуре, живописи, дизайне, а также в обыденной жизни и бытовом поведении.
Поиск элементов арабо-мусульманского декора в окружающей жизни. Подбор примеров, иллюстрирующих специфику соединения арабо-мусульманской идеи и национальной художественной традиции
15
Япония (1 час)
Японские сады.
16
Ближний Восток (1 час)
Образ мусульманского рая в архитектуре мечетей и дворцов.
Восприятие произведений искусства
Эмоциональное восприятие архитектурных сооружений арабо-мусульманских стран. Подбор музыкальных и литературных ассоциаций к фотоиллюстрациям японских садов, интерьерам Храма Неба, дворца Альгамбра.
Аналитическая деятельность
Поиск различий в организации внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики. Размышление о декоративных средствах создания образа райского сада в купольных мечетях.
Творческая деятельность
Создание творческой работы об арабо-мусульманской архитектуре.
Проектная деятельность
Поиск элементов арабо-мусульманского декора в окружающей жизни. Подбор примеров, иллюстрирующих специфику соединения арабо-мусульманской идеи и национальной художественной традиции.
17
Итоговый тест.
18
Обобщающий урок.
Приложение
к рабочей программе по искусству,
утверждённой приказом директора
МБОУ Кулешовской СОШ № 16
от 01.09.2016г. № 67
Контрольно – измерительные материалы
Анализ произведения искусства живописи по плану.
Принадлежность к культурно – исторической эпохе.
История создания живописного произведения и его автор. Какое значение оно имеет в его творчестве?
Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
Основные средства создания художественного образа : колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
Ваши впечатления от произведения живописи.
Темы рефератов, проектов:
Лучшие достижения архитектуры Месопотамии, Символика архитектуры зиккуратов, Образы древневосточного эпоса, Ассирийский рельеф, его истоки и эволюция; Тайны египетских пирамид, идея вечной жизни – основа древнеегипетской культуры; Канон в древнеегипетском искусстве, Ритуал, миф и искусство древнего Египта, Шедевры древнеегипетского скульптурного портрета, История создания коллекции египетского искусства в ГМИИ им. А.С.Пушкина, Экскурсия по египетским залам Эрмитажа; Заговорившие письмена (об истории возникновения письменности народов доколумбовой Америки), Загадки погибших цивилизаций Мезоамерики;
Художественная культура средних веков. Тест.
1. Византия являлась частью бывшей Римской империи:
а) Северной; б) Южной; в) Западной; г) Восточной.
2. Главным типом церковного зодчества в Византии был (была):
а) атриум; б) интерьер; в) базилика; г) киноварь
3. Храм Св. Софии в Константинополе соединяет в себе:
а) романский стиль и готику; б) базилику и купольный храм;
в) форму креста в плане с куполом в центре.
4. Храм «Премудрости Божьей» в короткое время при императоре Юстиниане воздвигли архитекторы:
а) Аполлоний из Коринфа и Иоаким из Трабзона;
б) Анфимий из Тралл и Исидор из Милета;
в) Алексий с о.Кипра и Иоанн с о.Саламин.
5. При строительстве Св. Софии византийцы использовали опыт строительства:
а) Парфенона; б) Пантеона; в) Пантелеймона; г) Посейдона.
6. Изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, дерева, металлов, эмали:
а) фреска; б) гравюра; в) мозаика; г) икона.
7. Византийские мозаичные росписи более известны нам по росписям церкви:
а) Сан Витале в Равенне (Италия); б) собора Св. Петра в Риме (Италия);
в) храма Св. Софии в Стамбуле (Турция); г) в г. Мистрас в Македонии.
8. Искусство иконописи от реалистической живописи отличает:
а) сознательное нарушение пропорций; б) плоскостное изображение;
в) отсутствие линейной перспективы; г) все перечисленное.
9. Шедеврами византийской иконописи по праву считаются:
а) «Владимирская Богоматерь» из Третьяковской галереи и «Сергий и Вакх» из музеев Киева;
б) «Спас Нерукотворный» из Третьяковки и «Устюжское Благовещение»;
в) «Дмитрий Солунский» и «Свенская богоматерь» из Третьяковки.
10. Основными видами византийской музыки (церковных песнопений) были:
а) псалмы и догматы; б) тропари и каноны; в) главы и стихи; г) мантры и бузуки.
11. Одноименные с храмом Св. Софии были возведены храмы в городах Древней Руси:
а) Суздале и Владимире; б) Любече и Тмутаракани;
в) Киеве и Новгороде; г) Чернигове и Полоцке.
12. Знаменитые мозаики итальянской Равенны изображают:
а) средневековое сражение; б) интронизацию папы римского;
в) Иисуса Христа и апостолов; г) императорскую чету – Юстиниана и Феодору.
13. Символика цвета: золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественный, белый - нравственную чистоту и невинность. Все это относится:
а) к фреске; б) к картине; в) к скульптуре; г) к иконе.
14. Во времена правления этого князя в Киеве шло большое каменное строительство. Путешественник-иностранец насчитал в Киеве ок. 400 церквей. В Киеве тогда правил:
а) Святослав; б) Владимир; в) Ярослав Мудрый; г) Владимир Мономах.
15. В Древней Руси получил распространение крестово-купольный храм, пришедший из Византии. Полукруглые завершения верхнее части стен такого храма называются:
а) нефы; б) атриумы; в) баптистерии; г) закомары.
16. Стены такого храма часто были выложены плоским кирпичом (камнем), который называется:
а) пирамидка; б) плинфа; в) потуга; г) потешник.
17. Установите соответствие:
Храмы Древней Руси Местонахождение
1. собор Св. Софии а) Владимир;
2. храм Покрова на Нерли б) Московский Кремль;
3. Успенский собор 12-го века в) с. Коломенское ок. Москвы;
4. церковь Вознесения 1532 г. г) близ Владимира;
5. 22-х главая Преображенская цер-вь д) Новгород Великий;
6. Благовещенский собор е) о. Кижи в Карелии.
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века.
Темы творческих работ:
-Изучите материал учебника стр.192 - 209 Нарисуйте пейзаж в традиционных жанрах китайской живописи «Горы-воды», «Цветы - птицы».
- Напишите небольшое эссе «Мои размышления в японском саду камней».
- Нарисуйте эскиз обложки и иллюстрации к книге в стиле восточной книжной миниатюры.
- Сочините рубаи в стиле персидского и таджикского поэта Омара Хайяма или хокку в стиле японского поэта Басё.
Итоговый тест.
См. приложение
Календарно-тематическое планирование
10 А класс (32ч.)
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Дата
Домашнее задание
Факт.
По плану
I полугодие (15 ч.)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 часа)
-
Миф – основа ранних представлений о мире. Обряд плодородия как воспроизведение первичного мифа.
1.
05.09
05.09
§1, в.2
2.
Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.
1
12.09
12.09
§2
3.
Зарождение искусства. Художественный образ как основное средство познания и постижения мира в первобытном искусстве. Анализ произведения искусства.
1
19.09
19.09
§2, в.1
Художественная культура Древнего мира (12ч.)
4.
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат – жилище бога.
1
26.09
26.09
§3, в.2
5.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.
1
03.10
03.10
§4, в.1 (3)
6.
Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.
1
10.10
10.10
§5, в.1
7.
Древняя Индия (2 часа)
Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.
1
17.10
17.10
§6, в.3
8.
Буддийские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия. Особенности божественной пластики и живописи.
1
24.10
24.10
§7,в.2,3
9.
Древняя Америка (1 час)
Храмовая культура индейцев Месаамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.
1
07.11
07.11
§8, в.1
10
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская культура и декор как отражение мифа.
1
14.11
14.11
§9, в.2
11
Древняя Греция (4 часа)
Греческий храм – архитектурный образ союза людей и Богов
1
21.11
21.11
§10, в.1
12
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики
1
28.11
28.11
§11, в.3
13
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.
1
05.12
05.12
§12, в.2
14
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.
1
12.12
12.12
§13, таблица
15
Древний Рим (1 час)
Особенности римского градостроительства. Общественные здания времён республики и империи. Планировка римского дома.
1
19.12
19.12
§14, в.1
II полугодие (19ч.)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 часов)
-
Византия и Древняя Русь (7 часов) Раннехристианское искусство.
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика.
1
09.01
09.01
§§15, 16, в.1
-
Временная символика
крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре.
1
16.01
16.01
§17, в.3
-
Византийский стиль в иконописи Древней Руси.
1
23.01
23.01
§18, в.2
-
Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.
1
30.01
30.01
§19-20
-
Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа.
1
06.02
06.02
§21, в.1
-
Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.
1
13.02
13.02
§22-23
-
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура. «Каролингское Возрождение».
1
20.02
20.02
§24, в.3
-
Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.
1
27.02
27.02
§25-26, в.3
-
Готика. Готический храм – образ мира.
1
06.03
06.03
§27-28, в.1
-
Обобщение по теме «Художественная культура Византии, Древней Руси и Западной Европы в Средние века».
1
13.03
13.03
11
Тест «Художественная культура средних веков».
1
27.04
27.04
§29, в.2
12
Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи.
1
03.04
03.04
§30-31
13
Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа Покаяния и Триумфа Смерти. Музыкальное течение Арс нова.
1
10.04
10.04
§32, в.1
14
Специфика Арс нова на севере.
1
17.04
17.04
§33, в.2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (1 час)
24.04
15
Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры.
1
24.04
24.04
§34
16
Японские сады..
1
08.05
01.05
§35
17
Образ мусульманского рая в архитектуре мечетей и дворцов
15.05
08.05
18
Итоговый тест.
22.05
15.05
19
Обобщающий урок
22.05
34
1